Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 7 классе

 

Тема: НОВЫЙ БЫТ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Цели: на основании анализа исторических источников, учеб ных текстов, произведений живописи выделить новые черты русского быта петровской эпохи; провести оценку вводимых Петром Первым новшеств и их влияние на сознание общества; определить значение измененного быта для дальнейших преобразований и областях государственного управ ления, экономики, армии. Учить учащихся в ходе дискуссии высказывать собственные аргументированные выводы о ходе проводи мых Петром преобразований.

Понятия: ассамблея, реформы, культура, феодализм, бояре, «Юности честное зерцало».

Оборудование:  картины, С.Хлебовский «Ассамблея при Петре Первом», В.Шварц «Сцена из домашней жизни русских царей», хрестоматийный материал, мультимедийные слайды.

Ход урока

I. Актуализации темы.

Беседа.

У ч и т е л ь.  По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех краев земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над волнами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва.

  1. О какой младшей столице идет речь?
  2. Вы совершенно правы, Санкт-Петербург предстает перед на-
    ми красивейшим и богатейшим городом, который до 1918 г. являл -
    ся столицей Российского государства, которое за несколько деся -
    тилетий из экономически, политически и культурно отсталого го-
    сударства за несколько десятилетий превратилось в достаточно
    сильного и серьезного соперника европейским странам.

Все преобразования стали возможны только благодаря сильной личности Петра I.

-        Сегодня мы с вами продолжаем изучать деятельность Петра I
и значение этих реформ. Давайте вспомним ранее изученный мате-
риал: какой была страна допетровская?

Рассматривая историю того или иного государства, мы с вами
не можем не уделять внимание духовной сфере деятельности об-
щества, иначе картина будет неполной. Ведь именно в культуре, в
быту складывается характер народа, определяется готовность его к
тем или иным переменам. Давайте подробнее остановимся на куль-
турной жизни допетровской России.

II. Задание учащимся.

Подготовьте ответы: 1 ряд – общество, 2 ряд – образование, 3 ряд – литература, живопись.

  1. Общество. (Патриархальное общество. Роль женщин незна-
    чительна, кроме, может быть, только отдельных личностей (ца -
    ревна Софья,  царица Наталья Кирилловна). Деление общества.
    Бояре - дворяне - служилые люди. Зависимый класс - крепостные
    крестьяне. Отдельно стоит духовенство.)
  2. Образование. (В основном церковное, хотя уже появляются
    мирские образовательные учреждения: школа лекарей, училища,
    гимназии. Славяно-греко-латинская академия.)
  1. Литература. (Кроме сборника законодательства и учебной
    литературы в основном жития святых, произведения сатириче -
    ского характера, патриотические произведения.)
  2. Живопись. (Иконопись, появляются «парсуны» (портреты
    выдающихся государственных деятелей.)

Вывод учителя: Россия отставала не только в экономическом развитии, но и в культуре и быту от развитых европейских стран.

III Изучение нового материала.

 

1. Новое в быту Петровской эпохи.

Учитель. Давайте вспомним с вами начальный период прав ления Петра.

В ходе рассуждений, мы, ребята, должны сделать следующий вывод, что быт патриархального общества складывается на протяжении веков. Боярское сословие в отличие от менее именитых россиян не было готово к переме нам, а от них зависело многое.

-        Понимая, что Россия во многом отстала от развитых стран
Европы, в 1697 г. Петр сам вместе со своими сподвижниками от-
правляется в Европу с Великим посольством. По возвращении в
Россию у Петра уже были задумки последующих реформ.

  1. Какие задачи ставил перед собой и Россией Петр, каково их
    значение? (Экономика: создание промышленности, контроль над
    торговыми путями - выход к Черному и Балтийскому морям. Соз -
    дание регулярной армии и флота. Повышение культурного уровня,
    создание учебных заведений.)
  2. Но начал он с внешнего вида своего окружения и его быта. На
    одном из пиров он остриг бороды своим боярам и обрезал их длин -
    нополые кафтаны.
  3. Почему не начать с более, скорее всего, важных шагов? Не с
    реформы управления, не со смены состава боярской думы и так
    далее?

Т.о., ребята, дальнейшие рефор мы не могли бы осуществляться быстро и эффективно при сохранении прежнего уклада жизни.

-        Итак, какие же новшества появляются в этот период?

Учащиеся читают отрывки из романа А. Толстого «Петр Первый». «Указ Петра I о праздновании Нового года», «Указ о переходе на ношение немецкого платья», анализ картин В. Шварца «Сцена из домашней жизни русских царей»,  С. Хлебовского «Ассамблея при Петре I».

Итак:         Участие женщин в светской жизни, европейское платье,
бритье бород, употребление чая и кофе, переход к новому летоис -
числению.

2. Словарная работа (запись в тетради) – просмотр слайдов.

        Какое слово вам кажется незнакомым? (Ассамблея.) Ассамб -
лея - общественное собрание в дворянском доме.

Посетителям предоставлялась комната, свечи (в вечернее вре мя), шашки, шахматы, музыка для танцев. Учащиеся записывают определение в тетрадь.

  1. Реформы – изменения, преобразования, не затрагивающие общественного строя. Как относились бояре к переменам? (Негативно.)

Итак, мы пришли к выводу, в России были необходимы реформы в сферах экономики управления и т. д., необходи мы были равноправные деловые отношения с европейскими странами. А такие отношения возможны только при равном уровне бытовой культуры. Петр «подтягивал Россию» к европейскому уровню. Переодевание, брадобритие устраняло преграду между православными и иноверцам устраняло претензию подданных Петра на некую особость.

- Если говорить о том, какими методами Петр внедрял новшества, то необходимо будет вспомнить многочисленные штрафы за ношение бород и старой одежды.

Согласно царским указам конца 1698 г., 1701 и 1705 гг. расстаться с бородами должны были все сословия — за исключением крестьян и духовенства. Желающие могли сохранить растительность на лице, уплатив внушительную пошлину; именитые купцы -100 рублей, дворяне, торговые люди и купцы более низких категорий - по 60 рублей, посадские - 30 рублей, даже с крестьян въезде в город брали по 2 деньги с бороды. Уплатившим пошлину выдавались медные знаки, которые они должны были постоянно носить при себе, право на ношение бороды необходимо было подтверждать каждый год. При всей привычке и приверженности бороде количество бородатых сокращалось довольно быстрыми темпами.

Портным было запрещено шить русскую одежду. При въезде Москву вывешивается царский указ о перемене одежды, тут же находились образцы нового платья. У ворот можно было наблюдать картину, как целовальник, наблюдавший за исполнением царски указов, взимал плату с москвичей, которые не следовали новой моде. Тот, кто не мог заплатить штраф, подвергался следующей про цезуре: его ставили на колени и обрезали длиннополую одежду вровень с землей.

Петр очень жестко взялся за «перевоспитание» москвичей Нужны ли были такие жесткие шаги, или был возможен другой способ воздействия?

3. Работа в группах.

Учащиеся делятся на две группы. Цель группы № 1 - защита методов Петра; группа №2 — доказывает, что преобразования можно было проводить постепенно.

Итак, Петр не жалел себя, но и не думал о том, во что обходятся людям его благие намерения. Создание армии, флота, промышленности, постройка городов потребовали напряжения всех сил. Положение в стране становилось все более напряженным. В годы правления Петра было организовано четыре боярских заговора, прошла череда крестьянских восстаний. Нельзя не отдать должное упорству и настойчивости Петра. Благодаря его усилиям и усилиям его сподвижников дело двигалось.

4. Новое в литературе.

Учитель.

Воевать, строить города, начинать многие дела в России — для этого требовались знающие люди. Петр приглашал иностранных специалистов, многие оставили свой след в истории. Но всегда жить чужим умом нельзя, нужны свои грамотные люди.

Происходящие изменения в результате наложили свой отпеча ток на сознание людей. Какими были эти изменения, становится понятно, когда видишь круг чтения создаваемого общества. Сейчас мы с вами познакомимся с одними из самых популярных книг.

Я предлагаю вам для изучения два произведения, а именно «Юности честное зерцало или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов» и «Приклады, како пишутся ком плименты разные».

-        О чем говорит нам название книг? (Это своеобразные учеб-
ники хороших манер.)

Мы видим, что Петр стремился, что бы российские дворяне усваивали хорошие манеры, уважительно обраща лись друг с другом, умели фехтовать, ездить верхом, изъясняться и писать красноречиво.

-        Какие цели преследовали авторы этих книг? Мы должны с
вами помнить, что книги, издаваемые в тот период,  издавались
только с разрешения власти, то есть, скорее всего, у Петра была та
же цель, что и у авторов этих книг.

IV. Подведение итогов.

Учитель.

Итак, пора подводить итоги, насколько были оп равданы методы действия Петра в ходе реализации реформ?

  1. Какие культурные или общественные изменения происходили
    в России?
  2. Какое отражение в литературе и искусстве нашли проводи -
    мые Петром преобразования?

В культурном плане Россия стала приближаться к Европе и повое поколение россиян уже не чувству ет себя ущербным по отношению к европейцам. Жесткие методы Петра, конечно, настраивали против него российское общество, но зато были и немедленные результаты уже во втором поколении. Круг чтения россиян вырос, стали пользоваться популярностью книги по этикету.

V.  Выставление оценок за работу на уроке.

VI . Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для старших классов "История письма - история человечества?"

Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например,  «адекватное восприятие устной и письме...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

презентация к уроку истории 10 класс "Свет и тени петровской эпохи" по теме правление Петра 1

презентация резработана к обобщающему уроку по истории в 10 классе по теме "Деятельность Петра Первого". Рассматривается деятельность Петра с двух позиций: положительной и отрицательной....

Сообщение по Истории русского литературного языка "Значение Петровской эпохи в истории русской письменности"

Петровская эпоха (1700-1730).Это начало формирования русского литературного языка. Петровская эпоха в истории нашего народа характеризуется существенными реформами и преобразованиями, затронувшими и г...