Республика римских граждан
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок изучения нового материала. истории 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_rimskaya_respublika.docx | 18.71 КБ |
rabochiy_list.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории Древнего мира 5 класс
Тема урока: Республика римских граждан
Тип урока: комбинированный.
Цель урока - достичь образовательных результатов:
1. Предметный результат – знать устройство Римской республики, римской армии и религии римлян.
2. Метапредметный результат - уметь работать с исторической картой, учебником, тетрадью; анализировать, сравнивать информацию, полученную из разных источников.
3. Личностный результат – иметь представление о демократических ценностях; воспитывать чувство уважения к истории и культуре других народов.
Задачи урока:
1. Сформировать у учащихся представление об органах управления Римской республикой (сенат, консулы, народные трибуны, народное собрание).
2. Сформировать у учащихся представление о римском легионе и его преимуществах перед другими армиями Древнего мира.
3. Сформировать у учащихся представление о пантеоне римских богов.
Технология: проблемно-поисковая технология
Основные понятия:
Консулы, народные трибуны, легион.
Оборудование урока:
Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Ф.А.Михайловский; под ред. Г.М.Бонгард-Левина. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 296с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).; CD-R «История Древнего мира» мультимедийное приложение к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»; карта «Древняя Италия в VII – начале III в. до н.э.»; рабочий лист.
План урока
1. Организационный момент | 1 мин. |
2. Опрос | 15 мин. |
3. Изучение нового материала | 25 мин. |
4. Рефлексия. | 3 мин. |
5. Домашнее задание | 1 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Опрос.
2.1. Индивидуальная работа с настенной картой:
- Покажите на карте Апеннинский полуостров. – Как эту страну называли греки?
- Назовите и покажите на карте горы, защищающие Италию от северных ветров.
- Назовите и покажите на карте моря, омывающие Апеннинский полуостров.
- Назовите и покажите на карте три крупных острова, расположенных недалеко от Италии.
- Назовите племена, населявшие Италию, и покажите на карте области их расселения.
- Покажите на карте город Рим. На берегах какой реки он расположен?
2.2. Индивидуальное задание на CD-R «История Древнего мира» мультимедийное приложение к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»:
- №1 (вариант 1) – Обозначьте на карте Древней Италии следующие объекты.
2.3. Индивидуально устно:
- Расскажите легенду об основании Рима. Подтверждают ли её историки?
2.4. Фронтально устно:
- Из кого состоял римский народ?
- Чем различались патриции и плебеи?
- Кто мог участвовать в управлении государством?
- Назовите имена, которые встретились вам параграфе?
- Что означает слово «республика»?
2.5. Индивидуальное задание по хронологии на доске:
- Нарисуйте линию времени и укажите на ней 1) легендарную дату основания Рима; 2) дату изгнания последнего царя.
2.6. Фронтальное задание по хронологии:
- Сколько лет в Риме правили цари?
- Что было раньше: основание Рима или первые Олимпийские игры? – На сколько лет?
3. Изучение нового материала.
- Установление республики потребовало создания новой системы органов государственного управления. Познакомиться с ней нам поможет учебник.
3.1. - Откройте стр. 210. Прочитайте пункты1-3 параграфа № 39. Выполните задание № 1 в рабочем листе.
Задание выполняется учащимися с помощью учителя.
– Римляне создали очень сильную армию. Познакомимся с её устройством.
3.2. – Откройте стр. 212. Прочитайте пункт № 4 параграфа № 39. Выполните задание № 2 в рабочем листе.
Учитель помогает учащимся сформулировать следующие преимущества римского легиона: гибкость, подвижность, способность к перестроению по ходу боя, наличие постоянного резерва.
- Римляне как и греки придерживались многобожия. «Отношениями с богами» ведали жрецы.
3.3 - Откройте стр. 213. Прочитайте пункт № 5 параграфа № 39. Выполните задание № 3 в рабочем листе.
- Закрепим полученные знания, выполнив задание на компьютере.
Индивидуальное задание на CD-R «История Древнего мира» мультимедийное приложение к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»:
- №2 (вариант 3) – Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова..
- Вернемся к поставленной ранее проблеме. Для ответа на вопрос выполним задание № 4 в рабочем листе.
4. Рефлексия.
- Ответьте на вопросы:
- Сегодня я узнал …
- Было интересно …
- Было трудно …
- Я выполнял задания …
- Я понял, что …
- Теперь я могу …
- Меня удивило …
- Мне захотелось …
5. Домашнее задание.
Повторите параграф № 39 и материалы рабочего листа.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
по истории Древнего мира
ученика(цы) ________________________ 5 «___» класса
Тема урока: Республика римских граждан
Проблема урока:
Какое государственное устройство Римской республики или Древних Афин можно считать более демократическим?
Задание 1.
Заполните схему «Органы управления Римской республикой»:
(назначался на полгода в случае крайней военной опасности)
(избирались на 1 год)
(300 человек) (обладали правом вето)
Задание № 2.
Сравните изображения македонской фаланги (стр. 191) и римского легиона (стр. 213).
Прочитайте текст о тактике римского легиона в бою. В чем заключались преимущества римской армии.
Перед боем римляне строились в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй — воины постарше и покрепче, а в третьей — самые надежные, чье мужество не раз было испытано на деле. Многие были убелены сединами, на их лицах виднелись шрамы от ран.
Первыми вступали в бой юные воины. Если консул видел, что они не могут одолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами второй линии. Бой принимали воины из этих отрядов. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии.
Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплош ной стеной. «Это оказывалось для врагов самым страшным, — пишет римский историк Тит Ливии. — Ведь думая, что преследуют побежденных, они вдруг видят, как впереди внезапно вырастает новый строй, еще более многочисленный». В рукопашной схватке короткие мечи легионеров были грозным оружием. Конница во время боя защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала разбитого противника.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3.
Заполните таблицу «Греческие и римские боги»:
греческие боги | римские боги |
Зевс | |
Гера | |
Афина | |
Нептун | |
Арес | |
Венера (богиня любви и красоты) | |
Бахус (бог виноделия) | |
Диана (богиня охоты) |
Задание № 4.
Заполните таблицу «Государственное устройство Древних Афин и Римской республики».
Сходные черты | Афинский полис | Римская республика |
1. | ||
2. Должностные лица избирались на определенный срок. | ||
Различия | ||
1. Принятие законов. | Любой гражданин мог предложить новый закон. Народное собрание обсуждало закон прежде чем принять или отвергнуть. | |
2. Оплата должностей. | Со времен Перикла государственные должности оплачивались и были доступны любому бедняку. | |
3. Снятие с должности. | Гражданина не справившегося со своими обязанностями смещали с должности до окончания срока. | |
4. Роль сената. | Подобный орган власти отсутствовал. |
На основании таблицы сделайте вывод по поставленной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с использованием презентации для 5-ого класса «Устройство Римской республики»
Данный урок предназначен для работы в 5-классе. Несет в себе селующие цели: формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом на урока , анализировать исторический источник, формиров...
Устройство Римской республики. Презентация урока для 5 класса.
Данная презентация разработа к уроку по теме: "Устройство Римской республики" к учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И., Всенцицкой С.С. 5 класс....
Римская республика.
Презентация к уроку по истории Древнего мира. Конспект урока. Видеофрагмент....
Устройство Римской республики
Видеоряд и документы к уроку истории в 5 классе по учебнику "История древнего мира" А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Позволяет формировать информационные и коммуникативные УУД...
Презентация Республика римских граждан
Презентация по истории Республика римских граждан. 5 класс...
Конспект урока истории 5 класс тема: Республика римских граждан
Конспект урока истории 5 класс тема: Республика римских граждан...
Рабочий лист урока истории древнего мира по теме "Республика римских граждан" 5 класс
Материал помогает учащимся самостоятельно изучить тему "Республика римских граждан". Содержит ссылку на видеоурок, параграф учебника и задания для закрепления материала....