Cистема работы учителя по подготовке к предметной олимпиаде
статья по истории на тему

Кобелева Наталья Владимировна

Опыт работы учителя по подготовке учащихся к предметным олимпиадам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кобелева Наталья Владимировна,

г. Катав-Ивановск

CИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРЕДМЕТНОЙ    ОЛИМПИАДЕ

Предметная олимпиада – это интеллектуальный праздник. Чтобы он принес максимальную радость, надо готовиться. Подготовка к этому празднику начинается задолго до его начала. Когда приходят на первые уроки истории учащиеся пятого класса, для меня важнее всего на тот момент заинтересовать ребят, привить им вкус и интерес к изучению прошлого человечества, своей страны и её народа, а затем поддерживать этот интерес постоянно. Стараюсь, чтобы уроки  были настолько интересными и увлекательными, что после каждого учащимся хотелось бы узнавать что-то новое, хотелось лучше разобраться в каком-либо историческом событии. «Чем выше эмоции, тем большую роль играют мысли, тем … легче возбуждают они мысль» (П.П.Блонский).

Курс истории древнего мира интересен почти  для  всех учащихся, а такие формы и приёмы работы на уроке, как дополнительные сообщения  (о семи чудесах света, способах мумифицирования в древнем Египте и другие), игры «Поймай рыбку» (работа с датами и понятиями),  «Религия древних греков», «Крылатые выражения о древнегреческих героях», познавательные задачи на основе интересных фактов и многие другие увлекают учащихся в ещё большей степени.

Почти на каждом уроке истории и обществознания используются ИКТ:  презентации  с наглядно-иллюстративным материалом, схемы сражений, которые «оживают», отрывки исторических фильмов, флеш-ролики с заранее полученными заданиями очень нравятся ребятам. Учащиеся  проявляют  интерес  и просят дать им возможность подготовить сообщение, презентацию по новому материалу или вызвать для ответа на уроке.

В течение ряда лет я вела историко-драматический кружок для учащихся 5 и 6 классов. Это позволяло проводить не только исторические вечера на основе заранее подготовленных спектаклей («В древнем Египте» – подготовлен на основе исторических источников, «Народный театр в средние века» – на основе средневековых басен и фарсов), использовать на уроках приём драматизации («В древнегреческой школе», «История Жанны Дарк» с последующим написанием творческих сочинений), но и выявить наиболее заинтересованных  в изучении истории ребят.

На школьных олимпиадах по истории и обществознанию в пятых и шестых классах всегда много желающих, что также позволяет отобрать для последующей индивидуальной работы наиболее перспективных, думающих, увлеченных ребят.

Курсы истории и обществознания дают широкий простор для творчества учителя, но, к сожалению, очень мало времени дается на изучение истории России с древнейших времен до наших дней в основной школе,  хотя объем учебного материала, который ранее изучался за период с 5 по 11 класс, велик. Здесь большое значение приобретает самостоятельная работа учащихся, чтение исторических книг, пособий, хрестоматий с целью подготовки рефератов, сообщений.

На уроках стараюсь всегда сообщить ребятам об интересных книгах, фильмах, которые они могут прочитать и посмотреть, чтобы узнать больше по изучаемому материалу на уроке, а особо увлеченным приношу такие материалы специально. Наиболее подготовленные учащиеся на уроках получают дифференцированные задания, которые позволяют проверить не только уровень их знаний, но и развивать мыслительную деятельность (например, используются доступные задания из «Задачника по истории России» С.Г.Смирнова).

Важное значение в обучении предмету и подготовке к олимпиаде имеет форма проведения занятий, определяющая способ организации учебной деятельности. С целью развития у школьников интереса к истории и обществознанию, расширения кругозора, обогащения знаний по предмету, активизации мыслительной деятельности учащихся, осмысления материала и его закрепления, создания условий для проявления творческих возможностей учащихся идет постоянный поиск наиболее эффективных форм, приемов работы со старшеклассниками, среди них:

  • занятия решения познавательных задач (после завершения изучения темы);
  • групповая работа с историческими документами (фрагментами мемуаров, статистическим материалом, нормативными документами и др.).

Повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционной форме, а также предметные недели и декады – ещё одна возможность подготовиться к предметным олимпиадам и выявить одаренных ребят. Модели игровых ситуаций викторин, конкурсов чаще всего напоминают популярные телепередачи КВН, брейн-ринг, «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «О, счастливчик!», блеф-клуб. Например, брейн-ринг по теме «Петр Первый и его время» я готовила не только по учебнику, но и используя материал книги для учащихся Н.И.Павленко с одноименным названием. Было предложено и учащимся готовить вопросы для брейн-ринга. Причем, вопросы должны быть составлены так, чтобы можно было догадаться об ответе, используя знания, полученные на уроках и во время внеклассной работы.  

Вот некоторые из таких заданий.

  • «Плотники российские были так искусны, что построили знаменитые Кижи с помощью топора. Что повелел Пётр I использовать при строительстве Петербурга кроме топора?» (Пилы, с ними работа шла значительно быстрее).
  • «После переписи населения 1724 года, сельского населения было зарегистрировано 5,4 млн. мужских  душ. На армию требовалось 4 млн. рублей в год. Чему была равна подушная подать?» (4 : 5,4=0,74 (руб.), т.е. 74 копейки, но Екатерина I, вступив на престол в январе 1725, уменьшила её на 4 копейки).
  • «Известно, что Пётр I яростно боролся с бородами, собственноручно отрезая их у бояр. Чем Петру I бороды помешали?» (Пётр I считал, что «первое оказываемое к иностранцам омерзение было одним из великих препятствий к намерениям его величества, вот и решил русских уподобить иностранцам – глядишь, «омерзение пройдет»).

Во время подготовки к школьному этапу олимпиад по истории и  обществознанию  создается  творческая  группа  школьников, готовящихся к олимпиадам. Конечно, основной формой подготовки учащихся является индивидуальная работа, но наличие такой команды позволяет оказывать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

На первом занятии я рассказываю ребятам, которые хотят добиться успехов на олимпиадах, о цели и задачах олимпиад, об этапах, формах проведения и методах подготовки, трудностях, с которыми они встретятся, радостях побед и горечи поражений: необходимо быть готовым ко всему и выдержать стойко успехи и неудачи. Своим наболевшим делятся   участники прошлых олимпиад муниципального, регионального, всероссийского уровней, привлекаем, если есть такая возможность, и победителей и призеров, уже окончивших школу и являющихся студентами вузов.

Затем необходимо проанализировать итоги школьных олимпиад. Все участники школьного этапа олимпиады имеют возможность придти на такое занятие, чтобы просмотреть свою работу, узнать о своих ошибках, получить ответы. Зачитываются наиболее интересные, оригинальные,   правильные ответы на вопросы.

Исходя из результатов олимпиадных работ, модульных контрольных  работ по истории и обществознанию, желания учащегося выстраивается индивидуальная образовательная траектория каждого ребёнка. Для олимпиадников я готовлю список литературы, презентации, интернет-ресурсы, которые они могут использовать для подготовки по предметам. Большое место в этом списке занимает не только учебная и познавательная литература, но и задания олимпиад прошлых лет. Для этого используются журналы «Преподавание истории и обществознания в школе», книги серии «Пять колец», материалы сайта Всероссийской олимпиады школьников, где есть задания и ответы  почти за всё время проведения таких олимпиад.

Практически на каждом факультативном занятии по подготовке  учащихся к олимпиадам предлагаются элементы игровых ситуаций. Учащиеся с увлечением работают над следующими заданиями:

  • «По какому принципу образованы ряды?» или «Что является лишним в ряду?» (Даются ряды дат или понятий и терминов, или имен)
  • «Расположите в хронологической последовательности события» (Дается ряд событий без указания на даты)
  • «Потренируйтесь в остроумии. Попробуйте закончить фразы, принадлежащие древним мудрецам»
  • «Да или нет?» (Согласны ли вы с утверждением?)
  • «Кем, когда и в связи с чем (о чем) было сказано?»
  • «Перед вами портреты исторических деятелей. Кто это?». Здесь могут быть и портреты философов, историков, известных ученых и т.д.
  • «Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях» (или необходимо вставить правильные буквы в написание слов)
  • «Назовите исторический процесс или историческое событие, значение и последствия которого описаны ниже»
  • «Решите кроссворд»
  • Рассказы-ловушки («Найдите ошибки в предлагаемом историческом тексте»)
  • «Заполните фрагмент контурной карты»

 

Еще одной формой внеклассных занятий, помогающей добиться положительных результатов на олимпиадах различного уровня, является работа над рефератами и научно-исследовательскими работами учащихся. Они способствуют более глубокому осознанию старшеклассниками важнейших теоретических проблем, развитию познавательных способностей, совершенствованию навыков самостоятельной работы. Они не только повышают общеобразовательный уровень учащихся, но и невольно приближают к людям изучаемого времени, позволяют понять чувства и стремления, обеспечивают «встречу людей в веках», о которой как о неотъемлемой составляющей исторического знания писал М.Блок.

Начало работы над рефератом, ученическим научным исследованием начинается в 5-7 классах и продолжается в течение нескольких лет. Многое зависит от темы исследования, отношения учащегося к проблеме. Например, одна из моих самых способных и титулованных учениц на олимпиадах различного уровня  начинала исследовательскую работу  по истории своей семьи Карпеевых в истории города Катав-Ивановск, а в 11 классе писала научно-исследовательскую работу о событии,  которое потрясло её и вызвало неподдельный интерес «08.08.08: Кто виноват? (Столкновение геополитических интересов России и США в Кавказском регионе)».

        Немало времени во время подготовки к олимпиадам занимает работа над умением писать  эссе (как историческое, так и обществоведческое). Учащиеся не только сами пишут эссе, но и под руководством учителя читают и разбирают ранее написанные эссе, выявляют ошибки и достоинства, разбирают  различные точки зрения на одни и те же события, их трактовку в научной литературе.

 Я стараюсь, чтобы учащиеся пытались  сначала с помощью учителя, а затем и сами «дойти до самой сути». Ведь всё-таки главная победа – победа над собой, своей косностью, ленью, безразличием. Я всегда повторяю своим ученикам слова Сократа о том, что «не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать». Призываю как можно чаще задавать вопросы (и не только другим!), ведь как говорит китайская поговорка: «Тот, кто задает вопрос, глупец в течение пяти минут, тот, кто его не задает, глупец всю свою жизнь».

                                                                                                                                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основное содержание работы по подготовке к предметным олимпиадам

Одной из приорететных задач, стоящих перед учителем-это выявление способных,  и одаренных детей, создание условий для их развития. Роль учителя -разглядеть и раскрыть этот дар, помочь его освоить...

Система мер Методического объединения учителей иностранного языка по подготовке к предметным олимпиадам 2014/2015 год

Данная публикация предназначена для руководителей МО учителей иностранного языка для организации работы по подготовке к предметным олимпиадам...

Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам

Статья о подготовке к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе содержит подходы, условия, основные формы работы и виды деятельности, методические приемы, рекомендации участникам олимпиады....

«Система работы учителя по подготовке к олимпиадам по математике в 5-6 классах».

Выступление на обучающем семинаре "Популярные  идеи и методы решения задач олимпиадного характера", организованного РМО учителей математики Менделеевского муниципального района РТ...

Рабочая программа 9-11 классы по подготовке к предметным олимпиадам и конкурсам

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо английскому языку для учащихся 9-11 классов по подготовке к предметным олимпиадам и конкурсам...

Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по немецкому языку

В ходе образовательного процесса перед нами учителями встает задача индивидуализации обучения и создания дополнительной информационной среды для высокомотивированных учащихся, дающей возможность наибо...