Финикийские мореплаватели
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме

Чудакова Анна Ярославовна

Города финикийцев.

Финикийские колонии.

Древнейший алфавит.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация20.02 КБ
Файл презентация838.74 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ТЕМА: «ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ»

I.МИКРОМОДУЛЬ ИНТРИГУЮЩЕГО ОБРАЗА.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы за правильные ответы будете получать красные кружочки. Я их сделала специально  такого цвета и формы. Как вы думаете, почему? Что это может обозначать?

II.  МИКРОМОДУЛЬ МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Учитель: сейчас я дам вам возможность заработать эти кружочки, и, может быть, когда они будут у вас в руках, вы отгадаете загадку.

1.ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:

Главный город Двуречья ?

Где располагался древний Вавилон?

Кто такой Хаммурапи?

Сколько лет он правил?

Где записаны законы Хаммурапи?

Расскажите о находке археологов 1901 года.

Что было написано на столбе?

Расскажите о законах свободных и рабов.

Расскажите о законах о богачах и бедняках

2.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Ученик получает буквы на отдельных листочках, из которых нужно сложить слово, прикрепить на магнитную доску и объяснить, что обозначает это слово.

Задание – собрать слово из букв и объяснить его значение (ростовщик)

Учитель: молодцы ребята! Вы получили свои заслуженные кружочки. Может кто-нибудь из вас догадался, почему они такого цвета?

Предлагаю вас слушать меня внимательно, и , может быть, в моем рассказе вы услышите ответ.

III. Изложение нового материала.

Логическая схема:

Вода, соль, песок - слова которые должны вписываться в новый рассказ учителя о ФИНИКИИ.

Вода – символ мореплавания

Соль – морские путешествия

Песок – дальние берега и изготовление стекла

        Учитель может начать урок с разговора о вещах (стакан с водой, соль, песок) и предложить подумать, почему именно эти предметы стоят на столе и что они могут обозначать. Дети должны догадаться, и учитель им помогает понять, что все это символизирует море. Именно о море и людях моря сегодня пойдет речь.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСТИ:

План урока.

  1. Города финикийцев.
  2. Финикийские колонии.
  3. Древнейший алфавит.

1.Города финикийцев.

Актуальное:

Вспомните,  пожалуйста, города, которые расположены около моря: Сочи, Анапа, Евпатория, Новороссийск и др.

Рассказ о городе, который расположен на берегу Средиземного моря, а именно Финикии.

Историческое: Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря. Природа была не такой как в Египте и Вавилоне, поэтому и образ жизни был иным. На узкой полосе земли между морем и цепью ливийских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Мало места для пастбищ. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Вино и душистое масло они обменивали на пшеницу. Славилась эта страна строительным лесом- ливанским кедром. Из него строили корабли.

Положение Финикии было очень удобным- торговые пути из Двуречья в Египет. На торговом пути стояли древние финикийские города: Библ, Сидон и Тир.

В городах было много ремесленников, изготовлявших украшения из золота и серебра, резчиков по дереву и слоновой кости.

ВОПРОС: Какая слава- добрая или дурная- ходила о финикийцах?

Интересное: ребята обратите внимание на окно. Стекло, которое мы с вами видим, - это изобретение финикийцев! Именно они впервые начали смешивать чистый белый песок с содой и плавить эту смесь, как медную руду.

2. Финикийские колонии.

Актуальное:  Что такое Финикия? Клочок земли. Россыпь песка. Груда скал. Словно тюрьма, из которой не вырваться. Почти со всех сторон света сюда приходили армии, чтобы разграбить несколько финикийских  городов. Лишь одна дорога свободна от врагов – дорога на запад. МОРСКАЯ ДОРОГА. Она уходит вдаль, в бесконечность. По краям ее- на берегах и островах- много пустующих земель, где можно строить новые города, с прибылью торговать, не боясь ни египетского царя, ни ассирийского.

И когда у финикийцев появились быстрые корабли, они отрядами и общинами стали покидать родину и переселяться в заморские страны. Там они основывали свои колонии, поскольку их наибольшая страна не могла прокормить их.

Историческое:

Из страны в страну путешествовали искусные мореходы, получая немалую прибыль. Когда финикийский корабль входил в чужую гавань, местные жители встречали его радостно. Купцы могли привести льняное полотно из Египта, пурпурные ткани, вино, стеклянные бусы, сосуды и «живой товар»- рабов.

Но если представлялся удобный случай, не стеснялись финикийцы и разбойничать: иногда высаживались на берег и грабили беззащитные поселения. Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.

В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения- КОЛОНИИ. (Дети записывают определение в тетрадь).

В 9 веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке г. КАРФАГЕН, который впоследствии стал главным городом крупного государства. Сегодня мы знаем это место как- Тунис.

Вопрос: Что такое колонии?

Интересное: Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан. Из Северной Европы отважные мореплаватели привозили олово и янтарь.

  1. ДРЕВНИЙ АЛФАВИТ.

Актуальное:

1 группа ребят отвечает на вопросы: Перечислите все буквы нашего алфавита.() Сколько букв в алфавите?() Сколько гласных букв? () Сколько согласных букв?() Сколько звуков? ().

А теперь давайте сравним наш алфавит с  более древним- финикийским.

Историческое:

- рассказ по учебнику готовит 1 ученик.

Вопрос: В чем преимущество финикийского алфавита перед письменностью Египта или Двуречья?

Интересное: Направление финикийского письма было горизонтально, справа налево. Слова, как  правило, друг от друга не отделялись

IV. Микромодуль действенного закрепления.

  1. Фронтальный опрос.

Вопросы на трех листах – белом, голубом и желтом

Ребята, как вы думаете, что обозначают эти цвета?

Белый- цвет соли

Голубой- цвет воды, моря

Желтый- цвет песка

Вопросы от « моря»:

Где располагалась Финикия? Какой была природа? Чем славилась Финикия?

Вопросы от «соли»:

Назовите города Финикии. Что умели делать финикийцы?

Вопросы от «песка»:

Расскажите о колонии Карфаген.

2.Индивидуальное задание:

Нарисуйте несколько букв нашего алфавита и алфавита финикийцев.

V. Раскрытие интриги.

 Подсчет кружочков. Рассказ учителя о получении пурпурной краски из раковин морских моллюсков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Давайте вспомним Почему Вавилону удалось стать главным городом Двуречья ? Где располагался древний Вавилон? Как звали самого могущественного правителя Вавилонии ? Как называли правила, по которым разбирали все споры между людьми? Все ли в Вавилонии были равны перед законом? Расскажите о законах свободных и рабов Расскажите о законах о богачах и бедняках Почему царь Хаммурапи ограничил срок долгового рабства 3 годами?

Слайд 3

Что объединяет понятия: ШАМАШ- СИНА- ИШТАР; УР –УРУК- ВАВИЛОН; СТОЛБ-ХАММУРАПИ-ЗАКОНЫ?

Слайд 4

Финикийские мореплаватели

Слайд 5

План урока Местоположение и природа. Города финикийцев. Основание колоний. Древнейший алфавит

Слайд 6

1. Местоположение и природа Чем эта страна отличается от изученных нами ранее? нет полноводных рек богата лесом на побережье у моря мало плодородной земли виноград и оливки

Слайд 8

г. Тир г. Сидон

Слайд 9

Основные слова Финикия Средиземное море (Великое море заката) Ливанские горы Города: Тир, Сидон , Библ

Слайд 10

Занятость населения Виноград Оливки

Слайд 11

Торговля

Слайд 12

Мореплавание

Слайд 13

Ремесло Финикийцы во всем мире славились как лучшие моряки и кораблестротели . Какие природные условия способствовали развитию кораблестроения в Финикии?

Слайд 14

Финикийское стекло

Слайд 15

Работорговля

Слайд 17

Прочитайте в учебнике на с. 72 пункт 3 и скажите: что такое колония и какова цель ее основания?

Слайд 18

Финикийский алфавит В Египте и Двуречье ученики тратили на овладение письмом и чтением долгие годы. А в Финикии, едва только начав учиться (несколько недель) ученики могли уже записать и прочитать несложный текст. Почему?

Слайд 19

Образцы финикийского письма При создании своего алфавита финикийцы использовали опыт египтян и вавилонян. Алфавит состоял из 22 букв, обозначающих только согласные звуки. Почему именно в Финикии появился первый алфавит? Кому в Финикии было необходимо уметь писать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Финикийские мореплаватели" - урок истории по методике Ривина - Дьяченко в 5 классе "

Данный урок разработан для класса с небольшим количеством учеников по методике Ривина - Дьяченко. Урок предполагает изучение нового материла в интерактивной форме, когда за урок дети побывают и в роли...

Финикийские мореплаватели.

Воспитание интереса к истории Финикии;                Развивать у учащихся речь, память,  логическое мышление, уме...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Финикийские мореплаватели", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

Финикийские мореплаватели

Презентация является электронным  приложением к уроку истории по теме "Финикийские мореплаватели". Урок проводился  в соответствии с требованиями ФГОС основной школы....

Урок истории в 5 классе "Финикийские мореплаватели"

Конспект урока в 5 классе потеме "Финикийские мореплаватели" позволяет с помощью проблемного обучения организовать работу учащихся по знакомству с природными условиями Финикии, образом жизни ее жителе...

Финикийские мореплаватели

План-конспект урока для 5 класса разработан с учетом требований ФГОС...