Урок истории в 7 классе "Путешествие из Смутного времени в Бунташный век"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Михайлова Ольга Игоревна

Тема: «Путешествие из Смутного времени в Бунташный век».

Цель:

1.     Сформировать представление о народных движениях XVII века.

2.     Развивать мыслительные навыки и познавательные умения.

3.     Воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому.        

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные задачи:

Ø Выявить причины народных выступлений XVII века;

Ø Рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;

Ø Сформировать представление о народных движениях XVII века.

Развивающие задачи:

Ø Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;

Ø Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Ø Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные задачи:

Ø Вызвать заинтересованность и желание познать новое;

Ø Воспитывать уважение к историческому прошлому России;

Ø Воспитывать любовь к народной культуре.

Методы:

Словесные – объяснение нового материала, беседа;

Практические – работа с картой, работа с учебником.

Основные понятия: «Бунташный век», Соляной бунт, Медный бунт, Соловецкое восстание, голытьба, зипуны, «домовитые» казаки, станица.   
Важнейшие даты: июль 1662 г. – Медный бунт; 1648 г. – Соляной бунт; 1667-1669 г. – поход за зипунами; 1670-1671 г. – восстание Степана Разина.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, карта,  учебник История России XVII – XVIII века: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Пчелов. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 240 с.: ил. – (Инновационная школа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие из Смутного времени в Бунташный век».

Цель:

  1. Сформировать представление о народных движениях XVII века.
  2. Развивать мыслительные навыки и познавательные умения.
  3. Воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому.        

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Выявить причины народных выступлений XVII века;
  • Рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
  • Сформировать представление о народных движениях XVII века.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
  • Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные задачи:

  • Вызвать заинтересованность и желание познать новое;
  • Воспитывать уважение к историческому прошлому России;
  • Воспитывать любовь к народной культуре.

Методы:

Словесные – объяснение нового материала, беседа;

Практические – работа с картой, работа с учебником.

Основные понятия: «Бунташный век», Соляной бунт, Медный бунт, Соловецкое восстание, голытьба, зипуны, «домовитые» казаки, станица.        
Важнейшие даты: июль 1662 г. – Медный бунт; 1648 г. – Соляной бунт; 1667-1669 г. – поход за зипунами; 1670-1671 г. – восстание Степана Разина.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, карта,  учебник История России XVII – XVIII века: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Пчелов. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 240 с.: ил. – (Инновационная школа).

Ход урока

1.Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение. Актуализация опорных знаний.  Выход на проблему и ее постановка.

Демонстрация видеоотрывка

- Начало 17 века было очень тяжелым, трагичным, противоречивым. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время.

- Какими событиями ознаменовалось это время?

(Ознаменовалось династическим кризисом, который сопровождался волнениями, вторжениями иноземных захватчиков).

3. Постановка задач урока.

- Наибольшее количество народных выступлений пришлось на правление известного вам царя. Определите его. - Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых.  Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича.  (Царь Алексей Михайлович). Демонстрация портрета. Вопрос: Посмотрите на портрет Алексея Михайловича. Что вы можете сказать о нем как о человеке? Ставлю перед учащимися вопрос: "Царь ? - век ?" Что вам известно о характере Алексея Михайловича? Под каким прозвищем он вошел в историю? Вопрос: "Царь Тишайший, а век какой?" (предполагаемый ответ "тихий, тишайший")

- А вот как стихами можно описать данный период в истории:

Русь, Россия, Родина,
Нелёгок путь в веках
Ты всё в дороге видела
Радость, боль и страх.
Но раны заживали
И век за веком шёл.

Ты расширялась, крепла,
Отстраивалась вновь
Правители менялись

Законы сочиняли
Династия сменилась
И всё вновь усложнилось.
17 век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век.

- Мы подошли к конкретизации нашей темы, и вернемся к вопросу "Царь Тишайший, а век какой?" (бунташный). Определите, какова же тема сегодняшнего урока? (Бунташный век). Я бы определила ее так «Путешествие из Смутного времени в Бунташый век».

- Давайте объясним значение слов "бунт", "бунташный век". Приведите синонимы к  слову бунт.   (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске), а к словосочетанию "бунташный век" (век потрясений, век изменений). Давайте проверим правильно ли мы объяснили. (появляется определение слов Бунт - массовое несогласие и неприемлемость народом существующего порядка правления, выражающееся в физической и, как правило, кровавой форме)

4. Усвоение новых знаний, умений и навыков.

- В истории России есть такое выражение: «Алексей Михайлович – «тишайший царь бунташного века». Интересно, как же могла его политика вызвать столько недовольства у населения? Вначале мы разберем основные сословия населения в 17 веке.

Работа в группах:

Сформулируйте из имеющихся знаний о данном периоде, что и почему не устраивало отдельные сословия в политике Алексея Михайловича?

1 группа – посадские люди, 2 группа – крестьяне, казаки, 3 группа – духовенство.

Тепреь выявим общие (совместные) причины восстаний народа:

  • Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
  • Усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн;
  • Усиление приказной волокиты;
  • Попытки ограничения казачьей вольности;
  • Церковный раскол и расправы со старообрядцами .

- События XVII века объединили в стремлении к борьбе против государственной политики разные сословия и социальные группы. В выступлениях приняли участия не только представители крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства.

- Мы побывали  в роли народа 17 века и пришли к выводу, что очень многое нам не понравилось в политике царя. И вот наступают первые бунты. Сейчас каждой группе будет предложено рассмотреть 3 разных бунта – Соляной, Медный и Соловецкое восстания.

- Используя текст учебника выясните причины, ход и итоги выступлений 17 века. Результаты работы занесите в таблицу на рабочих листах.

Дата события

Очаг восстания

Причины восстания

Участники

Результаты

1-ая группа – изучает события Соляного бунта стр. 69

2- ая группа – события Медного бунта стр. 70

3- ая группа – выступление старообрядцев -  Соловецкое восстание стр. 67.

- Пока группы работают говорю: В таблицу вносим только данные по своему народному выступлению. Работаем быстро, советуемся друг с другом.

- Перед тем как представить свои результаты таблиц, представьте: Бедствуют люди, растет их недовольство и злость. Перед вами Москва 1648 года – Соляной бунт. Мы видим, как быстро проходит время, исторические рамки сужаются, город за городом – везде тяжело народу, кругом чувствуется рука хладнокровного царя. И вновь перед нами Москва. 1662 год – Медный бунт. Представляем свои таблички. (ответы детей по таблицам) Пожалуйста 1-й ряд – «Соляной бунт», остальные ребята заполняют таблицы вслед за выступающими. (затем 2-й и 3-й)

- А теперь выслушав, что получилось у каждой группы составим общую таблицу.

- Ребята посмотрите на свои таблички и ответьте:                                                                                                    – Что общего между причинами  Соляного бунта 1648 года и  Медного бунта 1662 года? (очагом восстаний явилась Москва, причинами стало недовольство населения внутренней политикой правительства: пополнение царской казны за счет населения путем введения дополнительного налога на соль и чеканки дешевых медных денег; подавление восстаний).
– В чем особенности выступления старообрядцев? (по характеру это было религиозное выступление, восставшие боролись за старую веру)

- Назовите главные причины поражений в этих выступлениях.

(ответы детей обобщаются) 

1.Восставшие не имели четких целей                                                                                                           2. Верили в «доброго» царя                                                                                                                             3. Имели плохое вооружение                                                                                                                           4. Разнородный состав участников,  каждый шел за своей правдой        

- Несмотря на то, что прошли бунты в городах России, положение народа не улучшилось. Где же искали вольницу крестьяне? (на юге, на Дону).

- А теперь посмотрим видеоролик. (Идет фильм о появлении и личности Степана Разина).

- Вершиной «бунташного» века стало восстание  Степана Тимофеевича Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества.

Ответьте на вопросы по фильму:

  • Почему казаки стали популярны в народе?
  • Откуда появился Степан Разин?
  • Откуда он брал средства на восстание?
  • Состав участников восстания.
  • Охарактеризуйте личность Разина.

- Ребята, какими качествами должен обладать руководитель восстания? Что ему поможет повести за собой сотни людей? Сыграли ли личные качества Степана Разина в поднятии восстания? Можно ли назвать Разина – личностью в истории?

Как же удалось Разину привлечь на свою сторону людей, с такой легкостью завоевывать города и села? Дабы обеспечить себе поддержку, он рассылал «прелестные письма», в которых призывал народ избавиться от бояр, обещал поддержку всем угнетенным.

Работа в группах (дифференцированные задания):

  • 1 группа – Изучите «Прелестные письма» Разина: какие требования выдвигали восставшие; Почему воевали за «великого государя и за всю чернь», а убивали приказных людей?
  • 2 группа - Отметьте на карте 2 этапа (1667-1669, 1670-1671 гг) походов Ст. Разина, что означает «поход за зипунами»?
  • 3 группа - Расскажите об окончании похода, причинах поражения, смерти Ст. Разина.

Заслушиваем ответы групп,  смотрим иллюстрации к ответам. Вторая группа показывает ход восстания по интерактивной карте.

- Ребята, в разные времена, разные историки оценивали по-своему значение и причины восстания Разина. Мы с вами выступаем тоже в роли историков, и сейчас каждый попытается сформировать свое мнение о значении восстания: важно оно или нет, имело вес или наоборот, серьезны ли его масштабы или это просто бунт казаков? Составьте ПОПС – формулу:

Я считаю, что…

Потому что…

Я могу доказать это на примере того, что…

Исходя из этого я делаю вывод, что…

5. Обобщение изученного материала. Диагностика.

- Мы не совсем обычно закончим изучение новой темы.  Сегодня мы узнали много дат, терминов, высказываний. На экране мы видим некоторые из них, давайте составим рассказ из предложенных выражений (буримэ): «Смущение умов, Тишайший, 1648,  «на царском двору чеканены», Стенька Разин, «поход за зипунами», «за великого государя и за всю чернь», 1667-1671, четвертование, «бунташный век». 

6. Самооценка, подведение итогов.

А теперь оценим вашу работу на уроке. На столах у вас лежат карточки для оценивания группы. Вначале каждый из вас оценит себя по 5-бальной шкале. Затем лидер вашей группы поставит оценку за работу всем. Последняя оценка будет оценка учителя. Таким образом, мы придем к общему результату.

7.  Рефлексия.

Ребята, как сегодня прошел урок? Давайте оценим пройденный урок. С помощью разноцветных карточек  оцените свою работу на уроке:

Красная – тема сложная, работать было  

                             трудно; 

Желтая – работать было интересно, но  есть    

                                   отдельные затруднения; 

Зеленая – мне было все понятно и интересно.

8. Информация о домашнем задании.

§ 12, в рабочей тетради выполнить задание 5 на контурной карте отметить восстания, в тетрадь личностей записать о Степане Разине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 10 классе "Смутное время"

Смутное время.Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.Задачи:- создать условия для понимания и усвоен...

Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс

Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...

Урок по истории в 7 классе по теме"Окончание Смутного времени. Герои Отечества".

Урок знакомит с событиями Смутного времени, воспитывает патриотизм, гордость за Россию на примерах героев XVII века....

Урок истории 7 класс "Окончание Смутного времени" (технологическая карта)

Технологическая карта к уроку истории 7 класс "Окончание Смутного времени"...

Проблемы изучения Смутного времени на уроках истории. Историография причин Смутного времени. Роль Троице-Сергиева монастыря.

В данной статье представлены различные взгляды историков на причины Смутного времени, рассматриваются проблемы изучения данного периода истории, а также более подробно освещается роль Троице-Сергиева ...

Урок истории в 7 классе "Смутное время в Российском государстве"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В разработку урока включены задания на формирование читательской грамотности учащихся....