рабочие программы по истории
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
рабочие программы по истории в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_istoriya_2.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
Рабочая программа включает разделы:
- пояснительная записка;
- основное содержание по разделам курса;
- критерии оценки знаний учащихся;
- формируемые знания и умения ученика.
- календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа курса истории России для 11-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана (опубликован в Вестнике образования Министерства образования и науки.-№3.-2005)
Рабочая программа рассчитана на 45 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 11-х классов на 2011 -2012 учебный год (с сентября по февраль).
Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта:
- Базисный учебный план для основной школы.
- Примерная программа по истории.
- Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
При составлении авторской рабочей программы учитель может использовать данную программу в сочетании с программой «История «Академический школьный учебник» 5-11 классы Сборник программ по отечественной и зарубежной истории и обществознанию. М,. «Просвещение» 2008г. (коллектив авторов). «ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ИСТОРИЯ» 5—11 классы» М,. «Просвещение » 2008г. (коллектив авторов).
Учебно-методический комплект:
Учебник: А.А. Левандовский, Ю А. Щетинов, С.В. Мироненко «История Россия ХХ-начало XXI века» 11 класс, М., 2009г.
Дополнительная литература:
- А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова «Поурочные разработки к учебнику «История России ХХ-начало XXI века» М., 2009г.
- «Поурочные разработки к учебнику «История России ХХ-начало XXI века» Волгоград, 2005г.
- 3000 тестов и проверочных работ по истории, М.2005г.
- Хрестоматия по истории России.
- Демонстрационные варианты ЕГЭ за 2001-2009 гг.
Рабочая программа данного курса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень). Она позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий. Курсивом в программе дан материал для углубленного изучения.
Структура программы дает возможность выявить главное содержание исторического развития России в XX — начале XXI в. Программа позволяет учителю выстраивать учебный процесс с учетом способностей учащихся, особенностей школь; Главным остается цель исторического образования — знание истории Отечества, формирование у школьников гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по истории России для 11 класса, в который входят: учебник А А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С. В. Мироненко «История России. XX — начало XXI века» и «Методические рекомендации. Пособие для учителя» Ю. А. Щетинова, Л. В. Жуковой. Авторы учебника придерживаются концепции многофакторного подхода к изучению исторического процесса, позволяющего воссоздать «полнокровность» и многомерность последнего, и рассматривают в качестве фундамента обучения истории учет национальных интересов и государственных приоритетов России. При этом авторы руководствуются следующими основополагающими принципами: включение истории России XX в. в мировую историю как одной из ее важнейших частей; последовательное проведение принципа историзма и объективности, максимальной взвешенности оценок; выявление альтернатив развития на крутых переломах истории с последующим выяснением причин реализации одной из них; оценка различных точек зрения историков на ключевые явления и события; уважение права ученика на собственное, обоснованное мнение.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ (8ч)
Тема 1. Россия в начале XX в.
Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1908— 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.
Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай И. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения, «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л, Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б, Струве).
Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм.
Тема 2. Россия в годы первой революции
Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
Начало революции. Г. Талон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов.
Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, II. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.
Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906— 1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.
Основные понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума
Тема 3. Монархия накануне крушения.
Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи»,
Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.
Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.
Основные понятия: ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая вой а, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.
РАЗДЕЛ П. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА (28 ч)
Тема 4. Россия в революционном вихре 1917 г.
По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис .правительства.
От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов, Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране,
Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой
Российской революции.
Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства, бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство.
Тема 5. Становление новой России (1917-1920)
Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания.
Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР.
«Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды.
Начало «культурной революции», ее сущность.
Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение.
Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д, Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И, Деникин и др.).
Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.
Основные понятия: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, «культурная революция», сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка.
Тема 6. Россия, СССР: годы нэпа
Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.
Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к мшу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.
Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-с гг.
Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство.
Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. 11олитика Коминтерна.
Основные понятия: нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн,
Тема 7. СССР: годы форсированной модернизации .
Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х т — 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин.
Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации.
Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.
Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.
Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина.
Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».
Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики.
Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.
Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.
Основные понятия: модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм», фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», секретные протоколы.
Тема 8. Великая Отечественная война
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и её союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом — осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной — осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра.
Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии.
Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне.
Борьба за липнем фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам.
Советский тыл в годы воины Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на поемный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура.
СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы.
Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.
Тема 9. Последние годы сталинского правления.
Постановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. 11ромышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.
Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина. Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.
Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов.
Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий.
Внешняя политика Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического' лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
Тема 10. СССР в 1955—1964 гг.: попытки реформирования советской системы
Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30— 50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина.
Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты.
Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике з начале 60-х гг.
Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.
СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.
Основные понятия: реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.
Тема 11. Советский Союз в последние десятилетия своего существования.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965— 1985 гг. Л. И.
Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народнохозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины.
Социальная политика: цели, противоречия, результаты.
Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арен;' новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.
Внешняя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).Концепция нового политического мышления: теория и практика.
Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития, «доктрина Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов».
РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (5ч)
Тема 12. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в.
Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг.
Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре — октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг.
Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России.
Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях.
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1998 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура.
Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня.
Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток:. Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская республика, сепаратизм, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ – 24 часа
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (16 ч)
Учебник: Н.В. Загладин Всеобщая история, Москва «Русское слово», 2011 год.
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 ч)
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».
Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
При освоении Обязательного минимума содержания курса отечественной истории 11 класса старшеклассники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
хронологические знания и умения:
- называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;
- составлять хронологические и синхронистические таблицы; знание фактов:
- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
анализ, объяснение:
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
- классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основания самостоятельно;
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
версии, оценки:
- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе,
- сравнивать налагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
- высказывать суждение о подходах и критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, их оценке в литературе;
работа с истопниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду;
- использовать данные исторической карты для характеристики России и регионов;
- проводить поиск необходимой информации в одном или не скольких источниках;
- высказывать суждение о назначении, ценности источника;
- характеризовать позиции, взгляды автора источника;
—сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса; принципы и способы периодизации всемирной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты
дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам,
использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы; - представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с
исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; - учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Всемирная история в XX – XXI веке. — 24 часа.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Виды учебной деятельности | Ви ды кон троля | Планируемые результаты освоения материала—что должны знать | Дом. задание | Дата прове- дения | ||||
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (16 ч) | план | факт | |||||||||
1 | Вводный урок. | Из.новой темы | Ознакомление целями и задачами курса. | ||||||||
2 | Тенденции развития мира на рубежеXIX— XXвв. & 1.-2 | Урок повто- рения | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | Научно-технические достижения и прогресс индустриализации: причины ускорения НТП в развитии стран мира, конвейерное производство и изменения в организации труда. Проблема конкурентоспособности предприятия. Дегуманизация производств. Полезность, доходность, комфортность – новые ценностные ориентиры жизни общества. | & 1.-2. 5 во-просов на стр.20 | . | ||||
3 | Социально-экономическое развитие стран Европы, США, Японии. & 3. | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | Концентрация производства и утверждение монополистического кап-зма. Формирование 2-ух моделей экономического развития ведущих стран: либе-ральная модель (США, Англия, Фран-ция),Государственная модель (Герма-ния, Италия, Япония). Особенности социальных противоречий, зарождение профсоюзного движения, обострение социальных противоречий, распространение социал-демократической идеологии. | & 3.Рефе-рат | 1 | ||||
4 | Обострение противоречий мирового развития на рубеже XIX— XXвв. & 4.-6 | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | Особенности развития колониальных и зависимых стран на рубеже веков. Ко-лониальные владения Великобритании Зависимые страны Азии. Доктрина Монро. Особенности развития стран Латинской Америки. | & 4. -6 рефера-ты подготовить | . | ||||
5 | Державное соперничество в начале XXвека. Первая мировая война. & 7 | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | Внешнеполитические цели ведущих стран мира и проблема адекватности средств их достижения. Начало передела мира: причина начала войны. Отражение хода войны на внутреннем состоянии стран-участниц. Завершение войны. Версальско-вашингтонская система. И ее влияние на внешнеполитическое развитие. | & 7. вопро-сы на стр68 | |||||
6 | Общие тенденции социально-экономического и политического развития ведущих стран мира в 20-30 годы. & 8- 9 | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | Мировой экономический кризис. Поиск путей преодоления кризиса. Кейнсианская модель. Проблема противостояния либерализма и тоталитаризма. | & 8 -9 вопросы на стр.79. | |||||
7 | Ведущие страны мира в 20-30 гг. & -10-12. | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | Особенности развития США. Новый курс Рузвельта. Особенности развития Великобритании и Франции: усиление роли государства в жизни общества. Формирование политической идеологии фашизма и установление фашистских режимов в Италии и Германии. Япония: утверждение милитаристкого режима. | & 10-12. реферат | |||||
8 | Международные отношения в 20-30 гг. & 13-15. | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | Сохранение международных противо- речий формирование очагов военной опасности: Революция в Китае. Позиции СССР, США, Англии, Японии в ходе гражданской войны в Китае. Проблема сохранения коллективной безопасности в Европе. Гражданская война в Испании. | & 13-15. Подго-товить сообще-ние. | |||||
9-10 | Вторая мировая война. & 16-17. | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | Обострение противоречий в мире и в Ев-ропе. Причины и расстановка сил накануне войны. Успехи Германии на европей-ском фронте. Военная компания Германии против Англии. Великая Отечественная война. Складывание антифашистской коалиции. Завершение Второй мировой войны. Итоги, Историческое значение. | & 16-17. Вопросы на стр.168-169 | |||||
11 | Духовная жизнь мировой культуры в первой половине XXвека. & 18-19-20-21-22-23-24 | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | Наука и искусство первой половины XX в, Новые тенденции в изобразительном искусстве и в архитектуре. Авангардистские и экзистенциальные тенденции в литературе. Музыкальная жизнь, театральное искусство и искусство кино. Введение психоанализа в философию (З.Фрейд, К Юнг) | . & 18-19-24 Реферат | |||||
12 | Мировое развитие в период «холодной войны» & 28-29 | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | «холодная война»:начало формирования биполярного мира. Противоречия геопо-литических интересов СШ и СССР. «План Маршалла»- раскол Европы на два лагеря. Формирование двух мировых систем. Страны Азии в послевоенное время. | 28-29 отве-тить на вопро-сы. | |||||
13-14 | Евроатлантические страны и Япония в конце 40-х начала 60-х гг. & 30-32. | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | Социально-экономические и полити-ческие условия развития евроатлан-тических стран. Разработка и введение социально ориентированной политики в США. Социально- ориентированная экономика развития стран Европы. «Экономическое чудо» Западной Герма-нии. От ОЕЭС до ЕЭС. Соц.-экономичес-кое и политическое развитие Японии. | & 30-32. вопросы. | . | ||||
15-16 | Кризис моделей развития. & 35. | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | 1.Обострение международных отношений с середины 60-гг. и их влияние на развитие мира: - военный конфликт в Вьетнаме; - обострение отношений СССР и Китая. 2. Обострение противоречий внутри системы «социализма»: - политический кризис 1956г. в Венгрии. - «Пражская весна» 1968 г. в Чехословакии. - рост напряженности в отношениях СССР с Югославией, Албанией, Румынией. 3. Обострение проблем внутри системы «капитализма»: - внутриполитический кризис в США. - социально-экономический спад в странах Западной Европы и рост леворадикализма. -возрождение коммунистического движения в странах Западной Европы. Теория «социализма с человеческим лицом». -Кризис политики «холодной войны» - Новая волна локальных конфликтов и кризис политики разрядки. | & 35 | |||||
Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 ч) | |||||||||||
17-18 | Страны Восточной Европы в 80-90-е годы XXв.:выбор пути развития. &36-37 | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | --Начало демократических преобразований в странах Европы: 1. Кризис внутри правящих коммунистических режимов и рост влияния оппозиции. 2. Эволюционно-реформационный переход власти в руки оппозиции в Венгрии, Чехословакии, Польши и вооруженное свержение коммунистического режима в Румынии. 3.Воссоединение ФРГ иГДР: падение Берлинской стены. 4. Ликвидация СЭВ и Организации Варшавского договора. 5. Государства СНГ в мировом сообществе. | &36 отве-тить на вопросы. | |||||
19 | Начало модернизационных процессов в сфере социально-экономической политики. &33 | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | 1.Идеология неоконсерватизма. 2. Приватизация или ликвидация нерентабельных отраслей производства и предприятий. 3. обострение социальных отношений и начало реформирования в социальной и образовательной сферах. 4. Политика развития мелкого и среднего бизнеса. | &33, расска-зать по плану. | |||||
20 | Начало перехода ведущих стран мира в стадию информационного общества. . &34 | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | 1.Рост темпов международной экономической интеграции. Складывание Европейского Союза (ЕС) и Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) 2. Спад неоконсерватизма и новый рост социально-демократических тенденций. | &34 Запол-нить таблицу. | |||||
21 | США и Европейские страны на рубеже XX – XXIвв. Межнациональное противостояние в Европе. &40 | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | 1.США: особенности соц.-экономического и политического развития при администрации Д.Буша. 2. Страны Западной Европы – усиление социально-ориентированной политики. 3. Страны Восточной Европы: переход к рыночной экономике и сближение со странами Западной Европы. 4. Этнические конфликты в Югославии. | &40 реферат | |||||
22 | Станы Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XX – XXIвв. & 38-39-41-42. | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | 1.Постколониальное развитие стран Азии и Африки: попытка ускоренными темпами преодолеть отставание от бывших метрополий. 2.Трудности модернизационных процесов в развивающих странах Азии и Африки. Обострение социальных, межэтнических, межконфессиональных притиворечий. 3. Особенностимодернизционных процес-сов в странах Азии и Африки: 1. Развитие стран социалистической ориентации. Экономические преобразования “сверху” в Китае и Вьетнаме. 2. развитие стран индустриального типа развития. Ускоренные темпы экономических преобразований в Южной Корее, Тайване, Сингапуре. 3. Специфика развития стран Южной Азии. 4. Процесы модернизаии в исламских странах. 5. Соц.-экономическое и политическое развитие стран Латинской Америки: особенности модернизационных процессов. | & 38-39. реферат | |||||
23 | Духовная жизнь и мировая культура во второй половине XXвека– начале XXIвека. & 43—44-45 | Из.новой темы | Письмо лекции, чятение текста и документа, конспектирование, составление вопросов, сопоставление, пересказ. | Кл. урочный | 1.Культура в условиях развития информационных технологий. 2. Элитарная и массовая культура как два пути развития духовного мира во второй половине XX– начале XXIвека. 3. Феномен массовой культуры и ее влияние на развитие общества в трудах философов, историков, политиков. 4. Постмодерн – новый этап в развитии духовной культуры. Его особенности и перспективы. 5. Феномен Конт-культуры. Молодежная субкультура. 6. развитие нац. культур, их влияние в мире. 7. Философские концепции культурного развития общества в XXIв. | . & 43—44—45. чтение. | |||||
24 | Обобщающий урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...