Программа кружка по истории "Пытливые умы" /в рамках внеурочной деятельности/
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Агуреева Инна Сергеевна

Программа кружка / в рамках внеурочной деятельности/  "Пытливые умы", составлена для учащихся 5-6 классав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_pytlivye_umy.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 4

муниципального образования город Армавир

Краснодарского края

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КРУЖКА

По    истории  ПЫТЛИВЫЕ УМЫ

Ступень обучения (класс): основное общее,  5-6   класс

Автор-составитель:

Агуреева Инна Сергеевна

2014г.

Пояснительная записка

Авторская программа исследовательского кружка  «Пытливые умы» составлена согласно закону РФ «Об образовании», Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного  образования детей» (в ред. Постановления  Правительства РФ от 22.02.97 N 212) и Письму Минобразования России от 11.12.2006 № 061844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Урочные и внеклассные занятия по историческому  краеведению способствуют развитию  у  учащихся любви к  Отечеству, к своей земле, родному дому семье. С.О.Шмидт  следующим  образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает  уважение к истокам нашим, к родной земле…»

История - это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи,  своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе  исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим  поколениям,  долга, милосердия. Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить  смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться  о сохранении исторического и культурного наследия,  беречь  памятники истории и культуры». Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка «Пытливые умы».  

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Цели программы:

Обучающие:  

  • Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических факторах г. Армавира.
  • Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.      
  • Развить умение систематизировать и использовать полученные знания  для практической деятельности.

Развивающие:

  • Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории.                        
  • Формирование и развитие способности у детей  анализировать свою деятельность.

Воспитывающие:

  • Привить детям интерес к истории культуре родного края.
  • Выработать такие качества как  умение анализировать, самостоятельно мыслить.
  • Воспитывать любовь к родному городу.  

Задачи:            

  1. Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.            
  2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
  3. Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.  
  4. Вести сбор материалов об истории школы, города.
  5. Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.

Данная программа рассчитана для внеклассной и внешкольной работы. Возраст 10-11 лет.  

Методы и формы познавательной деятельности учащихся  

  • организация экскурсий;
  • посещение музеев;
  • создание конкретных баз данных по выбранным темам;
  •  составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях Великой Отечественной Войны, по истории города или отдельных памятников;
  • подготовка Книг Памяти;
  • формирование музейных коллекций;
  • выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов.

Изучение предполагает широкое использование активных  методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными  источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев.  

Требования к уровню подготовки Учащиеся должны:        

  • Знать  историю своего  города,  школы.            
  • Уметь анализировать  различные документы, источники, учитывать их  особенности и извлекать  из них информацию.
  • Овладевать  приемами  работы с книгой, навыками составления проекта, плана.            
  • Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других  эпох, поколений.            
  •   Овладеть приемами работы с книгой,  выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.  

Ожидаемый результат:  Составление буклетов: «Армавир в лицах ВОВ»,  «История школы», составление альбома.                               

Актуальность и новизна программы

Деятельность учащихся, направленная на исследования и проектирование является актуальной достаточно давно, однако с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, развитие навыков и умений, связанных с данной деятельностью учащихся, переходит на новую ступень в эволюции образовательного процесса. В рамках учебных программ, учитель не имеет возможности заниматься подготовкой и консультированием по данному аспекту, а также сопровождением работы учащихся на всех этапах исследовательской работы. Поэтому, ведение подобного вида внеурочной деятельности в школе является необходимым и решает ряд проблем при формировании деятельностного подхода к обучению у детей.

Краткая характеристика программы, ее значимость.

«Пытливые умы» - программа исследовательского кружка истрико-краеведческой  направленности. На занятиях по данной программе учащиеся овладевают особенностями проектно-исследовательской деятельности; учатся самостоятельно находить, структурировать и анализировать необходимую информацию; овладевают принципами оформления работ в программах Word, Excel, Power Point; развивают в себе коммуникативные навыки, основы самопрезентации  и многое другое.

Получаемые в результате деятельности кружка «Пытливые умы» навыки и умения имеют большую значимость в первую очередь для самих учащихся. Причем данная значимость характерна не только в изучении истории и краеведения, т.к. полученные навыки и умения являются метапредметными.

Программа «Пытливые умы» была разработана с учетом факторов современного мира и требований, предъявляемых этим миром к человеку. Ее значимость заключена не только в освоение учащимися новых видов деятельности, но и в создание благоприятного плацдарма для сохранения и улучшения экосистемы планеты подрастающим поколением. Программа способствует и поиску дальнейших ресурсов как в плане личного, так и профессионального роста учащихся.

Условия реализации программы.

Программа «Пытливые умы» предназначена для реализации в 5-6 классах.

Срок реализации – 1 год.

Программа рассчитана на: 72 часа. Содержание курса разбито на 1 год.

Занятия организуются таким образом, чтобы не осуществлялось передачи «готовых знаний» (как на стандартных общеобразовательных занятиях). Каждое из них имеет деятельностно-практический характер.

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Методы и средства обучения:

Проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Формирование результатов:

1. личностных результатов:

  • знание  основных принципов и правил человеческих отношений;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на истории, интеллектуальных умений (доказывать, сравнивать, делать выводы);
  • эстетического отношения к историческим объектам;

2. метапредметных результатов:

  • овладение составляющими исследовательской  и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезы;
  • умение работать с разными источниками исторической информации;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

3. предметных результатов:

  • классификация-определение принадлежности исторических объектов к определенной переодизации;
  • объяснение роли истории  в практической деятельности, общности происхождения и эволюции растений и животных;
  • сравнение исторических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Критерии и форма оценки качества знаний и умений.

Опорные вопросы и индивидуальные задания. Защита проектов.

Этапы организации  работы:

1. Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся,    желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач.

2. Теоретическая подготовка. Знакомство с исследовательской     деятельностью.

3. Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся:

      - пользоваться современным оборудованием;

      - составлять графики, таблицы, диаграммы;

      - работать с каталогами;

      - составлять библиографию;

      - составлять презентации публичных выступлений;

      - выбирать темы исследования;

      - определять проблемы, требующие решения;

       - формулировать темы предполагаемого исследования.

4. Планирование проектной (исследовательской) деятельности.

5. Постановка цели, задач.

6. Планирование хода эксперимента.

7. Сбор данных, проведение эксперимента.

8. Анализ полученных результатов.

9. Выводы на основе результатов исследования.

10. Подготовка материалов к исследовательской работе.

12. Оформление проектной  (исследовательской работы).

13. Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.

14. Презентация творческих проектов.

Программа

Кружка по истории «Пытливые умы»

п/п

Тема

Кол-во

часов

1.

Семья и государство

8

2.

Нумизматика

8

3.

Сфрагистика

5

4.

Геральдика.

8

5.

Топонимика.

12

6.

Метрология

6

7.

Хронология.

5

8.

Армавир и армавирцы в ВОВ.

20

Итого:

72

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Даты проведения

Кол-во

часов

план

факт

Семья и государство

1

Родословная семьи.

01-06.09.

2014

2

2

Составление генеалогического древа.

08-13.09

2

3

История и традиции школы

15-20.09

2

4

Знакомство с символикой РФ.

22-27.09

2

Нумизматика

5

Знакомство с нумизматикой.

29-04.10

1

6

Виды и достоинства монет и денег различных эпох.

29-04.10

06.11.10

2

7

О чем рассказывают монеты.

06.11.10

1

8

Монеты и деньги древней Руси и России.

13-18.10

2

9

Алтын. Прошлое и будущее.

20-25.10

1

10

Клады монет

20-25.10

1

Сфрагистика

11

Происхождение и виды печатей.

27.10-01.11

2

12

Печать – исторический источник.

03-08.11

1

13

Составление фамильной печати

03-08.11

10-15.11

2

Геральдика

14

Происхождение и виды гербов.

10-15.11

17-22.11

2

15

Значение символов в геральдике.

17-22.11

24-29.11

2

16

Составление герба семьи.

24-29.11

01-06.12

2

17

Экскурсия по архитектурным памятником Армавира, имеющим клеймо родового герба.

01-06.12

08-13.12

2

Топонимика

18

Образования географических названий

08-13.12

15-20.12

2

19

Географические названия свидетели прошлого.

15-20.12

22-27.12

2

20

Имена Героев в названиях улиц Армавира.

22-27.12

13-19.01

2

21

В.В. Рассохин

13-19.01

1

22

Генерал В.Г. Гоголев

20-26.01

1

23

Посещение музея Истории АВВАУЛА.

20-26.01

27-02.02

2

24

Исторические памятники Армавира. Экскурсия.

27-02.02

03-09.02

2

Метрология

25

Знакомства с древними мерами длины.

03-09.02

1

26

Исторические меры веса и объема.

10-16.02

2

27

Практическое занятие + экскурсия.

17-23.02

2

28

Значение метрологии в современном мире

24-02.03

1

Хронология

29

Знакомство с лентой времени.

24-02.03

1

30

Единиц измерения времени.

03-09.03

1

31

Система летосчисления в истории.

03-09.03

1

32

Хронологические рамки.

10-16.03

1

33

Периодизация истории.

10-16.03

1

Армавир и армавирцы в ВОВ

34

Город в период оккупации.

17-23.03

2

35

Период реконструкции и развития города.

24-30.03

2

36

Подвиг работников тыла.

31-06.04

2

37

Герои ВОВ. Уроженцы Армавира.

07-13.04

2

38

Посещение краеведческого музея.

14-20.04

2

39

Создания буклета ко Дню Победы.

21-27.04

2

40

Георгиевская лента и знаки отличия

28-05.05

2

41

Ордена и медали ВОВ.

05-11.05

2

42

Прошлое и настоящее Армавира. Экскурсия.

12-18.05

2

43

Культурное наследие.

19-25.05

2

Итого:

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы занятия кружка по географии в рамках внеурочной деятельности ФГОС ООО

Технологическая карта игры-маршрута "Тропа Робинзона" (5 класс) в рмках организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО...

Программа курса "Наглядная геометрия" в рамках внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной ...

Рабочая программа кружка в 5 классе «Растим патриота» (внеурочная деятельность)

Возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представле...

Авторская программа в рамках внеурочной деятельности по курсу "Занимательный английский язык" для 4 классов.

Содержание программы ( пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)....

Специфика и реализации программы «Вокруг меня – мир!» - в рамках внеурочной деятельности.

Специфика и  реализации программы «Вокруг меня – мир!» - в рамках внеурочной деятельности. Автор Ларина Т.В.- учитель МБОУ СОШ№13 Тимашевский район...

Рабочая программа и КТП по туризму в рамках внеурочной деятельности ФГОС

Разработанная мною программа и КТП по туризму, способствует не принуждённому внедрению спортивного туризма в массы, через его популяризацию. материал легко усваиваемый и интересный, темы в каждом реги...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка НОУ (научное общество учащихся)«Эрудит» (внеурочная деятельность) для обучающихся 8, 9 -х классов

Рабочая программа кружка НОУ (научное общество учащихся) «Эрудит» в рамках внеурочной деятельности для 8 и 9 классов разработана на основе Федерально­го государственного образовательно...