Организация контроля знаний на уроках истории и обществознания
опыты и эксперименты (5 класс) на тему

Фишер Олеся Александровна

Текст выступления на педагогическолм совете по теме "Осуществление контроля знаний на уроках в основной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1слайд.      Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я бы хотела представить вашему вниманию мое выступление на тему «Система организации и проведения контроля на уроках истории и обществознания».

2 слайд. Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся.

Проверка результатов обучения (контроль) является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.

Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой.

3 слайд. Виды контроля: текущий, периодический и тематический, итоговый.

Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке.

Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса.

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории или обществознания. В своей работе я использую все виды контроля.

Текущий контроль на уроках истории и обществознания я осуществляю с помощью разных типов и форм: устных, письменных, практических, индивидуальных, фронтальных, групповых, нетрадиционных, с применением ИКТ.

I. Устные.

Я использую такие устные формы контроля как:  

  • пересказ материала учебника;
  • 4 слайд: описательный рассказ с опорой на наглядный образ. Например: Египетские пирамиды или Средневековый замок.
  • Рассказ от имени очевидца событий. Например: участник Столетней войны, участник Народного ополчения Минина и Пожарского.
  • 5 слайд: Изложение фактического материала по составленному учителем плану. Учащимся предлагается заранее составленный план по определенной теме. С помощью плана им легче формулировать свои мысли. Кроме того, наличие четкого плана сократит время проведения опроса.
  • При устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление (например, сравнить архитектурные сооружения разных эпох или сравнить художественные стили, сравнить политические режимы).
  • Работа с картой или схемой (6 слайд)

II. Письменные формы контроля

  • К письменным формам контроля относятся  индивидуальные письменные задания (7 и 8 слайды). Например: дать определение понятиям, задания на соотнесение, выбор верных  утверждений. Причем можно организовать проверку заданий с привлечением других учащихся. Это обеспечит взаимоконтроль знаний  на уроке.
  • Письменные задания по раздаточному материалу. Например: Средневековая ярмарка, Мастерская средневекового ремесленника (показать иллюстрации).
  • Написание творческих сочинений. Например: "Представьте, что Вы побывали в гостях у Перикла" (5 Кл), "С Айвенго на рыцарский турнир" (6 Кл), "Вы участник восстания декабристов" (8 Кл), «Вы участник Гражданской войны» (9 кл.)
  • Использование  тестов. 9 слайд Это особенно важно в условиях введения ГИА, ЕГЭ. Тесты приобретают все большее значение для проверки результатов обучения. Тест должен быть надежным, валидным и объективным. 10 слайд Надежность теста определяется постоянством, с которым тест измеряет то, что он должен измерить. Валидностью теста принято считать его пригодность для измерения уровня усвоения тех знаний, которые в тесте нужно измерить. Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя. Я применяю тесты как для текущего контроля, начиная с 5 класса, так и для тематического,  и для итогового. Тесты представлены вашему вниманию. Можно ознакомиться.

III. Практические формы контроля

1. Работа с источниками.  Это могут письменные источники, а также вещественные источники (например, изображения чего-либо) - слайд 11.

2. Составление таблиц, схем всевозможных - слайд 12. С таблицами и схемами мне очень нравится работать, так как это позволяет систематизировать материал, способствует его запоминанию.

3. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях (5-7 классы). Показать тетради!

4. Составление опорных конспектов

Для контроля знаний на уроках истории и обществознания я также применяю дифференцированные задания для слабых и сильных учеников. Например: карточки с письменными заданиями для слабых учеников; для сильных сообщения с использованием дополнительной литературы и решение проблемных задач.

Использую и фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом).

Применяю групповые методы, при работе над творческими заданиями (например: экологический проект  «Подумаем о завтрашнем дне» по обществознанию 7 класс), решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, при работе с документами.

Мною используются нетрадиционные формы контроля:

Составление и отгадывание кроссвордов. Чаще всего кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. С помощью такого метода можно установить уровень словарного запаса ученика. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы Особенно эффективно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует  хорошего знания темы, умение четко формулировать определения понятий.

Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям: а) количество вопросов   б) их качество.

Также использую такую форму контроля как работа с матрицей. Матрица может быть на любую тему, может включать несколько тем.  Вариативность заданий позволяет использовать ее как для слабых, так и для сильных учащихся.  СЛАЙД  13. К матрице могут прилагаться готовые вопросы, ответы на которые в ней зашифрованы, а  можно дать задание не просто найти слова, но и составить к ним вопросы.

Очень эффективен коллективный способ проверки знаний. Например: игра - путешествие по теме "Первобытность". 5 класс, урок - турнир по курсу Средние века. 6 класс, урок - аукцион знаний. Обществознание 9 класс.

Составление тестов.

Составление презентаций.

При итоговом контроле наряду с тестами я использую такую форму, как зачеты:

1) письменные:

а) ученик получает вопрос и дает развернутый письменный ответ,

б) сочинение на тему.

Такая форма выявляет зрелость оценочных суждений и выводов школьников (например: "Какую роль играли выдающиеся личности в развитии России в начале ХХ века?").

2) устные:

а) учащиеся дают устный ответ на вопрос билета,

б) групповой зачет.

Ученики объединяются в группы по 3-4 человека, выбирается старший группы. Получив вопрос, группа обсуждает его в течение 20 минут. Затем старший опрашивает всех членов группы и заносит их самооценки в специальный лист, который передает учителю. Затем коллективный рассказ, в любом месте рассказа преподаватель может прервать и предложить продолжить другому.

Зачеты тоже дифференцированы. При проведении зачетов предусматривается время для доработки,  помощи учителя во время зачета для слабых учащихся. Необходим и повышенный уровень знаний для учащихся с высоким уровнем знаний.

Применение ИКТ. В современных условиях  весьма актуален контроль знаний и умений  учащихся с помощью ИКТ.  В работе я:

1. Использую учебные электронные издания. Например: Учебное электронное издание Всеобщая история (5, 6, 7, 8 кл. ) предполагает тестовые задания после каждой изученной темы; заполнить схему; вставить пропущенные слова в тексте. Выполнять тесты можно коллективно, а можно и индивидуально. В программе фиксируется количество ошибок, время, затраченное на выполнение того или иного задания. Такое же учебное электронное издание есть и по обществознанию для учащихся 8-11 классов.  ПОКАЗАТЬ.

2. Обучающие компьютерные игры. Например, игра-путешествие для учащихся 5-9 классов, которая предлагает различные задания, очень интересные и увлекательные. Эту игру можно использовать в качестве итогового контроля. ПОКАЗАТЬ. 

Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ. Вашему вниманию представлены критерии оценки знаний и умений учащихся на уроках истории и обществознания. Можете ознакомится с ними. В заключении, хотелось бы отметить, что форм контроля великое множество! Нужно помнить, что работа учителя - это творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, формы, пользуется индивидуальными приемами и постоянно должен их совершенствовать.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"

Сообщение к выступлению на заседании районного методического объединения включает в себя основные технологии,  методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории и общество...

Система организации и проведения контроля знаний на уроках истории и обществознания

Презентация поможет при выступлении на заседаниях методического совета или педагогического совета по данной проблеме...

Виды и функции проверки знаний на уроках истории и обществознания

Рассказывается о видах и функциях проверки знаний на уроках обществознания...

Виды и функции проверки знаний на уроках истории и обществознания

О видах и функциях проверки знаний на уроках обществознания...

Контроль знаний учащихся по истории и обществознанию. Тесты и задания

Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения.Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, то есть  уровень их учебных достижений, предусмо...

«Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания»

Данная статья посвящена проблеме повышения качества образования на уроках истории и обществознания  через применение инновационных технологий и методик образования....