Рабочая программа по истории для 6 классов.
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения.
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6_klassy.docx | 96.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №549 с углублённым изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга
«Рекомендовано к использованию» | «Утверждаю» |
педагогическим советом | Директор ГБОУ СОШ № 549 |
Протокол № ___ от «_____» ________ 2016 года | |
Председатель педагогического совета | Приказ № ___ от_______2016 г. |
_____________ И.В .Крина | ______________ И. В. Крина |
Рабочая программа
по истории
для 6 а б в классов
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Учитель Смоляр Валентина Михайловна
Санкт-Петербург
2016-2017 учебный год
Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………3-5
2. Краткое содержание курса………………………………………………………………..6-9
3. Учебно-методический план………………………………………………………………..10
4. Список учебно-методического комплекса………………………………………………..11
5. Календарно-тематический план…………………………………………………………12-25
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по истории с учетом авторской программы истории Средних веков Агибалова Е.В. Донская В.Н. и Истории России с древнейших времен до конца XVI века с учетом авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: учебник Всеобщая история Средние века 2008, учебник Агибалова Е.В. Донская В.Н. Просвещение, История России с древнейших времен до конца XVI века, контурные карты и атлас издательство Просвещение, рабочая тетрадь. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения.
. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые технологии, проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации , технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая , В.Д.Шадриков) ,коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) , групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения. Внеурочная деятельность по предмету: экскурсии, игры, конкурсы, предметные недели, олимпиады. Промежуточная аттеcтация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме устных и письменных опросов, зачетов и защиты проектов и рефератов.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) В цели курса входят осветить взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие древних обществ, формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности истории этого периода и их роли в истории и культуре; охарактеризовать становление идей и институтов, понимание необходимо современному человеку и гражданину; раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Задачи курса – показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории Средних веков и России с древнейших времен до конца XVI века на ступени основного общего образования: приобретение знаний об историческом пути народов мира со времени Средневековья до наших дней, знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности, овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информацией, овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной. Данная программа составлена для реализации курса Истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца XVI века , который является частью Всеобщей и Российской истории и разработана в логике знакомства с историей становления идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку. Ключевая идея курса заключается в том, чтобы раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый и народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Это дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм. Специфика курса истории Средних веков требует особой организации учебной деятельности школьников в форме комбинированный урок, лекция, семинар, беседа, групповое проектирование.
Историческое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона исторического образования связана с формированием универсальных способов деятельности, духовная – с формированием личностной точки зрения на исторические процессы, формирования ценностных ориентиров.
Практическая полезность истории обусловлена тем, что формирует у учащегося понимание значимости понятий «гражданское общество» и «правовое государство» в исторической перспективе. Без базовой исторической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, есть основа гражданского воспитания в современной России. Новизна данной программы определяется тем, что более пристальное внимание уделяется вопросам быта, истории православной и католической церкви, российской ментальности, национальной политике. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, в большей степени внимание уделено истории Европы.
Краткое содержание курса.
История средних веков
Становление средневековой Европы VI-XI вв.
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов. Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Образование государства у франков и его управление. Рост владений знати. Зарождение феодализма. Признаки феодализма. Организация христианской церкви. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Западная Европа в IX-XI вв. Образование Священной Римской империи. Норманны. Государства норманнов. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.
Византийская империя и славяне в VI-IX вв.
Византия при Юстиниане. Особенности развития Византии. Власть императора. Реформы Юстиниана. Войны Юстиниана. Борьба с внешними врагами. Культура Византии. Образование, наука, архитектура, искусство. Образование славянских государств. Расселение, занятия и образ жизни. Просветители славян – Кирилл и Мефодий
Арабы в VI-XI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Расселение, занятия. Пророк Мухаммед. Коран. Арабские завоевания. ^ Культура стран халифата. Значение культуры.
Феодалы и крестьяне.
Жизнь и быт феодалов и крестьян. Замок феодала, его быт. Средневековая деревня. Виды зависимости крестьян. Повинности крестьян. Крестьянская община. Натуральное хозяйство.
Обобщающий урок (1 час).
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Формирование средневековых городов. Экономика. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Борьба городов с сеньорами. Мастерская ремесленника. Роль цехов в жизни города. Торговое дело и банки. Быт горожан.
Католическая церковь в XI- XII Iвв. Крестовые походы.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Разделение церкви. Иннокентий III. Инквизиция. Монашеские ордены.Крестовые походы. Причины. Поход бедноты. Поход феодалов. Третий и четвертый походы. Борьба народов Востока против крестоносцев. Итоги и последствия крестовых походов.
Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XV вв.
Объединение Франции. Генеральные штаты. Англия: Великая хартия вольностей. Генрих II и его реформы. Парламент. ^ Столетняя война.Причины, военные действия, итоги. Жанна д Арк. Крестьянские восстания во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Германия и Италия в XII –XV вв. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. Правление Медичи во Флоренции.
Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Ян Жижка. Гуситы и табориты. Гуситские войны. ^ Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Гибель Византии.
Культура Западной Европы в XI-XV вв.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культура Возрождения в Италии. Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Китай. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Культура Китая. Индия. Вторжение мусульман. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки. Государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Обобщающий урок (1 час).
История России с древности до конца XVI в.
Русь Древняя
Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История края – часть истории России. Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природные условия на занятия, и образ жизни людей. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями. Формирование Древнерусского государства в IX-X в.в. Новгород и Киев. Первые Рюриковичи.Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Родной край в древности (территория, население, археологические памятники, культура).
Владимир I и принятие христианства. ^ Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Международные связи Древней Руси.
Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.
Обобщающий урок (1 час).
Политическая раздробленность на Руси
Феодальная раздробленность: экономические и политические причины раздробленности. Главные политические центры Руси. Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества. Нашествие с Востока. Русь и Золотая Орда. Борьба Руси с западными завоевателями. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединение русских земель к Литве.
Культура русских земель в XII-XIII вв. Научные знания. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
Обобщающий урок (1 час).
Русь Московская
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV в. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. Иван III . Ликвидация ордынского владычества. Московское государство в конце XV – начале XVI вв. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Формирование крепостной системы. Церковь и государство.
Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.
Культура и быт в XVI в. Книгопечатание. Летописи и повествовательные своды. Развитие публицистики. Зодчество. Быт, обычаи; «Домострой».
Обобщающий урок (1 час).
Учебно-методический план.
1 | Становление Средневековой Европы в 4-9 вв. | 5 |
2 | Византийская империя и славяне. | 3 |
3 | Арабо-мусульманский мир. | 2 |
4 | Феодалы и крестьяне. | 2 |
5 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 |
6 | Католическая церковь в 11-13 вв. Крестовые походы. | 2 |
7 | Образование централизованных государств в Западной Европе в 11-15 вв | 2 |
8. | Европейский мир в 14-15 вв. | 4 |
9. | Киевская Русь. | 14 |
10. | Древнерусские княжества в 12-13 вв. | 7 |
11. | Русь под ордынским игом. | 10 |
12. | Московское государство в 15-16 вв. | 14 |
итого | 68 |
Список учебно-методического комплекса
Учебник Всеобщая история Средние века, учебник + рабочая тетрадь, Агибалова Е.В. Донская В.Н. Просвещение. 2011
История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник + рабочая тетрадь А.А.Дантлов, Л.Г.Косулина
Рабочая тетрадь по истории Средних веков , 2007
Рабочая тетрадь по истории Истории России с древнейших времен до конца 16 века , 2011
Комплект контурных карт и атлас по истории Средних веков, Дрофа, 2014.
Рабочая тетрадь по истории Истории России с древнейших времен до конца 16 века, 2014
Календарно-тематический план История Средних веков 6 класс.
№ | Наименование изучаемой темы | Основное содержание темы | Требования к результатам учебной деятельности, основные виды деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||||
Дата | Тема урока тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Контрольно-оценочная деятельность. Вид. Форма | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | |||||
Тема 1 Раннее Средневековье. Всего10 часов. | |||||||||||
1 | Живое Средневековье. Древние германцы и Римская империя. Комбинированный урок. | 1 | Причины великого переселения народов ,Римская империя и германские племена, Аттила, гибель империи, германские короли. | Текущий УО | Читать текст параграфа, отвечать на вопросы. | Сравнивать Римскую империю в период расцвета и Раннее Средневековье. Анализировать и сравнивать жизнь древних германцев, опираясь на описание Тацита. | |||||
2 | Королевство франков и христианская церковь в 6-8 веках Комбинированный урок. | 1 | Возвышение династии Каролингов исторический портрет Карла Великого, военные походы, создание империи и ее управление | Текущий УО | Выделять исторические закономерности, пользоваться картой, составлять хронологическую таблицу. | Анализировать документ, найти признаки складывания государства у германцев, сформулировать взаимный интерес германцев и Римской империи. | |||||
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Комбинированный урок. | 1 | Государства норманнов .Завоевание Англии норманнами. | Текущий УО | Выделять исторические закономерности, пользоваться картой, составлять хронологическую таблицу. | Формулировать и задавать вопросы по теме, найти закономерности в образовании и распаде империи Карла Великого.
| |||||
4 | Западная Европа в 9-11 веках Комбинированный урок. | 1 | «три тела государства» крестьянство – основа феодального общества, сеньоры и их права, повинности крестьян | Текущий УО | Сравнивать положение различных сословий, находить общее и различное. | Выявить существенные черты представлений средневекового человека о мире, сравнить с сегодняшними представлениями. | |||||
5 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Комбинированный урок. | 1 | Кодекс рыцарской чести, культ прекрасной дамы, турниры, герб и девиз, рыцарская поэзия | Текущий УО | Читать текст параграфа, отвечать на вопросы. | Использовать исторические документы как источник, выявлять главное, формулировать от частного к общему. | |||||
6 | Культура Западной и Центральной Европы в раннее Средневековье. Комбинированный урок. | 1 | Культура Западной и Центральной Европы | Текущий УО | Ознакомиться с достижениями культуры этого периода, выявить наиболее ярких представителей культуры и наиболее известные шедевры. | Сравнить культуру Западной и Центральной Европы, сделать выводы о причинах упадка культуры в этот период. | |||||
7 | Византийская империя и славяне в 6-11 веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Комбинированный урок. | 1 | Славянские государства. Их возникновение и влияние Византийской культуры на Русь. Возникновение империи и ее территория, исторические портреты, восстание «Ника», культ императорской власти, роль государства в жизни Византии, церковь | Текущий УО | Читать текст параграфа, задавать вопросы к тексту, найти на карте и показать Византийскую империю и ее соседей. | Использовать исторические документы как источник, выявлять главное, формулировать от частного к общему | |||||
8 | Культура Византии. Комбинированный урок. | 1 | Возникновение империи, ее территория, исторические портреты, восстание «Ника», культ императорской власти, роль государства в жизни Византии, церковь | Текущий УО | Уметь составлять хронологическую таблицу, делать вывод об уровне развития культуры в данный период.. | Выделять исторические закономерности, сравнивать различные периоды в развитии культуры Византии. Выявить влияние Византийской культуры на Русскую. | |||||
9 | Арабы в 6-11 веках. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. .Комбинированный урок. | 1 | Турки-сельджуки в Византии, разграбление Византии крестоносцами, падение Византии. | Текущий УО | Выделять главное в тексте; уметь пользоваться картой, составлять хронологическую таблицу. | Выделять исторические закономерности; анализировать документы. | |||||
10 | Культура стран халифата. Комбинированный урок. | 1 | На перекрестке культур, особенности архитектуры, мечети, при дворе халифа, литература | Текущий УО | Уметь составлять хронологическую таблицу, делать вывод об уровне развития культуры в данный период.. | Использовать исторические документы как источник, выявлять главное, формулировать от частного к общему | |||||
Тема 2 Расцвет Средневековья. 15 часов. | |||||||||||
11 | В рыцарском замке. Комбинированный урок. | 1 | Причины возникновения городов, города под властью сеньора, город – коммуна, горожан | Текущий УО | Читать текст параграфа, задавать вопросы к тексту, найти на карте и показать крупнейшие города Европы. | Использовать исторические документы как источник, выявлять главное, формулировать от частного к общему | |||||
12 | Средневековая деревня и ее обитатели. Комбинированный урок. | 1 | Как жили деревенские жители, быт, нравы, обычаи, сравнить с жизнью крестьян в других регионах, налоги. | Текущий УО | Читать текст параграфа, задавать вопросы к тексту. | Использовать исторические документы как источник, выявлять главное, формулировать от частного к общему | |||||
13 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Комбинированный урок. | 1 | Как возникли города, кто владел городами. Как горожане боролись за свою свободу. | Текущий УО | Читать текст параграфа, задавать вопросы к тексту.Формирование обобщённого представления о средневековых городах. | Выделять исторические закономерности; анализировать документы. | |||||
14 | Горожане и их образ жизни. Комбинированный урок. | 1 | Быт и нравы горожан, образ жизни, устройство городов | Тематический УО | Читать текст параграфа, задавать вопросы к тексту. Формирование обобщённого представления. | Выделять исторические закономерности; анализировать документы. | |||||
15 | Ремесло и торговля. Комбинированный урок | 1 | устав цеха, Ремесла, цех, мастерские, плюсы и минусы цеховой организации труда | Текущий ОУ | Выделять главное в тексте; анализировать документы, отвечать на вопросы. | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | |||||
16 | Католическая церковь в 11-13 веках. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Комбинированный урок. | 1 | Причины Крестовых походов .Участники и их цели .Образование христианских государств. | Текущий УО | Уметь пользоваться картой, составлять схему структуры устройства Католической церкви. | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности | |||||
17 | Крестовые походы. Комбинированный урок. | 1 | Проследить путь крестоносцев. Обсудить последствия этих походов для Европы и для Азии. | Текущий УО | Работа с контурной картой. Выполнять задания к контурной карте. | Работа с контурной картой. Проанализировать информацию, которая дана. Просчитать и проложить пути возможного продвижения крестоносцев. | |||||
18 | Как происходило объединение Франции. Комбинированный урок. | 1 | Как происходило объединение Франции. Генеральные Штаты. | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Формировать и удерживать учебную задачу самостоятельно, применять установленные правила. | |||||
19 | Что англичане считают началом своих свобод. Комбинированный урок. | 1 | Генрих 4.Иоанн Безземельный .Образование Парламента. | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Формировать и удерживать учебную задачу самостоятельно, применять установленные правила. | |||||
20 | Столетняя война. Комбинированный урок. | 1 | Причины ход и последствия Столетней войны .Жанна д Арк. | Текущий УО | Выделять главное в тексте; уметь пользоваться картой, составлять хронологическую таблицу. | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности уметь пользоваться картой | |||||
21 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии.. Комбинированный урок. | 1 | Жакерия во Франции .Восстание в Лондоне. | Текущий УО | Анализ материала, формирование обобщённого представления о причинах и последствиях народных волнений. | Формировать и удерживать учебную задачу самостоятельно, применять установленные правила. | |||||
22 | Усиление королевской власти в к15 в в Англии и Франции. Комбинированный урок. | 1 | Завершение объединения. Война Алой и Белой Розы. | Текущий УО | Сравнивать находить общее, обобщать и делать выводы. | Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире, о предназначении королевской власти, о взаимосвязи церкви и абсолютизма. | |||||
23 | Культура Западной Европы в 11 – 15 веках. Наука и образование. Комбинированный урок. | 1 | Наука и образование Культура Раннего Возрождения | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. | |||||
24 | Средневековая Индия и Китай | 1 | Китай до завоевания монголов. Китай под властью монголов и освобождение от них. Достижения культуры Средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Индия глазами европейцев. Культура Средневековой Индии. | Тематический УО | Сравнивать, находить общее в истории и культуре Индии и Китая. Обобщать и делать выводы. | Называть существенные черты представлений о культуре и устройстве Китая и Индии, проводить параллели с сегодняшним днем. | |||||
25 | Африка и Америка до ВГО. Комбинированный урок. | 1 | Африка и Америка до ВГО. | Текущий УО | Сравнивать, находить общее, обобщать и делать выводы. | Называть существенные черты представлений о культуре и устройстве Африки и Америки в доколумбовый период, проводить параллели с сегодняшним днем. |
Календарно-тематический план История России.6 класс.
№ | Наименование изучаемой темы | Основное содержание темы | Требования к результатам учебной деятельности, основные виды деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||
Дата | Тема урока тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Контрольно-оценочная деятельность. Вид. Форма | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | |||
Тема 1 Киевская Русь 14 часов. | |||||||||
1 | Восточные славяне и их соседи. Комбинированный урок | 1 | Расселение восточнославянских племен. Особенности славянской колонизации. Соседи славян. | Текущий УО | Анализ материала, формирование обобщённого представления. Прочитать текст, ответить на вопросы. | Сравнивать уровень культурного и экономического развития восточных славян и их соседей, сделать вывод о взаимовлиянии. | |||
2. | Как жили восточные славяне. | 1 | Общественный строй. Занятия. Хозяйство. Верования восточных славян. | Текущий УО | Сравнивать, жизнь различных племен, находить общее в культуре, обрядах, верованиях. | Обобщать и делать выводы о неизбежности складывания единого русского государства. | |||
3-4 | Создание Древнерусского государства. Комбинированный урок. | 2 | Легенда о призвании варягов. Происхождение слова «Русь» Объединение славян под властью Олега. Походы на Византию. Княжение Игоря. | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, работать с документом, делать выводы. Сформировать свою точку зрения на теорию происхождения Древнерусского государства. | |||
5-6 | Русь при Ольге и Святославе. Комбинированный урок. | 2 | Правление княгини Ольги. Князь Святослав. Походы Святослава. Междоусобные войны. | Текущий УО | Анализ материала, формирование обобщённого представления. Прочитать текст, ответить на вопросы. | Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, работать с документом, делать выводы. | |||
7-8 | Время Владимира Красное Солнышко. | 1 | Утверждение князя Владимира в Киеве. Управление при Владимире Святославовиче. Внешняя политика. Крещение Руси. Значение Крещения Руси. | Текущий УО | Анализ материала, формирование обобщённого представления. Прочитать текст, ответить на вопросы. | Проанализировать документ и на его основе сделать вывод о роли христианства в истории Руси и мира. | |||
9 | Русь при Ярославе Мудром. .Комбинированный урок. | 1 | Борьба за Киевский престол после смерти Владимира. Княжение Ярослава Мудрого: основные мероприятия во внутренней и внешней политике. | Текущий УО | Анализ материала, формирование обобщённого представления. Прочитать текст, ответить на вопросы. | Проанализировать документ, выявить причины такого бурного развития государства, роль Ярослава Мудрого, предпосылки распада. | |||
10. | Русь при Ярославовичах и Владимире Мономахе. | 1 | Русь при Ярославовичах. Свод законов «Русская Правда». Борьба с половцами. Междоусобицы. Княжение Владимира Мономаха. | Текущий УО | Анализ материала формирование, обобщённого представления. | Проанализировать документ и сделать вводы о преемственности направленности внутренней политики Ярослава Мудрого и его сыновей и внуков. | |||
11 | Древнерусское хозяйство. | 1 | Земледелие и скотоводство. Развитие ремесла. Промыслы и торговля. Денежное обращение. | Текущий УО | Анализ материала, формирование обобщённого представления. Прочитать текст, ответить на вопросы. | На основе анализа текста составлять схемы и таблицы, делать выводы об изменениях, произошедших в устройстве Руси. | |||
12. | Социальная структура Древней Руси. | 1 | Князья. Дружинники. Крестьяне. Община (вервь). Ремесленники и торговые люди. Холопы – самые бесправные члены общества. | Текущий УО | Анализ материала, формирование обобщённого представления. Прочитать текст, ответить на вопросы. | На основе анализа текста составлять схемы и таблицы, делать выводы об изменениях, произошедших в устройстве Руси. | |||
13. | Искусство. | 1 | Архитектура. Живопись. Скульптура. Прикладное искусство. | Текущий УО | Анализ материала, формирование обобщённого представления. Прочитать текст, ответить на вопросы. | На основе анализа текста составлять схемы и таблицы, делать выводы об изменениях, произошедших в искусстве Руси. | |||
14. | Просвещение и литература. Комбинированный урок. | 1 | Письменность и образование. Жанры древнерусской литературы. Былины. «Повесть временных лет» | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Сравнивать художественные стили Русь (отдельных регионов) и Византии, находить общее и различное. | |||
Тема 2. Древнерусские княжества в 12-13 веках. 7 часов | |||||||||
15 | Политическая раздробленность. Древней Руси. Комбинированный урок. | 1 | Начало раздробленности и ее причины. Значение периода раздробленности в русской истории. | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. Прочитать текст, ответить на вопросы | Работа с контурной картой, умение читать карту, делать выводы. | |||
16 | Галицкое и Волынское княжества. Комбинированный урок. | 1 | Территория и население. Основные вехи в истории Галицко-Волынского княжества. | Текущий УО | Сравнивать находить общее обобщать и делать выводы | Работа с контурной картой, умение читать карту, делать выводы. | |||
17-18 | Владимиро-Суздальское княжество. | 2 | Территория. Население. Княжение Юрия Долгорукого. Андрей Боголюбский. Княжение Всеволода Большое гнездо. | Текущий УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности уметь пользоваться картой, составлять хронологическую таблицу. | Работа с контурной картой, умение читать карту, делать выводы. | |||
19. | Господин Великий Новгород. | 1 | Территория. Хозяйственная жизнь. Особенности Новгородской республики. Повседневная жизнь и быт новгородцев. | Текущий УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности уметь | Работа с контурной картой, умение читать карту, делать выводы. | |||
20. | Искусство. | 1 | Новые черты в архитектуре 12 – начале 13 веков. Живопись. Прикладное искусство. | Текущий УО | Прочитать текст, ответить на вопросы к тексту. Знать имена и названия самых главных произведений. | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности. | |||
21. | Просвещение и литература. | 1 | Просвещение .Древнерусские жанры литературы 12-13 века. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Былины. «Слово о полку Игореве» | Текущий УО | Прочитать текст, ответить на вопросы к тексту. Знать имена и названия самых главных произведений. | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности. | |||
Тема 3. Русь под Ордынским игом. 10 часов. | |||||||||
22. | Чингисхан и его империя. | 1 | Кто такие татары. Образование государства у монголов, его особенности. Завоевания монголов при Чингисхане. Битва на реке Калке. | Текущий УО | Пользоваться картой, составлять хронологическую таблицу. | Работа с контурной картой, умение читать карту, делать выводы. | |||
23 | Нашествие Батыя на Русь.. Комбинированный урок. | 1 | Завоевания монголов после Чингисхана. Поход на Северо-Восточную и Северную Русь Батыя. Поход Батыя на юг Руси. Моголы в Центральной Европе. | Текущий УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности уметь пользоваться картой составлять хронологическую таблицу. | Работа с контурной картой, умение читать, делать выводы, выделять исторические закономерности | |||
24 | Русь в борьбе против немецких и шведских рыцарей.. Комбинированный урок. | 1 | Русь и народы Прибалтики. Крестовые походы на Восток в 12-13 веках. Орден меченосцев. А Невский Ледовое побоище Невская битва. Причины и последствия нашествия шведов и немцев. | Текущий УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности уметь пользоваться картой составлять хронологическую таблицу. | Работа с контурной картой, умение читать, делать выводы, выделять исторические закономерности | |||
25-26 | Русь под властью золотоордынских ханов.. Комбинированный урок. | 2 | Последствия нашествия войск Батыя на Русь. Ордынское иго. Политика русских князей в период ордынского ига. Княжение Александра Невского. Зависимость русских земель от Орды, борьба населения. | Текущий УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности уметь пользоваться картой составлять хронологическую таблицу. | Работа с контурной картой, умение читать, делать выводы, выделять исторические закономерности | |||
27 | Начало собирания русских земель. Комбинированный урок. | 1 | Причины объединения. Русские земли в составе княжества Литовского. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. | Текущий УО | Сравнивать находить общее обобщать и делать выводы | Работа с контурной картой, умение читать, делать выводы, выделять исторические закономерности | |||
28-29 | Куликовская битва. Комбинированный урок. | 2 | Княжение Дмитрия Донского. Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение. Поход Тохтамыша. | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Разобрать битву с различных точек зрения: с политической, экономической, социальной, культурной. | |||
30. | Искусство. | 1 | Зодчество Новгорода и Пскова. Архитектура Северо-Восточной Руси. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. | Текущий УО | Прочитать текст, ответить на вопросы к тексту, | ||||
31 | Просвещение и литература. Быт и нравы 13-15 веков. | 1 | Устное народное творчество. Житийная литература. Произведения о борьбе с монголо-татарами. Влияние природы на национальный характер. Повседневная жизнь Руси в 13-15 веках. | Текущий УО | Прочитать текст, ответить на вопросы к тексту, | ||||
Тема 4. Московское государство в 15-16 веках. 12 часов | |||||||||
32 | Образование единого государства и правление Ивана III | 1 | Великий князь Иван III. Присоединение Новгорода. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери. | Текущий УО | Прочитать текст, ответить на вопросы к тексту, выполнить задания в контурной карте. | Исследовать вопрос, почему именно Москва стала центром нового государства. | |||
33-34 | Русь при Иване III и Василии III Комбинированный урок. | 2 | Изменения в государственном управлении. Органы центрального и местного управления. Армия. Судебник 1497 г. Завершение собирания земель. Последствия объединения. | Текущий УО | Прочитать текст, ответить на вопросы к тексту, выполнить задания в контурной карте. | Исследовать вопрос, почему именно Москва стала центром нового государства. | |||
35 | Хозяйство и общество Московской Руси. Комбинированный урок. | 1 | Особенности хозяйственной жизни. Социальная структура российского общества в конце 15 – начале 16вв. Великий князь московский; бояре и служилые люди; крестьяне, холопы, горожане. | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Исследовать вопрос, почему именно Москва стала центром нового государства. | |||
36 | Регенство Елены Глинской и боярское правление. | 1 | Правление Елены Глинской. Мероприятия во внутренней политике. Воспитание Великого князя Ивана IV. Боярское правление. | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | ||||
37 | Избранная Рада. Комбинированный урок. | 1 | Коронация на царство Ивана IV. Деятели Избранной Рады. Реформы Избранной Рады, их значение. Стоглавый Собор. | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Проанализировать документы, оценить последствия реформ, дать оценку деятельности Ивана Грозного. | |||
38 | Внешняя политика Комбинированный урок. | 1 | Завоевание Казани и Астрахани .Присоединение Сибири . Начало Ливонской войны. | Текущий УО | Устанавливать причинно-следственные связи выделять исторические закономерности уметь пользоваться картой, составлять хронологическую таблицу. | Проследить расширение границ России по карте, проанализировать роль России в судьбах присоединенных народов. | |||
3940 | Опричнина. Комбинированный урок. | 2 | Падение Избранной Рады. Причины появления Опричнины. Кровавая эпоха. Отмена Опричнины и ее итоги. Окончание Ливонской войны. Покорение Сибири. Последние годы жизни Ивана Грозного. | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Проанализировать последствия опричнины, сделать выводы | |||
41 | Религиозные споры. | 1 | Нестяжатели. Иосифляне. Ереси. Максим Грек. | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Проследить, как исторические события отражаются в религиозной литературе. | |||
42 | Искусство. | 1 | Зодчество 15 век. Соборно0дворцовый ансамбль Московского Кремля. Шатровый стиль. Живопись. Скульптура. Прикладное искусство. | Текущий УО | Прочитать текст, ответить на вопросы к тексту. Знать имена и названия самых главных произведений. | Проследить, как исторические события отражаются в искусстве. | |||
43 | Просвещение Литература 14-16в. Комбинированный урок. | 1 | Школы. Книгопечатание. Книги для повседневного чтения. Публицистика: Иван Пересветов, переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Технические и естественные знания. | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Проследить, как исторические события отражаются в литературе. Является ли это предупреждением для потомков. | |||
44 | Итоговое повторение.. Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Закрепление основных понятий и категорий Россия с древнейших времён до к 16 в. Основные события с древнейших времён до наших дней. Урок-обобщение | Текущий УО | Анализ материала формирование обобщённого представления. | Проследить, как исторические события отражаются в архитектуре и живописи. Является ли это предупреждением для потомков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...