Технологическая карта "Древнейший Рим"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Технологическая карта урока истории 5 класс тема: "Древнейший Рим"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich_karta_drevniy_rim_2174_9439_2015-06-10.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: История. Класс 5.
Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М «Просвещение» 2012.
Тема урока: Древний Рим.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: ИКТ, фрагмент обучающего фильма, историческая карта, атласы, смайлики, задания разного уровня.
Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.
Задачи урока:
- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и фрагментом учебного фильма узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим;
- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;
- развивать коммуникативные способности при работе в парах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.
Планируемые результаты:
предметные:
- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;
- показывать на карте географические объекты;
метапредметные:
- определять тему урока, цели;
- выстраивать алгоритм своей работы;
-умение планировать пути достижения цели
личностные:
- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
- вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Структура урока:
1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).
2. Ориентировочный этап (5 мин.).
3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).
4. Физкультминутка (2 мин.).
5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).
6. Домашнее задание (3 мин.).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | ||||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | |||||
Мотивационно-целевой этап ( 5 минут) | ||||||||
1. Организационный момент | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Здравствуйте, ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке. Уверена, что каждый из вас сможет проявить себя и показать свои знания. | Приветствуют учителя | Формирование осознанного уважительного отношения к истории, культуре, традициям | Самоконтроль, организация своей учебной деятельности | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками | Формирование положительной мотивации к учебной деятельности | Учитель проверят готовность класса к уроку, самопроверка | |
2. Актуализация знаний | Для начала давайте определим тему урока, для этого я предлагаю вам внимательно посмотреть фрагмент фильма | Просмотр фрагмента фильма | Оценивание усваиваемого материала | Умение планировать последовательность действий | Работа в парах, формирование логического мышления | Комментировать и формулировать тему урока | Умение объяснить взаимосвязь Древней Греции и Рима | |
3. Мотивация | Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какие детали фрагмента обучающего фильма помогли вам определить тему урока? Итак, тема урока определена- «Древний Рим» (слайд 2) Какую цель урока сегодня мы можем с вами поставить ? (Сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира) | Выдвижение различных версий Формулируют тему урока Формулируют цель урока | Формирование готовности к самообразованию | Целеполагание | Постановка вопросов | Формирование познавательной цели и проблемы | ||
Ориентировочный этап (5 минут) | ||||||||
1. Определение цели урока | Итак, мы отправляемся в путешествие по страницам истории, давайте определим дорожную карту которая поможет изучить историю Древнего Рима в рамках сегодняшнего урока? | Определяют вопросы, которые необходимо изучить | Формирование готовности к самообразованию | Целеполагание | Постановка вопросов | Формирование познавательной цели и проблемы | ||
По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на слайде план урока -Географическое положение -Природно-климатические особенности -Легенда основания Рима -Занятия Римлян -Управление Древним Римом | Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения | |||||||
Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке | Называют источники информации: учебники, атласы, карта, презентация | |||||||
Слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией | Отвечают по ходу презентации на вопросы: посмотрите на слайд и определите: 1. Очертания какого п-ва изображено на слайде? 2. В какой части света находится Апеннинский полуостров? 3. Что такое полуостров? 4. Назовите тему урока, в ходе которой мы говорили об Апеннинском п-ве | |||||||
По желанию вызывает к карте ученика и предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова | Определяет местоположение Апеннинского полуострова. Остальные работают с атласами | |||||||
-Какая страна сейчас располагается на Апеннинском полуострове. | Ответы учеников
| |||||||
На уроке у вас появится возможность выяснить, почему Италия получила такое название. Воспользуйтесь этим, чтобы расширить свой кругозор. | ||||||||
Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.) | ||||||||
-Сегодня на уроке мы не просто изучим историю возникновения Древнего Рима, а попробуем сравнить его с Древней Грецией. Внимательно посмотрите фрагмент обучающего фильма, после просмотра нам предстоит сложная работа- заполнить сравнительную таблицу в рабочих листах Работая в парах, заполните Таблицу №1 | Смотрят и самостоятельно анализируют учебный фильм Заполняют таблицу №1 При заполнении используется подсказка | Формирование готовности к самообразованию | Выделение важной информации, анализ исторических источников, сравнение Рима и Греции | Сотрудничество с учителем, ответы на его вопросы, умение слушать, умение работать в парах | Умение структурировать знания | |||
Давайте определим вопросы, по которым сможем сравнить Древний Рим и Древнюю Грецию | Определяют вопросы для сравнения | |||||||
При заполнении таблицы № 2 можно воспользоваться подсказками: Наличие гор (Апеннины не такие дикие, крутые и обрывистые как Балканы, через них множество перевалов) Реки (в Греции малопригодны для орошения и судоходства, По и Тибр полноводные, связывают разные области страны) Почвы При ответе на вопрос управление Римом воспользуйтесь текстом на стр218 | Заполняют таблицу №2 Критерии оценивания В правильном ответе должно быть отмечено: -на каком полуострове находится страна; -какие моря омывают полуостров; -наличие(отсутствие) полноводных рек; -наличие(недостаток) плодородных земель; -занятия(ремесло, торговля …); -разводили(коровы, козы, овцы, кони …); -выращивали (виноград, оливки ячмень, пшеницу, лен ...). | |||||||
После заполнения таблицы поработайте в парах, сравнив ваши ответы | Работа в парах, консультируют и обсуждают ответы. | |||||||
Давайте проверим, как вы справились с этим заданием С какими трудностями столкнулись при заполнении таблицы Сравните свои ответы с эталоном и выставите себе оценки за работу в рабочих листах. | Отвечают на вопросы, сравнивая Древний Рим и Грецию. Возможно, трудности вызовет вопрос устройства государства | Самопроверка, контроль учителя | ||||||
Динамическая пауза ( 2 минуты) | ||||||||
Продолжим работу. На какой вопрос мы с вами не дали ответ? Работая с текстом учебника на стр214, выясните ответ на этот вопрос | Определяют, что не выяснили кем и когда был основан Рим. Работают с текстом. Отвечают на вопросы:
| |||||||
А теперь давайте поработаем с терминами и выясним, кто в Риме называл себя патрициями и плебеями? Какую роль они играли в управлении страной? Что такое сенат и народное собрание? В каких городах-государствах существовало народное собрание? | Отвечают на вопросы, опираясь на словарь урока стр 218 | |||||||
Рефлексивно-оценочный ( 10 минут) | ||||||||
1. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала | Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы, представленные на слайде | Отвечают на вопросы, представленные на слайде | Самоорганизация, умение планировать последовательность действий для достижения целей | Волевая саморегляция, осознание качества и уровня усвоения знаний | Планирование работы, умение определять рациональную последовательность действий, умение оценивать свою деятельность | Постановка и решение проблемы | Контроль учителя, самопроверка | |
Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос | Записывают в тетрадь: плюс - если ответ правильный, минус - если ответ не правильный | |||||||
Тестирование (при наличие времени) | Критерии оценивания: 10 правильных ответов-5 8 правильных ответов-4 7- 3 | |||||||
2. Рефлексия | Итак, давайте вернемся к теме нашего урока. Достигли ли мы цели урока? Аргументируйте свой ответ | Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты | ||||||
3. Оценка и самооценка урока | Как вы оцениваете результаты своей деятельности на уроке? -выставите себе оценки в рабочие листы за таблицу № 2 Выставляя оценки помните о том, что ответы должны быть не только верными, но и логичными, четко сформулированными А теперь поднимите руку, те, кто уверен что все усвоил и может свободно изложить материал урока; -было трудно, но все понял; -не все усвоил... | Оценивают результаты своей деятельности на уроке, выставляя оценки в рабочие листы | ||||||
Домашнее задание ( 3 минуты) 44, контурные карты задания 1-7 стр 6, творческое задание стр 219 Творческое задание: 1. Подумайте, мог ли Ромул- легендарный основатель Рима что-нибудь слышать об олимпийских играх? ответ обоснуйте. 2. Греки говорили на греческом языке, египтяне -на египетском, персы- на персидском, а на каком языке говорили Римляне? 3. Сколько лет сейчас городу Риму? | ||||||||
| В начале урока у вас было отличное настроение, а какое настроение сейчас? Давайте это определим с помощью смайликов. Впереди у нас много увлекательных и познавательных путешествий по страницам истории разных стран, я надеюсь, что вы с интересом будите их изучать. Ну а сегодня урок закончен, всего вам доброго! | Если урок понравился, оставляют смайлик с улыбкой на парте |
Приложение
Фамилия Имя____________________________________________
Задание № 1. Сравните природные условия Древней Греции и Рима
Ответы выбери из предложенных вариантов
Сходства | Различия |
Варианты ответов:
Размеры территории; Горы; Морское положение и острова; Обилие тепла;
Реки; Дожди, Почвы
Задание № 2. Заполни таблицу
Вопросы для сравнения | Древняя Греция | Древний Рим |
Географическое положение | ||
Природно-климатические условия (горы, реки, почва) | ||
Занятия | ||
Устройство государства |
Занятия жителей Рима
Выращивали: лен, пшеницу, ячмень, виноград
Разводили: рогатый скот (коров), свиней, ослов, коней
Занимались: кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды
Словарь урока
Патриции – потомки древнейших жителей Рима
Плебеи – переселенцы из других областей Италии.
Сенат – совет, в котором заседали старейшины.
Ликторы- охрана царя из 12 воинов
Весталка- жрица богини огня и домашнего очага Весты
Марс – бог войны в римской мифологии
Закончи предложение
- Город Рим возник на берегу реки… в… году до н.э.
- Мать Рема и Ромула звали …
- Она была … - жрицей богини огня и домашнего очага …
- Рема и Ромула спасли … и …
- Город Рим назван в честь…
- … стал первым царем Рима, его всегда сопровождала охрана из 12 воинов - …
На сегодняшнем уроке:
Я узнал....
На этом уроке меня порадовало…
Я похвалил бы себя…
Особенно мне понравилось…
Сегодня мне удалось…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Меня удивило…
Письменный источник Тит Ливий (римский историк) «Об основании Рима»
Некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. Их царем был Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня Весты. Весталки жили при храме Весты, им 30 лет запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что отец её детей сам бог войны Марс. Разгневанный Амулий приказал слугам утопить близнецов в реке Тибр. Слуги выбросили корзину с детьми в реку, но зацепившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре пастух по имени Фаустул увидел младенцев и принёс их домой. Пастух и его жена Ларенция назвали найденышей Ромулом и Ремом. Ромул и Рем росли сильными и отважными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались во дворец и убили Амулия, вернув своему деду Нумитору царскую власть. Братья решили основать свой город в тех местах, где были вскормлены волчицей. Вскоре братья поссорились, Ромул убил Рема. Убийство брата не помешало Ромулу основать город и назвать его своим именем Рим – по-латински Рома. Ромул стал первым царем Рима.
Письменный источник Город на семи холмах и его обитатели
Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.
В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды. Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное – пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли. В 6 веке до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.
Письменный источник Какое управление было в древнейшем Риме
Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.
В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.
Работа по карте
- Италия расположена на Апеннинском полуострове, который своей конфигурацией напоминает сапог. Продолжением Апеннинского полуострова является остров Сицилия, отделенный от Италии трехкилометровым Мессенским проливом.
- Какие моря омывают Италию?
- Какие горы прикрывают Италию с севера?
- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?
- Что можно сказать о рельефе этой страны?
- Какие народы проживали на Апеннинском полуострове?
- На берегу какой реки основан город Рим?
- Сделайте вывод, какими были природные условия Апеннинского полуострова для жизни людей?
Дополнительная информация
Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским,
На Апеннинском полуострове благоприятные условия для жизни людей. Там теплый климат, много пастбищ и плодородных земель, а значит, есть все условия для занятия сельским хозяйством.
Апеннинские горы не такие крутые и дикие, через ним множество перевалов, реки полноводные, связывают разные области страны.
Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»
Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...