Урок истории в 7 классе "Путешествие из Смутного времени в Бунташный век"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Тема: «Путешествие из Смутного времени в Бунташный век».
Цель:
1. Сформировать представление о народных движениях XVII века.
2. Развивать мыслительные навыки и познавательные умения.
3. Воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому.
Тип: изучение нового материала.
Задачи:
Образовательные задачи:
Ø Выявить причины народных выступлений XVII века;
Ø Рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
Ø Сформировать представление о народных движениях XVII века.
Развивающие задачи:
Ø Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
Ø Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
Ø Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи:
Ø Вызвать заинтересованность и желание познать новое;
Ø Воспитывать уважение к историческому прошлому России;
Ø Воспитывать любовь к народной культуре.
Методы:
Словесные – объяснение нового материала, беседа;
Практические – работа с картой, работа с учебником.
Основные понятия: «Бунташный век», Соляной бунт, Медный бунт, Соловецкое восстание, голытьба, зипуны, «домовитые» казаки, станица.
Важнейшие даты: июль 1662 г. – Медный бунт; 1648 г. – Соляной бунт; 1667-1669 г. – поход за зипунами; 1670-1671 г. – восстание Степана Разина.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, карта, учебник История России XVII – XVIII века: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Пчелов. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 240 с.: ил. – (Инновационная школа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие из Смутного времени в Бунташный век».
Цель:
- Сформировать представление о народных движениях XVII века.
- Развивать мыслительные навыки и познавательные умения.
- Воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому.
Тип: изучение нового материала.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Выявить причины народных выступлений XVII века;
- Рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
- Сформировать представление о народных движениях XVII века.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
- Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
- Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи:
- Вызвать заинтересованность и желание познать новое;
- Воспитывать уважение к историческому прошлому России;
- Воспитывать любовь к народной культуре.
Методы:
Словесные – объяснение нового материала, беседа;
Практические – работа с картой, работа с учебником.
Основные понятия: «Бунташный век», Соляной бунт, Медный бунт, Соловецкое восстание, голытьба, зипуны, «домовитые» казаки, станица.
Важнейшие даты: июль 1662 г. – Медный бунт; 1648 г. – Соляной бунт; 1667-1669 г. – поход за зипунами; 1670-1671 г. – восстание Степана Разина.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, карта, учебник История России XVII – XVIII века: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Пчелов. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 240 с.: ил. – (Инновационная школа).
Ход урока
1.Организационный момент.
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение. Актуализация опорных знаний. Выход на проблему и ее постановка.
Демонстрация видеоотрывка
- Начало 17 века было очень тяжелым, трагичным, противоречивым. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время.
- Какими событиями ознаменовалось это время?
(Ознаменовалось династическим кризисом, который сопровождался волнениями, вторжениями иноземных захватчиков).
3. Постановка задач урока.
- Наибольшее количество народных выступлений пришлось на правление известного вам царя. Определите его. - Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых. Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. (Царь Алексей Михайлович). Демонстрация портрета. Вопрос: Посмотрите на портрет Алексея Михайловича. Что вы можете сказать о нем как о человеке? Ставлю перед учащимися вопрос: "Царь ? - век ?" Что вам известно о характере Алексея Михайловича? Под каким прозвищем он вошел в историю? Вопрос: "Царь Тишайший, а век какой?" (предполагаемый ответ "тихий, тишайший")
- А вот как стихами можно описать данный период в истории:
Русь, Россия, Родина,
Нелёгок путь в веках
Ты всё в дороге видела
Радость, боль и страх.
Но раны заживали
И век за веком шёл.
Ты расширялась, крепла,
Отстраивалась вновь
Правители менялись
Законы сочиняли
Династия сменилась
И всё вновь усложнилось.
17 век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век.
- Мы подошли к конкретизации нашей темы, и вернемся к вопросу "Царь Тишайший, а век какой?" (бунташный). Определите, какова же тема сегодняшнего урока? (Бунташный век). Я бы определила ее так «Путешествие из Смутного времени в Бунташый век».
- Давайте объясним значение слов "бунт", "бунташный век". Приведите синонимы к слову бунт. (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске), а к словосочетанию "бунташный век" (век потрясений, век изменений). Давайте проверим правильно ли мы объяснили. (появляется определение слов Бунт - массовое несогласие и неприемлемость народом существующего порядка правления, выражающееся в физической и, как правило, кровавой форме)
4. Усвоение новых знаний, умений и навыков.
- В истории России есть такое выражение: «Алексей Михайлович – «тишайший царь бунташного века». Интересно, как же могла его политика вызвать столько недовольства у населения? Вначале мы разберем основные сословия населения в 17 веке.
Работа в группах:
Сформулируйте из имеющихся знаний о данном периоде, что и почему не устраивало отдельные сословия в политике Алексея Михайловича?
1 группа – посадские люди, 2 группа – крестьяне, казаки, 3 группа – духовенство.
Тепреь выявим общие (совместные) причины восстаний народа:
- Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
- Усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн;
- Усиление приказной волокиты;
- Попытки ограничения казачьей вольности;
- Церковный раскол и расправы со старообрядцами .
- События XVII века объединили в стремлении к борьбе против государственной политики разные сословия и социальные группы. В выступлениях приняли участия не только представители крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства.
- Мы побывали в роли народа 17 века и пришли к выводу, что очень многое нам не понравилось в политике царя. И вот наступают первые бунты. Сейчас каждой группе будет предложено рассмотреть 3 разных бунта – Соляной, Медный и Соловецкое восстания.
- Используя текст учебника выясните причины, ход и итоги выступлений 17 века. Результаты работы занесите в таблицу на рабочих листах.
Дата события | Очаг восстания | Причины восстания | Участники | Результаты |
1-ая группа – изучает события Соляного бунта стр. 69
2- ая группа – события Медного бунта стр. 70
3- ая группа – выступление старообрядцев - Соловецкое восстание стр. 67.
- Пока группы работают говорю: В таблицу вносим только данные по своему народному выступлению. Работаем быстро, советуемся друг с другом.
- Перед тем как представить свои результаты таблиц, представьте: Бедствуют люди, растет их недовольство и злость. Перед вами Москва 1648 года – Соляной бунт. Мы видим, как быстро проходит время, исторические рамки сужаются, город за городом – везде тяжело народу, кругом чувствуется рука хладнокровного царя. И вновь перед нами Москва. 1662 год – Медный бунт. Представляем свои таблички. (ответы детей по таблицам) Пожалуйста 1-й ряд – «Соляной бунт», остальные ребята заполняют таблицы вслед за выступающими. (затем 2-й и 3-й)
- А теперь выслушав, что получилось у каждой группы составим общую таблицу.
- Ребята посмотрите на свои таблички и ответьте: – Что общего между причинами Соляного бунта 1648 года и Медного бунта 1662 года? (очагом восстаний явилась Москва, причинами стало недовольство населения внутренней политикой правительства: пополнение царской казны за счет населения путем введения дополнительного налога на соль и чеканки дешевых медных денег; подавление восстаний).
– В чем особенности выступления старообрядцев? (по характеру это было религиозное выступление, восставшие боролись за старую веру)
- Назовите главные причины поражений в этих выступлениях.
(ответы детей обобщаются)
1.Восставшие не имели четких целей 2. Верили в «доброго» царя 3. Имели плохое вооружение 4. Разнородный состав участников, каждый шел за своей правдой
- Несмотря на то, что прошли бунты в городах России, положение народа не улучшилось. Где же искали вольницу крестьяне? (на юге, на Дону).
- А теперь посмотрим видеоролик. (Идет фильм о появлении и личности Степана Разина).
- Вершиной «бунташного» века стало восстание Степана Тимофеевича Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества.
Ответьте на вопросы по фильму:
- Почему казаки стали популярны в народе?
- Откуда появился Степан Разин?
- Откуда он брал средства на восстание?
- Состав участников восстания.
- Охарактеризуйте личность Разина.
- Ребята, какими качествами должен обладать руководитель восстания? Что ему поможет повести за собой сотни людей? Сыграли ли личные качества Степана Разина в поднятии восстания? Можно ли назвать Разина – личностью в истории?
Как же удалось Разину привлечь на свою сторону людей, с такой легкостью завоевывать города и села? Дабы обеспечить себе поддержку, он рассылал «прелестные письма», в которых призывал народ избавиться от бояр, обещал поддержку всем угнетенным.
Работа в группах (дифференцированные задания):
- 1 группа – Изучите «Прелестные письма» Разина: какие требования выдвигали восставшие; Почему воевали за «великого государя и за всю чернь», а убивали приказных людей?
- 2 группа - Отметьте на карте 2 этапа (1667-1669, 1670-1671 гг) походов Ст. Разина, что означает «поход за зипунами»?
- 3 группа - Расскажите об окончании похода, причинах поражения, смерти Ст. Разина.
Заслушиваем ответы групп, смотрим иллюстрации к ответам. Вторая группа показывает ход восстания по интерактивной карте.
- Ребята, в разные времена, разные историки оценивали по-своему значение и причины восстания Разина. Мы с вами выступаем тоже в роли историков, и сейчас каждый попытается сформировать свое мнение о значении восстания: важно оно или нет, имело вес или наоборот, серьезны ли его масштабы или это просто бунт казаков? Составьте ПОПС – формулу:
Я считаю, что…
Потому что…
Я могу доказать это на примере того, что…
Исходя из этого я делаю вывод, что…
5. Обобщение изученного материала. Диагностика.
- Мы не совсем обычно закончим изучение новой темы. Сегодня мы узнали много дат, терминов, высказываний. На экране мы видим некоторые из них, давайте составим рассказ из предложенных выражений (буримэ): «Смущение умов, Тишайший, 1648, «на царском двору чеканены», Стенька Разин, «поход за зипунами», «за великого государя и за всю чернь», 1667-1671, четвертование, «бунташный век».
6. Самооценка, подведение итогов.
А теперь оценим вашу работу на уроке. На столах у вас лежат карточки для оценивания группы. Вначале каждый из вас оценит себя по 5-бальной шкале. Затем лидер вашей группы поставит оценку за работу всем. Последняя оценка будет оценка учителя. Таким образом, мы придем к общему результату.
7. Рефлексия.
Ребята, как сегодня прошел урок? Давайте оценим пройденный урок. С помощью разноцветных карточек оцените свою работу на уроке:
Красная – тема сложная, работать было
трудно;
Желтая – работать было интересно, но есть
отдельные затруднения;
Зеленая – мне было все понятно и интересно.
8. Информация о домашнем задании.
§ 12, в рабочей тетради выполнить задание 5 на контурной карте отметить восстания, в тетрадь личностей записать о Степане Разине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 10 классе "Смутное время"
Смутное время.Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.Задачи:- создать условия для понимания и усвоен...
Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс
Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...
Урок по истории в 7 классе по теме"Окончание Смутного времени. Герои Отечества".
Урок знакомит с событиями Смутного времени, воспитывает патриотизм, гордость за Россию на примерах героев XVII века....
Библиотечный урок «История книги. Путешествие в глубь времен»
Библиотечный урок...
Урок истории 7 класс "Окончание Смутного времени" (технологическая карта)
Технологическая карта к уроку истории 7 класс "Окончание Смутного времени"...
Проблемы изучения Смутного времени на уроках истории. Историография причин Смутного времени. Роль Троице-Сергиева монастыря.
В данной статье представлены различные взгляды историков на причины Смутного времени, рассматриваются проблемы изучения данного периода истории, а также более подробно освещается роль Троице-Сергиева ...
Урок истории в 7 классе "Смутное время в Российском государстве"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В разработку урока включены задания на формирование читательской грамотности учащихся....