Рабочая программа по истории для 10 класса
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Программа расчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_10_klass.docx | 50.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ Лицей г. Истры
О.А. Оличева
«____»___________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет или внеурочная деятельность ______________________________________________________________________
Учебный год _______________________________________________________________________________
Класс _______________________________________________________________________________
Количество часов в год _______________________________________________________________________________
Количество часов в неделю _______________________________________________________________________________
Учитель ____________________________________
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по Истории для средней общеобразовательной школы (10 класс) составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
- Программы по истории для получения основного (общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-25: введении ФГОС ООО);
- ООП ООО МОУ Лицей г. Истры;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»;
- Учебного плана МОУ Лицей г. Истры, утвержденного на данный учебный год;
6. Рабочая программа по обществознанию составлена на основе авторской линии учебника «История, Россия и мир» , 10 класс», Волубуев, Пономарев, Рогожин.
Она отражает образовательные и воспитательные задачи школы. Учебный план отводит на изучение истории в 10 классе 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Цели:
- систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;
- обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
- представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
- формирование у учащихся исторического мышления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
- осознание учащимися места России и истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;
- воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам;
- формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции — неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;
- воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.
характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Основные содержательные линии Программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Место предмета в учебном плане.
Программа курса «История, Россия и мир» разработана для проведения учебных занятий (уроков, факультативных занятий) для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы – 68 часов (2 час в неделю).
Описание
программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников* | Настоящая рабочая программа основана на авторской программе О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва (М., Дрофа, 2009 г.) |
Учебник, учебное пособие** | История (базовый уровень) Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В. и др. |
Методическое пособие с поурочными разработками* | методическое пособие к учебнику Волобуева В.А. автора Игнатова А.В. М.: «Новый учебник», 2007, тесты по истории России СаяпинаВ.В., Ростов – на - Дону: «Легион» 2009. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | http://nsportal.ru |
Технические средства обучения | Компьютер, проектор. |
УУД, которые необходимо сформировать
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- мотивацию учебной деятельности на основе имеющихся знаний;
- умение высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- интерес к чтению, ведению диалога с автором текста;
- стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников;
- ориентацию учащихся на моральные нормы (нормы этикета) и их выполнение.
Познавательные: уметь
- осуществлять поиск необходимой информации;
- использовать общие приѐмы решения задач, анализировать информацию;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;
- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов, устанавливать причинно-следственные связи;
- осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера в устной форме, осуществлять смысловое чтение.
Регулятивные: уметь
- организовывать своѐ рабочее место и работу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
- работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- сопоставлять свою работу с образцом, оценивать еѐ по критериям, выработанным в классе;
- договариваться, находить общее решение,
- организовывать взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- обосновывать и доказывать своѐ мнение;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
Коммуникативные: уметь
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию;
- строить монологическое высказывание;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- обосновывать высказанное суждение;
- осознанно читать вслух;
- работать по предложенному учителем плану;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.
План
психолого-педагогической характеристики класса
- Количество обучающихся в классе
- Общая оценка уровня успеваемости ( ).
- Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся ( ).
- Уровень сформированности универсальных учебных действий ( ).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Тематический план курса
№ п/п | Основные разделы, темы | Кол-во | количество | |||
диктантов | тестов | лаборатор. работ | практических | |||
1 | Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья | 5 | 1 | |||
2 | Древняя Русь | 9 | 2 | |||
3 | Западная Европа в XI—XV веках | 1 | ||||
4 | Российское государство в XIV—XVII веках | |||||
5 | Запад в Новое время | 8 | ||||
6 | Российская империя в XVIII веке | 24 | 2 | 2 | ||
7 | Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации | 10 | 2 | 1 | ||
8 | Россия на пути модернизации | 5 | 1 | |||
9 | Культура России в XIX в | 5 | 1 |
Календарно-тематический план
(альбомный формат)
№ п/п | Наименование разделов и тем урока, используемые ресурсы* | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Домашнее задание** | ||
Дата | |||||
триместр: | |||||
1 | Глава 1. Цивилизации древнего мира и раннего средневековья. Введение. | Понимать основные понятия,знать как работать с учебником и атласом. Всемирная история, тенденции мирового общественного развития | П 1 | ||
2 | Древний Восток и античный мир | Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, неолитическая революция, цивилизация, монархия, централизованное государство Деспотия, античная цивилизация, полис, демократия, эллинизм | П 2 | ||
3 | Рождение европейской средневековой цивилизации | Натуральное хозяйство, Великое переселение народов, романизация, колонизация, христианский мир. | П 3 | ||
4 | Страны Западной Европы в раннее Средневековье | Феодализм, вассальные отношения, феодальная лестница, домен, сословия феодальное общество, крепостные крестьяне | П 4 | ||
5 | Византийская империя и восточно-христианский мир | Отцы церкви, крестово-купольный храм, православный и католический христианские миры | П 5 | ||
6 | Исламский мир | Ислам, Коран, теократическое государство, халифат, исламский мир | П 6 | ||
7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Цивилизации древнего мира и раннего средневековья» | Тест | |||
8 | Глава 2. Древняя Русь. Народы Восточной Европы | Хозяйственно-культурный тип, подсечно-огневая система земледелия, Великая степь, тюрк, Хазарский каганат, иудаизм | П 7 | ||
9 | Восточные славяне в древности | Вече, вервь | П 8 | ||
1 | Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. | Путь «из варяг в греки», варяги, Русь, Киевская Русь, «дикое поле», двоеверие. | П 11 | ||
10 | Государство и общество | Полюдье, повоз, дружина, «лественичный» порядок престолонаследия, удел, политическая раздробленность, «Русская Правда», вотчина, закуп, рядович, холоп. | П 12 | ||
11 | Церковь и культура | Материальная и духовная культура, патриарх, канон, пергамент, ересь, детинец | П 13 | ||
12 | Раздробленность Руси | Политическая раздробленность | П 14 | ||
13 | Русь между Востоком и Западом | Курултай, Каракорум, Золотая Орда, ярлык, выход, баскак, экспансия | П 15 | ||
14 | Русь между Востоком и Западом | П 16 | |||
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь» | Тест | |||
16 | Глава 3. Западная Европа в Х1-ХУ веках. Экономическое и политическое развитие Западной Европы в Х1-ХУ в. | Внутренняя колонизация, трехполье, «вольный» город, цех, гильдия, буржуа, вексель, домен, «щитовые деньги», правовое государство, сословно-представительные органы власти, централизованное государство, монархия, индульгенция. | П 17 | ||
17 | Взаимодействие средневековых цивилизаций | Мавританский архитектурный стиль, крестовые походы, духовно-рыцарские ордена, реконкиста, инквизиция | П 18 | ||
18 | Культура средневекового Запада | Иерархия, канон, рыцарская культура, турнир, гуманизм | П 19 | ||
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная Европа в Х1-ХУ в.» | Тест | |||
20 | Глава 4. Российское государство в Х1У-ХУ11 веках. Москва во главе объединения русских земель | Единое государство, национальное самосознание. | П 20 | ||
21 | Москва во главе объединения русских земель | П 21 | |||
22 | Россия третье православное царство | Местничество, приказы, помещики, «большая соха», «Москва – третий мир», секуляризация, нестяжатели, иосифляне, натуральное хозяйство, мануфактура, тягло | П 22 | ||
23 | Кризис государства и общества. Смутное время | Избранная Рада, опричнина, земщина, террор, закрепощение крестьян, гражданская война, интервенция, «Семибоярщина», Первое ополчение, Второе ополчение | П 23 | ||
24 | Становление самодержавия Романовых | Самодержавие, полки иноземного строя, старообрядцы-раскольники, товаро-денежные отношения, мелкотоварное производство, специализация, всероссийский рынок, эволюция, «служилые по прибору», «служилые по отечеству». | П 24 | ||
25 | Начало формированиямногонационального государств | Дикое поле, реестровое казачество, автономия. | П 25 | ||
26 | Русская культура | Унификация, «хождение», «обмирщение», шатровый стиль, Московское барокко, парсуна, Возрождение. | П 26 | ||
27 | Повторительно-обобщающий урок «Российское государство в Х1У-ХУ11 веках.» | Тест | |||
28 | Глава 5. Запад в новое время. Европа в начале Нового времени | Гражданское общество, рассеянная мануфактура, товарное хозяйство, Великие географические открытия, метрополия, буржуазия, Реформация, Контрреформация, протестантизм, этика. | П 27 | ||
29 | Государство и общество стран Западной Европы в ХУ11 в. | «Революция цен», абсолютизм, бюрократия, протекционизм, догматы, политическая революция, пуритане, монополия | П 28 | ||
30 | Эпоха Просвещения | Революция в естествознании, механистическая картина в мире, материалистические представления, атеизм, эпоха Просвещения, естественные права, разделение властей, просвещенный абсолютизм. | П 29 | ||
31 | Революции ХУ111 столетия | Народный суверенитет, конституция, правовое государство, федерализм, конституционная монархия, декларация | П 30 | ||
32 | Революции ХУ111 столетия | ||||
33 | Тенденции развития европейской культуры ХУ1-ХУ111 в. | Эпоха Возрождения, гуманизм, барокко, рококо, классицизм, «галантный век» | П 31 | ||
34 | Повторительно-обобщающий урок «Запад в новое время» | Тест | |||
35 | Глава 6. Российская империя в ХУ111 веке. Власть и общество в ХУ111 в. | Регулярная армия, «регулярное» государство, коллегия, европеизация, регламентация, эпоха дворцовых переворотов, Уложенная комиссия, «Жалованная грамота дворянству» | |||
36 | Власть и общество в ХУ111 в. | П 32 | |||
37 | Социально-экономическое развитие Российской империи в ХУ111 в. | Меркантилизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, экстенсивный путь, подушная подать, ревизские сказки, «золотой век» дворянства | П 33 | ||
38 | Социально-экономическое развитие Российской империи в ХУ111 в. | П 34 | |||
39 | Расширение территории российского государства | Ништадтский мир, остзейское дворянство, Новороссия, Русская Америка | П 35 | ||
40 | Образование, наука и культура России в ХУ111 в. | Рационализм, кунсткамера, культурный раскол, «Северная Пальмира» | П 36 | ||
41 | Повторительно-обобщающий урок «Российская империя в ХУ111 в.» | Тест | |||
42 | Глава 7 Запад в Х1Х веке. Становлениеиндустриальной цивилизации. Эпоха наполеоновских войн | Национализация, инфляция, всеобщая воинская повинность, Континентальная блокада, промышленный переворот, «Сто дней» Наполеона. | |||
43 | Промышленный переворот и становление индустриального Запада | Производительность труда, фабрика, индустриальная экономика, миграция, научно-технический прогресс, рантье, средства производства, «рабочая аристократия», средний класс, акционерное общество, урбанизация. | П 37 | ||
44 | Революции и реформы | Легитимность, «лоскутная» монархия, компромисс, петиция, чартистское движение, расовая сегрегация, дискриминация | П 38 | ||
45 | Революции и реформы | ||||
46 | Идейные течения и политические партии | Либерализм, плюрализм, консерватизм, социализм, мировая пролетарская революция, национализм, расизм, анархизм, диктатура пролетариата. | П 39 | ||
47 | Колониальные империи | Деколонизация, каперы, пираты, «владычица морей», колониальная империя | П 40 | ||
48 | Особенности развития стран Запада во 2 половине Х1Х в. | Общенациональная идея, национальное государство, эмиграция, контрибуция, монополизация экономики, «таможенные войны», империализм, колониальный раздел мира, «новый либерализм». | |||
49 | Повторительно-обобщающий урок «Запад в Х1Х в. Становление индустриальной цивилизации» | Тест | |||
50 | Глава 8. Россия на пути модернизации. Российское государство в 1 половине Х1Х в. | Негласный комитет, министерства, кодификация законов, жандармы, анахронизм | |||
51 | Общественная жизнь в 1 половине Х1Х в. | Декабристы, «теория официальной народности», патриотизм, разночинцы, западники, славянофилы, русский крестьянский (общинный) социализм, петрашевцы | П 41 | ||
52 | Общественная жизнь в 1 половине Х1Х в. | П 42 | |||
53 | Реформы 1860 – 1970-х годов | Прагматизм, модернизация, тактика «упреждающей реформы», временнообязанные крестьяне, выкупная операция Аренда, отрезки, аграрное перенаселение, гласные, автономия университетов, акцизы, винная монополия, | |||
54 | Реформы 1860 – 1970-х годов | ||||
55 | Общественное движение в России во 2 половине Х1Х в. | Оттепель, русский либерализм, народничество, три течения в народничестве, «хождение в народ», агитация, пропаганда, индивидуальный террор, терроризм | П 43 | ||
56 | Общественное движение в России во 2 половине Х1Х в. | П 44 | |||
57 | Россия – многонациональная империя | Кавказская война, газават, имамат, мюридизм, протекторат, этнос | П 45 | ||
58 | Россия – многонациональная империя | П 46 | |||
59 | Повторительно-обобщающий урок «Россия на пути модернизации» | Тест | |||
61 | Культура Х1Х века. Научно-технический прогресс и общество | Эволюционная картина мира, позитивизм, теология, общественно-экономическая формация, средства массовой информации | |||
62 | Научно-технический прогресс и общество | П 47 | |||
63 | Мировая литература и художественная культура | Мировой литературный процесс, ампир, академизм, реализм, натурализм, импрессионизм, символизм | П 48 | ||
64 | Мировая литература и художественная культура | Примеры мировой и художественной культуры | П 49 | ||
65 | Культура России в Х1Х в. | «Золотой век» русской литературы, критический реализм, нигилист, художники-передвижники | П 50 | ||
66 | Культура России в Х1Х в. | П 51 | |||
67 | Повторительно-обобщающий урок «Культура в Х1Х веке» | Тест | Повторение | ||
68 | Обобщенный урок |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры Зам. директора по УВР
Протокол № ___________________
от «___» июня 20___ г. « ___ » августа 20___ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...