Обобщение опыта
учебно-методический материал по истории на тему

Марушина Эльвира Алексеевна

«Использование ИКТ на уроках истории

в специальном(коррекционном)классе VIII вида»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ на уроках истории

в специальном(коррекционном)классе VIII вида».

Учитель специального(коррекционного)класса VIII вида

 Марушина Эльвира Алексеевна

I квалификационная категория

МБОУ Яковская ОШ

    Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.    Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь педагогу представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

     Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям с ОВЗ возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников.

Работая учителем в специальном (коррекционном) классе, не раз сталкивалась с такими проблемами как: нечеткие образы, неяркая картинка, устаревшая таблица, мелкий шрифт, да и просто не всегда каллиграфично написано на доске. Это,   как правило, приводит к отсутствию интереса к предмету. Выходом для меня стало применение ИКТ. Первое с чего я начала – это разработала все проверочные работы в печатном варианте и использую их как карточки на уроках истории. Теперь все мои проверочные работы выглядят следующим образом:  

Проверочная работа по истории 7 специальный(коррекционный)класс VIII вида по теме:« Киевская Русь»

1.Как звали князя из варягов, которого призвали славяне?

А) Игорь.

Б)  Олег.

В)  Рюрик.

2. В каком году образовалось государство Киевская Русь?

А) В 879.

Б)  В 912 г.

3.  Продолжи цепочку правления князей:

Рюрик        

      4. Кто отомстил за смерть князя  Игоря?

       А) Его жена Ольга.

       Б) Его сын Святослав.

      5. Кто из князей остановил набеги печенегов?

       А) Святослав.

       Б) Владимир.

       В) Ярополк.

       6. Крещение Руси- это принятие …

        А) Языческой веры.

        Б) Христианской веры.

        7. В каком году состоялось крещение Руси?

        А) 988 г.

         Б) 879 г.

         8. Что создали Кирилл и Мефодий?

         А) Первые печатные книги.

          Б) Письменность.

     9. Кто из князей первый начал открывать школы на Руси?

       А) Ярослав Мудрый.

        Б)  Владимир Красное Солнышко.

   10. Чья шапка стала царским венцом?

     А) Владимира Мономаха.

     Б) Ярослава Мудрого.

Сразу же исчезли такие фразы как «доска отсвечивает», «мне не понятно, что написано», «а где мой вариант?».

   В мире высоких информационных технологий само общество вовлекает нас в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное, очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.
Учитывая психологические особенности ребенка с ОВЗ и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируются соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации - жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Например, начиная тему «История нашей страны древнейшего периода», я демонстрирую показ восточных славян, славянский посёлок, соседей восточных славян, славянские воинов и богатырей, а также использую различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.

Очень важно использовать ИКТ  также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Кроме того, в учебниках по истории для специальных(коррекционных)классов VIII вида автор Б.П.Пузанов и др., содержатся неяркие иллюстрации, а это, в свою очередь, препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны. Поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России». В одних случаях предлагаются экскурсии уже в готовом виде, ими остается только воспользоваться. В других случаях после ознакомления с материалами ЦОР я сама составляю план экскурсии и планирую этапы ее проведения. Мы часто говорим о том, что историю делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся роль личности в истории. У детей с ОВЗ появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что  способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе или историческому событию.

      Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОР. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событии или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОР содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что большой интерес учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движении, с соответствующими комментариями существенно повышает интерес обучающихся к предмету. Это настраивает детей на изучение определенного материала, и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности .

Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность у детей с ОВЗ.

Кроме этого, я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет.  Рассматриваю Интернет как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.
       Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ, ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.

Таким образом ,   как учитель специальной ( коррекционных) школы, который в своей работе используют ИКТ, прихожу   к выводу: информационные технологии существуют только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому не безразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...