открытый урок по истории Татарстана в 7 классе на тему: " Волжская Булгария в X - начале Xlll вв"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
открытый урок по истории Татарстана в 7 классе на тему: " Волжская Булгария в X - начале Xlll вв"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
8 вида.
Открытый урок по истории Татарстана в 7 «а» классе
проведённый на неделе естественных наук.
«Волжская Булгария в X – начале XIII вв»
Учитель: Панкратова С. С.
Ноябрь 2014г.
Урок «Волжская Булгария в X – начале XIII вв».
7 «а» класс.
Цели:
- обучающая: привести в систему знания учащихся по теме “Волжская Булгария в Х – начале ХIII вв.”;
- развивающая: сформировать у учащихся навыки работы с исторической картой, обобщения; использования компьютерных технологий, проведения межпредметных связей и исторических параллелей;
- воспитательная: урок ориентирован на выявление у учащихся проявлений творческой активности, стимулирование исследовательской деятельности, культивирующей чувство патриотизма и гражданского самосознания.
Межпредметные и межкурсовые связи: всеобщая история, история России, география, обществознание.
Задачи урока: 1) актуализация знаний учащихся путём проведения мотивационной беседы; 2)обобщение пройденного через: выполнение индивидуальных проблемных заданий (на основе работы с фрагментами исторических документов и с исторической картой); толкование учащимися отдельных терминов (в контексте актуализации знаний); тестирование (с использованием слайд-программы и комплекта дидактического материала), в т.ч. компьютерное; формулирование учащимися ответа на заключительный вопрос, предполагающий проведение исторических параллелей.
Тип урока: урок обобщения с элементами беседы.
Техническое оснащение: мультимедиа проектор, экран, рабочий компьютер учителя, тесты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными. Садитесь.
Эпиграф урока:
первое высказывание к отечеству сказал русский писатель Николай Михайлович Карамзин. Посмотрите на экран и прочитайте, а я вам прочитаю вслух.
Следующее высказывание, которое вы видите на экране, эти слова татарского поэта Сибгата Хакима.
«Я не верю, любви к Отечеству, которая презирает его летописи и не занимается ими. Должно приучить россиян к уважению собственного». Спросите нас: – Откуда вы? |
II. Проверка домашнего задания.
1. Вводная беседа.
Этими словами мы начинаем наш сегодняшний урок. Обратите внимание, что в эпиграфах присутствует взаимосвязь между понятиями большой и малой родины. Действительно, история – это и история каждой российской семьи, это и история городов и сел нашей страны, это и история каждого российского региона, будь то край, область или республика.
Одним из таким уголков нашей необъятной страны, уголков с богатейшим историческим и культурным наследием, является Республика Татарстан. Первым опытом государственности на территории, которой являлась Волжская Булгария.
- Мы сейчас как раз проходим раздел Волжская Булгария
X- начало XIII века.
- Давайте вспомним, какую тему из раздела «Волжская Булгария» мы проходили на прошлом уроке?
Ответ: Булгарское государство на Средней Волге: возникновение, территория, населения и хозяйство.
Совершенно верно мы узнали много интересного из этой темы.
- И сейчас мы с вами просмотрим видео ролик о возникновении Булгарского государства.
III. Повторение изученного.
Мы с вами сегодня продолжаем обобщать то, что вы узнали на предыдущих уроках о Волжской Булгарии.
С-2, Так же, мы узнали, что первые болгары появились на Средней Волге в конце VII - начало VIII веков. Отправиться в столь долгий путь их вынудил разгром Великой Болгарии хазарами. Придя в наши края, болгары принесли с собой традиции полукочевого образа жизни. Занимались они в основном пастушеским скотоводством.
С- 3; Волжская Булгария занимала обширные земли. К XII веку границы государства раздвинулись ещё больше. На севере они доходили до реки Казанки, на юге - до Самарской Луки. Западными пределами Булгарского государства служила река Зай.
- Какие племена были соседями Булгар?
Ответ: Соседями булгар были древние марийские, удмуртские, мордовские и другие племена.
С- 4; Давайте найдём их с вами на карте.
- А сейчас покажите мне, ребята, на карте место нахождения город Булгар.
Булгары жили по обеим сторонам Волги и на землях, примыкающих к Каме с севера. Крупные города Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау находились на волжском левобережье.
Десятки городских, сельских поселений, и среди них знаменитый Ошель, располагались на правобережье Волги. Здесь среди городов наиболее известны Кашан и Чаллы. На реке Казанке в самом начале XI столетия возникает военная крепость и торговое поселение Казань - будущая столица нашей республики.
С- 5; Население страны было разноплеменным.
- Какие племена кроме Булгарских племён жили в то время?
ответ: сувары, барсилы, баранджары, а также билеры и эсенгелы. Во второй половине X века из них сложились единая булгарская народность.
С-6,
- Кто был правителем Волжской Булгарии?
Ответ: Во главе стоял правитель. В Булгарии это был эмир. Его раньше называли эльтебер.
Первым эмиром страны был Алмуш, князь города Болгара.
С-7,
- Какими основными занятиями занимались Булгары?
Ответ: Булгары занимались земледелием и скотоводством, сельским хозяйством и торговлей.
У них были очень хорошие урожаи. Они могли оказать помощь русским княжествам в голодные годы. Булгары не забывали свое традиционное занятие - скотоводство. Скот они держали крупный, породистый, а потому были с мясом и молоком.
С-8, Городское население занималось ремеслом и торговлей.
- Какие ремесленники в то время существовали?
Ответ: металлурги, кузнецы, ювелиры, косторезы, кожевенники и гончары.
IV. Физминутка. (устали, конечно же устали. Давайте немного разомнёмся). С-11.
V. Закрепление пройденного. Тестирование. С -12-13.
- Для закрепления материала давайте мы с вами проведём не большое тестирование.
1. Ранние булгары на Средней Волге изначально вели:
А) кочевой образ жизни б) полукочевой образ жизни в) оседлый образ жизни
2. Одним из исследователей жизни Волжской Булгарии начала X века был:
А) византийский император Константин Багрянородный
Б) русский путешественник Афанасий Никитин
В) арабский географ Ибн Русте
Г)местный богослов Ахмед ал-Булгари
3. Основой экономики Волжской Булгарии являлось:
А) земледелие б) скотоводство в) ремесло Г)торговое дело
4. Волжская Булгария приняла ислам:
А) в 922 году Б) в 1236 году В) в 988 году Г) в 1047 году
5. Принятие Волжской Булгарией ислама связано с именем тогдашнего булгарского эмира:
А) Абдуллы ибн Микаила
Б) Алмуша
В) Микаила ибн Джафара
Г) Мумина ибн Хасана
6. Принято считать, что единая народность с общим названием "булгары" возникла:
А) в X веке Б) в XI веке В) в XII веке Г) в XIII веке
7. Государство волжских булгар окончательно сложилось:
А) в VIII веке Б) в начале IX века В) в начале X века Г) к концу X века
8. Какое из утверждений вы считаете неверным?
А) булгары добывали пушных зверей и использовали меха для собственных нужд
Б) булгары продавали пушнину за границу
В) булгары покупали пушнину у своих соседей
Г) булгары не занимались промыслом пушнины
9. Правитель Волжской Булгарии в разные периоды назывался:
А) султан Б) халиф В) эмир Г) король Д) хан Е)эльтебер Ж)царь
- А сейчас мы с вами сделаем вывод по пройденному: Волжская Булгария являлось одним из крупнейших средневековых государств Восточной Европы. Это была развитая в хозяйственном отношении страна.
VI. Объяснение новой темы.
Мы продолжим наш урок по Волжской Булгарии.
1. Работа с учебником. Стр.33, параграф 4.
Откройте пожалуйста стр. 33. Обратите внимание на, под тему параграфа: «Царство с богатыми городами». Это тема будет вам домашним заданием с стр 33-36.
С-13.
- И так тема сегодняшнего урока: Города Волжской Булгарии».
Булгарское государство славилось как страна городов. Булгария как мы говорили - это великое и могущественное царство с богатыми городами. За приделами страны были хорошо известны Биляр и Булгар, Сувар и Джукетау.
-- Крупнейшим городом всей средневековой Европы являлся Биляр. (показать по карте) Биляр был столицей государства. В нем жили правители, учёные и поэты, ремесленники и купцы.
С-15. Оборонительные сооружения делили Биляр на внутренний и внешний город. Во внутреннем городе было много кирпичных и каменных зданий. Иметь такие дома могли только богатые и знатные люди. В центре находился дворец Эмира. Рядом с ним стояла белокаменная Соборная мечеть. Внешний город сильно отличался от внутреннего. Здесь стояли неказистые бревенчатые дома. В них жили ремесленники и мелкие купцы.
С-16. Около ворот, ведущих во внутренний город, располагался большой караван - сарай это постоялый и торговый дом с гостиницей. Чужеземные купцы могли здесь сложить свои товары и переночевать, отдохнуть перед дальней дорогой.
-- Следующий город Булгар. Этот небольшой город на Волге, которой стоял на пересечении торговых путей. И потому сюда приезжали купцы со всех концов мира. Здесь почти круглый год шумели многочисленные базары.
С-17. Вторым после Биляра крупным городом страны был Сувар. Кто мне покажет на карте город Сувар? Он также имел мощные укрепления. На вершине наружных валов стояла деревянная стена из толстых столбов с заострёнными концами. За валами шел глубокий ров с водой. Со дна его торчали остро заточенные колья.
И в Суваре было немало кирпичных домов. Простые горожане, ремесленники строили себе одноэтажные деревянные дома. И жили они вдали от центральной части города. А купцы селились ближе к ней, ведь там располагался базар.
С-18. Главным городом булгар на правом берегу Волги являлся Ошель. Это был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов страны. Остатки Ошеля сохранились в Тетюшском районе республики.
--Знаменитым булгарским городом был и Джукетау. Он стоял на берегу Камы, там, где сейчас находится западная окраина г. Чистополя.
С-19. На рубеже X-XI столетий недалеко от места слияния Волги и Казанки возникла небольшая булгарская крепость, названная Казанью. Вскоре она стала одним из крупных центров международной торговли.
С-20. Казань торговала со странами Западной Европы, Средней Азии, Ближнего Востока, с Киевской Русью.
А теперь ребята Казань является главным городом Республики Татарстан.
Вывод: На булгарской земле стояло много больших и малых городов. Это были центры ремесла, торговли и культуры.
Как мы говорили все эти города, поддерживали тесные связи со многими странами и народами. Это были, прежде всего, торговые отношения.
2. А теперь откройте свои учебники на стр.33 и мы прочитаем с вами о том, что вы услышали от меня.
3. Словарная работа.
Вам встретилось не знакомое слово слобода. Откройте тетрадки, запишите число тему урока и словарное слово.
VII. Итог урока. Рефлексия. (смайлики).
Ребята наш урок подошёл к концу, и мне хотелось бы узнать, как прошёл наш сегодняшний урок. У вас на столе лежат два смайлика. Оцените, пожалуйста урок? Улыбающийся смайлик - это урок ему понравился, а второй смайлик грустный, значит, ему урок не понравился.
Я вижу что, вам всем урок понравился. А чем вам понравился урок? Что мы сегодня нового узнали о Волжской Булгарии? О городах. А какие города вы запомнили. Биляр, Болгар, Сувар, Ошель. На Булгарской земле было много городов, это были центры ремесла, торговли и культуры.
А с каким словарным словом мы работали на уроке? Слобода прочитай, пожалуйста, в тетраде значение этого словарного слова.
VIII. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание. Стр. 33-36, читать, пересказывать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Волжская Булгария: возникновение Первые болгары появились на Средней Волге в конце VII - начало VIII веков. Отправиться в столь долгий путь их вынудил разгром Великой Болгарии хазарами. Придя в наши края, болгары принесли с собой традиции полукочевого образа жизни. Занимались они в основном пастушеским скотоводством. Через сто лет крупное поражение от арабов терпят хазары, в зависимости от которых оказались приазовские болгары. Теснимые хазарами, болгары большими группами вновь уходят на Среднюю Волгу. Последнее переселение болгар в наши края было вызвано мощным наступлением на Хазарский каганат печенегов. Произошло это в конце IX - начало X веков.
Задолго до прихода болгар в Среднем Поволжье жили поволжско-финнские племена. То были предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Волжские булгары (в современной науке их принято писать через "у") быстро заняли среди местных племен лидирущее положение. Они активно осваивали пашенное (плужное) земледелие, новые ремесла, что ускорило нарастание имущественного неравенства в булгарской среде. У военно-племенной булгарской знати была сильная военная дружина. Дружинники совершали походы и набеги на соседние земли. При их помощи с населения собирались налоги.
Булгары получают поддержку арабов и принимают новую религию. В 922 г. ислам становится государственной религией Волжской Булгарии. Завершающим этапом в образовании Булгарского государ-ства явилось начало X века. Тогда на берегах Волги и Камы, в нашем крае, строятся города и крепости. Появляются первые булгарские монеты. В поисках союзников для борьбы с хазарами булгары приглашают к себе посольство багдадского халифа аль-Муктадира.
Волжская Булгария: территория и население страны Волжская Булгария занимала обширные земли. К XII веку границы государства раздвину-лись ещё больше. На севере они доходили до реки Казанки, на юге - до Самарской Луки. Западными пределами Булгарского государства служила река Зай. Соседями булгар были древние марийские, удмуртские, мордовс-кие и другие племена.
На реке Казанке в самом начале XI столетия возникает военная крепость и торговое поселение Казань - будущая столица нашей республики. г.КАЗАНЬ Булгары жили по обеим сторонам Волги и на землях, примыкающих к Каме с севера. Крупные города Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау находились на волжском левобережье. Десятки городских, сельских поселений, и среди них знаменитый Ошель, располагались на правобережье Волги. Здесь среди городов наиболее известны Кашан и Чаллы.
Население страны было разноплеменным. Булгарские племена нам хорошо известны. Но были еще сувары, барсилы, баранджары, а также билеры и эсенгелы. Во второй половине X века из них сложились единая булгарская народность . Общим именем населения страны стало имя "булгары". БУЛГАРСКИЙ ДОМ Реконструкция. XI век
Управление Волжской Булгарией Волжская Булгария управлялась, как и все раннефеодальные государства. Во главе стоял правитель. В Булгарии это был эмир . Его раньше называли эльтебер . Эмир (Эльтебер) - предводитель, глава страны. Первым эмиром страны был Алмуш , князь города Болгара. Именно Алмуш отправил посольство булгар в Бухару и Багдад и принимал у себя посольство багдадского халифа. После обращения в новую веру он стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. БУЛГАРСКИЙ ПРАВИТЕЛЬ АЛМУШ Худ. Рушан Шамсутдинов
Эмиру подчинялись правители отдельных земель - областей. Это был высший слой знати. К правящей верхушке принадлежали и предводители боевых дружин, беки, представители высшего духовенства. В роли управляемых находились земледельцы, ремесленники, торговцы. Они выполняли различные феодальные повинности в пользу государства, но зависимыми от феодалов не были.
Основные занятия булгар Основными занятиями булгар были сельское хозяйство и торговля. Земледелием и скотоводством занимались сельские жители. Их было большинство. Арабский географ начало X века Ибн Русте писал: "Болгары - народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие". Кроме того, они сеяли полбу, чечевицу, горох. Хлеб убирали серпами и косами. Земледелие у булгар было пашенным. Хлеба было много, и булгары могли оказать помощь русским княжествам в голодные годы.
Булгары не забывали свое традиционное занятие - скотоводство. Скот они держали крупный, породистый, а потому были с мясом и молоком. Булгары разводили также боевых и скаковых коней. Почти в каждом хозяйстве имелись овцы и козы, из домашней птицы - куры. В местах, богатых лесами, булгары ходили на охоту. Особый интерес вызывали пышные звери - соболи, белки и лисы. В лесах также было много диких пчел, носивших в дупла деревьев дикий мед. Собирали этот мед булгары один-два раза за лето и делали из него свои любимые напитки набиз и суджув . Реки, богатые рыбой, привлекали рыболовов. Здесь в изобилии водились осетры, стерлядь, сом, сазан.
Городское население занималось ремеслом и торговлей. Каких ремесленников только не было: металлурги и кузнецы, ювелиры и косторезы, кожевенники и гончары .... Булгарские ремесленники были большими мастерами. Глиняные сосуды, кожа "булгари", ювелирные изделия расходились далеко за пределы страны. Славу Булгарии приумножали купцы. Развитию торговли благоприятствовало выгодное географическое положение страны. На булгарской земле сходились многие караванные пути. Один из них вел в Киев, другой - в Итиль, третий - в Хозерм. В крупных городах для иноземных купцов строились караван-сараи. Караван-сарай - постоялый и торговый двор с гостиницей для приезжих купцов, хозяйственными постройками. Правители страны поощряли торговое дело. Волжская Булгария являлась одним из крупнейших средневековых государств Восточной Европы. Эта была развитая в хозяйственном отношении страна.
Вопросы и задания для повторения 1. Откуда пришли болгары на Среднюю Волгу? Что привело их в наши края? 2. Кто был первым правителем Волжской Булгарии? 3. Закончите предложение: "Во второй половине X века из разных племен Волжской Булгарии...". 4. Когда ислам стал государственной религией Волжской Булгарии? 5. В учебнике нам уже встречалось утверждение арабского географа Ибн Русте о том, что "болгары - народ земледельческий". Выдающийся российский историк С.М.Соловьев писал, что "болгары - торговый и промышленный народ". Кто прав? Попробуйте рассудить этих авторов, подыскивая аргументы в пользу каждого утверждения. Запишите эти аргументы в таблицу. Сформулируйте свой вывод. "Болгары - народ земледельческий" "Болгары - торговый и промышленный народ"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истории в 5 классе на тему: "Олимпийские игры в древности"
Цели урока:1. Сформировать представление учащихся о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими иг...
Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"
предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...
Открытый урок по истории в 6 классе на тему "Московское государство при Иване III"
Цель урока: сформировать представление учащихся о Московском государстве времён Ивана IIIЗадачи:образовательная: познакомить учащихся с изменениями, произошед...
Открытый урок по истории в 5 классе по теме: "Возникновение скотоводства и земледелия".
Урок 5. Возникновение скотоводства и земледелия.Цель урока: Научить:1. выявлять изменения в обществе, приведших к появлению первых земледельцев и скотоводов;2....
Разработка открытого урока по истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим"
Разработка урока по истории в 5 классе с учетом УУД....
Технологическая карта и презентация к уроку истории в 6 классе по теме :"Волжская Булгария"
В данной технологической карте урока по истории в 6 классе отображаются материалы по теме Волжская Булгария:города,культура и международные связи....
Урок по истории в 6 классе на тему: "Русь в конце Х-начале XI века. Принятие христианства."
Цель учебного занятия:– Охарактеризовать деятельность князя Владимира в деле христианизации Руси и укрепления единого государства....