урок истории в 6 классе по теме: "Восточные славяне в древности"
презентация к уроку по истории (6 класс) на тему
Урок истори в 6 классе из раздела программы по истории России «Древние жители нашей Родины»Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо. Эта технология позволяет мотивировать учащихся на уроке, развивает способность самостоятельно строить понятия и оперировать ими, учит находить и использовать нужную информацию, анализировать её, представлять в виде схем, таблиц и графиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk._ur._ist._v_6_kl._vostochnye_slavyane.docx | 36.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Урок по истории в 6 классе
Тема: «Восточные славяне в древности»
Урок составила учитель истории и обществознания
Шашутина Светлана Прокопьевна
2016 г.
Урок из раздела программы по истории России «Древние жители нашей Родины»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Урок с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо.
Такую технологию я выбрала потому, что она позволяет мотивировать учащихся на уроке, развивает способность самостоятельно строить понятия и оперировать ими, учит находить и использовать нужную информацию, анализировать её, представлять в виде схем, таблиц и графиков.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Оборудование: учебник История России с древнейших времён до начала XVI века, Е. В. Пчёлов, П. В. Лукин издательство «Русское слово», историческая карта «Расселение восточных славян в VI – VIII вв.» рабочий лист, карточки с задачами, исторические источники (отрывки из документов), презентация.
Цель урока: Создать условия для формирования новых знаний, позволяющих учащимся познакомиться с жизнью восточных славян в VIII – XII веках.
Задачи:
- изучить происхождение восточных славян, как наших общих предков;
- определить область их расселения и занятия;
- сформировать представление о быте и религии восточных славян;
- формировать навыки работы в группе;
- способствовать формированию чувства гордости за своих предков, уважение к прошлому своего народа.
Планируемые результаты:
Предметные:
После изучения данной темы учащиеся: имеют представление о происхождении восточных славян, области их расселения, их занятиях и религиозных верованиях.
Ученики получат возможность научиться формулировать выводы по изученному материалу, работать с исторической картой, извлекать необходимую информацию из разных текстов, оценивать себя и своих одноклассников.
Метапредметные:
Уметь извлекать информацию из разных источников, представлять результаты учебной деятельности в виде таблиц и кластеров, организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре, в группе.
Личностные:
Точно и аргументированно выражать свои мысли.
Соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль за своей деятельностью в процессе достижения результата.
Формируемые УУД:
Личностные: учебная мотивация, познавательный интерес, самопроверка и взаимопроверка.
Регулятивные: саморегуляция, преодоление трудностей на пути к решению задач, контроль и коррекция своих действий для достижения результата.
Познавательные: обобщение, сравнение и структурирование знаний; построение логической цепочки и речевых высказываний;
поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Ход урока.
I. Стадия вызова. Учитель выводит на слайд отрывок из летописи и предлагает ученикам прослушав документ, ответить на вопросы (1-2 слайд). Текст на старославянском и это вызывает трудность для его понимания.
Учитель: Послушайте отрывок из документа.
Документ: «В лето 6453… Всё же лето рекоша дружина Игореви: «Отроцы свеньелъжи изоделися оружием и порты, а мы нази: поиде княже, с нами в дань, да и ты добудеши и мы». И послуша их Игорь, иде в Дерева в дань, и примышляше к первой, и насиляше им и мужи его; возъемав дань, поиде в град свой. Едущу же ему всъпять, размыслив рече дружине своей: «Идите с данью домови, а я возъвращуся, похожю и ещё». Пусти дружину свою домови, с малом же дружины возъвратися, желая больше именья. Слышавше древляне, яко опять идеть, сдумавше со князем своим Малом: «Аще ся въвадить волк в овце, то выносить всё стадо, аще не убъють его, то вся ны погубить»; и послаша к нему глаголюще: «Пошто идёши опять? Поимал еси всю дань». И не послуша их Игорь, и вышедши из града Изъкоръстеня древляне убиша Игоря и дружину его, бе бо их мало. И погребён бысть Игорь, и есть могила его в Деревех до сего дне».
Учитель: Предположите, откуда мог быть взят этот документ? Из летописи. А летопись это – исторический источник. Какую информацию мы можем получить из этого документа? Она будет полной? Почему? О чём говорится в документе? Какие затруднения у вас возникли? Что-то вызвало удивление, вопросы?
(Идёт обсуждение возникших трудностей)
Место, где человек родился, он называет своей Родиной. Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именует Отечеством, Отчим краем. Но живя на русской земле, считая её своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто обитал на ней раньше нас, - наших далёких предков, которые, по словам летописца, называют себя «?», производя это слово от «слава», означавшее то же, что и «хвала». О чём мы будем говорить на уроке? О каком народе пойдёт речь?
Тема нашего урока: «Восточные славяне в далёком прошлом».
Учитель: Очень важно для любого народа гордиться своими предками, уважать и знать свои исторические корни.
Целеполагание. На какие вопросы нам нужно ответить, чтобы познакомиться с жизнью наших общих предков – восточных славян?
Учащиеся предлагают вопросы и на доске выстраивается логическая цепочка вопросов:
1. Где жили?
2. Чем занимались?
3. В каких богов верили?
4. Какие отношения поддерживали с соседними народами?
Как вы думаете, для чего нам нужны эти знания?
Учитель: У вас на столах лежат рабочие листы, в которых вы будете выполнять задания и оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
II. Стадия осмысления. Чтобы актуализировать уже имеющиеся у ребят знания выполняется задание «Верно», «Неверно».
Давайте проверим, что вы уже знаете о наших предках?
Выполните задание № 1 в рабочем листе «Верно», «Неверно». (Задание составлено в виде игры и позволит любому ученику ответить на большую часть вопросов).
1. Когда славяне рубили дерево, просили у него прощения и «кормили» его, оставляя еду на пеньке? (Верно. Славяне поклонялись всему, что росло на земле: деревьям, травам, цветам. Старые могучие деревья запрещалось рубить, они считались «покровителями» окрестностей).
2. В древности у славян был обычай: враги вместе варят и едят кашу, для заключения мира, без этого мирный договор считался не действительным?
(Верно. Каша считалась ритуальной едой. О человеке, на которого нельзя положиться говорили: «С ним каши не сваришь»).
3. Верно ли, что клинопись – это летописи старинного русского города Клина?
(Неверно. Это название вида древней письменности на Востоке).
4. Верно ли, что зимником на Руси называли дорогу, проложенную прямо по снегу для езды зимой, а летником – пыльную летнюю дорогу?
(Неверно. Летник – это женское платье с широкими рукавами).
5. Верно ли, что в древности у славян мужчины носили серьги?
(Верно. Но всего одну серьгу - в левом ухе. Это был талисман – оберег. Славяне считали, что с левой стороны, за спиной человека, находились злые духи).
III. Промежуточное оценивание. Проверяем выполненное задание вместе. (Учитель зачитывает правильные ответы, которые помещены и на слайде). Оцените свою работу и поставьте баллы (критерии оценивания даны в рабочем листе).
Работа с текстом учебника.
Учитель: Откройте учебник на стр. 28 и посмотрите на карту. Я называю племя славян, а вы называете место поселения. Поляне – на среднем Днепре; северяне – к северу от полян; радимичи – вдоль притока Днепра, Сожа; кривичи – г. Смоленск; словене – озеро Ильмень и Ладожское озеро; вятичи – верхняя Ока; дреговичи – жители болот; древляне – лесные районы к западу г. Искоростень.
Учитель: Вспомните, что влияет на основные занятия любого народа?
«Корзина идей» (место проживания: наличие плодородной земли и пастбищ; климат и наличие рек, озёр; есть ли выход к морям).
Смысловое чтение текста.
Выполняем, работая в парах, задание № 2. Заполните таблицу по 2 части учебника.
Занятия славян | Что оно давало славянам? |
1. Земледелие | |
2. Огородничество | |
3. Скотоводство | |
4. Охота и рыболовство | |
5. Бортничество | |
6. Ремесла |
Проверим выполнение этого задания. (Ученики зачитываю вслух свои ответы)
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Учитель: Работаем в группах (ученики составляют три группы). Команды получают карточки с задачами и отвечают на вопрос задачи. В каждой задаче описывается какое-то занятие славян, назовите его. На обдумывание ответа даётся не более 7 минут.
Задача 1. (Война и ремёсла)
Прошли десятки лет и славяне владели всем арсеналом тогдашнего тяжёлого вооружения. У них теперь были осадные машины, тяжёлые тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у славян так называемые «черепахи» - подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся в них воинов скрывали деревянные барьеры – щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной. Уязвимым местом на подвижной башне – «черепахе» были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.
Вопрос: Что придумали славяне для того, чтобы эти щиты не горели?
(Ответ: Для защиты от огня славяне покрывали деревянные щиты сырыми невыделанными шкурами)
Задача 2. (Торговля)
Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные товары: меха, мёд, воск, льняное полотно, янтарь, оружие, украшения. Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. Из Волхова выплывали в Ильмень – озеро, затем в реку Ловать. Но Ловать дальше поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл купеческий караван дальше вниз по Днепру. В устье Днепра, где река впадает в Чёрное море новгородцы становились на стоянку, чтобы приготовиться для морского плавания. Они ставили на ладьи большие паруса и привозили много хвороста, только после этого караван выходил в море.
Вопрос: Для чего новгородцам нужно было много вязанок хвороста?
(Ответ: После того как были поставлены большие паруса, новгородцы обвязывали ладьи по бортам вязанками хвороста, чтобы они устойчиво держались на воде)
Задача 3. (Религия - язычество)
Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мы знаем, что восточные славяне чтили бога грома и молнии - Перуна, а также бога ветра – Стрибога. Божество Солнца называлось – Даждьбог. Почитали славяне и Велеса, который считался покровителем скота. Единственное женское божество – Макошь помогала обустроить семейный очаг и обучала женским ремёслам. Кроме того, наши предки верили, что в лесу жил лесной дух – леший, а в воде водяной, в руслах рек – русалки. Особенно уважали домашнего бога – домового. Славяне думали, что души умерших предков не покидают родного очага. Иногда славяне говорили: «Чур, меня!».
Вопрос: Предположите, что значит эта фраза, и когда она произносилась?
(Ответ: Славяне верили, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит заботятся о своих потомках, хранят их от всяких бед, защищают в трудную минуту. Души предков называли «щур» или «чур», «пращур». В случае какой-либо беды говорили в старину: «Чур, меня защити!»)
Учитель: Были трудности? Что в этом задании вам показалось трудным? Почему? Давайте вернёмся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока.
- Где жили?
- Чем занимались?
- В каких богов верили?
- Какими были наши предки?
Учитель: Мы ответили на все вопросы? А как описывали наших прародителей иноземцы? Работа учащихся в группах с историческими источниками. (Каждая группа получает отрывки исторических документов. Заполнив кластер на листе формата А3, каждая группа прикрепляет его на доску).
Учитель: Ребята, у вас на столах отрывки исторических документов, в которых иноземцы рассказывают о наших предках – славянах. Прочитайте их и выберите одно-два слова, которые характеризуют славян. Заполните кластер на листах и у вас получится словесный портрет нашего предка, например: трудолюбивый, честный и тд.
(Ученики записывают в кластер слова характеристики, например)
Честный Свободолюбивый Трудолюбивый Язычник (идолопоклонник) Свирепый в битве Суеверный | Смелый, бесстрашный Пахарь Смелый воин Русый, стройный Гостеприимный Здоровый, чистоплотный |
Учитель: Давайте зачитаем словесный портрет нашего предка. Многие эти качества присущи нашему народу до сих пор. Каждому из нас нужно постараться воспитать в себе лучшие из этих качеств, чтобы не посрамить честь наших предков, быть достойными их славы.
III. Рефлексия. Чтобы оценить свою работу на уроке, выберите 1-2 фразы и продолжите их, чтобы получилось предложение.
1. Сегодня я узнал...
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Я смог…
- Было интересно узнать, что…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Учитель: Посчитаем баллы. У кого 10-9 баллов – ставят себе в оценку «5», 7-8 баллов - оценку «4», 4-5 баллов – оценку «3».
Всем спасибо за работу! Урок окончен.
IV. Д/З. Подготовить проект об одном из языческих праздников, дошедших до нашего времени:
-история возникновения праздника;
-как сейчас этот праздник отмечается;
-что изменилось;
Рабочий лист ученика ________________________________________________
Задание № 1 «Верно», «Неверно».
1. Когда славяне рубили дерево, просили у него прощения и «кормили» его, оставляя еду на пеньке? _______________________________________________
2. В древности у славян был обычай: враги вместе варят и едят кашу, для заключения мира, без этого мирный договор считался не действительным?
____________________________________________________________________
3. Верно ли, что клинопись – это летописи старинного русского города Клина?
____________________________________________________________________
4. Верно ли, что зимником на Руси называли дорогу, проложенную прямо по снегу для езды зимой, а летником – пыльную летнюю дорогу?
____________________________________________________________________
5. Верно ли, что в древности у славян мужчины носили серьги?
____________________________________________________________________
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание №2. Заполните таблицу по 2 части параграфа: «Хозяйство восточных славян»
Занятия славян | Что это давало славянам? |
1. Земледелие | |
2. Огородничество | |
3. Скотоводство | |
4. Охота и рыболовство | |
5. Бортничество | |
6. Ремесла |
За правильно выполненное задание – 5 баллов.
3. Рефлексия. Чтобы оценить свою работу на уроке, выберите 1-2 фразы и продолжите их, чтобы получилось предложение.
1. Сегодня я узнал…
2. Я понял, что…
3. Я научился…
4. Было трудно…
5. Я смог…
6. Было интересно узнать, что…
7. Меня удивило…
8. Мне захотелось…
Приложение 1.
Задача 1.
Прошли десятки лет и славяне владели всем арсеналом тогдашнего тяжёлого вооружения. У них теперь были осадные машины, тяжёлые тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у славян так называемые «черепахи» - подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся в них воинов скрывали деревянные барьеры – щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной. Уязвимым местом на подвижной башне – «черепахе» были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.
Вопрос: Что придумали славяне для того, чтобы эти щиты не горели?
Задача 2.
Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные товары: меха, мёд, воск, льняное полотно, янтарь, оружие, украшения. Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. Из Волхова выплывали в Ильмень – озеро, затем в реку Ловать. Но Ловать дальше поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл купеческий караван дальше вниз по Днепру. В устье Днепра, где река впадает в Чёрное море новгородцы становились на стоянку, чтобы приготовиться для морского плавания. Они ставили на ладьи большие паруса и привозили много хвороста, только после этого караван выходил в море.
Вопрос: Для чего новгородцам нужно было много вязанок хвороста?
Задача 3.
Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мы знаем, что восточные славяне чтили бога грома и молнии - Перуна, а также бога ветра – Стрибога. Божество Солнца называлось – Даждьбог. Почитали славяне и Велеса, (Волоса) который считался покровителем скота. Единственное женское божество – Макошь - помогала обустроить семейный очаг и обучала женским ремёслам. Кроме того, наши предки верили, что в лесу жил лесной дух – леший, а в воде водяной, в руслах рек – русалки. Особенно уважали домашнего бога – домового. Славяне думали, что души умерших предков не покидают родного очага. Иногда славяне говорили: «Чур, меня!».
Вопрос: Предположите, что значит эта фраза, и когда она произносилась?
Приложение 2.
1. «Рассказывают, будто они были настолько честны, что в обещаниях своих, вместо клятв, говорили только: «Если не сдержу своего слова – да будет мне стыдно!» - и всегда исполняли обещанное. Были так храбры, что отдалённые народы боялись их»
2. «Славяне своими нравами производили на иностранцев выгодное впечатление: «В них нет ни зложелательства ни коварства. Они любят свободу и не выносят рабства и повиновения».
3. «Славян нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране… У них большое количество скота и плодов земных, много проса и пшеницы. Селятся они в лесах, у рек, болот или озёр, устраивают в своих жилищах много выходов… Золото у них не ценно».
4. «Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве. Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды»
5. «Славяне были смелыми воинами, но пешего строя не знали. Вооружены они были: копьями, луками и стрелами; круглые деревянные щиты и мечи тогда были не у всех. В битве славяне свирепы, они не знают жалости. Но после окончания войны с пленниками своими обращались очень мягко и спустя некоторое время отпускали их на свободу»
6. «Погибшего князя снаряжали в боевые доспехи, помещали его в большую лодку – ладью, клали туда всё необходимое для жизни на «том свете» поджигали ладью и отправляли в последнее плавание. Позже они стали хоронить погибших в земле и насыпали большие курганы над могилами, а сами справляли тризну по погибшим. Пели обрядовые песни и устраивали тренировочные бои»
7. «Византийский писатель Прокопий писал о славянах: «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга. Вступая в битву, большинство из них идёт на врага со щитами и дротиками (короткими копьями) в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек¸ ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом. И в таком виде идут на сражение с врагом. Они высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый»
8. «При всей своей беспокойной жизни славяне, однако, не бросали землю, а пахали пашню и сеяли хлеб. Кроме земледелия, жили они и промыслами: ловили рыбу, били зверя лесного, пасли стада, занимались бортничеством (разводили пчёл в дуплах деревьев), торговали с соседними народами»
9. «Русы мужественны и храбры… Ростом они высоки, красивы и смелы в нападениях. Телосложение у них крепкое, могучее и мужество большое. Они предпочитают смерть в сражении: воин должен умереть в битве, а не в постели от старости»
10. «Историки того времени изображали славян бодрыми, сильными неутомимыми. Греки же хвалили их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица и все они были русыми»
11. «Обычаи гостеприимства были для них очень важны, наказывался всякий, у кого гость чем-нибудь оскорблён был. Уходя из дома славяне оставляли еду на столе на случай, если зайдёт странник»
12. «Удивительное видел я в славянской земле. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и обольются квасом можжевеловым, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студёною, и только так «оживут». И творят это всякий день и от этого здоровы бывают»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"
Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...
Презентация к уроку истории России в 6 классе по теме "Восточные славяне в 8 веке"
Презентация содержит основные понятия, репродукции, карты по теме "Восточные славяне в 8 веке". В презентации есть оглавление и навигация, в конце - вопросы для закрепления....
Открытый урок в 6 классе на тему "Восточные славяне".
На основе анализа учебного материала подвести учащихся к выводу об особенностях расселения восточных славян, о трудностях освоения новых территорий. В результате работы над темой сформировать представ...
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности"
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности" разработана в соответствии с ФГОС, к учебнику Пчёлова Е.В...
Урок в 8 классе на тему: " Восточная Сибирь:суровость и величие природы"
В уроке содержится материал,об оргомном регионе- Восточной Сибири, специфике её природы, об особенностях географического положения, "визитной карточкой"природного района....
Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"
Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...
Презентация к уроку истории 5 класс на тему: "Олимпийские игры в древности"
Презентация к уроку истории Древнего мира на тему: "Олимпийские игры в древности"...