Комитет по образованию Администрации Бурлинского района Алтайского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ореховская средняя общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края
Согласовано» Зам.директора по УР _____________________ «_____»_________2016год
| «Утверждаю» Директор школы _____________________ Приказ №__«__»_________2016г.
|
Рабочая программа по истории для 6класса на 2016 – 2017 учебный год
Образовательная область: «История» (ФГОС)
Составитель:___учитель истории _высшей категории._________ Мазур С.П._______________
Орехово 2016 г.
Пояснительная записка
История Средних веков (6 класс)
Предлагаемая программа состалена на основе авторской рабочей программы «Всеобщая история Предметная линия учебников А.А. Вигасина- О.С. Сороко-Цюпы», М.: Просвещение, 2016 Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе Предметные результаты изучения истории учащимися включают: - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Учащиеся должны знать: - хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
- Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
- Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь: - указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
- работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты - способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть: - способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
- чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
№п/п | Раздел (глава) | Количество часов | 1 | Введение | 1 | 2 | Глава I Становление средневековой Европы (VI–XI века) | 4 | 3 | Глава II Византийская империя и славяне в VI – XI веках. | 2 | 4 | Глава III Арабы в VI – XI веках. | 1 | 5 | Феодалы и крестьяне. | 2 | 6 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 | 6 | Глава V Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы | 2 | 7 | Глава VI Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). | 6 | 8 | Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. | 2 | 9 | Культура Западной Европы в XI – XV веках. | 3 | 10 | Глава IX Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | 2 | 11 | Итоговое повторение | 1 | 12 | Всего | 28 |
История России с древнейших времен до конца XVI века» №п/п | Раздел | Количество часов | 1 | Введение | 1 | 2 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | 3 | Русь в IX – первой половине XII века | 11 | 4 | Русь в середине XII – XIII века | 5 | 5 | Русские земли в середине XIII века - XIV века | 10 | 6 | Формирование единого русского государства | 8 | 7 | Всего | 40 |
Содержание курса истории в 6 классе: Средние века: понятие и хронологические рамки. Раннее СредневековьНачало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Народы европы в раннее Средневековье. Франки6 расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная римская империя. Британия и ирландия в раннее Средневековье. Норманны6 общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская империя в IV – XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Арабы в VI – XI вв.: расселение. Занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. Зрелое Средневековье Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус и образ жизни. Крестьянство6 феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города – республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно – рыцарские ордены. Ереси6 причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в XII – XV вв. усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно – представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии и Франции. Столетняя война; Жанна Д,Арк. Германские государства в XII – XV вв. экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в XII – XV вв. экспансия турок – османов и падение Византии. Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в представлении средневекового человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Ранее Возрождение: художники и их творения. Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок – османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. Государства Доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. Историческое и культурное наследие Средневековья. Древняя и средневековая Русь. Что изучает история Отечества. История России –часть всемирной истории. Факторы самобытности Российской истории. История региона – часть истории России. Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия. Социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Образование Древнерусского государства6 предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество. Социально – экономический и политический строй древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города. Развитие ремёсел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи. Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература. Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись. Иконы. Декоративно – прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения. Русь Удельная в 30-е гг. XII - XIII вв. политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально – политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо – западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго – Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества литовского. Культура Руси в 30 –е гг. XII – XIII в. Летописание. Каменное строительство. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. Московская Русь в IV – XV вв. причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь6 борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее значение. Русь при преемниках Дмитрия донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XVв.. ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от золотой орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси в XIV – XV вв. система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально – крепостнической системы. Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти. Развитие культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва – третий Рим». Культура и быт Руси в XIV – XV вв. начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы. Развитие зодчества. Расцвет иконописи. Московское государство в XVI в. Социально – экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная Рада. Реформы 1550 - х гг и их значение. Стоглавый собор. Опричнина6 причины сущность. Последствия. Внешняя политика и международные связи московского царства в XVIв. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Культура и быт московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание. Публицистика. Исторические повести. Зодчество. Живопись. Быт, нравы, обычаи. «Домострой»
Календарно-тематическое планирование по курсу «История средних веков » 6 класс
|