Рабочая программа по истории для 7 класса
рабочая программа по истории (7 класс) по теме
Вашему вниманию представлена рабочая программа по истории для 7 класса. УМК от издательства "ДРОФА", с учётом ИКС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_ist.docx | 72.02 КБ |
7_klass_ist.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Г.ТОМСКА
РАССМОТРЕНО На заседании научно-методического совета Протокол № От « » _____ 2016 г | УТВЕРЖДЕНО Приказом № ______ от « » _______ 2016 г Директор школы_____________ Н.А.Гринькова |
Рабочая программа
История
Класс __7__
Всего часов на изучение программы __68__
Количество часов в неделю __2__
Составитель:
Мясников В.В.,
учитель истории и обществознания
Томск 2016
Пояснительная записка
Программа по истории России предназначена для 7 класса общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Программа составлена на базе рабочей программы по Истории России под авторством И.Л. Андреева и др. (из-во Дрофа, М.: 2016 – 124 с.)
Программа ориентирована на работу на основе УМК по истории России, созданного издательством Дрофа для 6-10 класса.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.
Задачи изучения истории в школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Базовые принципы школьного исторического образования:
- идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
- ценности гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
- познавательное значение российской истории;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
- антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Место предмета в учебном плане: изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др. Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины в 7 классах в общем объеме 68 часов (при 34 неделях учебного года), по 2 часа в неделю.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание куль-туры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции
- ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родо-видовых связей и др.);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с учениками, освоение основ межкультурного взаимодействия школе и социальном окружении;
- умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оцени-вать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
Выпускник научится:
- локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся
- учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.
- Содержание учебного предмета «История»
РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Тема 1. Россия в XVI веке
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Мест-ное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XV в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астра-ханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах её характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Тема 2. Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского
- Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственно-сти. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борь-ба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Тема 3. Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин.
Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент
Наш регион в XVI—XVII вв.: Томская область до русских. Первые поселенцы, основание города Томска. Военное значение территорий. Развитие торговли при сохранении военного характера города.
ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ
Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени.
С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его разрушения. Раннее и позднее Новое время.
Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией, империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской империи.
Тема 1. Начало Нового времен. Конец XV – начало XVII века
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).
Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.
Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.
Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.
Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени.
Тема 3. Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало XVIII века.
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.
Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества.
Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.
Обобщение и контроль.
- Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ (40 часов)
НОВОЕ ВРЕМЯ (28 часов)
№ урока | Тема | Вид деятельности учащегося |
1 | Что изучает история нового времени. | Использовать ранее изученный материал Анализировать источники. Объяснять понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. Европа в конце средневековья. Что изучает новая история. Хронологические рамки нового времени. Человек Нового времени. Черты нового общества. |
Великие географические открытия и их последствия. | ||
2 | Эпоха Великих географических открытий. | Работать с картой (показывать маршруту путешествий) Выделять главное в тексте Анализировать документы. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Пиратство. Ф. Дрейк. Новые изобретения и усовершенствования. Новое в военном деле и судостроении. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Начало создания колониальных империй. |
Эпоха Возрождения. | ||
3 | Абсолютизм в Европе. | Выделять главное в рассказе учителя и в тексте Составлять схемы Составлять устный рассказ по сюжету. Значение абсолютизма для развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Короли и церковь. Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. |
4 | Хозяйственная жизнь Европы в XVI-XVII вв. | Устанавливать причинно-следственные связи Работать с учебником. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. |
5 | Социальная структура европейского общества. | Самостоятельно работать с учебником и документами Пользоваться иллюстрациями. Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде. |
6 | Философия гуманизма. | Сравнивать особенности развития культуры разных периодов Делать выводы. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. ШекспирН. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур». Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас мор. Шекспир и Сервантес: спор о Человеке. Музыкальное искусство Западной Европы. |
7 | Живопись Высокого Возрождения. Наука. | Характеризовать особенности развития культуры Описывать достижения культуры Сравнивать и анализировать взгляды ученых. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии. Новые шаги в постижении тайн природы. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, г. Галилея. Создание И.Ньютоном новой картины мира. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Д. Локк. |
Реформация. Утверждение абсолютизма. | ||
8 | Начало Реформации в Европе. | Составлять план ответа на вопрос Объяснять термины и понятия. Причины Реформации и её распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Народная Реформация и крестьянская война. Томас Мюнцер. Католики и протестанты. |
9 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | Использовать документы при ответе на вопрос. Религиозные войны. Ж.Кальвин и его учение о предопределении человека. Кальвинистская церковь. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба католической церкви с реформацией. Филипп II против Реформации. |
10 | Англия в XVI веке. | Делать сравнительный анализ англиканской и католической церквей. Генрих VIII. Елизавета I. Генрих VIII и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской реформации. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. Борьба с Испанией. |
11 | Франция в XVI- первой половине XVII в. | Составлять характеристику историческим деятелям Оценивать явления. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Усиление Франции к середине XVII века. |
Первые буржуазные революции. | ||
12 | Нидерландская революция. | Выделять главное в тексте Работать с документами. Создание Голландской республики. Особенности экономического и политического развития Нидерландов. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. |
13 | Великая английская революция. | Составлять характеристику историческим деятелям. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. Реставрация монархии. Славная революция». |
14 | Международные отношения в XVI – XVIII вв. | Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме Работать с картой. О. Кромвель. Причины международных конфликтов в XVI – XVIII вв. Тридцатилетняя война: причины и ход войны. Военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Окончание войны и её последствия. Вестфальский мир. |
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. | ||
15 | Век Просвещения. Культура эпохи Просвещения. | Выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу. И. Ньютон. Д. Локк, Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Просветители XVIII в. Идеи просвещения. Экономические учения А. Смита, Ж.Тюрго. Художественная культура. Особенности развития литературы и музыки. |
16 | Промышленный переворот в Англии. | Составлять план и таблицу Выделять главное в тексте. Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). |
17 | Английские колонии в Северной Америке. | Работать с текстом учебника и дополнительными источниками. Б. Франклин. Первые колонии в Северной Америке. Колониальное общество: хозяйственная и политическая жизнь. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. |
18 | Война за независимость и образование США. | Работать со схемой государственного устройства США. Т. Джефферсон. Дж. Вашингтон. Причины войны за независимость и её начало. Д.Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Ход войны, итоги и значение. Образование США. Конституция 1787 г. |
19 | Франция в XVIII в. Начало Великой Французской революции. | Устанавливать причинно-следственные связи Оперировать терминами и понятиями. Франция в середине XVIII в.: экономическое и политическое развитие. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. |
20-21 | Великая Французская революция. | Анализировать текст документа Выделять главное. Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. |
22 | Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества. | Составлять план ответа на вопрос Объяснять термины и понятия. Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество. Туссен Лувертюр. |
23-24 | Государства Востока в эпоху раннего Нового времени. | Использовать ранее изученный материал для решения проблемных задач. Государство – верховный собственник земли. Общинные порядки в деревне. Регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. |
25-26 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | Актуализировать ранее изученный материал для решения новых учебных проблем. Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая. Империя Цин. Образование централизов. государства в Японии. И. Токугава. Империя Великих Моголов и Индии. Кризис и распад империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Цинская империя. Русско-китайские отношения. Китай и Европа. Япония в период правления династии Токугавы. Правление сёгунов. «Закрытие» Японии. |
27-28 | Мир в эпоху раннего Нового времени. | Обобщать изученный материал Делать выводы. Переход от средневековья к новому времени (сущность и значение). Влияние революций XVII – XVIII вв. на дальнейшее развитие стран. |
Приложение
Материально-техническая база
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска
Литература
- Рабочая программа по Истории России / И.Л. Андреев и др., из-во Дрофа, М.: 2016 – 124 с.
- История России, учебник для общеобразоват. организаций, 7 класс / И.Л. Андреев и др., из-во Дрофа, М.: 2016
- Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. — СПб., 2010.
- Душенко К. Цитаты из русской истории от призвания варягов до наших дней. — М., 2005.
- История русской культуры IX—XX веков / под ред. Л. В. Кошман. — М., 2006.
- Карацуба И. В., Курукин И. В., Соколов Н. П. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов. — М., 2014.
- Карамзин Н.В. История государства Российского, электронное приложение на DVD
- Кулешов С. В., Медушевский А. Н. Россия в системе мировых цивилизаций / под ред. О. В. Волобуева. — М., 2001.
- Петухова Н. Е. История налогообложения в России IX—ХХ вв. — М., 2008.
- Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник: в 3 т. — М., 1992—1998.
- Российская повседневность: от истоков до середины XIX века / под ред. Л. И. Семенниковой. — М., 2006.
- Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 2009.
Предварительный просмотр:
№ урока, темы | Содержание урока | Вид деятельности учащегося | Д\З | Дата |
1. Введение | Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVI—XVII столетий | Актуализировать знания по курсу истории России с древнейших времен до начала XVI в. Планировать деятельность по изучению истории России XVI—XVII вв. Характеризовать источники по российской истории XVI— XVII столетий | ||
Создание Московского царства (11 часов) | ||||
2—3. Василий III и его время | Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отношения с Крымом и Казанью. Отмирание удельной системы | Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III. Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI в. Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим» Составлять характеристику (исторический портрет) Василия III. Уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока1 | ||
4. Русское государство и общество в середине XVI в. | Территория и население. Особенности социально-экономического развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление | Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI в. Характеризовать социально- экономическое и политическое развитие Русского государства в середине XVI в. Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой. Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV | ||
5. Начало реформ. «Избранная рада» | Венчание Ивана IV на царство. Восстание в Москве. «Избранная рада». Земский собор | Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула. Анализировать события 1547 г., указывать их причины и последствия. Характеризовать «Избранную раду» и Земский собор как правительственные учреждения. Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV | ||
6—7. Строительство царства | Судебник Ивана Грозного. Реформы центрального и местного управления. Военная реформа. Стоглавый собор | Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов. Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, о политике власти. Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско | ||
8. Внешняя политика Ивана IV | Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Покорение Западной Сибири. Причины и начало Ливонской войны | Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне | ||
9—10.Опричнина и итоги царствования Ивана Грозного | Смена внутриполитического курса. Опричнина, ее возможные причины и последствия. Завершение Ливонской войны. Итоги царствования Ивана Грозного | Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV. Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них. Обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного | ||
11. Русская культура XVI в. | Публицистика. Начало книгопечатания. Развитие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративно-прикладного искусства. Народная культура | Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI в. Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений / презентаций о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона). Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XVI в. (используя Интернет-ресурсы и другие источники информации). Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в. (используя отрывки из «Домостроя» и записок иностранцев, изобразительные материалы и др.) | ||
12. Повторение и контроль | Итоги уроков 2—11 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в XVI в. России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XVI в. для современного общества. Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVI в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | ||
Смута в России (5 часов) | ||||
13. Кризис власти на рубеже XVI—XVII вв. | Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Царствование Бориса Годунова | Объяснять причины кризиса власти. Объяснять смысл понятий: заповедные лета, урочные лета, крепостное право. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку. Объяснять значение учреждения в России патриаршества | ||
14. Начало Смуты. Правление Лжедмитрия I | Причины и суть Смутного времени. Обострение социальных противоречий. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского | Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в. Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец. Раскрывать, в чем заключались причины Смуты | ||
15. Разгар Смуты. Власть и народ | Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Начало патриотического подъема. Вторжение войск Польши и Швеции. «Семибоярщина». Первое ополчение и его неудача | Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России» Давать определение понятия интервенция Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты Объяснять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения | ||
16. Окончание Смутного времени. Утверждение новой династии | Второе ополчение. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Столбовской мир и Деулинское перемирие | Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения. Завершить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России» Аргументировать оценку действий участников ополчений. Характеризовать последствия Смуты для Российского государства | ||
17. Повторение и контроль | Итоги уроков 13—16 | Систематизировать исторический материал о Смутном времени. Высказывать суждения о деятелях Смутного времени. Выполнять контрольные тестовые задания по истории Смутного времени (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | ||
Россия в XVII веке (5 часов) | ||||
18. Социально-экономическое развитие России в XVII в. | Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов | Использовать исторические карты при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок. Характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в. Объяснять причины и последствия новых явлений в экономике России | ||
19. Сословия в XVII в.: верхи общества | Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство | Начать составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Объяснять смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор. Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие в дворянское поместье XVII в.» | ||
20. Сословия в XVII в.: низы общества | Владельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Экономическая политика | Завершить составление таблицы «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Объяснять смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу XVII в.» | ||
21. Государственное устройство России в XVII в. | Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа | Анализировать отрывки из записок Г. К. Котошихина и использовать их для характеристики государственного устройства России Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного Описывать заседания Боярской думы и работу приказов; характеризовать сильные и слабые стороны приказной системы. Объяснять причины реорганизации вооруженных сил | ||
22. Повторение и контроль | Итоги уроков 18—21 | Систематизировать исторический материал о России XVII в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории XVII в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | ||
«Бунташный век» (6 часов) | ||||
23. Внутренняя политика Алексея Михайловича | Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его последствия. Псковское восстание | Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича; начать составление его исторического портрета. Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстания | ||
24. Формирование абсолютизма | Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича | Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории); соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, самодержавие. Объяснять, как изменялись функции отдельных органов власти в системе управления государством на протяжении XVII в. Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Алексея Михайловича | ||
25—26. Церковный раскол | Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666— 1667 гг. Гонения на старообрядцев | Давать определения понятий: церковный раскол, старообрядцы. Объяснять причины поддержки светской властью церковных реформ. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, используя для подтверждения своего мнения отрывки из исторических источников | ||
27. Народные движения | Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина | Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений (используя историческую карту) Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в. Сравнивать Соляной и Медный бунты, выявляя сходство и отличия. Характеризовать личность и поступки Степана Разина, значение народной войны под его предводительством. Давать определение понятия крестьянская война | ||
28. Повторение и контроль | Итоги уроков 23—27 | Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.» Выполнять контрольные тестовые задания по истории народных движений (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | ||
Россия на новых рубежах (4 часа) | ||||
29—30. Внешняя политика России в XVII в. | Международное положение Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Войны с Османской империей и Крымским ханством. Отношения с Калмыцким ханством | Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в. на западе и юге; ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в XVII в. Систематизировать информацию о внешней политике в форме таблицы «Внешняя политика России в XVII в.» Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, аргументировать оценку этого события | ||
31. Освоение Сибири и Дальнего Востока | Причины и характер продвижения русских на восток. Народы Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с Китаем | Раскрывать причины и последствия продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в. Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением. Объяснять причины заключения Нерчинского договора и уступок России | ||
32. Повторение и контроль | Итоги уроков 29—31 | Систематизировать исторический материал по внешней политике России. Выполнять контрольные тестовые задания по внешней политике и освоению Сибири (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | ||
Закат Московского царства (6 часов) | ||||
33. Политика Федора Алексеевича | Царь Федор Алексеевич. Реформы органов управления. Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная жизнь | Составлять характеристику (исторический портрет) Федора Алексеевича. Характеризовать причины и последствия реформ органов управления, отмены местничества. Указать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича | ||
34. Борьба за власть в конце XVII в. | Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени | Объяснять причины борьбы за власть между различными группировками при дворе, временной победы царевны Софьи, утверждения на престоле Петра I. Оценивать политику царевны Софьи. Высказывать предположения о влиянии детских впечатлений на характер Петра I | ||
35. Культура России XVII в. | Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко-латинской академии | Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризуя их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для подготовки сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в. | ||
36. Мир человека XVII в. | Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев | Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в. Готовить сообщение / презентацию о жизни, быте и картине мира отдельных сословий (используя учебник, рассказы иностранцев о России, опубликованные на интернет-сайте «Восточная литература»: http://www.vostlit. info/ и другую информацию, в том числе по истории края) Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в. Составлять характеристику (исторический портрет) А. Л. Ордин-Нащокина | ||
37-38.Повторение и контроль | Итоги уроков 33—36 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVII в. Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества. Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | ||
39-40. Итоговое повторение и обобщение | Заключение | Систематизировать исторический материал по истории России XVI—XVII вв. Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVI—XVII вв. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) |
НОВОЕ ВРЕМЯ (28 часов)
№ урока | Тема | Вид деятельности учащегося | Д/З | Дата |
1 | Что изучает история нового времени. | Использовать ранее изученный материал Анализировать источники. Объяснять понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. Европа в конце средневековья. Что изучает новая история. Хронологические рамки нового времени. Человек Нового времени. Черты нового общества. | ||
Великие географические открытия и их последствия. | ||||
2 | Эпоха Великих географических открытий. | Работать с картой (показывать маршруту путешествий) Выделять главное в тексте Анализировать документы. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Пиратство. Ф. Дрейк. Новые изобретения и усовершенствования. Новое в военном деле и судостроении. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Начало создания колониальных империй. | ||
Эпоха Возрождения. | ||||
3 | Абсолютизм в Европе. | Выделять главное в рассказе учителя и в тексте Составлять схемы Составлять устный рассказ по сюжету. Значение абсолютизма для развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Короли и церковь. Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. | ||
4 | Хозяйственная жизнь Европы в XVI-XVII вв. | Устанавливать причинно-следственные связи Работать с учебником. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. | ||
5 | Социальная структура европейского общества. | Самостоятельно работать с учебником и документами Пользоваться иллюстрациями. Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде. | ||
6 | Философия гуманизма. | Сравнивать особенности развития культуры разных периодов Делать выводы. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. ШекспирН. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур». Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас мор. Шекспир и Сервантес: спор о Человеке. Музыкальное искусство Западной Европы. | ||
7 | Живопись Высокого Возрождения. Наука. | Характеризовать особенности развития культуры Описывать достижения культуры Сравнивать и анализировать взгляды ученых. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии. Новые шаги в постижении тайн природы. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, г. Галилея. Создание И.Ньютоном новой картины мира. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Д. Локк. | ||
Реформация. Утверждение абсолютизма. | ||||
8 | Начало Реформации в Европе. | Составлять план ответа на вопрос Объяснять термины и понятия. Причины Реформации и её распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Народная Реформация и крестьянская война. Томас Мюнцер. Католики и протестанты. | ||
9 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | Использовать документы при ответе на вопрос. Религиозные войны. Ж.Кальвин и его учение о предопределении человека. Кальвинистская церковь. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба католической церкви с реформацией. Филипп II против Реформации. | ||
10 | Англия в XVI веке. | Делать сравнительный анализ англиканской и католической церквей. Генрих VIII. Елизавета I. Генрих VIII и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской реформации. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. Борьба с Испанией. | ||
11 | Франция в XVI- первой половине XVII в. | Составлять характеристику историческим деятелям Оценивать явления. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Усиление Франции к середине XVII века. | ||
Первые буржуазные революции. | ||||
12 | Нидерландская революция. | Выделять главное в тексте Работать с документами. Создание Голландской республики. Особенности экономического и политического развития Нидерландов. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. | ||
13 | Великая английская революция. | Составлять характеристику историческим деятелям. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. Реставрация монархии. Славная революция». | ||
14 | Международные отношения в XVI – XVIII вв. | Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме Работать с картой. О. Кромвель. Причины международных конфликтов в XVI – XVIII вв. Тридцатилетняя война: причины и ход войны. Военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Окончание войны и её последствия. Вестфальский мир. | ||
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. | ||||
15 | Век Просвещения. Культура эпохи Просвещения. | Выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу. И. Ньютон. Д. Локк, Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Просветители XVIII в. Идеи просвещения. Экономические учения А. Смита, Ж.Тюрго. Художественная культура. Особенности развития литературы и музыки. | ||
16 | Промышленный переворот в Англии. | Составлять план и таблицу Выделять главное в тексте. Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). | ||
17 | Английские колонии в Северной Америке. | Работать с текстом учебника и дополнительными источниками. Б. Франклин. Первые колонии в Северной Америке. Колониальное общество: хозяйственная и политическая жизнь. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. | ||
18 | Война за независимость и образование США. | Работать со схемой государственного устройства США. Т. Джефферсон. Дж. Вашингтон. Причины войны за независимость и её начало. Д.Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Ход войны, итоги и значение. Образование США. Конституция 1787 г. | ||
19 | Франция в XVIII в. Начало Великой Французской революции. | Устанавливать причинно-следственные связи Оперировать терминами и понятиями. Франция в середине XVIII в.: экономическое и политическое развитие. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. | ||
20-21 | Великая Французская революция. | Анализировать текст документа Выделять главное. Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. | ||
22 | Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества. | Составлять план ответа на вопрос Объяснять термины и понятия. Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество. Туссен Лувертюр. | ||
23-24 | Государства Востока в эпоху раннего Нового времени. | Использовать ранее изученный материал для решения проблемных задач. Государство – верховный собственник земли. Общинные порядки в деревне. Регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. | ||
25-26 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | Актуализировать ранее изученный материал для решения новых учебных проблем. Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая. Империя Цин. Образование централизов. государства в Японии. И. Токугава. Империя Великих Моголов и Индии. Кризис и распад империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Цинская империя. Русско-китайские отношения. Китай и Европа. Япония в период правления династии Токугавы. Правление сёгунов. «Закрытие» Японии. | ||
27-28 | Мир в эпоху раннего Нового времени. | Обобщать изученный материал Делать выводы. Переход от средневековья к новому времени (сущность и значение). Влияние революций XVII – XVIII вв. на дальнейшее развитие стран. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...