Методическая разработка внеурочного мероприятия "Международный день грамотности"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Бровченко Наталья Анатольевна

 

В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях.
Приуроченные к этому дню школьные викторины и олимпиады по русскому языку привлекают внимание школьников к этой проблеме. Активисты распространяют листовки с правилами русского языка, в библиотеках проводят уроки грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mezhdunarodnyy_den_gramotnosti.zip101.08 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие:

Международный день грамотности –

 8 сентября


Пояснительная записка.

Как хорошо уметь читать!
Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается 8 сентября. 
В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2003-2012 гг. Десятилетием грамотности.

Этот день призван привлечь внимание общественности к проблемам грамотности человечества, ведь до сих пор очень многие взрослые остаются неграмотными, и многие дети также не посещают школы в силу отсутствия таковых, или по другим причинам социальным, финансовым. Более того, даже те, кто окончил школу или иные образовательные учреждения не могут считаться грамотными, т.к. не соответствуют уровню современного мира и образованного человека.
В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей.
В системе ООН констатируют: грамотность имеет важнейшее значение. Ведь это важнейший шаг в базовом обучении, которое является необходимым инструментом эффективного участия в жизни обществ и экономической деятельности в XXI веке. 

В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях.
Приуроченные к этому дню школьные викторины и олимпиады по русскому языку привлекают внимание школьников к этой проблеме. Активисты распространяют листовки с правилами русского языка, в библиотеках проводят уроки грамотности.

ВИКТОРИНА "РАЗНОРОДНЫЕ СИНОНИМЫ"

 

Подберите к предложенному слову  синоним (или близкое по значению слово) другого грамматического рода.

 

 «Удача» мужского рода.

(Успех.)

 «Фотография» мужского рода.

(Снимок, кадр.)

 «Окно» мужского рода.

(Иллюминатор.)

 «Болезнь» мужского рода.

(Недуг.)

 «Картина» мужского рода.

(Рисунок.)

  «Обоняние» мужского рода.

(Нюх.)

 «Кокетство» мужского рода.

(Флирт.)

 «Туловище» мужского рода.

(Корпус, торс.)

 «Ткань» мужского рода.

(Материал.)

 «Успех» женского рода.

(Слава.)

 «Дом» женского рода.

(Изба.)

 «Лес» женского рода.

(Роща, чаща, пуща, тайга.)

 «Стол» женского рода.

(Парта.)

 «Веник» женского рода.

(Метла.)

 «Автомобиль» женского рода.

(Машина.)

 «Затор» (дорожный) женского рода.

(Пробка.)

 

Конкурс - «Диалекты» 
В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются? 
Задание: определить лексическое значение диалектизма. Ответ дает первый, кто знает, подсчет баллов ведет жюри или счетная команда. 
Ноговицы – носки 
Юница - девочка-подросток 
Издёвленок – шутник, острослов 
Хлопанцы – шлёпанцы 
Шмыгало – подвижный человек 
Седмица – неделя 
Подлокотник – помощник (ср. подручный) 

Конкурс – «Устаревшие слова» 
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят? 
Задание: назвать современные названия частей тела. 

Око – глаз 
Чело – лоб 
Выя – шея 
Чрево – живот 
Перст – палец 
Перси – грудь 
Вежды – веки 
Ланиты – щеки 
Уста – губы 
Рамо – плечо 
Длань – ладонь 
Шуйца – левая рука 
Десница – правая рука 
Чресла - поясница, бедра 
Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста) 
Рыло – нос 
Пясть – ладонь с пальцами 

Конкурс - «Старое – новое» 
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее. 
Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д. 
• Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник) 
• Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость) 
• Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник) 
• Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик) 
• Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый) 
• Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь) 
• Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба) 
• Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить) 

Конкурс – «Иноязычные слова» 
Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении. 
Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении. Если команда отвечает правильно с первой попытки- 2 балла, со второй – 1 балл. 

Мыльня – баня 
Любомудр – философ 
Позорище – зрелище 
Говядо – скот 
Топталище – тротуар 
Лечезнание – медицина 
Силоделие – механика 
Ветродуй – вентилятор 

Конкурс..

Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?

а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) 
волка.

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?

а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) 
рак;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?

а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) 
кот.

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?

а) земляника;
б) 
малина;
в) вишня;
г) крыжовник.

4. Какое растение существует?

а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) 
Иван-да-Марья.

5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?

а) творожные;
б) сметанные;
в) 
кисельные;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?

а) беленький;
б) маленький;
в) 
серенький;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?

а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) 
антарктическая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия "9 Мая - День Победы".

В разработке представлены материалы викторины о ВОВ, презентация книги  «Красноярск –Берлин…1941 -1945».  Эта книга - серия исторических документальных очерков о жиз...

Методическая разработка внеурочного материала "День Конституции Российской Федерации"

Одним из самых важных праздников в нашей стране считается – День Конституции. Важность и торжественность данного праздника имеет огромное значение. Конституция РФ рассматривается, как основной з...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности "Страхование как способ избежать финансовых потерь"

В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики.Страхование имеет многовековую истор...

Методическая разработка внеурочного занятия по Основам финансовой грамотности

Основы финансовой грамотностиМетодическая разработка внеурочного занятия «День рождения Машеньки»...

Методическая разработка внеурочного мероприятия для учащихся 9-11 классов (естественно-научная грамотность)

Данная разработка окажет молодым специалистам помощь при подготовке к предметным неделям естественно-математического цикла. В игре представлены вопросы, заранее подготовленные педагогами к учащимся ст...

Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс

Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»

Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование  финансовой грамотности обучаю...