Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_6_klass.docx | 79.55 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании ТМЦО «Гармония» | Зам. директора по УВР | Директор школы |
________________________ | _____________/Курышева Н.Н./ | __________/Шуюпова Г.Ф./ |
от «___»__________20___г. | «____»______________20___г. | «____»____________20___г. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
Составитель программы: учитель
истории и обществознания
Цыпкайкина М.Е.
2015 г.
п. Левженский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа предназначена для изучения предмета истории в 6-м классе.
Предмет истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух отделов – «Всеобщая история» и «История России», в виду этого имеют некоторые особенности. Данная программа предполагает их последовательное изучение.
Рабочая программа по истории для 6 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МБОУ «Приреченская СОШ» , а так же на основе программ :
- авторской программы «История России. 6-9 классы» Данилова А.А., Косулиной Л.Г. – М., Просвещение, 2011,
- авторской программы «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы» (Просвещение, 2011).
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В 6 - ом классе задачей предмета истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия предмета – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание тем учебного предмета по Истории Средних веков (30 ч.)
Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. (1 ч.)
Тема 1. Западная и Центральная Европа в V–XIII вв. (5 ч.)
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Тема 2. Византия и арабский мир. (6 ч.)
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Тема 3. Средневековое европейское общество. (4 ч.)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Тема 4. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. (2 ч.)
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Тема 5. Государства Европы в XIV–XV вв. (8 ч.)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.
Тема 6. Культурное наследие Средневековья. (2 ч.)
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Тема 7. Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.) (2 ч.)
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Содержание тем учебного предмета по Истории России с древнейших времен до конца XVI века (38 ч.)
Введение. Древнейшие народы на территории России. (1 ч.)
Тема 1. Русь Древняя (9 ч.)
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.
Тема 2. Распад Древнерусского государства. (9 ч.)
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Тема 3. Русь московская (17 ч.)
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны.
Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
Итоговое повторение. Административная итоговая контрольная работа (2 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Максимальная нагрузка, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | Контрольные работы, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
1 | Введение. Хронологические рамки Средневековья. | 1 | 1 | - | - |
2 | Тема 1. Западная и Центральная Европа в V–XIII вв. | 5 | 4 | - | 1 |
3 | Тема 2. Византия и арабский мир. | 6 | 5 | 1 | - |
4 | Тема 3. Средневековое европейское общество | 4 | 4 | - | - |
5 | Тема 4. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. | 2 | 2 | - | - |
6 | Тема 5. Государства Европы в XIV–XV вв. | 8 | 7 | - | 1 |
7 | Тема 6. Культурное наследие Средневековья. | 2 | 2 | - | - |
8 | Тема 7. Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.) | 2 | 1 | 1 | |
9 | Введение. Древнейшие народы на территории России. | 1 | 1 | - | - |
10 | Тема 1. Русь Древняя | 9 | 8 | 1 | - |
11 | Тема 2. Распад Древнерусского государства. | 9 | 8 | 1 | - |
12 | Тема 3. Русь московская | 17 | 15 | 2 | - |
13 | Итоговое повторение | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 68 | 59 | 7 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Цели и задачи урока | Применение ИКТ | Вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||
История средних веков (30 ч.) | |||||||||||||||||||
Введение (1 ч) | |||||||||||||||||||
1 | Вводный урок. Живое Средневековье. | 1 | Вводный урок | Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком | Работа по карте, опрос | Прочитать введение, повторить исторические источники | |||||||||||||
Тема 1. Западная и Центральная Европа в V–XIII вв. (5 ч.) | |||||||||||||||||||
2 | Древние германцы. Великое переселение народов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Рассказывать о складывании государства у варваров. Обобщать события и выделять этапы истории. | + | Работа по карте, беседа, выполнение групповых и индивидуальных заданий | § 1, ответ на вопрос «Как появилось неравенство у древних германцев» | ||||||||||||
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. | + | Групповые формы работы с элементами анализа исторического документа, составление сравнительной таблицы, работа с картой. | § 2, рабочая тетрадь, выучить понятия | ||||||||||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | Комбинированный урок | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. | + | Работа с картой, индивидуальные и групповые формы работы, составление таблицы | § 3, с. 18, вопрос №4 (письм.), выучить понятия и даты | ||||||||||||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы | 1 | Комбинированный урок | Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. | + | Работа с картой, индивидуальные и групповые формы работы | § 4, вопрос «как жили норманны в 8-11 веках», выучить понятия | ||||||||||||
6 | Англия в ранее Средневековье. Самостоятельная работа «Европа в ранее средневековье» | 1 | Комбинированный урок | Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. | Работа с картой, индивидуальные и групповые формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, тест (20 мин) | § 5, выучить понятия и даты, задания в рабочей тетради | |||||||||||||
Тема 2. Византия и арабский мир. (6 ч.) | |||||||||||||||||||
7-8 | Византия при Юстиниане. Культура Византии. | 2 | Урок изучения нового материала | Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. | + | Работа с картой, индивидуальные и групповые формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с текстом учебника. | § 6,7 вопросы после параграфа, выучить понятия и даты, задания в рабочей тетради | ||||||||||||
9 | Образование славянских государств | 1 | Комбинированный урок | Составлять логически стройный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет образование Византии и Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. | + | Работа с картой, индивидуальные и групповые формы работы | § 8, вопросы, тетрадь | ||||||||||||
10 | Возникновение Ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | Комбинированный урок | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. | + | Работа с картой, выполнение индивидуальных заданий. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских учёных и их достижениях. | § 9, выучить понятия, вопросы после параграфа, составить презентации о достижениях ученых. | ||||||||||||
11 | Культура стран халифата. | 1 | Комбинированный урок | + | §10 сост. Сочинение «самое важное достижение арабов» | ||||||||||||||
12 | Обобщающий урок по теме «Ранее Средневековье». Тестирование. | 1 | Урок обобщения и повторения | Обобщить и систематизировать знания | Тестирование, составление таблиц и схем | §1-10, повторить | |||||||||||||
Тема 3. Средневековое европейское общество (4 ч.) | |||||||||||||||||||
13 | В рыцарском замке | 1 | Урок изучения нового материала | Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. | + | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с иллюстрациями | § 12 придумать девиз и изобразить герб феодала | ||||||||||||
14 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | Комбинированный урок | Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. | + | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с иллюстрациями | §11, составить кроссворд | ||||||||||||
15 | Формирование средневековых городов. Торговля в средние века. | 1 | Комбинированный урок | Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. | Работа с картой. Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с иллюстрациями | §13, 14, подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). | |||||||||||||
16 | Горожане и их образ жизни | 1 | Комбинированный урок | Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Доказывать, что города – центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с иллюстрациями | §15, составить кроссворд | |||||||||||||
Тема 4. Католическая церковь. Крестовые походы (2 ч.) | |||||||||||||||||||
17 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. | + | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с таблицей | § 16, составить схему «Методы борьбы католической церкви с еретиками» | ||||||||||||
18 | Крестовые походы | 1 | Комбинированный урок | Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. | + | Работа с картой, анализ исторического документа, выполнение индивидуальных заданий | § 17, заполнить таблицу «Крестовые походы» | ||||||||||||
Тема 5. Государства Европы в XIV–XV вв. (8 ч.) | |||||||||||||||||||
19 | Как происходило объединение Франции | 1 | Урок изучения нового материала | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. | + | Работа с картой, анализ исторического документа, выполнение индивидуальных заданий | § 18, подготовить сообщения о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). | ||||||||||||
20 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради | § 19, задания в рабочей тетради. | |||||||||||||
21 | Столетняя война | 1 | Комбинированный урок | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Составлять логичный рассказ о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. | + | Работа с картой, составление таблицы, выполнение дифференцированных заданий | § 20, написать сочинение- рассуждение «В чем состоял подвиг Жанны д’Арк?» | ||||||||||||
22 | Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии. | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции. | + | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради | § 21, задания в рабочей тетради | ||||||||||||
23 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве | 1 | Комбинированный урок | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради | §22, задания в рабочей тетради, работа с картой | |||||||||||||
24 | Германия и Италия в 12-15 вв. | 1 | Комбинированный урок | Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. | + | Работа с картой, составление таблицы, выполнение дифференцированных заданий, составление таблицы | §23, заполнить таблицу, выучит даты и понятия. | ||||||||||||
25 | Гуситское движение в Чехии | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. | + | Работа с картой, составление таблицы, выполнение дифференцированных заданий | §24, составить план-конспект | ||||||||||||
26 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Самостоятельная работа «Западная Европа в 10-15 вв.» | 1 | Комбинированный урок | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника | Работа с картой, составление таблицы, выполнение дифференцированных заданий, тест (20 мин) | § 25, составить кроссворд | |||||||||||||
Тема 6. Культурное наследие Средневековья. (2 ч.) | |||||||||||||||||||
27 | Образование и философия. Средневековая литература и искусство. | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество. Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. | + | Групповые формы работы, составление сложного плана, составление таблицы | § 26-27, заполнить таблицу. | ||||||||||||
28 | Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытии и изобретения. | Комбинированный урок | Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. | Групповые формы работы, составление сложного плана, составление таблицы, просмотр видеофрагмента. | §28-29, составить викторину. | ||||||||||||||
Тема 7. Народы Азии и Африки (2 ч.) | |||||||||||||||||||
29 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | 1 | Комбинированный урок | Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония). Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и интернет-ресурсов (Китай, Индия, Япония по выбору). | + | Работа с картой, составление таблицы, выполнение дифференцированных заданий, выступления учащихся с докладами | §30-33, составить сравнительную таблицу | ||||||||||||
30 | Обобщающий урок по теме «Расцвет Средневековья». Административная контрольная работа | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизирование знаний | Тестирование составление таблиц и схем | §11-33 повторить. | |||||||||||||
История России с древнейших времен до конца 16 века (38 ч.) | |||||||||||||||||||
31 | Введение. Древнейшие народы на территории России | 1 | Вводный урок. Лекция | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. | + | Работа с картой, составление таблицы, выполнение дифференцированных заданий | Прочитать введение, §1, подготовить пересказ с выделением главных фактов. | ||||||||||||
Тема 1. Русь Древняя (9 ч.) | |||||||||||||||||||
32 | Восточные славяне и их соседи | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий: язычество, вече, народное ополчение, дань. | + | Работа с картой, составление таблицы, выполнение дифференцированных заданий, выполнение заданий в рабочей тетради | § 2, проработать карту и составить по ней рассказ, выучить понятия | ||||||||||||
33 | Формирование древнерусского государства | 1 | Комбинированный урок | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье. | + | Работа с картой, составление таблицы, выполнение дифференцированных заданий, выполнение заданий в рабочей тетради | § 3, анализ исторического источника с. 28, выучить понятия | ||||||||||||
34 | Первые киевские князья | 1 | Комбинированный урок | Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании текста учебника и отрывков из «Повести временных лет». | Составление таблицы «Киевские князья», выполнение заданий в рабочей тетради | §4, подготовить индивидуальные сообщения про князей. | |||||||||||||
35 | Князь Владимир Святославович. Принятие христианства | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значению принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ. | + | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради | § 5, выучить понятия, составить план-конспект | ||||||||||||
36-37 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 2 | Комбинированный урок | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий: наместник, посадник, усобицы. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп. | + | Работа с картой, с историческим источником, выполнение индивидуальных заданий | § 6, выучить понятия, анализ «Русской Правды» | ||||||||||||
38 | Культура Древней Руси 9-12 вв. | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие | + | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради | § 7, приготовить презентацию по теме | ||||||||||||
39 | Быт и нравы Древней Руси | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества. | + | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради | § 8, нарисовать рисунки древнерусской одежды и оружия. | ||||||||||||
40 | Обобщающий урок по теме «Русь в 9 – первой половине 12 вв.». Тестирование. | 1 | Урок контроля и оценки качества знаний | Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. | Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | § 1-8, повторить, знать все даты и понятия | |||||||||||||
Тема 2. Политическая раздробленность Руси (9 ч.) | |||||||||||||||||||
41 | Начало раздробления древнерусского государства | 1 | Урок изучения нового материала | Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий: удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. | + | Работа с картой, с текстом учебника, выполнение заданий в рабочей тетради | § 9, документ с.83-84. | ||||||||||||
42-43 | Главные политические центры | 2 | Комбинированный урок | Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. | + | Работа с картой, с текстом учебника, выполнение заданий в рабочей тетради | § 10-11, составить сравнительную таблицу | ||||||||||||
44 | Нашествие с Востока | 1 | Комбинированный урок | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов | + | Работа с картой, с текстом учебника, выполнение заданий в рабочей тетради | § 12, подготовить устные сообщения о Ордынских ханах | ||||||||||||
45 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. | + | Работа с картой, с текстом учебника, выполнение заданий в рабочей тетради | § 13, составить рассказ битвы по схеме | ||||||||||||
46 | Русь и Золотая Орда | 1 | Комбинированный урок | Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход». | Работа с картой, с текстом учебника, выполнение заданий в рабочей тетради | § 14, анализ исторического документа, выучить понятия и даты | |||||||||||||
47 | Русь и Литва | 1 | Комбинированный урок | Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого терри- ториального роста Литвы за счёт русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому. | Работа с картой, с текстом учебника, выполнение заданий в рабочей тетради | § 15, составить план-конспект, выучить даты и понятия. | |||||||||||||
48 | Культура русских земель в 12-13 вв. | 1 | Комбинированный урок | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. | + | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради | § 16, подготовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XII-XIII вв. | ||||||||||||
49 | Обобщающий урок по теме «Русь во второй половине 12-13 вв.». Тестирование. | 1 | Урок контроля и обобщения знаний | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. | Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА | §9-16, повторить, знать все даты и события | |||||||||||||
Тема 3. Русь Московская (17 ч.) | |||||||||||||||||||
50 | Предпосылки объединения русских земель. Роль московского княжества в объединении русских земель. | 1 | Урок изучения нового материала | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с картой | § 17, выучить понятия и даты, задания в рабочей тетради. | |||||||||||||
51 | Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея. | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с картой, выступления учащихся | §18, подготовить сообщения (презентацию) о Куликовской битве | |||||||||||||
52 | Куликовская битва. | 1 | Комбинированный урок | + | §18, рабочая тетрадь | ||||||||||||||
53 | Московское княжество и его соседи в конце 14-середине 15 вв. | 1 | Комбинированный урок | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. | Работа с картой, текстом учебника, анализ исторических источников, выполнение заданий в рабочей тетради | §19, составить рассказ по карте. | |||||||||||||
54 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества | 1 | Комбинированный урок | Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого Русского государства. | + | Работа с картой, текстом учебника, анализ исторических источников, выполнение заданий в рабочей тетради | §20, выучить даты и понятия, задания в рабочей тетради. | ||||||||||||
55 | Московское государство в конце 15 – начале 16 вв. | 1 | Комбинированный урок | Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье. | + | Работа с картой, текстом учебника, анализ исторических источников, выполнение заданий в рабочей тетради | §21, составить схему, выучить понятия и даты | ||||||||||||
56 | Церковь и государство в конце 15 – начале 16 вв. | 1 | Комбинированный урок | Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим». Давать оценку роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси. | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление таблицы. | §22, задания в рабочей тетради, анализ исторического документа | |||||||||||||
57 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого Русского государства». | 1 | Урок повторения и обобщения | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности образования единого государства. | Выполнение различных видов работ, зачет по датам и терминам | §17-22, повторить | |||||||||||||
58-59 | Реформы Избранной Рады. Начало правления Ивана IV. | 2 | Урок изучения нового материала | Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в. Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским). Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне. | + | Работа с картой, текстом учебника, анализ исторических источников, выполнение заданий в рабочей тетради | §23, выучить понятия, анализ Судебника. | ||||||||||||
§23, задания в рабочей тетради. | |||||||||||||||||||
60-61 | Внешняя политика Ивана IV. | 2 | Комбинированный урок | Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне. | + | Работа с картой, текстом учебника, анализ исторических источников, выполнение заданий в рабочей тетради | §24, выучить даты и термины, составить таблицы и схемы, подготовить сообщения о походе Ермака. | ||||||||||||
62 | Опричнина | 1 | Комбинированный урок | Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Объяснять значение понятий: заповедные лета, крепостное право. | Работа с картой, текстом учебника, анализ исторических источников, выполнение заданий в рабочей тетради | §25, выучить понятия, анализ исторических источников | |||||||||||||
63 | Просвещение, устное народное творчество, литература в 14 -16 вв. | 1 | Комбинированный урок | Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XVI вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIV—XVI вв. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV—XVI вв. | + | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление таблицы, выступления учащихся | §26, подготовить сообщения о памятниках архитектуры | ||||||||||||
64 | Архитектура и живопись в 14 – 16 вв. | 1 | Комбинированный урок | + | §27, заполнить таблицу | ||||||||||||||
65 | Быт 15 – 16 вв. | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV—XVI вв., используя информацию из исторических источников (отрывков из Домостроя и записок иностранцев, изобразительных материалов и др.) | + | Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление таблицы | §28, написать творческое сочинение. | ||||||||||||
66 | Обобщающий урок по теме «Русь Московская». Тестирование. | 1 | Урок контроля и обобщения знаний | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. | Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси Московской по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | §17-28, повторить, выучить даты и термины. | |||||||||||||
67-68 | Итоговая контрольная работа по всему курсу. Анализ контрольной работы и повторение. | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. | Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси. | ||||||||||||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная учебно-методическая литература:
- А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России. Программа. 6 - 9 классы - М., Просвещение, 2011.
- А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс.- М., Просвещение, 2014.
- Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ М.: «Просвещение», 2012.
- Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Рабочая тетрадь. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ М.: «Просвещение», 2015.
- Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- История России. С древнейших времен до конца XVI века / авторы Данилов А.А., Косулина. – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная учебно-методическая литература и источники:
- Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2010.
- Арсланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011.
- Гаража Н.В. Учебное пособие по истории Средних веков. – М.: Центр образования № 109 (электронная версия) / http://80.240.213.88/garazha/srv.php
- Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
- http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
- http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
- http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
- http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
- http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
- http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
- http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
- http://easyen.ru [Современный учительский портал];
- http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
- http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
- http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
- http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
- http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
- http://www.domyenglish.ru [Сайт «DoMyEnglish.Ru»];
- http://www.proshkolu.ru [ Портал «ПроШколу.Инфо» ];
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Печатные пособия:
- Карты по истории России.
- Карты по истории Средних веков.
- Схемы по истории за 5-9 класс.
- Контрольно-измерительные материалы: 5-9 класс.
Информационно-коммуникативные средства:
- Мультимедийное учебное пособие (CD). История России 5-9 класс.
- Пособие по Истории средних веков. 6 класс (CD).
- История Средних веков. Интерактивное наглядное пособие. 6 класс (CD).
- История Средних веков. Мультимедийный учебный комплекс. 6 класс (CD).
Технические средства обучения:
- Экран проекционный
- Мультимедийный проектор
- Мультимедийный компьютер
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Планируемые результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
- хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
- описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
- различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты, называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
- работать с учебной и внешкольной, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
- Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271.
- Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Рабочая тетрадь. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ М.: «Просвещение», 2015.
- . Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ М.: «Просвещение», 2012.
- Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. — СПб., 2010.
- Арсланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011.
- А.Данилов, Л.Г. Косулина История России. Программа. 6 - 9 классы - М., Просвещение, 2011.
- А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс.- М., Просвещение, 2014.
- Борисов Н. С. Иван III / Н. С. Борисов. — М., 2010.
- Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Гаража Н.В. Учебное пособие по истории Средних веков. – М.: Центр образования № 109 (электронная версия) / http://80.240.213.88/garazha/srv.php
- Диль Ш. Император Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке / Ш. Диль. – Минск, 2010.
- История России. С древнейших времен до конца XVI века / авторы Данилов А.А., Косулина. – М.: Просвещение, 2012.
- Кенигсбергер Г. Г. Средневековая Европа: 400–1500 годы / Г. Г. Кенигсбергер. – М., 2010.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2010.
- Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2012.
- Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси: IX — первая половина Х в. / А. Н. Сахаров (любое издание).
- Скрынников Р. Г. Василий III. Иван Грозный / Р. Г. Скрынников. — М., 201.
- Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Устинов В. Столетняя война и Войны Роз / В. Устинов. – М., 2011.
- http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
- http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
- http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
- http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
- http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
- http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
- http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
- http://easyen.ru [Современный учительский портал];
- http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
- http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
- http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
- http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
- http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
- http://www.domyenglish.ru [Сайт «DoMyEnglish.Ru»];
- http://www.proshkolu.ru [ Портал «ПроШколу.Инфо» ];
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...