Технологическая карта "Древнейший Рим"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Афонина Наталия Александровна

Технологическая карта урока истории 5 класс тема: "Древнейший Рим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologich_karta_drevniy_rim_2174_9439_2015-06-10.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: История. Класс 5.

Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира.     5 класс. М «Просвещение» 2012.

Тема урока: Древний Рим.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ИКТ,  фрагмент обучающего фильма, историческая карта, атласы, смайлики, задания разного уровня.

Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.

Задачи урока:

- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и фрагментом учебного фильма узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим;

- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

- развивать коммуникативные способности при работе в парах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

-умение планировать пути достижения цели

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).

2. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).

4. Физкультминутка (2 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

6.  Домашнее задание (3 мин.).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

Мотивационно-целевой этап ( 5 минут)

1. Организационный момент

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке. Уверена, что каждый из вас сможет проявить себя и показать свои знания.

Приветствуют учителя

Формирование осознанного уважительного отношения к истории, культуре, традициям

Самоконтроль, организация своей учебной деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности

Учитель проверят готовность класса к уроку, самопроверка

2. Актуализация знаний

Для начала давайте определим тему урока, для этого я предлагаю вам внимательно посмотреть фрагмент фильма

Просмотр фрагмента фильма

Оценивание усваиваемого материала

Умение планировать последовательность действий

Работа в парах, формирование логического мышления

Комментировать и формулировать тему урока

Умение объяснить взаимосвязь Древней Греции и  Рима

3. Мотивация

 Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Какие детали фрагмента обучающего фильма помогли вам определить тему урока?

Итак, тема урока определена- «Древний Рим»  (слайд 2)

Какую цель урока сегодня  мы можем с вами поставить ?

(Сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира)

Выдвижение различных версий

Формулируют тему урока

Формулируют цель урока

Формирование готовности к самообразованию

Целеполагание

Постановка вопросов

Формирование познавательной цели и проблемы

Ориентировочный этап (5 минут)

1. Определение цели урока

Итак, мы отправляемся в путешествие по страницам истории, давайте определим дорожную карту которая поможет  изучить историю Древнего Рима в рамках сегодняшнего урока?

Определяют вопросы, которые необходимо изучить

Формирование готовности к самообразованию

Целеполагание

Постановка вопросов

Формирование познавательной цели и проблемы

По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на слайде план урока

-Географическое положение

-Природно-климатические особенности

-Легенда основания Рима

-Занятия Римлян

-Управление Древним Римом

Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения

Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке

Называют источники информации: учебники, атласы,  карта, презентация

 Слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией

Отвечают по ходу презентации на вопросы: посмотрите на слайд и определите:

1. Очертания какого п-ва изображено на слайде?

2. В какой части света находится Апеннинский полуостров?

3. Что такое полуостров?

4. Назовите тему урока, в ходе которой мы говорили об Апеннинском п-ве

По желанию вызывает к карте ученика и предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова

Определяет местоположение Апеннинского полуострова.

Остальные работают с атласами

-Какая страна сейчас располагается на  Апеннинском полуострове.

Ответы учеников

 

На уроке у вас появится возможность выяснить, почему Италия получила такое название.  Воспользуйтесь этим, чтобы расширить свой кругозор.

 Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.)

-Сегодня на уроке мы не просто изучим историю возникновения Древнего Рима, а попробуем сравнить его с Древней Грецией. Внимательно посмотрите фрагмент обучающего фильма, после просмотра нам предстоит сложная работа- заполнить сравнительную таблицу в рабочих листах

Работая в парах, заполните Таблицу №1

Смотрят и самостоятельно анализируют учебный фильм

Заполняют таблицу №1

При заполнении используется подсказка

Формирование готовности к самообразованию

Выделение важной информации, анализ исторических источников, сравнение Рима и Греции

Сотрудничество с учителем, ответы  на его вопросы, умение слушать, умение работать в парах

Умение структурировать знания

Давайте определим вопросы, по которым сможем сравнить Древний Рим и Древнюю Грецию

Определяют вопросы для сравнения

При заполнении таблицы № 2 можно воспользоваться подсказками:

Наличие гор (Апеннины не такие дикие, крутые и обрывистые как Балканы, через них множество перевалов)

Реки (в Греции малопригодны для орошения и судоходства, По и Тибр полноводные, связывают разные области страны)

Почвы

При ответе на вопрос управление Римом воспользуйтесь текстом на стр218

Заполняют таблицу №2

Критерии  оценивания

В правильном ответе должно быть отмечено:

       -на каком полуострове находится страна;

       -какие моря омывают полуостров;

       -наличие(отсутствие) полноводных рек;

       -наличие(недостаток) плодородных земель;

       -занятия(ремесло, торговля …);

       -разводили(коровы, козы, овцы, кони …);

       -выращивали (виноград, оливки ячмень, пшеницу, лен ...).

После заполнения таблицы поработайте в парах, сравнив ваши ответы

Работа в парах, консультируют и  обсуждают ответы.

Давайте проверим, как вы справились с  этим заданием

С какими трудностями столкнулись при заполнении таблицы

Сравните свои ответы с эталоном и выставите себе оценки за работу в рабочих листах.

Отвечают на вопросы, сравнивая Древний Рим и Грецию.

Возможно, трудности вызовет вопрос устройства государства

Самопроверка, контроль учителя

Динамическая пауза ( 2 минуты)

Продолжим работу. На какой вопрос  мы с вами не дали ответ?

Работая с текстом учебника на стр214, выясните ответ на этот вопрос

Определяют, что не выяснили кем и когда был основан Рим.

Работают с текстом.

Отвечают на вопросы:

  • Город Рим возник на берегу реки… в… году до н.э.
  • Мать Рема и Ромула звали …
  • Она была … - жрицей богини огня и домашнего очага …
  • Рема и Ромула спасли … и …
  • Город Рим назван в честь…
  • … стал первым царем Рима, его всегда сопровождала охрана из 12 воинов - …

А теперь давайте поработаем с терминами и выясним, кто в Риме называл себя патрициями и плебеями?

Какую роль они играли в управлении страной?

Что такое сенат и народное собрание?

В каких городах-государствах существовало народное собрание?

Отвечают на вопросы, опираясь на словарь урока

 стр 218

Рефлексивно-оценочный ( 10 минут)

1. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала

Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы, представленные на слайде

Отвечают на вопросы, представленные на слайде

Самоорганизация, умение планировать последовательность действий для достижения целей

Волевая саморегляция, осознание качества и уровня усвоения знаний

Планирование работы, умение определять рациональную последовательность действий, умение оценивать свою деятельность

Постановка и решение проблемы

Контроль учителя, самопроверка

Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос

Записывают в тетрадь:

плюс - если ответ правильный,

минус - если ответ не правильный

Тестирование (при наличие времени)

Критерии оценивания:

10 правильных ответов-5

8 правильных ответов-4

7- 3

2. Рефлексия

Итак, давайте вернемся к теме нашего урока.

Достигли ли мы цели урока? Аргументируйте свой ответ

Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты

3. Оценка и самооценка урока

Как вы оцениваете результаты своей деятельности на уроке?

-выставите себе оценки в рабочие листы за таблицу № 2

Выставляя оценки помните о том, что ответы должны быть не только верными, но и логичными, четко сформулированными

А теперь поднимите руку, те, кто уверен что все усвоил и может свободно изложить материал урока;

-было трудно, но все понял;

-не все усвоил...

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, выставляя оценки в рабочие листы

Домашнее задание  ( 3 минуты)  44, контурные карты  задания 1-7 стр 6,   творческое задание стр 219

Творческое задание:

    1. Подумайте, мог ли Ромул- легендарный основатель Рима что-нибудь слышать об олимпийских играх? ответ обоснуйте.

    2. Греки говорили на греческом языке, египтяне -на египетском, персы- на персидском, а на каком языке говорили Римляне?

  3. Сколько лет сейчас городу Риму?

 

В начале урока у вас было отличное настроение, а какое настроение  сейчас? Давайте это определим с помощью смайликов.

  Впереди у нас много увлекательных и познавательных путешествий по страницам истории разных стран, я надеюсь, что вы с интересом будите их изучать. Ну а сегодня урок закончен, всего вам доброго!

Если урок понравился, оставляют   смайлик с улыбкой на парте

Приложение

Фамилия  Имя____________________________________________

Задание № 1. Сравните природные условия Древней Греции и Рима

Ответы выбери из предложенных вариантов

Сходства

Различия

Варианты ответов:

    Размеры территории;    Горы;   Морское положение и острова;  Обилие тепла;

Реки; Дожди,  Почвы

 

                 Задание № 2.    Заполни таблицу

Вопросы для сравнения

Древняя Греция

Древний Рим

Географическое положение

Природно-климатические условия (горы, реки, почва)

Занятия

Устройство государства

Занятия жителей Рима

Выращивали:  лен, пшеницу, ячмень, виноград

Разводили:  рогатый скот (коров), свиней, ослов, коней

Занимались: кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды

Словарь урока

Патриции – потомки древнейших жителей Рима

Плебеи – переселенцы из других областей Италии.

Сенат – совет, в котором заседали старейшины.

Ликторы- охрана царя из 12 воинов

Весталка- жрица богини огня и домашнего очага Весты

Марс – бог войны в римской мифологии

Закончи предложение

  • Город Рим возник на берегу реки… в… году до н.э.
  • Мать Рема и Ромула звали …
  • Она была … - жрицей богини огня и домашнего очага …
  • Рема и Ромула спасли … и …
  • Город Рим назван в честь…
  • … стал первым царем Рима, его всегда сопровождала охрана из 12 воинов - …

На сегодняшнем уроке:

Я узнал....

На этом уроке меня порадовало…

Я похвалил бы себя…

Особенно мне понравилось…

Сегодня мне удалось…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Меня удивило…

Письменный источник   Тит Ливий (римский историк)  «Об основании Рима»

 Некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. Их царем был Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня Весты. Весталки жили при храме Весты, им 30 лет запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что отец её детей сам бог войны Марс. Разгневанный Амулий приказал слугам утопить близнецов в реке Тибр. Слуги выбросили корзину с детьми в реку, но зацепившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре пастух по имени Фаустул увидел младенцев и принёс их домой. Пастух и его жена Ларенция назвали найденышей Ромулом и Ремом. Ромул и Рем росли сильными и отважными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались во дворец и убили Амулия, вернув своему деду Нумитору царскую власть. Братья решили основать свой город в тех местах, где были вскормлены волчицей. Вскоре братья поссорились, Ромул убил Рема. Убийство брата не помешало Ромулу основать город и назвать его своим именем Рим – по-латински Рома. Ромул стал первым царем Рима.

Письменный источник   Город на семи холмах и его обитатели

 Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды. Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное – пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли. В 6 веке до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.

 Письменный источник   Какое управление было в древнейшем Риме

 Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.

В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.

 

                          Работа по карте

- Италия расположена на Апеннинском полуострове, который своей конфигурацией напоминает сапог. Продолжением Апеннинского полуострова   является остров Сицилия, отделенный от Италии трехкилометровым Мессенским проливом.

 

- Какие моря омывают Италию?

- Какие горы прикрывают Италию с севера?

- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?

- Что можно сказать о рельефе этой страны?

- Какие народы проживали на Апеннинском полуострове?

- На берегу какой реки основан город Рим?
- Сделайте вывод, какими были природные условия Апеннинского полуострова для жизни людей?

         Дополнительная информация

     Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским,

 На Апеннинском полуострове благоприятные условия для жизни людей. Там  теплый климат, много пастбищ и плодородных земель, а значит, есть все условия для занятия сельским хозяйством.

      Апеннинские горы не такие крутые и дикие, через ним множество перевалов, реки полноводные, связывают разные области страны.

      Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством,  садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...