Конституция - основной закон страны
презентация к уроку по истории (9 класс) на тему

Албутова Юлия Владимировна

Интегрированный урок (история, обществознание) с элементами практической работы. Урок проводится в 9 классе в соответствии с тематическим планированием. Цель урока проследить этапы становления конституционного права в нашей стране и формировать понимание о Конституции, как о основном законе, имеющем непосредственное отношение к жизни каждого гражданина. Данный урок актуален в предверии очередной годовщины российской конституции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Конституция – основной закон государства

Слайд 2

12 ДЕКАБРЯ ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слайд 3

1. Формировать понимание о Конституции как об основном законе, имеющем непосредственное отношение к жизни каждого из учащихся и каждого гражданина. 2.Определить назначение Конституции. 3. Проследить этапы становления конституционного права. Сегодня на уроке нам предстоит:

Слайд 5

Этапы становления конституционного строя в России в XX веке 1918 год 1924, 1925 годы 1936, 1937 годы 1977, 1978 годы 1993год

Слайд 6

1) Конституционный проект Н. Новосильцева «Уставная грамота Российской империи». 2) Конституционные проекты П.Пестеля и Н.Муравьева. 3) Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». 4) Конституционный проект М.Лорис-Меликова . 5) Проект М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов». Перед вами конституционные проекты разных периодов. Расставьте их в хронологической последовательности.

Слайд 7

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР Особенности: не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне; отличалась значительным числом программных положений; была в наибольшей степени идеологизирована , имела открыто классовый характер ; открыто признавала применение насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя.

Слайд 8

30 декабря 1922г. Образование Союза Советских Социалистических Республик РСФСР + УССР + БССР + ЗСФСР СССР = новое государство новая конституция 1922г. Декларация об образовании СССР 1924г. Создание первой Конституции СССР

Слайд 9

Полномочия Центр Республики 30 декабря 1922 года I Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, который был включён в Конституцию СССР 1924 года. Статья 3. Согласно воле народов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принявших решение на Х Всероссийском Съезде Советов об образовании Союза Советских Социалистических Республик, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, входя в состав Союза Советских Социалистических Республик, передаёт Союзу полномочия, отнесённые, в соответствии со ст.1 Конституции Союза Советских Социалистических Республик, к ведению органов Союза Советских Социалистических Республик. Конституция РСФСР 1925

Слайд 10

Конституции СССР Конституции РСФСР Конституция 1924г. Конституция 1925г. Конституция 1936г. Конституция 1937г. Конституция 1977г. Конституция 1978г.

Слайд 11

Конституция СССР 1936 года В начале 1935 г. было принято решение о внесении изменений в Конституцию СССР. К лету 1936 г. был подготовлен проект Конституции, а 5 декабря 1936 г. Советов принял новую Конституцию.

Слайд 12

В Конституции РСФСР 1937 года Объявлялось, что в Российской Федерации в основном построен социализм. Была четко сформулирована идея однопартийности . Закреплялись две формы собственности: государственная и коллективная. Были зафиксированы личные права граждан.

Слайд 13

Конституция СССР 1977 года Отразила прогрессивные положения, касающиеся социально – экономических, политических и личных прав граждан.

Слайд 14

Конституция РСФСР 1978 года декларировала Превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство. Сохранение классовой ориентированности демократии при значительном расширении ее рамок (утверждался , в частности, принцип равенства граждан перед законом). Впервые в прямой форме установлено, что РСФСР является суверенным государством. Статья 68. Российская Федерация суверенна. Она самостоятельно осуществляет всю полноту власти на своей территории. Носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Российская Федерация вправе вступать в союз с другими государствами и передавать органам союза осуществление части своих полномочий. Конституция (Основной закон) РСФСР от 12 апреля 1978 г.

Слайд 15

Вопросы для сравнения Конституция РСФСР 1918г. Конституция РСФСР 1925г. Конституция РСФСР 1937г . Конституция РСФСР 1978г . Высшие органы власти Конституционные права Обязанности Избирательное право Формы собственности Заполните таблицу «Советский конституционализм»

Слайд 16

Вопросы для сравнения Конституция РСФСР 1918 г. Высшие органы власти Всероссийский съезд Советов – высшая власть РСФСР. В период между съездами высшей властью является ВЦИК (высший законодательный, распорядительный и контролирующим орган РСФСР ). Исполнительная власть принадлежит СНК. Конституцион-ные права Свобода совести, свобода выражения своих мнений, свобода собраний, свобода союзов , право на образование. П очетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся . Обязанности Всеобщая трудовая повинность, всеобщая воинская повинность. Избирательное право Активным и пассивным избирательным правом пользуются граждане обоего пола, достигшие 18 лет. Лишаются избирательного права лица, живущие на нетрудовые доходы, бывшие полицейские, священнослужители, осужденные, душевнобольные. Формы собственности Закреплялась только государственная собственность.

Слайд 17

Вопросы для сравнения Конституция РСФСР 1925 г. Высшие органы власти Всероссийский съезд Советов – высшая власть РСФСР. В период между съездами высшей властью является ВЦИК (высший законодательный, распорядительный и контролирующим орган РСФСР ). Исполнительная власть принадлежит СНК. Конституцион-ные права Свобода совести, свобода выражения своих мнений, свобода собраний, свобода союзов , право на образование. П очетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся . Обязанности Всеобщая трудовая повинность, всеобщая воинская повинность. Избирательное право Активным и пассивным избирательным правом пользуются граждане обоего пола, достигшие 18 лет. Лишаются избирательного права лица, живущие на нетрудовые доходы, бывшие полицейские, священнослужители, осужденные, душевнобольные. Формы собственности Закреплялась только государственная собственность.

Слайд 18

Вопросы для сравнения Конституция РСФСР 1937 г. Высшие органы власти Высший орган государственной власти РСФСР –Верховный Совет РСФСР. Высший исполнительный и распорядитель-ный орган государственной власти РСФСР – Совет Народных Комиссаров РСФСР. Правосудие в РСФСР осуществляется Верховным Судом РСФСР (+ суды территориальных субъектов), народными судами. Конституцион-ные права Право на труд, на отдых, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование. Ж енщины получают равные права с мужчинами. Свобода совести; свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; неприкосновенность личности и жилища. Обязанности Соблюдать Конституцию; беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность. Всеобщая воинская обязанность является законом. Избирательное право Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными. Формы собственности Две формы социалистической собственности: государственная собственность, кооперативно-колхозная собственность.

Слайд 19

Вопросы для сравнения Конституция РСФСР 1978 г. Высшие органы власти Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР. Совет Министров РСФСР - Правительство РСФСР является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Правосудие в РСФСР осуществляется только судом. Конституцион-ные права Право на труд, на отдых, на образование, на пользование достижениями культуры, на жилище. С вобода слова, мысли, совести. Право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решении общегосударственного и местного значения. Обязанности Добросовестный труд. Б еречь социалистическую собственность. В оинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность граждан РСФСР. Уважать права других лиц. Г раждане РСФСР обязаны заботиться о воспитании детей. Б еречь природу, заботиться о сохранении культурных ценностей. Избирательное право Все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных умалишенными. Формы собственности Социалистическая собственность форме в государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Слайд 20

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования. Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года Конституция РФ

Слайд 22

КОНСТИТУЦИЯ Основной закон государства, закрепляющий основы общественного строя, структуру и организацию органов власти и правовое положение человека.

Слайд 23

Российская Федерация - Россия есть…. Человек, его права и свободы являются…. Носитель суверенитета и единственный источник власти…. Непосредственным выражением власти народа являются … В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, …. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить…. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может…. Продолжите фразы

Слайд 25

1. Формировали понимание о Конституции как о основном законе, имеющем непосредственное отношение к жизни каждого из учащихся и каждого гражданина. 2.Определили назначение Конституции. 3. Проследили этапы становления конституционного права. Сегодня на уроке мы :

Слайд 26

Домашнее задание: о пределите обязанности российских граждан по т ексту конституции.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Конституция - основной закон страны».

Тип урока: интегрированный урок ((история, обществознание) с элементами практической работы.

Оборудование:  История России XX- началоXXI века 9 класс, Л.Н. Боголюбов. Обществознание 9 класс. Презентация, мультимедийный проектор, Конституция РФ, рабочие тетради, исторические документы (выдержки из советских конституций), персональный компьютер.

Цели урока:1) Формировать понимание о Конституции, как о основном законе, имеющем непосредственное отношение к жизни каждого из учащихся и каждого гражданина.

2)Определить назначение конституции.

3) Проследить этапы становления конституционного права.

Ресурсы урока: - http://www.garant.ru (Система Гарант: энциклопедия российского законодательства)

Формирование УУД:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. формирование основ гражданской идентичности личности;
  2. развитие «Я-концепции» и самооценки личности;
  3. развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  4. формирование мотивов достижения и социального признания;
  5. формирование границ собственного знания и «незнания»;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. осуществление поиска необходимой информации для выполнения учеб
    ных заданий с использованием учебной литературы;
  2. использование знаково-символических средств, в том числе моделей и
    схем для решения задач;
  3. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
    письменной форме;
  4. ориентировка на разнообразие способов решения задач;
  5. структурирование знаний;
  6. основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
  7. уметь выделять существенную информация из текстов разных видов;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и усло
    виями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  1. осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;
  2. адекватно воспринимать оценку учителя;
  3. различать способ и результат действия;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

  1. понимать возможность различных позиций других людей, отличных от
    собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
    в сотрудничестве;
  3. уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  4. уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной дея
    тельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Здравствуйте ребята. Сегодня урок я хотела бы начать со следующих слов «Я не занимаюсь политикой» (1 слайд). На мой взгляд, это дело профессиональных политиков, а  не рядовых граждан. Вы согласны со мной? (реакция уч-ся). Давайте представим, что вы на уроке литература прочитаем эти два предложения с нужной интонацией«Я не занимаюсь политикой…» . «Я не занимаюсь политикой?» (2 слайд) Какая цель высказывания вам ближе? (политикой не заниматься нельзя. Граждане принимают участие в выборах, выступают на митингах, демонстрациях, участвуют в забастовках, обращаются в органы власти.). Французский писатель Жюль Ренар ответил на вопрос  так«Сказать Я не занимаюсь политикойвсе равно, что сказать, я не занимаюсь жизнью».(3 слайд) Выделите из данного высказывания ключевые слова (политика, жизнь). А это наша жизнь (4 слайд). Имеют ли отношение к политике эти моменты из нашей жизни? (Мы посещаем культурные заведения, разрабатываем политические плакаты, принимаем участие в общественных объединениях.На все это мы имеем права.) Где зафиксированы наши права? (В конституции). Да,  и это имеет прямое отношение к нашему уроку.

  1. Целепологание и формулирование темы урока

Давайте определимся с темой урока (Конституция). Хорошо,  примем за основу ваше предложение, но в конце урока мы можем  уточнить нашу тему. А с чем у вас ассоциируется слово конституция?

                                                                     государство

                                                       право                            закон

                                                    суд        власть

                        День Конституции       конституция        обязанности

        Местное        высшие

                                                                                  органы власти

                                      самоуправление   глава

                                                                  государства  

Давайте составим кластер.

гражданин             права                   Конституция        День Конституции

Закон        государство        власть        высшие органы власти           глава государства

Что такое конституция? (это закон). Кому принадлежит прерогатива издавать законы? (государству). Что такое государство? (публичная власть). Кто осуществляет публичную власть (высшие органы власти, глава государства)

Что зафиксировано в конституции? (права и обязанности). Кому они принадлежат? (гражданину)

Давайте попытаемся из данного кластера  определить, чем мы будем сегодня на уроке заниматься.(Узнаем, что такое конституция, кому она нужна, какие существовали конституции.)

Итак, сегодня на уроке мы 1) Формируем понимание о Конституции, как о основном законе, имеющем непосредственное отношение к жизни каждого из учащихся и каждого гражданина.

2)Определяем назначение конституции.

3) проследим этапы становления конституционного права.

  1. Мотивация: Конституция это еще праздник День конституции. А вы знаете, что до 2005 года этот день был нерабочим днем. Но даже то, что  он стал обычным рабочим днем,  не делает эту дату менее значимой. Почему же этот день перестал быть не рабочим днем? Правительство мотивировало это тем, что в нашей стране была не одна конституция.
  2. Актуализация имеющихся знаний. Опрос пройденного материала.Я думаю, что вы сможете подтвердить  исторический факт наличия нескольких конституций в нашей стране. Помогите мне это доказать с помощью ленты времени.(разворачивается  лента времени с указанием дат). По мере закрепления ленты времени на магнитной доске, классу задается вопрос,  что означают эти даты. Давайте дополним ленту времени содержанием. В этой папке изображение обложек документов, в другой папке портреты политических деятелей. Попробуйте определить при каком главе государства были изданы те или иные конституции. Двое учащихся работают у доски, остальные выполняют задание в рабочей тетради на знание хронологии и исторических персоналий.

http://alexz.gorod.tomsk.ru/uploads/29591/1296838414/Kniga_s_naimenovaniem_Konstituciya_SSSR_1977_na_fone_Gosudarstvennogo_flaga_SSSR__ic1977_4772.jpghttp://900igr.net/datai/istorija/Boevye-traditsii/0012-014-Zaschita-Otechestva-pochetnyj-dolg-grazhdanina.pnghttp://www.savok.org/uploads/posts/2009-11/1258026714_konst-2.jpghttp://www.z-rus.ru/images/pic/history/21_16.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/4422/30569236.d/0_6749a_2d62767f_XLhttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=183456992-52-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=47464157-20-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=22937680-43-72&n=21http://vrochko.files.wordpress.com/2011/02/eltsin_bn4-d0b5d0bbd18cd186d0b8d0bd-d0b1d0bed180d0b8d181.jpg

Обратите внимание, что Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 годов относится к советскому периоду истории нашей страны. Конституция 1993 года относится к  периоду становления «новой» России.

Таким образом, мы с вами убеждаемся, что конституций действительно было несколько. Чем это было вызвано? Да, меняются исторические реалии, меняются законы.

А сейчас я предлагаю вам  вспомнить предпринимались ли попытки создания Конституции в России до 1918 года?  Какие это были попытки? Перед вами конституционные проекты разных периодов, расставьте их в хронологической последовательности.

  1. Конституционный проект Н.Н.Новосильцева «Уставная грамота Российской империи.
  2. Конституционные проекты П.Пестеля Н.Муравьева
  3. Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка»
  4. Конституционный проект Лорис-Меликова.
  5. Проект М.М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов»

Итак, мы с вами видим, что в России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX и в начале XX века.Но появилась конституция в собственном, формально-юридическом смысле этого слова только лишь после революции 1917 года.

В рабочей тетради выполняем  задание №2. Ознакомьтесь с заданием и самостоятельно выполните его, четко следуя инструкции.(Взаимопроверка. На слайд (документ камера)выводится правильный ответ).

  1. Формирование новых знаний и умений . Минилекция. Образование нового государства Союза Советских Социалистических Республик  1922 год потребовало создание нового основного закона страны. 30 декабря 1922 года на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация (Грузия, Армения, Азербайджан). В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны. На Втором съезде Советов СССР  31 января 1924 года был утверждёнпервый основной закон Союза Советских Социалистических Республик - Конституция СССР 1924 года.
    В 1925 году по приказу И. В. Сталина создана новая Конституция РСФСР: поскольку СССР представлял собой государство с федеративной системой устройства, каждая союзная республика должна была иметь свою конституцию. Однако, как мы с вами уже говорили конституция не статичный документ, она подвержена изменениям вызванными ходом исторического развития. И в начале 1935 г. было принято решение о внесении изменений в Конституцию СССР. К лету 1936 г. проект Конституции был подготовлен, а 5 декабря 1936 г. Съезд Советов принял новый основной закон страны. И также как в предыдущем случае, после принятия союзной конституции, были приняты республиканские. Таким образом, в 1937 году была изданановая «сталинская» Конституция РСФСР.Она объявляла, что в Российской Федерации в основном построен социализм.Четко была сформулирована идея одно партийности. Закреплялись две формы собственности: государственная и коллективная. Зафиксированы личные права граждан. Спустя четыре десятка лет в 1977 году была принята так называемая «Брежневская конституция», которая, по оценкам современных историков,   оставалась бумажным доказательством защиты прав человека в СССР. В документе отразились прогрессивные положения, касающиеся социально – экономических, политических и личных прав граждан.А  в 1978 г на основе Конституции СССР 1977г была принята Конституция РСФСР.(слайд)
  2. Первичное усвоение новых знаний и умений.  Давайте рассмотрим, особенности данных конституций(ребята работают в группах, затем данные объединяются в таблицу).

Советский конституционализм.

Вопросы для сравнения

Конституция РСФСР 1918г.

Конституция РСФСР 1925г.

Конституция 1937г.

 Конституция 1978г.

Высшие органы власти

Конституционные права (основные)

Избирательное право

Формы собственности

Проверяются результаты работы. Каждая группа озвучивает свои данные.

Вопросы для сравнения

Конституция РСФСР 1918г.

Конституция РСФСР 1925г.

Конституция 1937г.

 Конституция 1978г.

Высшие органы власти

Всероссийский  съезд  Советов-    высшая  власть РСФСР. В  период  между  съездами  высшей  властью  

является ВЦИК (высший     законодательный, распорядительный  и контролирующим орган РСФСР).

Исполнительная власть принадлежит СНК

Всероссийский  съезд  Советов-    высшая  власть РСФСР. В  период  между  съездами  высшей  властью  

является ВЦИК (высший     законодательный, распорядительный  и контролирующим орган РСФСР).

Исполнительная власть принадлежит СНК

Высшим органом государственной власти РСФСР - Верховный Совет РСФСР (единственный законодательный орган)

Высшим  исполнительным  и  распорядительным органом  государственной власти РСФСР является  Совет  Народных  Комиссаров РСФСР.

Правосудие  в РСФСР осуществляется Верховным Судом РСФСР, Верховными   Судами   автономных   республик,   краевыми, областными судами, судами автономных областей, судами национальных округов,  судами административных  округов,  специальными  судами СССР,   создаваемыми  по  постановлению  Верховного  Совета  СССР, народными судами.

Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР. Он принимает законы. Совет Министров РСФСР - Правительство РСФСР - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Правосудие в РСФСР осуществляется только судом.

Конституционные права (основные)

Свобода совести, свободы  выражения  своих  мнений, свободы   собраний,

свободы союзов, право на образование, Почетное   право

защищать  революцию  с  оружием  в  руках  предоставляется только

трудящимся.

Свобода совести, свободы  выражения  своих  мнений, свободы   собраний,

свободы союзов, право на образование, Почетное   право

защищать  революцию  с  оружием  в  руках  предоставляется только

трудящимся.

Право на труд; на отдых;  право   на   материальное    обеспечение  в  старости,  а  также  в  случае  болезни  и  потери    трудоспособности; право на образование; женщины получают равные права с мужчинами; Свобода совести;

свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов;

 неприкосновенность личности и жилища.

Право на труд, на отдых, на образование, право на пользование достижениями культуры, право на жилище, свобода слова, мысли, совести,право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решении общегосударственного и местного значения.

Обязанности граждан

Всеобщая трудовая повинность; всеобщая воинская повинность.

Всеобщая трудовая повинность; всеобщая воинская повинность.

соблюдать Конституцию;  

беречь и укреплять общественную,  социалистическую  собственность;

Всеобщая воинская обязанность является законом

добросовестный труд;

беречь социалистическую собственность;

Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность граждан РСФСР;

уважать права других лиц.

Граждане РСФСР обязаны заботиться о воспитании детей.

беречь природу, заботиться о сохранении культурных ценностей

Избирательное право

Активным и пассивным избирательным правом пользуются граждане обоего пола, достигшие 18 лет. Лишаются избирательного права лица, живущие на нетрудовые доходы, бывшие полицейские, священнослужители, осужденные, душевнобольные.

Активным и пассивным избирательным правом пользуются граждане обоего пола, достигшие 18 лет. Лишаются избирательного права лица, живущие на нетрудовые доходы, бывшие полицейские, священнослужители, осужденные, душевнобольные.

Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными

Все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных умалишенными.

Формы собственности

Закреплялась только государственная собственность.

Закреплялась только государственная собственность.

Две формы социалистической собственности: государственная собственность, кооперативно-колхознойая  собственности.

Социалистическая собственность форме в государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Сравним права советских граждан и права граждан РФ.(ответы)Более полный ответ вы сможете мне дать ознакомившись с нашей Конституцией - нашего основного закона, по которому мы живем уже 20 лет.

 Работа с конституцией РФ. Россия проделала длительный путь к становлению демократической конституции. Распад Советского Союза привел к необходимости создания новой конституции.Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята.(при каком президенте произошло это событие?).

 Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы конституционного строя, основные права и свободы личности, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

  1. Первичная проверка понимания. Переход к этапу решения частных задач.  Рассмотрим основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации. Воспользовавшись системой Гарант, найдите текст Конституции РФ и определите особенности конституционного строя РФ. Затем учащимся предлагается восстановить статьи конституции на основе прочитанного документа.

Продолжите фразы.

Российская Федерация - Россия есть….

Человек, его права и свободы являются….

Носитель суверенитета и единственный источник власти….        

Непосредственным выражением власти народа являются….        

Российская Федерация социальное государство….        

Субъектами РФ являются….        

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе….        

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют….        

РФ является светским государством….        

Какие формы собственности признаются и защищаются в нашем государстве….        

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить….        

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие….        

  1. Первичное закрепление. Применение имеющихся знаний для решения частных задач.

Итак, мы обсудили с вами основы конституционного строя, а теперь более подробно рассмотрим свои конституционные права и возможности их реализации. Давайте выполним с вами задание, аналогичное с заданием, над которым мы работали в проекте «Кто защитит наши права».

Найдите в главе 2 статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.

- на карте определите, где и какие права вы можете реализовать. Ответы запишите в рабочую тетрадь.

Оцените возможности граждан СССР и граждан современной России с т.з. возможности самореализации личности. (мы можем заниматься предпринимательской деятельностью, )

А теперь  давайте вспомним, над какими вопросами мы работали  на уроке. (ответы учащихся) А хотите оценить насколько прочно вы усвоили материал? Давайте устроим самопроверку.

 Самопроверка

Тест по теме «Конституция России»

  1. Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
    а) в 1977 г.;
    б) в 1918 г.;
    в) в 1936 г.
  2. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
    а) 12 июня 1993 г.;
    б) 12 декабря 1993 г.;
    в) 12 декабря 1995 г.
  3. Конституция – это:
    а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
    б) юридический акт, содержащий все законы страны;
    в) текст законов.
  4. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
    а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;
    б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
    в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
  5. Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько)
    а) демократическое;
    б) общенародное;
    в) федеративное;
    г) союзное;
    д) конфедеративное;
    е) правовое;
    ж) с республиканской формой правления;
    з) с конституционно-монархической формой правления.
  6. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
    а) экономическая сфера;
    б) государство;
    в) человек, его права и свободы.

В начале нашего урока мы определили перед собой задачи, напомните мне их. Как вы думаете, получили ли эти задачи решение. А теперь давайте с вами сформулируем окончательный вариант нашей темы.

  1. Рефлексия. Блиц –опрос. Что нового узнали? Чему вы научились сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что вам не понравилось? Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?

  1. Домашнее задание. Мотивация на следующий урок. Особенности, которые присущи Конституции Российской Федерации 1993 года и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны. Основными являются принципы демократии, заложенные в нашей Конституции. Для их реализации необходимы определенные условия: зрелость гражданского общества, достаточно высокий уровень общей и политической культуры граждан, соответствующий исторический опыт, традиции и многое другое. Истинно зрелый гражданин знает не только свои права, но и обязанности. В нашем основном законе обязанности гражданина РФ четко указаны. Каковы они, вы определите дома самостоятельно по тексту конституции. Это и будет вашим домашним заданием.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."

Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"

тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...

Конституция- основной закон страны

Презентация.Конституция- основной закон страны....

Классный час "Конституция- основной закон страны"

Классный час, посвящен 20-летию российской Конституции....

Урок-путешествие "Конституция-основной закон страны"

Урок разработан для учащихся 7-8 классов, посвящённый 20-летию Конституции....

урок по обществознанию в 9 классе "Конституция-основной закон страны"

Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: "Конституция-основной закон страны"...

Открытый урок по обществознанию в 6 "А" классе по теме "Конституция - основной закон страны"

Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая...