Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 7 классе
Тема: НОВЫЙ БЫТ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ
Цели: на основании анализа исторических источников, учеб ных текстов, произведений живописи выделить новые черты русского быта петровской эпохи; провести оценку вводимых Петром Первым новшеств и их влияние на сознание общества; определить значение измененного быта для дальнейших преобразований и областях государственного управ ления, экономики, армии. Учить учащихся в ходе дискуссии высказывать собственные аргументированные выводы о ходе проводи мых Петром преобразований.
Понятия: ассамблея, реформы, культура, феодализм, бояре, «Юности честное зерцало».
Оборудование: картины, С.Хлебовский «Ассамблея при Петре Первом», В.Шварц «Сцена из домашней жизни русских царей», хрестоматийный материал, мультимедийные слайды.
Ход урока
I. Актуализации темы.
Беседа.
У ч и т е л ь. По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех краев земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над волнами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва.
- О какой младшей столице идет речь?
- Вы совершенно правы, Санкт-Петербург предстает перед на-
ми красивейшим и богатейшим городом, который до 1918 г. являл -
ся столицей Российского государства, которое за несколько деся -
тилетий из экономически, политически и культурно отсталого го-
сударства за несколько десятилетий превратилось в достаточно
сильного и серьезного соперника европейским странам.
Все преобразования стали возможны только благодаря сильной личности Петра I.
- Сегодня мы с вами продолжаем изучать деятельность Петра I
и значение этих реформ. Давайте вспомним ранее изученный мате-
риал: какой была страна допетровская?
Рассматривая историю того или иного государства, мы с вами
не можем не уделять внимание духовной сфере деятельности об-
щества, иначе картина будет неполной. Ведь именно в культуре, в
быту складывается характер народа, определяется готовность его к
тем или иным переменам. Давайте подробнее остановимся на куль-
турной жизни допетровской России.
II. Задание учащимся.
Подготовьте ответы: 1 ряд – общество, 2 ряд – образование, 3 ряд – литература, живопись.
- Общество. (Патриархальное общество. Роль женщин незна-
чительна, кроме, может быть, только отдельных личностей (ца -
ревна Софья, царица Наталья Кирилловна). Деление общества.
Бояре - дворяне - служилые люди. Зависимый класс - крепостные
крестьяне. Отдельно стоит духовенство.) - Образование. (В основном церковное, хотя уже появляются
мирские образовательные учреждения: школа лекарей, училища,
гимназии. Славяно-греко-латинская академия.)
- Литература. (Кроме сборника законодательства и учебной
литературы в основном жития святых, произведения сатириче -
ского характера, патриотические произведения.) - Живопись. (Иконопись, появляются «парсуны» (портреты
выдающихся государственных деятелей.)
Вывод учителя: Россия отставала не только в экономическом развитии, но и в культуре и быту от развитых европейских стран.
III Изучение нового материала.
1. Новое в быту Петровской эпохи.
Учитель. Давайте вспомним с вами начальный период прав ления Петра.
В ходе рассуждений, мы, ребята, должны сделать следующий вывод, что быт патриархального общества складывается на протяжении веков. Боярское сословие в отличие от менее именитых россиян не было готово к переме нам, а от них зависело многое.
- Понимая, что Россия во многом отстала от развитых стран
Европы, в 1697 г. Петр сам вместе со своими сподвижниками от-
правляется в Европу с Великим посольством. По возвращении в
Россию у Петра уже были задумки последующих реформ.
- Какие задачи ставил перед собой и Россией Петр, каково их
значение? (Экономика: создание промышленности, контроль над
торговыми путями - выход к Черному и Балтийскому морям. Соз -
дание регулярной армии и флота. Повышение культурного уровня,
создание учебных заведений.) - Но начал он с внешнего вида своего окружения и его быта. На
одном из пиров он остриг бороды своим боярам и обрезал их длин -
нополые кафтаны. - Почему не начать с более, скорее всего, важных шагов? Не с
реформы управления, не со смены состава боярской думы и так
далее?
Т.о., ребята, дальнейшие рефор мы не могли бы осуществляться быстро и эффективно при сохранении прежнего уклада жизни.
- Итак, какие же новшества появляются в этот период?
Учащиеся читают отрывки из романа А. Толстого «Петр Первый». «Указ Петра I о праздновании Нового года», «Указ о переходе на ношение немецкого платья», анализ картин В. Шварца «Сцена из домашней жизни русских царей», С. Хлебовского «Ассамблея при Петре I».
Итак: Участие женщин в светской жизни, европейское платье,
бритье бород, употребление чая и кофе, переход к новому летоис -
числению.
2. Словарная работа (запись в тетради) – просмотр слайдов.
Какое слово вам кажется незнакомым? (Ассамблея.) Ассамб -
лея - общественное собрание в дворянском доме.
Посетителям предоставлялась комната, свечи (в вечернее вре мя), шашки, шахматы, музыка для танцев. Учащиеся записывают определение в тетрадь.
- Реформы – изменения, преобразования, не затрагивающие общественного строя. Как относились бояре к переменам? (Негативно.)
Итак, мы пришли к выводу, в России были необходимы реформы в сферах экономики управления и т. д., необходи мы были равноправные деловые отношения с европейскими странами. А такие отношения возможны только при равном уровне бытовой культуры. Петр «подтягивал Россию» к европейскому уровню. Переодевание, брадобритие устраняло преграду между православными и иноверцам устраняло претензию подданных Петра на некую особость.
- Если говорить о том, какими методами Петр внедрял новшества, то необходимо будет вспомнить многочисленные штрафы за ношение бород и старой одежды.
Согласно царским указам конца 1698 г., 1701 и 1705 гг. расстаться с бородами должны были все сословия — за исключением крестьян и духовенства. Желающие могли сохранить растительность на лице, уплатив внушительную пошлину; именитые купцы -100 рублей, дворяне, торговые люди и купцы более низких категорий - по 60 рублей, посадские - 30 рублей, даже с крестьян въезде в город брали по 2 деньги с бороды. Уплатившим пошлину выдавались медные знаки, которые они должны были постоянно носить при себе, право на ношение бороды необходимо было подтверждать каждый год. При всей привычке и приверженности бороде количество бородатых сокращалось довольно быстрыми темпами.
Портным было запрещено шить русскую одежду. При въезде Москву вывешивается царский указ о перемене одежды, тут же находились образцы нового платья. У ворот можно было наблюдать картину, как целовальник, наблюдавший за исполнением царски указов, взимал плату с москвичей, которые не следовали новой моде. Тот, кто не мог заплатить штраф, подвергался следующей про цезуре: его ставили на колени и обрезали длиннополую одежду вровень с землей.
Петр очень жестко взялся за «перевоспитание» москвичей Нужны ли были такие жесткие шаги, или был возможен другой способ воздействия?
3. Работа в группах.
Учащиеся делятся на две группы. Цель группы № 1 - защита методов Петра; группа №2 — доказывает, что преобразования можно было проводить постепенно.
Итак, Петр не жалел себя, но и не думал о том, во что обходятся людям его благие намерения. Создание армии, флота, промышленности, постройка городов потребовали напряжения всех сил. Положение в стране становилось все более напряженным. В годы правления Петра было организовано четыре боярских заговора, прошла череда крестьянских восстаний. Нельзя не отдать должное упорству и настойчивости Петра. Благодаря его усилиям и усилиям его сподвижников дело двигалось.
4. Новое в литературе.
Учитель.
Воевать, строить города, начинать многие дела в России — для этого требовались знающие люди. Петр приглашал иностранных специалистов, многие оставили свой след в истории. Но всегда жить чужим умом нельзя, нужны свои грамотные люди.
Происходящие изменения в результате наложили свой отпеча ток на сознание людей. Какими были эти изменения, становится понятно, когда видишь круг чтения создаваемого общества. Сейчас мы с вами познакомимся с одними из самых популярных книг.
Я предлагаю вам для изучения два произведения, а именно «Юности честное зерцало или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов» и «Приклады, како пишутся ком плименты разные».
- О чем говорит нам название книг? (Это своеобразные учеб-
ники хороших манер.)
Мы видим, что Петр стремился, что бы российские дворяне усваивали хорошие манеры, уважительно обраща лись друг с другом, умели фехтовать, ездить верхом, изъясняться и писать красноречиво.
- Какие цели преследовали авторы этих книг? Мы должны с
вами помнить, что книги, издаваемые в тот период, издавались
только с разрешения власти, то есть, скорее всего, у Петра была та
же цель, что и у авторов этих книг.
IV. Подведение итогов.
Учитель.
Итак, пора подводить итоги, насколько были оп равданы методы действия Петра в ходе реализации реформ?
- Какие культурные или общественные изменения происходили
в России? - Какое отражение в литературе и искусстве нашли проводи -
мые Петром преобразования?
В культурном плане Россия стала приближаться к Европе и повое поколение россиян уже не чувству ет себя ущербным по отношению к европейцам. Жесткие методы Петра, конечно, настраивали против него российское общество, но зато были и немедленные результаты уже во втором поколении. Круг чтения россиян вырос, стали пользоваться популярностью книги по этикету.
V. Выставление оценок за работу на уроке.
VI . Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для старших классов "История письма - история человечества?"
Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письме...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)
Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...
презентация к уроку истории 10 класс "Свет и тени петровской эпохи" по теме правление Петра 1
презентация резработана к обобщающему уроку по истории в 10 классе по теме "Деятельность Петра Первого". Рассматривается деятельность Петра с двух позиций: положительной и отрицательной....
Сообщение по Истории русского литературного языка "Значение Петровской эпохи в истории русской письменности"
Петровская эпоха (1700-1730).Это начало формирования русского литературного языка. Петровская эпоха в истории нашего народа характеризуется существенными реформами и преобразованиями, затронувшими и г...
Разработка урока по истории России "Эпоха Петра Первого"
Урок-игра "Эпоха Петра Первого"...