Урок истории: "Восстановление экономики", 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkarta.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя: Шалонина Надежда Анатольевна

Класс: 9 «Б»

Дата: 14.03.2013

Предмет: история

Тема урока: «Восстановление экономики».

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые технологии: технология критического мышления, частично технология проблемного диалога.

Используемое оборудование: аудио и видео материалы.

Цели урока:

  • образовательная: показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны;

рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны;

  • развивающие: совершенствовать умения самостоятельной работы и работы в парах, группах;
  • воспитание гражданственности;
  • деятельностная: формирование у учащихся навыков взаимообучения,  деятельности на основе метода рефлексивной

самоорганизации.

п/п

Основные этапы

организации

учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникатив-

ная

  Регулятив-

ная

1

Постановка

учебных задач

Создание проблемной ситуации.

Фиксация новой учебной задачи.

Здравствуйте! Во время работы на уроке мы будем с вами работать в рабочем листе ученика (Приложение 1) , по окончании урока вы, ребята, сможете оценить ответ друг друга, пользуясь памяткой для ответа.

Чтобы приступить к изучению новой темы, давайте вспомним тему нашего предыдущего урока. (Показ фрагмента видеофильма  «СССР на завершающем этапе войны»).

Победа! Заветное слово, ожиданием с которым жили советские люди все 1418 дней войны. Все от мала до велика встретили Победу как самое радостное событие в своей жизни.

Для определения темы урока, мы обратимся к следующему видеофрагменту. (Показ фрагмента «Разрушения после войны»). 

Вопрос: исходя из увиденного определите тему нашего урока.

Высказывают предложения по теме урока.

Слушают наводящие вопросы учителя.

Совместно формулируют тему урока «Восстановление экономики» и записывают ее в рабочем листе ученика

2

Совместное исследование

проблемы

Поиск решения учебной задачи

Пользуясь текстом § 35 стр. 253, давайте выполним задание в рабочей тетради №1, отметив материальные потери страны во время войны.

Наша следующая работа состоит в том, чтобы определить задачи, которые стояли перед государством во время восстановления экономики.

Ученики анализируют поставленную задачу, аргументируют свои точки зрения.

Ученики дают ответ по заданию №1 в рабочей тетради.

Ученики определяют задачи, которые стоят перед страной после войны и записывают их в рабочем листе ученика:

  1. восстановление промышленности
  2. восстановление сельского хозяйства
  3. восстановление социальной сферы

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3

Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта

В 1945-1946 годах  в стране развернулась дискуссия о путях восстановления экономики  и жизни страны после войны. Для этого мы проведем работу изучив пункт параграфа «Экономические дискуссии» работая по колонкам: 1 колонка – 1 абзац пункта, 2 колонка – 2 абзац пункта, 3 колонка – 3 абзац пункта. Вам необходимо назвать автора и основные положения дискуссии. На выполнение данной работы отводится 5 минут.

Скажите, какая точка зрения победила в дискуссии?

Сколько лет понадобилось советскому народу, чтобы восстановить разрушенное хозяйство? Для этого выполните задание №1 в рабочем листе.

Ученики фиксируют авторов теории в рабочем листе ученика: Н.А. Вознесенский, народ, И.В. Сталин.

Ученики выделяют, что победила точка зрения И.В. Сталина и доказывают ее, применяя анализ знаний, полученных на предыдущих уроках.

Выполняя задание № 1 ученики ответили, что для восстановления страны понадобилось 5 лет.

Слушают и дополняют ответы учащихся

Осуществля-ют самоконтроль

4

Конструирование нового способа действия

Построение ориентированной основы нового способа действия

Мы определили задачи, которые необходимо было решить после окончания войны. Давайте рассмотрим их более глубоко. Для этого обратимся к заданию №2 в рабочем листе. Работа будет проходить по колонкам:

1 колонка: работает с пунктом «Развитие промышленности» и отвечает на вопрос: что позволило восстановить промышленность быстрыми темпами?

2 колонка: работает с пунктом «Сельское хозяйство» и отвечает на вопрос: в чем сущность политики государства в отношении деревни?

3 колонка: работает со страницами 255-256 и отвечает на вопрос: охарактеризуйте политику государства в социальной жизни общества».

С чем, по вашему,  ассоциируется политика государства в послевоенное время? С политикой «закручивания гаек»

Проводят коллективное исследование, конструируют свои ответы.

Ответы 1 колонки, раскрывая задачу «Восстановление промышленности»:

  1. репарации
  2. ВПК
  3. 5-летний план
  4. Репатриация
  5. Труд заключенных
  6. Труд военнопленных

Ответы 2 колонки, раскрывая задачу «Восстановление сельского хозяйства»:

  1. Повышение налогов с продаж на рынке
  2. Натуральный налог с хозяйства
  3. Колхозникам «рекомендовано» продать государству мелкий скот
  4. Началось укрупнение колхозов
  5. 1947 год – денежная реформа
  6. Бригадная форма работы

Ответ 3 колонки, раскрывая задачу «Социальная сфера»:

  1. Введение 8-часового рабочего дня и ежегодных отпусков
  2. Отмена сверхурочных принудительных работ
  3. 1947 год – денежная реформа
  4. Отменены карточки
  5. Единые цены на продукты питания и промышленные товары
  6. Обязательная покупка облигаций госзайма

Участвуют в обсуждении содержания материала

Осуществляют контроль выполнения заданий

5

Переход к этапу решения частных

задач

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Для закрепления знаний, давайте выполним задание № 3 в рабочем листе, для этого необходимо определить черты альтернативного пути экономического развития страны, указав №1 – напротив точки зрения Н.А. Вознесенского, №2 – напротив точки зрения И.В. Сталина.

После выполнения задания обменяйтесь в парах рабочими листами и проверьте, как правильно выполнено задание и поставьте оценку карандашом.

Верните рабочие листы себе и послушайте правильные ответы, после чего поставьте себе оценку ручкой.

Осуществляют работу по заданию

Учатся находить правильный ответ

Осуществля-ют самоконтроль

6

Применение

общего  способа действия для

решения частных

задач

Корректировка отработки способа

В заключение урока нам необходимо сформулировать итоги восстановления хозяйства страны.

Предположите ответы, если затрудняетесь, обратитесь к тексту параграфа и к помощи товарища по парте.

Отработка операции по взаимообучению в парах

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

 СамопроверкаОсуществляют пошаговый контроль по результату.

7

Контроль на этапе

Окончания учебной темы

Контроль

Для закрепления полученных знаний мы выполним задание № 4 в рабочей тетради  и работая в парах оценим работу друг друга.

В заключении урока поставим оценки своим одноклассникам пользуясь памяткой для ответа.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат в парах.

Рефлексия своих действий в парах.

Оценивают работу на уроке одноклассников, обосновывая свою точку зрения

Осуществляют пошаговый контроль по результату

8

Домашнее задание

Постановка домашнего задания

Разноуровневое домашнее задание:

Всем ученика – выполнить задания в рабочей тетради

Задание по выбору учащихся: написать эссе на тему «Цена восстановления: подвиг народа»

На уроке организована следующая  деятельность учащихся:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему;
  • работают с текстом учебника;
  • работают с рабочим листом ученика при выполнении заданий;
  • отвечают на вопросы;
  • решают исторические задачи;
  • оценивают результаты своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по экономике в 10 классе на тему: « Банк. Банковская система.»

« Банк. Банковская система.» Цели урока:·         рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике, роль Центрального банка в регулиро...

Интегрированный урок географии и экономики в 8 классе. Тема урока: "Интеллектуальный бизнес".

Интегрированный урок по географии и экономике в 8  классе.         Тема урока: Интеллектуальный бизнес.Цель: Выявление интеллектуального потенциала, уровня знаний по осно...

Конспект открытого урока по теме «Экономика. Роль экономики в жизни общества» 10 класс

Цели урока:- обучающие — углубить представления об экономике как важной сфере жизни общества, её основных проявлениях, о взаимосвязях с другими сторонами жизни общества, о влиянии экономики на обществ...

Исследовательская работа "История восстановления Храма Пресвятой Богородицы в с. Кемля"

Исследовательская работа ученицы 11 класса Просвирниной Марии, занявшая на всероссийском конкурсе 3-е место, о восстановлении Храма в селе Кемля Ичалковского района РМ....

Урок обществознания в 7 классе. Тема: «Деньги и их функции» (Глава 2 «Человек и экономика»; 25 урок в КТП по обществознанию в 7 классе)

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.Развивающая: продолжить работу по разви...

Урок истории в 10 классе. Тема урока: "Экономика нэпа"

Разработка урока по истории России по теме "Экономика нэпа" для 10 класса. Урок выстроен в деятельностной технологии. Соответствует требованиям ФГОС....

К истории восстановления и развития системы аграрных научных учреждений и вузов Кубани в 1943-1964 гг

В статье рассмотрены меры по сохранению и развитию сети аграрных научных учреждений и системы высшего сельскохозяйственного образования в условиях Великой Отечественной войны и послевоенного восстанов...