Общественное движение в 30- 50 годах 19 века.
презентация к уроку по истории (10 класс) на тему
После разгрома декабристов прогрессивная общественная мысль сосредоточилась в кружках. Главным вопросом общественной мысли России второй четверти 19 века были:
«Каково настоящее и будущее России?»
«По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvennoe_dvizhenie_v_30-_50_godah_19_veka.ppt | 1003 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В годы правления Николая Первого власти не ограничивались подавлением инакомыслия, но и взяли на вооружение теорию, оправдывавшую существующий в стране порядок.
Теория «официальной народности» была сформулирована в 1832 году министром просвещения графом С. С. Уваровым. По его мнению, основами русской жизни являются православие, самодержавие и народность.
Виднейшими литераторами , выражавшими в печати проправительственную точку зрения, были издатели журнала «Сын Отечества» газета «Северная пчела» Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч
Однако значительную часть русской интеллигенции такая позиция не удовлетворяла. Возникли кружки «Общество любомудрия», братьев Критских, Станкевича, Грановского.
Основные направления.
Консервативное направление- отстаивающее неизменность политического строя. Либеральное направление- сторонники демократических свобод. Радикально- демократическое- сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства. Причем эти изменения часто планировалось проводить насильственными методами.
В 1836 году П. Я. Чаадаев опубликовал «Философические письма», где подверг критике крепостной строй, самодержавие, теорию «официальной народности». Власти объявили Чаадаева сумасшедшим и отдали под надзор полиции.
К концу 1830-х годов в либеральном течении складываются два оппозиционных направления
Западники во главе с Т. И. Грановским считали, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути, и начало движению страны по этому пути положил Петр Первый.
Западники были сторонниками конституционной монархии. Выступали за отмену крепостного права и прогрессивные преобразования. Западниками являлись: К. Д. Кавелин В. П. Боткин М. Н. Катков
Славянофилы под руководством А. С. Хомякова выдвигали идею самобытного пути России. В основе самобытности России лежит общинное начало жизни народа и православная религия
Гармоничный уклад русской жизни был разрушен, по мнению славянофилов, реформами Петра Первого.
Лозунгом славянофилов было: «Сила власти – царю, сила мнения – народу.» «Община – основа России.» Выступали за совещательное народное представительство при монархе, демократические права и свободы. Славянофильства придерживались: братья Киреевские братья Аксаковы Ю. Ф. Самарин
Общим для западников и славянофилов было то, что оба направления выступали за реформы – отмену крепостного права, ограничение монархии, прогрессивные преобразования, отрицали революционные действия.
А. И. Герцен писал об отношениях западников и славянофилов: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно».
Вокруг журналов «Современник» и «Отечественные записки» группировались представители радикального течения
А. И. Герцен Н. П. Огарев В. Г. Белинский они видели спасение России в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком.
Русские социал – демократы отрицательно относились к западноевропейскому капитализму и считали основой социализма сохранившуюся в России с глубокой древности крестьянскую общину. Они склонялись к революционным методам борьбы
В 1844 году в Петербурге возник кружок В.М. Буташевича – Петрашевского, где обсуждались философские, литературные, общественные проблемы.
Постепенно возникли планы создания тайного общества с целью свержения самодержавия и отмены крепостного права. В деятельности кружка участвовали: Ф. М. Достоевский А. Н. Плещеев М. Е. Салтыков – Щедрин А. Н. Майков
Большинство петрашевцев выступало за республиканское устройство. В 1849 году кружок был разгромлен 21 участник группы, в том числе М. В. Петрашевский и Ф. М. Достоевский приговорены к расстрелу, но в последний момент объявили о замене казни на каторгу, ссылку, арестантские роты.
В конце 1840-х годов Герцен в эмиграции, в Лондоне основал Вольную русскую типографию. Здесь печатали листовки, а в 1855 году – альманах «Полярная звезда».
Итогом общественного движения при Николае Первом стала радикализация определенной части интеллигенции. Она ненавидела правительство за постоянные и зачастую бессмысленные притеснения и теперь воспринимала его не как силу, способную реформировать страну, а как врага, с которым возможна лишь бескомпромиссная борьба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"
На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...
Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.
30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...
Общественное движение в России во второй половине XIX века
Урок по истории Отечества в 10 классе...
Общественное движение в 80-90-х годов ХIХ века
Презентация по истории России 8 класс...
Кроссворды "Общественное движение 60-70-х гг. XIX века", "Общественное движение 80-90-х гг"
Кроссворды составлены по учебнику "История России. 19 век" 8 класс...
8 класс. Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века
Методическая разработка урока по истории России XIX века для 8 класса "Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века"...
Общественные движения в 1880-е годы и 1890=е годы
Презентация подготовлена на основе учебника для 9 класса, издательство "Просвещение"...