Ролевая игра "Назад в СССР" при организации внеурочной деятельности учащихся по истории
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс) на тему
Ролевая игра является одной из уникальных форм обучения, позволяющей сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению нового материала. Выбирая именно эту форму обучения, мы руководствуемся следующим высказыванием Д.Б.Эльконина: "Игра есть та деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением". Ролевая игра "Назад в СССР" позволяет дополнить представления учащихся о жизни в СССР (1922-1991 гг.), полученные ими на уроках. Она проводится поэтапно по мере изучения соответствующих тем учебного курса отечественной истории. Данное внеурочное мероприятие рассчитано на несколько занятий (рекомендуется: мин. 2 сессии, макс. 10-15 сессий). Рекомендуемый возраст участников: 15-18 лет (9-11 классы). Элементы данного маршрута могут быть реализованы в рамках курсов истории, обществознания, права, литературы, МХК, иностранного языка. Вашему вниманию предлагается технологическая карта, приложения (сама игра, вариант заданий для учеников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolevaya_igra_nazad_v_sssr.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного мероприятия Предмет: история, обществознание Класс: 9-11 Название мероприятия: "Назад в СССР". Цель мероприятия: "Формирование представления о жизни в СССР через ролевую игру". Методы, технологии, приемы: словесный метод, проблемное, развивающее обучение, создание ситуации успеха, апелляция к жизненному опыту детей, игровая технология, исследовательская аналитическая технология, биографический и тематический методы, модульное обучение, мозаично-прогрессистская модель обучения, синергетическая технология, проектная технология, приемы презентации и защиты работы, метод реферирования и драматизации (методика Гартвига А.Ф.), ИКТ, построение индивидуальной образовательной траектории, модельный ответ, формирующее оценивание. Образовательные ресурсы и оборудование: компьютер, проектор, листы с индивидуальными заданиями для учеников, маршрутно-оценочные листы. Особенности мероприятия: мероприятие должно быть пролонгировано, рекомендуется: мин. 2 сессии, макс. 10-15 сессий. | |
Задачи для ученика направленные на достижение предметного результата: 1) овладевать комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; 2) овладевать базовым понятийным аппаратом социальных наук и грамотно применять его; 3) овладевать умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4) приобретать навыки оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития; 5) овладевать умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; направленные на достижение метапредметного результата: 1) уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) овладевать навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 5) овладевать языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; направленные на достижение личностного результата: 1) осваивать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, реализовывать способность к определению своей позиции по отношению к различным историческим событиям, явлениям, процессам; 2) формировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. | Задачи для учителя направленные на достижение предметного результата: 1) способствовать овладению комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; 2) способствовать овладению базовым понятийным аппаратом социальных наук и его грамотному применению; 3) совершенствовать умения выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4) совершенствовать навыки оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития; 5) развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; направленные на достижение метапредметного результата: 1) развивать умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) совершенствовать владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) развивать умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 5) совершенствовать владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; направленные на достижение личностного результата: 1) способствовать освоению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, реализации способности к определению своей позиции по отношению к различным историческим событиям, явлениям, процессам; 2) способствовать формированию нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. |
Тип мероприятия: ролевая игра. | Форма мероприятия: практикум, драматизация. |
Опорные понятия, термины: все наиболее важные понятия, освоенные до тем, связанных с ВОСР (история и обществознание). | Новые понятия: все наиболее важные понятия от ВОСР до крушения СССР (история и обществознание). |
Формы контроля: формирующее оценивание | Домашнее задание: индивидуальные задания |
Этап мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, технологии | Формируемые УУД (по матрице) | Результат взаимодействия (по технологической карте) |
Мотивация и целеполагание | Реплика-впрос: "Мы приступаем с Вами к изучению нового раздела истории, связанного с образованием СССР. Ваши бабушки и дедушки жили в эту эпоху. Что Вам известно из их рассказов о данном периоде истории нашей страны ?" Реплика: "Давайте и мы с Вами окунемся в эту эпоху, чтобы на себе прочувствовать всю самобытность данного периода". Реплика: "Пришло время познакомимся с сущностью и правилами игры" - объяснение сущности и правил игры, определение персонажа и его характеристик (прил. № 1). | Развитие познавательной инициативы. Ответы на вопросы учителя. Построение речевого высказывания. Участие в обсуждении предложенных вариантов ответов. Коррекция и оценка своих действий, действий партнеров. Взаимодействие с учителем и другими учениками (планирование учебного сотрудничества). Принятие и сохранение учебной цели, выбор персонажа и его характеристик. | Словесный метод, элементы проблемного, развивающего обучения, создание ситуации успеха, апелляция к жизненному опыту детей, игровая технология. | 1 а-г, 2 агд, 3 авеж, 4 а-м, 6 абд | Формирование мотивации учения. ПР-3,4, МПР-1,2,5, ЛР-1,2 |
Выполнение действий для приобретения недостающих знаний и освоение способа их применения | Предлагает индивидуальные задания на 2 сессию (См. напр.: прил. № 2). Консультирует по вопросам выполнения заданий и презентации итогов работы (устно, через ИКТ - в свободное от уроков время). | Дома - читают задания, анализируют их, прогнозирование необходимых действий для достижения результата. Задают вопросы учителю по выполнению заданий и формам презентации итогов работы. Выполнение пробных действий по решению заданий. Отбор реальных для выполнения на данный момент заданий. Поиск необходимых данных в различных источниках информации. Смысловое чтение. Отбор содержания материала. Структурирование и презентация материала. Проверка, коррекция. | Словесный метод, проблемное, развивающее обучение, создание ситуации успеха, апелляция к жизненному опыту детей, игровая технология, исследовательская аналитическая технология, биографический и тематический методы, модульное обучение, мозаично-прогрессистская модель обучения, синергетическая технология, проектная технология, приемы презентации и защиты работы, метод реферирования и драматизации (методика Гартвига А.Ф.), ИКТ, построение индивидуальной образовательной траектории. | 1 а-г, 2 а-ж, 3 а-и, 4 а-м, 5 аб, 6 а-д | ПР-1-5, МПР-1-5, ЛР-1-2 |
Самоконтроль | Организация презентации итогов работы по полученным заданиям. Контроль и коррекция индивидуальной работы. Оценка качества выполнения задания каждым участником. Модельный ответ. Заполнение соответствующих разделов маршрутно-оценочных листов. Предлагает следующие индивидуальные задания на 3 сессию ( и т.д.). На последней сессии определяет кто наиболее продвинулся по социальной лестнице. | Представление результатов работы. Использование ИКТ для наглядности. Построение речевого высказывания. Участие в обсуждении предложенных вариантов. Коррекция и оценка своих действий, действий партнеров. Взаимодействие с учителем и другими учениками. | Словесный метод, проблемное, развивающее обучение, создание ситуации успеха, апелляция к жизненному опыту детей, игровая технология, исследовательская аналитическая технология, биографический и тематический методы, модульное обучение, мозаично-прогрессистская модель обучения, синергетическая технология, проектная технология, приемы презентации и защиты работы, метод реферирования и драматизации (методика Гартвига А.Ф.), ИКТ, построение индивидуальной образовательной траектории, модельный ответ, формирующее оценивание. | 1 а-г, 2 а-ж, 3 авджи, 4 а-м, 5 аб, 6 а-д | ПР-1-5, МПР-1-5, ЛР-1-2 |
Включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач | Организует обсуждение о возможности использования полученных знаний в жизни. Актуализация знаний. Вопрос: "Какой опыт Вы почерпнули из игры ?" Вопрос: "Что помогло Вам занять более высокое положение в обществе времен СССР ? Какие положения актуальны и в наши дни ? Какие положения вызывают у Вас неприятие, почему ?" | Построение речевого высказывания. Ответы на вопросы учителя. Участие в обсуждении предложенных вариантов. Коррекция и оценка своих действий, действий партнеров. Взаимодействие с учителем и другими учениками. | Словесный метод, проблемное, развивающее обучение, создание ситуации успеха, апелляция к жизненному опыту детей. | 1 а-г, 2 а-ж, 3 адж, 4 авгжзк, 6 а-д | ПР-1-5, МПР-1,2,5, ЛР-1,2 |
Рефлексия | Организует рефлексию деятельности учащихся на уроке. Реплика: "Вспомните начало нашей игры. Достигнуты ли поставленные цели ? Как Вы оцениваете свою работу ? Вы были успешны на уроке ? Что у Вас получилось ? Что вызвало затруднения ? Над какими проблемами, затронутыми в игре, Вы будете работать дальше ?" Реплика: "Позвольте закончить наше мероприятие словами великого писателя 16 в. Мигеля Сервантеса: " История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего". | Построение речевого высказывания. Ответы на вопросы учителя. Оценка своих действий, действий партнеров. Прогнозирование коррекции своих действий. Взаимодействие с учителем и другими учениками. | Словесный метод, создание ситуации успеха, апелляция к жизненному опыту детей. | 1 абг, 2 а-ж, 3 адж, 4 авгжзк, 6 а-д | ПР-1-5, МПР-1-5, ЛР-1-2 |
Приложение № 1
I. Введение: каждый участник выбирает себе характеристики персонажа, за которого он будет играть (по кубику, карточке, а не по желанию). Цель игры - занять наиболее высокую позицию в обществе времен СССР.
1. Социальное происхождение: из крестьян, из рабочих, из мещан, из купечества, из священнослужителей, из дворян (по кубику).
2. Профессия: работник с/х, рабочий, юрист, медик, военный, инженер, конструктор, служащий, партийный работник, работник спецслужб, иностранный шпион (по карточке).
3. Партийность: беспартийный, ВКП(б), ВКП(м), СР, анархист, монархист (по кубику).
Это важно:
А) 2 и 3 характеристики могут быть изменены в процессе игры неограниченное количество раз;
Б) при смене 2 и 3 характеристик участнику будет предложено сдать специальный экзамен (См. подр. «Сдача экзаменов»);
В) при смене 2 характеристики продвижение по карьерной лестнице начинается с самого начала;
Г) характеристика 1 изменяться не может;
Д) шпион не может изменить 2 характеристику. Отвечает на иностранном языке, изучаемом в школе.
II. Очки и продвижение по карьерной лестнице: каждый участник при выполнении разных заданий получает определенное количество очков опыта, которые могут быть израсходованы либо на занятие более высокого положения (повышение уровня), либо на апгрейд (получение и совершенствование специальных умений) персонажа, которые добавляют бонусные очки за выполненные задания.
Это важно:
А) количество зарабатываемых очков персонажа зависит от характеристик 1 и 3;
Б) у некоторых персонажей количество очков опыта для занятия той или иной должности будет отличаться;
В) при получении определенных умений персонажем количество очков опыта может быть повышено (бонус);
Г) при невыполнении задания все набранные очки опыта сгорают.
Д) при двукратном и более невыполнении заданий наступает процесс "замораживания персонажа" (См. подр. «Замораживание персонажа»);
Е) количество очков опыта за выполнение определенного задания указывается только перед его выполнением, а не заранее;
Ж) игрок имеет право сам выбирать задание из предложенных.
Сводная таблица влияния социального происхождения на зарабатывание очков опыта.
- Крестьянин - 0 очков
- Рабочий – 0 очков
- Мещанин – минус 1 очко
- Купец – минус 1 очко
- Священнослужитель – минус 1 очко
- Дворянин – минус 2 очка
Это важно:
А) по понятным причинам категории 1-2 имеют изначально более привилегированное положение в обществе того времени, являясь локомотивом мировой социалистической революции;
Б) категории 3-4 издавна ассоциируются у простых людей с грабителями;
В) категория 5 никак не сочетается с материализмом советской философской школы – ведь Бога нет;
Г) категория 6, являясь классовым врагом категорий 1-2, вряд ли может рассчитывать на их благосклонность;
Д) указанное число очков всегда отнимается при выполнении задания (например: за выполнение задания на 7 очков категории 1-2 получат их чистыми, 3-5 – получат 6 очков, а 6 категория всего 5 очков).
Сводная таблица влияния партийной принадлежности на зарабатывание очков опыта.
- Беспартийный – минус 0 очков
- ВКП(б) – плюс 1 очко
- ВКП(м) – минус 1 очко
- СР – минус 1 очко
- Анархист – минус 1 очко
- Монархист – минус 2 очка
Это важно:
А) в мире однопартийной системы очень сложно рассчитывать на что-то, автоматически состоя в оппозиционной партии, к беспартийным проявляется особый интерес – возможность привлечь на свою сторону;
Б) процесс снятия очков происходит по вышеуказанной системе;
В) большевики, являясь главной партией, получают бонус (+ 1 очко) к каждому заданию.
Профессии
1. Работник сельского хозяйства
Уровень 1. – крестьянин
Уровень 2. – бригадир (30)
Уровень 3. – начальник уборочного цеха (45)
Уровень 4. – зам. председателя колхоза (60)
Уровень 5. – председатель колхоза (75)
Уровень 6. – председатель райисполкома по с/х (100)
Уровень 7. – председатель облисполкома по с/х (125)
Уровень 8. – министр сельского хозяйства СССР (150)
Умения:
1. ударник труда (+ 1 очко опыта) - 15
2. победитель соц. соревнования (+ 2 очка опыта) - 30
3. герой соц. труда (+ 3 очка опыта) - 50
2. Рабочий
Уровень 1. – рабочий завода
Уровень 2. – бригадир (30)
Уровень 3. – мастер (45)
Уровень 4. – зам. директора завода (60)
Уровень 5. – директор завода (75)
Уровень 6. – председатель райисполкома по промышленности (100)
Уровень 7. – председатель облисполкома по промышленности (125)
Уровень 8. – министр труда СССР (150)
Умения:
1. ударник труда (+ 1 очко опыта) - 15
2. победитель соц. соревнования (+ 2 очка опыта) - 30
3. герой соц. труда (+ 3 очка опыта) - 50
3. Юрист
Уровень 1. – секретарь юридической конторы
Уровень 2. – юрист-консультант по общим вопросам (20)
Уровень 3. – специалист по уголовным делам (30)
Уровень 4. – адвокат (50)
Уровень 5. – судья (75)
Уровень 6. – прокурор райисполкома (100)
Уровень 7. – прокурор облисполкома (125)
Уровень 8. – генеральный прокурор СССР (150)
Умения:
1. кандидат юридических наук (+ 1 очко опыта) - 20
2. доктор юридических наук (+ 2 очка опыта) - 40
3. академик (+ 3 очка опыта) - 60
4. Медик
Уровень 1. – медбрат/медсестра
Уровень 2. – врач (40)
Уровень 3. – зам. зав. отделением (50)
Уровень 4. – зав. отделением (60)
Уровень 5. – зав. горбольницей (70)
Уровень 6. – зав. райбольницей (80)
Уровень 7. – зав. облбольницей (125)
Уровень 8. – министр здравоохранения СССР (150)
Умения:
1. кандидат медицинских наук (+ 1 очко опыта) - 25
2. доктор медицинских наук (+ 2 очка опыта) - 35
3. академик (+ 3 очка опыта) - 50
5. Военный
Уровень 1. – курсант военного училища
Уровень 2. – лейтенант (15)
Уровень 3. – ст. лейтенант (25)
Уровень 4. – капитан (35)
Уровень 5. – майор (50)
Уровень 6. – полковник (80)
Уровень 7. – генерал (125)
Уровень 8. – министр ВС СССР (150)
Умения:
1. суггестика (+ 1 очко опыта) - 15
2. харизма (+ 3 очка опыта) - 30
3. герой СССР (+ 5 очков опыта) - 50
6. Инженер
Уровень 1. – инженер
Уровень 2. – инженер-рационализатор (30)
Уровень 3. – ведущий инженер (45)
Уровень 4. – директор завода (60)
Уровень 5. – начальник горбюро по путям сообщения (85)
Уровень 6. – председатель райисполкома по путям сообщения (100)
Уровень 7. – председатель облисполкома по путям сообщения (125)
Уровень 8. – министр путей сообщения СССР (150)
Умения:
1. кандидат технических наук (+ 1 очко опыта) - 15
2. доктор технических наук (+ 2 очка опыта) - 30
3. академик (+ 3 очка опыта) - 50
7. Конструктор
Уровень 1. – конструктор
Уровень 2. – конструктор-испытатель (30)
Уровень 3. – ведущий конструктор (45)
Уровень 4. – директор завода (60)
Уровень 5. – начальник горбюро по энергетике (85)
Уровень 6. – председатель райисполкома по энергетике (100)
Уровень 7. – председатель облисполкома по энергетике (125)
Уровень 8. – министр энергетики СССР (150)
Умения:
1. кандидат технических наук (+ 1 очко опыта) - 15
2. доктор технических наук (+ 2 очка опыта) - 30
3. академик (+ 3 очка опыта) - 50
8. Иностранный шпион
Уровень 1. – осведомитель
Уровень 2. – связной (30)
Уровень 3. – шифровальщик (40)
Уровень 4. – диверсант (50)
Уровень 5. – шпион (60)
Уровень 6. – дипломат (80)
Уровень 7. – глава отдела по шпионажу и диверсиям разведуправления (125)
Уровень 8. – глава разведуправления страны изучаемого в школе языка (150)
Умения:
1. психолог (+ 1 очко опыта) - 15
2. актер (+ 2 очка опыта) - 30
3. спец. агент (+ 5 очков опыта) - 50
9. Работник спецслужб
Уровень 1. – лейтенант милиции
Уровень 2. – курсант школы спецподготовки сотрудников КГБ (30)
Уровень 3. – капитан КГБ (50)
Уровень 4. – советник по вопросам госбезопасности в соцстранах третьего мира (80)
Уровень 5. – майор КГБ (90)
Уровень 6. – полковник КГБ (100)
Уровень 7. – генерал КГБ (125)
Уровень 8. – министр Госбезопасности (150)
Умения:
1. психолог (+ 2 очка опыта) - 30
2. актер (+ 4 очка опыта) - 50
3. спец. агент (+ 6 очков опыта) - 60
10. Партийный работник
Уровень 1. – агитатор
Уровень 2. – руководитель местной парт. ячейки (30)
Уровень 3. – зам. руководителя заводской парт. ячейки (50)
Уровень 4. – руководитель заводской парт. ячейки (75)
Уровень 5. – председатель горисполкома (100)
Уровень 6. – председатель райисполкома (125)
Уровень 7. – председатель облисполкома (150)
Уровень 8. – генсек ЦК КПСС СССР (180)
Умения:
1. суггестика (+ 1 очко опыта) - 15
2. харизма (+ 3 очка опыта) - 30
3. герой СССР (+ 5 очков опыта) - 60
11. Служащий
Уровень 1. – служащий
Уровень 2. – ведущий специалист по торговле (30)
Уровень 3. – зам. директора комбината (45)
Уровень 4. – директор комбината (60)
Уровень 5. – председатель горисполкома по торговле (80)
Уровень 6. – председатель райисполкома по торговле (100)
Уровень 7. – председатель облисполкома по торговле (125)
Уровень 8. – министр торговли СССР (150)
Умения:
1. кандидат экономических наук (+ 1 очко опыта) - 15
2. доктор экономических наук (+ 2 очка опыта) - 30
3. академик (+ 3 очка опыта) - 45
III. Сдача экзаменов: для смены профессии необходимо сдать ряд экзаменов. Очки за успешную сдачу экзаменов не назначаются. Провал экзамена равносилен отсутствию ответа на вопрос. Учителю истории и обществознания необходимо привлечь для этой работы учителей-предметников.
Профессиональные экзамены:
- Работник с/х: русский, математика, биология
- Рабочий: русский, математика, физика
- Юрист: русский, история, обществознание, иностранный
- Медик: русский, биология, химия
- Военный: русский, математика, история, обществознание, биология, иностранный
- Инженер: русский, математика, физика
- Конструктор: русский, математика, физика
- Иностранный шпион: русский, математика, история, обществознание, биология, иностранный, экономика, ИЗО, музыка
- Работник спецслужб: русский, математика, история, обществознание, биология, иностранный, экономика, ИЗО, музыка
- Парт. работник: русский, история, обществознание, экономика
- Служащий: русский, математика, история, обществознание, экономика
Партийные экзамены: нужно знать и уметь отвечать на вопросы по основным документам той партии, куда персонаж собирается вступить.
IV. Замораживание персонажа: при отсутствии или неправильном ответе на вопрос происходит следующее:
1 раз – сгорание всех имеющихся свободных очков опыта;
2 раз (не подряд) – переход на одну позицию вниз (например, служащий: был директором комбината, а станет обратно его замом), очки на получение позиции, с которой уволили придется зарабатывать сначала;
2 раза подряд (отправка в лагеря – кому нужен плохой работник или служащий), для восстановления в бывшей должности нужно набрать 50 очков;
3 раз (не подряд) – переход на две ступени вниз, условия восстановления – те же (минус 100 очков за две ступени, по 50 за каждую).
3 раза подряд – не может совершать никаких действий в следующую сессию, но получает задания.
Приложение № 2
7. Панева Юлия Александровна (из священнослужителей, конструктор (к.т.н.), беспартийная, + 0 баллов).
Вопрос: вы с тревогой читали разделы газет, посвященные внешней политике СССР осенью 1956 г., почему ?
Количество баллов: 5
Вопрос: холодильник и телевизор именно этих марок стояли почти в каждом в доме советского человека.
Количество баллов: 8
Вопрос: «Третья программа партии» не могла не вселить в вас подозрения, почему ? В чем ее суть ?
Количество баллов: 10
Вопрос: именно эти изобретения: А-12, А-13, КРУ-40 были удостоены золотых медалей на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г., что это такое ?
Количество баллов: 12
Вопрос: еще при жизни И.В. Сталина именно на этом заводе впервые в стране был освоен выпуск термостойкого кабельного пластика и хлопковой целлюлозы.
Количество баллов: 15
Вопрос: именно это в простонародье называлось «еда строителя» (именно это чаще всего ели строители на работев 60-80е гг.).
Количество баллов: 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ
Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...
Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ
Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...
Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ
Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...
Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в условиях сельской школы
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать во...
Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.
Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....