Республика римских граждан
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Анисимов Алексей Викторович

Урок изучения нового материала. истории 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_rimskaya_respublika.docx18.71 КБ
Файл rabochiy_list.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории Древнего мира 5 класс

Тема урока: Республика римских граждан

Тип урока: комбинированный.

Цель урока -  достичь образовательных результатов:

 1. Предметный результат – знать устройство Римской республики, римской армии и религии римлян.

2. Метапредметный результат - уметь  работать с исторической картой, учебником, тетрадью; анализировать, сравнивать информацию, полученную из разных источников.

3. Личностный результат – иметь представление о демократических ценностях; воспитывать чувство уважения к истории и культуре других народов.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся представление об органах управления Римской республикой (сенат, консулы, народные трибуны, народное собрание).

2. Сформировать у учащихся представление о римском легионе и его преимуществах перед другими армиями Древнего мира.

3. Сформировать у учащихся представление о пантеоне римских богов.

Технология: проблемно-поисковая технология

Основные понятия:

Консулы, народные трибуны, легион.

Оборудование урока:

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Ф.А.Михайловский; под ред. Г.М.Бонгард-Левина. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 296с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).;  CD-R «История Древнего мира» мультимедийное приложение к учебнику  Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»; карта «Древняя Италия в VII – начале III в. до н.э.»; рабочий лист.

План урока

1. Организационный момент

1 мин.

2. Опрос                                                        

15 мин.

3. Изучение нового материала

25 мин.

4. Рефлексия.                                                

3 мин.

5. Домашнее задание

1 мин.


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Опрос.

2.1. Индивидуальная работа с настенной картой:

- Покажите на карте Апеннинский полуостров. – Как эту страну называли греки?

- Назовите и покажите на карте горы, защищающие Италию от северных ветров.

- Назовите и покажите на карте моря, омывающие Апеннинский полуостров.

- Назовите и покажите на карте три крупных острова, расположенных недалеко от Италии.

- Назовите племена, населявшие Италию, и покажите на карте области их расселения.

- Покажите на карте город Рим. На берегах какой реки он расположен?

2.2. Индивидуальное задание на CD-R «История Древнего мира» мультимедийное приложение к учебнику  Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»:

- №1 (вариант 1) – Обозначьте на карте Древней Италии следующие объекты.

2.3. Индивидуально устно:

- Расскажите легенду об основании Рима. Подтверждают ли её историки?

2.4. Фронтально устно:

- Из кого состоял римский народ?

- Чем различались патриции и плебеи?

- Кто мог участвовать в управлении государством?

- Назовите имена, которые встретились вам параграфе?

- Что означает слово «республика»?

2.5. Индивидуальное задание по хронологии на доске:

- Нарисуйте линию времени и укажите на ней 1) легендарную дату основания Рима; 2) дату изгнания последнего царя.

2.6. Фронтальное задание по хронологии:

- Сколько лет в Риме правили цари?

- Что было раньше: основание Рима или первые Олимпийские игры? – На сколько лет?

3. Изучение нового материала.

- Установление республики потребовало создания новой системы органов государственного управления. Познакомиться с ней нам поможет учебник.

3.1. - Откройте стр. 210. Прочитайте пункты1-3 параграфа № 39. Выполните задание № 1 в рабочем листе.

Задание выполняется учащимися с помощью учителя.

 – Римляне создали очень сильную армию. Познакомимся с её устройством.

3.2. – Откройте стр. 212. Прочитайте пункт № 4 параграфа № 39. Выполните задание № 2 в рабочем листе.

Учитель помогает учащимся сформулировать следующие преимущества римского легиона: гибкость, подвижность, способность к перестроению по ходу боя, наличие постоянного резерва.

- Римляне как и греки придерживались многобожия. «Отношениями с богами» ведали жрецы.

3.3 - Откройте стр. 213. Прочитайте пункт № 5 параграфа № 39. Выполните задание № 3 в рабочем листе.

- Закрепим полученные знания, выполнив задание на компьютере.

Индивидуальное задание на CD-R «История Древнего мира» мультимедийное приложение к учебнику  Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»:

- №2 (вариант 3) – Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова..

- Вернемся к поставленной ранее проблеме. Для ответа на вопрос выполним задание № 4 в рабочем листе.

4. Рефлексия.

- Ответьте на вопросы:

- Сегодня я узнал …

- Было интересно …

- Было трудно …

- Я выполнял задания …

- Я понял, что …

- Теперь я могу …

- Меня удивило …

- Мне захотелось …

5. Домашнее задание.

Повторите параграф № 39 и материалы рабочего листа.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

по истории Древнего мира

ученика(цы) ________________________ 5 «___» класса

Тема урока: Республика римских граждан

Проблема урока:

Какое государственное устройство Римской республики или Древних Афин можно считать более демократическим?

Задание 1.

Заполните схему «Органы управления Римской республикой»:

                                        (назначался на полгода в случае крайней военной опасности)

                                                                  (избирались на 1 год)

                                                                                                                   

       (300 человек)                                                                                     (обладали правом вето)

                                                                                                                                                 

Задание № 2.

Сравните изображения македонской фаланги (стр. 191) и римского легиона (стр. 213).

Прочитайте текст о тактике римского легиона в бою. В чем заключались преимущества римской армии.

Перед боем римляне строились в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй — воины постарше и покрепче, а в третьей — самые надежные, чье мужество не раз было испытано на деле. Многие были убелены сединами, на их лицах виднелись шрамы от ран.

Первыми вступали в бой юные воины. Если консул видел, что они не могут одолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами второй линии. Бой принимали воины из этих отрядов. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии.

Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплош ной стеной. «Это оказывалось для врагов самым страшным, — пишет римский историк Тит Ливии. — Ведь думая, что преследуют побежденных, они вдруг видят, как впереди внезапно вырастает новый строй, еще более многочисленный». В рукопашной схватке короткие мечи легионеров были грозным оружием. Конница во время боя защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала разбитого противника.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.

Заполните таблицу «Греческие и римские боги»:

греческие боги

римские боги

Зевс

Гера

Афина

Нептун

Арес

Венера (богиня любви и красоты)

Бахус (бог виноделия)

Диана (богиня охоты)

Задание № 4.

Заполните таблицу «Государственное устройство Древних Афин и Римской республики».

Сходные черты

Афинский полис

Римская республика

1.

2. Должностные лица избирались на определенный срок.

Различия

1. Принятие законов.

Любой гражданин мог предложить новый закон.

Народное собрание обсуждало закон прежде чем принять или отвергнуть.

2. Оплата должностей.

Со времен Перикла государственные должности оплачивались и были доступны любому бедняку.

3. Снятие с должности.

Гражданина не справившегося со своими обязанностями смещали с должности до окончания срока.

4. Роль сената.

Подобный орган власти отсутствовал.

На основании таблицы сделайте вывод по поставленной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием презентации для 5-ого класса «Устройство Римской республики»

Данный урок предназначен для работы в 5-классе. Несет в себе селующие цели: формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом на урока , анализировать исторический  источник, формиров...

Устройство Римской республики. Презентация урока для 5 класса.

Данная презентация разработа к уроку по теме: "Устройство Римской республики" к учебнику Вигасина А.А.,  Годера Г.И., Всенцицкой С.С. 5 класс....

Римская республика.

Презентация к уроку по истории Древнего мира. Конспект урока. Видеофрагмент....

Устройство Римской республики

Видеоряд и документы к уроку истории в 5 классе по учебнику "История древнего мира" А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Позволяет формировать информационные и коммуникативные УУД...

Презентация Республика римских граждан

Презентация по истории Республика римских граждан. 5 класс...

Конспект урока истории 5 класс тема: Республика римских граждан

Конспект урока истории 5 класс тема: Республика римских граждан...

Рабочий лист урока истории древнего мира по теме "Республика римских граждан" 5 класс

Материал помогает учащимся самостоятельно изучить тему "Республика римских граждан". Содержит ссылку на видеоурок, параграф учебника и задания для закрепления материала....