Методическая разработка внеурочного мероприятия "9 Мая - День Победы".
классный час по истории (8 класс)
В разработке представлены материалы викторины о ВОВ, презентация книги «Красноярск –Берлин…1941 -1945». Эта книга - серия исторических документальных очерков о жизни Красноярского края в годы Великой Отечественной войны, о вкладе его жителей в общее дело Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
04-11-2016_14-16-40.zip | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
УЧИТЕЛЬ: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. В течение года мы неоднократно обращались к теме войны. Смотрели документальные фильмы о самых важных сражениях Отечественной войны, вы рассказывали о пионерах – героях и городах –героях. На прошлой неделе ребята 8 класса провели замечательный классный час, посвященный теме войны.
Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
1 Сколько дней длилась Великая Отечественная война? - 1418 дней
2 Назовите дату начала Великой Отечественной войны -22 июня 1941 год
3 Когда началось контрнаступление наших войск под Москвой? - Декабрь 1941г.
4 Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? - 900 дней
5 Назовите дату Сталинградской битвы - 17 июля 1942 года- 2февраля 1943г
6 В ходе какой битвы произошло крупнейшее танковое сражение? - В ходе Курской битвы12июля - 1943г.в районе с. Прохоровка
8 В каком году наши войска применили «катюшу» - 14июля 1941г.
9 Какой танк стал легендой Второй Моровой войны - Т- 34
10 Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы» - Г.К.Жукову
11 Какой подвиг во время Великой Отечественной войны совершил летчик капитан Николай Гастелло? - Направил свой горящий самолет во вражескую колону цистерн с бензино
12 Этой девушке суждено было стать первой женщиной, получившей (посмертно) звание Героя Советского Союза
Зоя Космодемьянская - партизанка, разведчица
12 Кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом?
Знаменем Победы считается знамя, укреплённое Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария
- Какие города получили высокое звание – города-герои?
- 1.Москва
2.Ленинград (ныне Санкт-Петербург)
3.Сталинград (ныне Волгоград)
7.Брестская крепость (Крепость-Герой)
Ребята, не только эти города внесли свою лепту в разгром фашистской Германии. Война была поистине всенародной. Поэтому наш Красноярский край тоже внес свой вклад в общую Победу. К 65 летию Победы в крае издается книга «Красноярск –Берлин…1941 -1945».
Это серия исторических документальных очерков о жизни Красноярского края в годы Великой Отечественной войны, о вкладе его жителей в общее дело Победы. Документальные материалы собирались во всех территориях края – в районных архивах, музеях, библиотеках, газетах; к сбору воспоминаний ветеранов подключились студенты и школьники. Большую помощь в подготовке книги оказали музеи в том числе школьные музеи Шарыповского района и информационные службы предприятий, которые работали, или были созданы в крае во время войны. В книге представлены материалы 44 районных архивов Красноярского края, личных архивов и воспоминаний ветеранов войны Для иллюстрации разделов, описывающих боевые действия красноярских частей, использовались не только советские, но и германские военные архивы.
За период с 22 июня 1941 г. по 1 ноября 1944 г. по краю в ряды РККА было призвано
561 902 человека офицерского, сержантского, рядового состава и призывников
Всего за годы Великой Отечественной войны на территории Красноярского было сформировано, обучено и отправлено на фронт более 20 воинских соединений и отдельных специальных частей. Среди них
14 стрелковых дивизий,
7 бригад,
4 артиллерийских полка,
3 авиаполка,
укомплектованный женщинами края 133-й батальон линейной связи,
- отдельных комсомольско-молодежных батальона.
Вы видите данные краевого архива сколько человек было призвано а армию из разных районов Красноярского края:
Сейчас каждая команда : цветным флажком должна указать на карте районы откуда уходили на войну герои книги «Красноярск-Берлин». В группах вы должны определиться кто какой район будет представлять.
В европейской части страны шли бои, поэтому оттуда эвакуировали заводы в Сибирь и на Урал, для того, чтобы они выпускали военную продукцию для нужд фронта.
Всего в 1941 году в Красноярск было переведено 22 промышленных предприятия, в том числе 8 оборонных. В город прибыло в общей сложности 620 эшелонов с эвакуированными грузами — более 31 тысячи вагонов.
К зиме 1941 -1942 годов стояла задача запуска в работу тысячи станков, машин и другого оборудования. В Красноярске 12 заводов среди них:
«Красмашзавод»
«Красный Профинтерн»
Электроцентраль
Радиозавод
Сибтяжмаш
Под открытым небом в сильные морозы рабочие собирали это оборудование, станки и выпускали так же под открытым небом первую военную продукцию для фронта.
За годы войны заводом было отправлено на фронт около 26 тыс. зенитных артиллерийских установок, более 5 тыс. минометов, 220 тыс. фугасных авиационных и осколочных бомб,
3,5 тыс. морских мин.
За успешное выполнение заданий ГКО страны по обеспечению фронта автоматической зенитной артиллерией и создание новых образцов вооружения для военно-морского флота завод НКВ был награжден высшем орденом страны – орденом Ленина, а 230 лучшим работникам были вручены ордена и медали.
Профинтерн
в 1942 году завод изготовил 1840 минометов, 22 тысячи головок снарядов и почти 400 тысяч лимонок.
Всего «Красный Профинтерн» в годы войны 40 паровозов.
После ухода мужчин на войну все трудности тыловой жизни легли на плечи женщин, стариков и детей. Тем, чье детство выпало на военное лихолетье, пришлось особенно несладко – зачастую
они работали наравне с взрослыми, и спрос за результаты труда был такой же. Сельские дети все лето поливали и пололи колхозные овощи. Ребятишки постарше помогали матерям на колхозной ферме, на пахоте и в заготовке дров на зиму, косили и сушили сено на покосах наравне со взрослыми, перевозили грузы на лошадях.
К началу 1942 года число трактористов в крае уменьшилось наполовину, комбайнеров — на 70 %. Краевой Совет депутатов в июле 1941 года обязал местные органы привлечь к сельхозработам все трудоспособное население (включая домохозяек и школьников). На полях работали женщины, подростки, дети и старики.
В разгар уборочных работ детей могли увезти на несколько дней на работу в поле. Здесь они жили и работали.
Летом дети становились кормильцами в семье: собирали ягоду, черемшу, крапиву, щавель, , ели «кучку». Щавель был незаменим: и пироги вкусные из него пекли, и щи варили, да и так поесть эти кисленькие листья было приятно. Любили и медунки сосать . Копали луковицы саранки, корни солодки. Ели корешки с удовольствием, хотя они приносили неприятности детям. Наедятся вдоволь, а к утру все опухнут – на почки действует солодка.
Из воспоминаний жителя Лесосибирска Георгия Прощенко:
…Помню, как всей семьей собирали посылки отцу на фронт. Тонко нарезали картошку, сушили ее в печке – и такие гостинцы отправляли, вязали теплые носки, шарфы… Все лучшее уходило фронтовикам, хотя самим надеть было нечего: из холщовых мешков мать шила рубахи и штаны, летом на ноги приспосабливали самодельные ботинки, а уж зимой, если удавалось достать шерсти, катали валенки, а не удавалось – многие отмораживали пальцы в те годы.
- Жители Шарыповского района собрали на
- танковую колонну 1 102 596 рублей.
- Верховный главнокомандующий И. Сталин прислал телеграмму, в которой благодарил шарыповцев за помощь Красной Армии.
- В ответ на его приветствие только за три дня февраля 1943 года было собрано сто тысяч рублей, 26 тонн картофеля, 372 пуда овощей и много других продуктов.
- В селе Малое Озеро в те годы жила семья Ленивцевых — Тимофей и Наталья, оба в преклонном возрасте. Он— хороший рыбак и мастер-пимокат. Восьмерых сынов проводили они на фронт, дождались троих… Когда собирали деньги на танковую колонну, Тимофей Сергеевич за каждого сына положил по сотне рублей.
- Во всех районах края был организован сбор теплых вещей для фронта.
- Например, шарыповцы в1942 году отправили для бойцов Красной Армии 300 полушубков, 800 пар валенок, 300 шапок, 300 пар меховых рукавиц, 175 пар шерстяных перчаток, 150 свитеров, белья нательного 150 пар,450 ватных курток, 40 полотенец и 100 наволочек.
Ребята, наше село тоже внесло огромный вклад в общую Победу. На фронт ушли 180 человек. Из них домой вернулись лишь 77 человек. В годы войны в селе остались лишь старики, женщины да дети. Именно на их плечи выпали страшные испытания.. Здесь воспоминания бабушек.(Пусть Ринат скинет и сохранит
Вам было дано задание узнать о судьбе своих прадедушек и прабабушек, чье детство, молодость выпали на военные годы. Расскажите о их судьбе.
Рассказы ребят.
В военные годы школа продолжала жить, чтобы учить и воспитывать детей, чьи отцы ушли защищать Родину. Вместе с учителем дети писали письма на фронт
Дети понимали, что своей хорошей учебой могут принести минуты радости отцу на фронте, уставшей матери, которая от зари до зари трудилась на колхозном поле или ферме. И они старались учиться хорошо.
Тетрадей не было – писали на старых газетах между строчек. Иногда резали газеты, сшивали их, и получалась тетрадь, только писать в ней было плохо – «чернила», сделанные
самостоятельно расплывались
Чернила делали из сажи: разводили ее молоком или водой. Потом некоторые стали выпаривать сок ягоды крушины, выливать его в бутылочки, этим писали. Красные чернила получали из красной свеклы. Перышко привязывали к деревянной палочке макали в краску и писали.. Не хватало учебников– собирались у кого-то дома и делали уроки вместе. часто учебник был один на всю улицу, а на уроках чтения учитель или кто-то из детей читал рассказ, а другие пересказывали.
Общая беда – война – сплотила людей, все заботились друг о друге Дети помогали взрослым, а взрослые старались подарить им редкие дни радости. Самым долгожданным праздником была встреча Нового года. В школе из старых газет и бумаг клеили или шили пакеты для подарков.
Мастерили игрушки на елку из картона, клеили цепочки. Начиналась елка, и все с нетерпением ждали, когда Дед Мороз раздаст подарки. Ребятишки знали, что накануне вечером у кого-то дома из родителей или у учительницы члены родительского комитета собирались и пекли пряники, (заранее собирая продукты – кто какие мог принести). Женщины пекли, а дети стояли на улице и нюхали, ожидая завтрашнего утренника.
Ребята, вы знаете, что боевые действия во время войны проходили в европейской части нашей стран. Но мало кто знает, что боевые действия проходили и на территории нашего края в районе острова Диксона и п-ва Таймыр.
Диксон — скалистый остров в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, в 1,5 км от материка. Площадь около 25 кв.км. Мимо него проходил Северный морской путь— кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. По этому морскому пути с востока на запад шли караваны судов с военными грузами для фронта.
Таймыр вошел в историю Великой Отечественной войны как самая восточная территория страны, где произошел бой с немецко-фашистскими захватчиками. В мае 1942 года немцы издали приказ о разработке плана военной операции по установлению контроля над Северным морским путем. Главной действующей силой немцев стал тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Командир немецкого крейсера получил задание прервать движение советских судов, по Северному пути, а также разрушить полярные порты СССР. 25 августа 1942г «Шеер» встретил свою первую добычу — ледокольный пароход «Александр Сибиряков» Бой начался в 13 часов 45 минут, а в 15 часов «А. Сибиряков» ушел на дно. Оставшиеся в живых члены экипажа «Сибирякова» попали в плен. Экипаж «Сибирякова» сделал главное — заставил командование советского ВМФ поверить в присутствие немецкого корабля в Карском море, на Северном морском пути. Информация о немецком корабле была разослана по всем военным базам, на все суда, находившиеся в Арктике. Тем самым были спасены тысячи человеческих жизней, ценные грузы, подготовлена оборона советских портов. Так и не найдя караванов судов, капитан германского крейсера принимает решение совершить нападение на один из портов. Самым удобным для пиратского рейда портом мог стать Диксон. Именно там немцы рассчитывали найти корабли с грузом, добыть сведения о маршрутах Северного морского пути.
Вооружение на Диксоне состояло из
Береговой батареи ,
Сторожевого корабля «Дежнев», Он имел на вооружении восемь пушек и пулеметы. Корабля «Революционер», на котором имелось два орудия и четыре зенитки.
Бой начался 27 августа в 1 час 5 минут Немцы открыли огонь сразу, рассчитывая быстро потопить советские корабли и войти в гавань В течение 10 минут они сумели сделать несколько прямых попаданий в корабль. В корпусе «Дежнев» образовались две большие пробоины, корабль сел на мель. «Шеер» перенес огонь на «Революционера». Пароход получил два прямых попадания. В этот момент заговорила береговая батарея порта Диксон От высадки десанта немцы отказались
В 2 часа 31 минуту «Адмирал Шеер» начал главную атаку. Крейсер нанес удар по порту Диксон и радиоцентру. Но наши корабли и береговая охрана не впустили немцев в порт В 2:48 «Шеер» обстрелял жилой городок Диксона и ушел на северо-запад. Немцы не смогли вскрыть маршруты движения судов по Северному морскому пути, определить его главные базы.
Ребята, все эти интересные факты собраны в замечательной книге «Красноярск – Берлин», мы с вами будем подробно ее изучать на уроках.
Память. Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой более 27 млн. человеческих жизней. Почёт и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу. Слава!
Клип «Память…»
Ребята. К юбилею Победы в Интернете создано несколько сайтов. Например. Сайт»Ура победе», «9мая». На этих сайтах можно написать письмо ветеранам войны, разместить стихи, посвященные подвигу нашего народа. Я предлагаю вам выйти на этот сайт и выразить свое отношение к великой Победе, написать слова благодарности людям, спасшим нашу Родину от врага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка тематического классного часа "День Победы, как он был от нас далёк..."
Данный материал может быть использован как в качестве проведения часа общения, так и для проведения общешкольной линейки, посвященной этому знаменательному событию....
Методическая разработка открытого классного часа "День победы"
Во все времена русский народ защищал свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Наша Родина, Россия, - страна героическая....
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Международный день грамотности"
В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях.Приуроченные к этому дню школьные викторины и олимпиады по русскому языку...
Методическая разработка внеурочного мероприятия по французскому языку "День словарей 2017"
Методическая разработка внеурочного мероприятия по французскому языку "День словарей" для учащихся 5-6 классов (compte -rendu) будет интересна тем педагам, кто заинтересован ...
Методическая разработка внеурочного материала "День Конституции Российской Федерации"
Одним из самых важных праздников в нашей стране считается – День Конституции. Важность и торжественность данного праздника имеет огромное значение. Конституция РФ рассматривается, как основной з...
Методическая разработка урока на тему «День Победы в истории моей семьи»
Методическая разработка урока на тему «День Победы в истории моей семьи» для учащихся средних профессиональных учебных заведений. Может использоваться в рамках учебной программы по предмет...
Методическая разработка внеурочного занятия «Образ тряпичной куклы в жизни русского народа» (мероприятие, приуроченное к празднику «День Матери»).
Аннотация Занятие в рамках внеурочной деятельности посвящено актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания. Замысел занятия заключается в приобретение знаний о б...