Устройство Римской республики
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Видеоряд и документы к уроку истории в 5 классе по учебнику "История древнего мира" А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Позволяет формировать информационные и коммуникативные УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ustroystvo_rimskoy_respubliki.rar | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Документы к уроку истории в 5 классе
«Устройство римской республики».
У римлян не было сильной конницы, зато пехота считалась лучшей в мире. Голову тяжеловооружённого легионера защищал шлем, грудь и спину – панцирь, живот – широкий ременной пояс с металлическими бляхами. Щит имел полуцилиндрическую форму, делался из досок, обтягивался бычьей кожей. По краям он был укреплён железными полосами, а в центре имел железную шишку, которую воин стремился подставить под удар врага.
Римляне вооружили всех легионеров острыми и крепкими мечами, которыми можно было рубить и колоть. Главным нововведением римлян было особое копьё, которое годилось как для метания, так и для ближнего боя. Оно состояло из острого и тонкого железного наконечника (1 м 3 см), насаженного на древко такой же длины. Сблизившись с противником, легионер бросал в него копьё. Если врагу удавалось прикрыться щитом, копьё, имевшее зазубрины, застревало в щите и сковывало движение воина. Римлянин, выхватив меч, бросался на врага, который вынужден был бросить щит. Копьём можно было действовать и в рукопашной схватке. Говорили, что опытные легионеры пронзали им сразу двух противников.
Римское войско делилось на легионы, в котором насчитывалось 4500 воинов. При подготовке легиона к бою, воины строились не сплошной массой, подобно македонской фаланге, а небольшими отрядами в три линии (каждая линия состояла из десяти отрядов). В первой линии стояли молодые необстрелянные воины. За ними строились отряды второй линии, состоящие из более опытных воинов. В третьей линии стояли самые надёжные воины – ветераны.
В начале боя вперёд выбегали легковооруженные воины. Они забрасывали противника дротиками, камнями и отбегали. Затем принимала бой первая линия. Если консул видел, что ей не сдержать натиска врагов, он отдавал приказ отступать в промежутки между отрядами второй линии. Врагам казалось, что они одолели римлян, как вдруг перед ними оказывались воины второй линии. Если положение было опасным, то вводились резервы – отряды третьей линии.
Римское войско строило укреплённый лагерь даже в том случае, если останавливалось на одну ночь. Посланные вперёд командиры выбирали ровную местность, где поблизости были вода, топливо для костров и трава для обозного скота. Лагерь строился по раз и навсегда установленному плану в форме четырёхугольника. Флажками размечалось расположение стоянки: проводились две пересекающиеся главные улицы лагеря. В конце улиц предполагалось устроить ворота. На месте пересечения улиц белым флагом отмечали расположение палатки командующего.
Когда легионы подходили к месту стоянки, каждый воин уже знал и улицу и ту часть её, где должна находиться его палатка. Сложив оружие и багаж, воины копали ров, ограждающий лагерь, возводили земляной вал и укрепляли его частоколом. Лагерь превращался в крепость.
Римская армия славилась своей дисциплиной. В военное время полководцы имели полную власть над жизнью и смертью своих подчинённых. Нарушение приказа, дезертирство и трусость карались немедленно. Ликторы перед строем секли виновного розгами, а затем отрубали ему голову. Если целая часть войска проявляла трусость, воинов выстраивали и казнили каждого десятого. Если часовой засыпал на посту, то его предавали военному суду и забивали камнями и палками.
Задание:
- Опишите вооружение римского воина.
- Какие технические изобретения использовали римляне для осады крепостей?
- Опишите тактику ведения боя.
- Что представлял собой укреплённый лагерь римского войска?
- В чем вы видите преимущество римского войска перед греческим и македонским войском?
- Оправдываете ли вы систему наказаний, существующую в римском войске?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с использованием презентации для 5-ого класса «Устройство Римской республики»
Данный урок предназначен для работы в 5-классе. Несет в себе селующие цели: формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом на урока , анализировать исторический источник, формиров...
Устройство Римской республики. Презентация урока для 5 класса.
Данная презентация разработа к уроку по теме: "Устройство Римской республики" к учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И., Всенцицкой С.С. 5 класс....
Устройство Римской республики
5 класс...
Устройство римской республики
Устройство римской республики...
Разработка урока истории в 5 классе "Устройство Римской республики"
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Устройство Римской республики" с использование технологий "Педагогическая мастерская"...
Урок по теме Устройство Римской республики
Данный урок по истории разработан для проведения в 5 классе. Он соответствует современным требованиям. Исиользуются методы наглядно - иллюстративный и поисковый. Данный урок социально - ор...
5 класс. История Древнего мира. Устройство Римской республики.
Дополнительный материал - презентация для обучающихся 5 класса "Устройство Римской республики"...