урок-викторина "Киевская Русь"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Акимова Марина Анатольевна

разработка урока-викторины по истории в 6 классе на тему "Киевская Русь". Задания рассчитаны на команную работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_kievskaya_rus_1.docx24.47 КБ
Файл viktorina_razdatochnyy_material.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Киевская Русь» 6 класс

Задание для команд № 1 (1 участник из команды): Прочитать выразительно и грамотно стихотворение.

  1. Ты до того, березонька, красива,
    И в полдень жаркий, и в час росы,
    Что без тебя немыслима Россия,
    И я немыслим без твоей красы.

Хороша ты любою порою,
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей,
Белокурая березка –
Символ Родины моей!

  1. По седым морям

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

И поля цветут, И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

      Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

     За тебя в нужде

     Сложить голову!

  1. Как не любить тебя Россия?
    Ты моя Родина, ты моя сила!
    Полей, лесов твоих не счесть,
    И все богатства в недрах есть.

    Березками увитая, омытая росою,
    Леса сияют нежной бирюзою,
    Каскадов рек, озер, не счесть,
    В Стране огромной все красоты есть!

    Народ, как и земля, талантами богат,
    В войну Россию отстоял солдат,
    И защитил родимый дом,семью,
    Люблю Россия, всю тебя люблю!
  2. Сохрани поля, озера, реки,
    Сбереги зеленые леса.
    Пусть здесь воцарится мир навеки,
    И цветет земли ее краса.

    Пусть не знает наш народ великий
    Ни войны, ни горя, ни врагов!
    Пусть здоровьем расцветают лица,
    А поля -  обилием стогов.

    Пусть сады цветут, стада тучнеют,
    Строятся большие  города,
    Села и деревни хорошеют.
    Дай ей, Боже, счастье навсегда!

Задание № 2. Разминка

  1. Назовите славянского бога грозы (Перун)
  2. Что такое дань? (поборы с жителей Руси в пользу Орды)
  3. Как назывался торговый путь, который проходил по Древней Руси через г Киев? (из варяг в греки)
  4. Как называется документ, важный источник по истории Киевской Руси, запись событий от лета до лета – летопись
  5. Варяжский князь, который в 862 г. пришел в славянскую землю по приглашению новгородцев. (РЮРИК)
  6. Как называлась система земледелия у славян, основанная на поджигании леса – подсечно-огневая система
  7. Как называется объезд  киевским князем подвластных ему земель для сбора дани  - полюдье
  8. Как называется система земледелия у славян, при которой после нескольких сборов урожая с участка земли, его забрасывали на много лет для восстановления плодородия – переложная
  9. Как называется теория, отвергающая роль варяг в образовании ДГ – антинорманнская
  10.  Как назывался точный размер дани, уплачиваемый киевскому князю, введенный Ольгой – урок
  11.  Как называли на Руси князя, правившим на Руси с 980 по 1015 гг., оставившем о себе память как о добром мудром правителе – Владимир Красное солнышко
  12.  Как называлось добровольное народное войско, собираемое славянами в случае войны – ополчение

Задание №  3. Логические задачи «Откуда пошло»

На партах  под цифрами  написаны крылатые выражения. Ведущий зачитывает краткую историю, откуда пошло то или иное выражение, а учащиеся поднимают цифру, под которой записано это выражение

  1. Какова история выражения «чур, меня»? (Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».
  2. 2. Почему говорят: «пиши с красной строки»? (Заглавные буквы в древности писали красными чернилами – киноварью, отсюда 2 - «красная строка»).
  3. (В Древнерусском государстве обложки книг изготавливались из дощечек.  Когда хотели сказать, что прочитана вся книга, говорили: 4 -«прочитал от доски до доски»).
  4. В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо      3 - «спустя рукава»). 
  5. Хорошо работалось лишь «закатав рукава». Поэтому сейчас говорят о хорошо работающем человеке: 5 -«работает закатав рукава», а о лентяе: «работает спустя рукава»

Задание № 4.  Текст с ошибками.  Исправьте ошибки в тексте

«Рюрик умер в 862  ( 879 году) году, а через три года его родственник Мирослав (Олег)  с дружинниками и малолетним сыном Рюрика, Олегом, ( Игорем)  двинулся вниз по Днепру и подошёл к Киеву. Расправившись с Аскольдом и Диром, Игорь (Олег)  захватил власть в Киеве. Таким образом, в 988году ( 882 году)   под властью одного князя объединились Киев и Чернигов (Новгород), образовалось Древнерусское государство. Важное значение для развития Древнерусского государства сыграло правление княгини Ольги, которая провела первую государственную реформу. Она установила точный размер дани – тягло (урок)  и место сбора дани – полюдье (погост) . А  При Игоре (Владимире) произошло еще одно из величайших событий многовековой русской истории – Русь приняла христианство.

Задание №  5. Шарады

  1. ЛИДО
  2. СВОТЯЧЕЗЫ
  3. СЕВЛЯНА
  4. СТОГОП
  5. ШИЛЕЙ
  6. ЖАРДУНИ
  7. ДОЛЬЮПЕ
  8. АКСУРАЛ
  9. ЕГЕЧИПЕН
  10. ЗАМЛЕНЯК
  11. СЕПОТИЛЬ
  12. ОВТСАНИТСИРХ

Задание № 6. «Изба». На столе находятся вещи старинные и современные, продукты. Нужно записать те предметы, которых не было у древних славян.

Предметы: картофель, морковь, лук, сотовый телефон, очки, лак для ногтей, ручка, книга, мягкая игрушка, фотография, мед, домовой, пояс и т.д.

Ответ: Сотовый телефон, картофель, очки, ручка, книга, мягкая игрушка, фотография.

Задание №  7. ИСТОРЧИЕСКАЯ МАТЕМАТИКА:

  1. 1350 – (ДАТА ПРИЗВАНИЯ ВАРЯГ НА Русь  - 500) = ???  

 988 г. – крещение Руси

  1. 371 * 5 --- дата II похода кн. Игоря в Византию = ???    

911 г. – первый поход кн. Олега в Византию

  1. (дата II  похода кн. Игоря в Византию  --- дата похода I  похода Игоря в Византию) * 10  + дата образования Древнерусского государства = ???        

912 г. – смерть кн. Олега, начало правления кн. Игоря

  1. Дата крещения кн. Ольги + дата крещения Руси – тысячелетие = ???    

945  - смерть кн. Игоря, начало правления кн. Ольги

Задание № 8: Картинная галерея. Каким событиям посвящены данные репродукции картин и кратко расскажите о них от 1го лица

1 - репродукция картины Васнецова «Призвание варягов на княжение». Через одну минуту скажите, какое событие в истории Руси изображено на картине и дайте оценку этому событию

2 – картина свержение языческих идолов

3 - полюдье Лебедев

4 – месть княгини Ольги древлянам

Задание № 9: Биатлон

Каждой команде нужно придумать вопрос-задание своему сопернику. Не забывайте, Вам нужно обогнать своего соперника

 



Предварительный просмотр:

Задание: выразительно прочитать стихотворение

  1. Ты до того, березонька, красива,
    И в полдень жаркий, и в час росы,
    Что без тебя немыслима Россия,
    И я немыслим без твоей красы.

Хороша ты любою порою,
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей,
Белокурая березка –
Символ Родины моей!

  1. По седым морям

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

И поля цветут, И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

      Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

     За тебя в нужде

     Сложить голову!

  1. Как не любить тебя Россия?
    Ты моя Родина, ты моя сила!
    Полей, лесов твоих не счесть,
    И все богатства в недрах есть.

    Березками увитая, омытая росою,
    Леса сияют нежной бирюзою,
    Каскадов рек, озер, не счесть,
    В Стране огромной все красоты есть!

    Народ, как и земля, талантами богат,
    В войну Россию отстоял солдат,
    И защитил родимый дом,семью,
    Люблю Россия, всю тебя люблю!
  2. Сохрани поля, озера, реки,
    Сбереги зеленые леса.
    Пусть здесь воцарится мир навеки,
    И цветет земли ее краса.

    Пусть не знает наш народ великий
    Ни войны, ни горя, ни врагов!
    Пусть здоровьем расцветают лица,
    А поля -  обилием стогов.

    Пусть сады цветут, стада тучнеют,
    Строятся большие  города,
    Села и деревни хорошеют.
    Дай ей, Боже, счастье навсегда!

Задание. Исправьте ошибки в тексте

«Рюрик умер в 862 году, а через три года его родственник Мирослав с дружинниками и малолетним сыном Рюрика, Олегом, двинулся вниз по Днепру и подошёл к Киеву. Расправившись с Аскольдом и Диром, Игорь  захватил власть в Киеве. Таким образом, в 988году  под властью одного князя объединились Киев и Чернигов, образовалось Древнерусское государство. Важное значение для развития Древнерусского государства сыграло правление княгини Ольги, которая провела первую государственную реформу. Она установила точный размер дани – тягло и место сбора дани – полюдье. А  При Игоре произошло еще одно из величайших событий многовековой русской истории – Русь приняла христианство.

Задание. Исправьте ошибки в тексте

«Рюрик умер в 862 году, а через три года его родственник Мирослав с дружинниками и малолетним сыном Рюрика, Олегом, двинулся вниз по Днепру и подошёл к Киеву. Расправившись с Аскольдом и Диром, Игорь  захватил власть в Киеве. Таким образом, в 988году  под властью одного князя объединились Киев и Чернигов, образовалось Древнерусское государство. Важное значение для развития Древнерусского государства сыграло правление княгини Ольги, которая провела первую государственную реформу. Она установила точный размер дани – тягло и место сбора дани – полюдье. А  При Игоре произошло еще одно из величайших событий многовековой русской истории – Русь приняла христианство.

Задание. Исправьте ошибки в тексте

«Рюрик умер в 862 году, а через три года его родственник Мирослав с дружинниками и малолетним сыном Рюрика, Олегом, двинулся вниз по Днепру и подошёл к Киеву. Расправившись с Аскольдом и Диром, Игорь  захватил власть в Киеве. Таким образом, в 988году  под властью одного князя объединились Киев и Чернигов, образовалось Древнерусское государство. Важное значение для развития Древнерусского государства сыграло правление княгини Ольги, которая провела первую государственную реформу. Она установила точный размер дани – тягло и место сбора дани – полюдье. А  При Игоре произошло еще одно из величайших событий многовековой русской истории – Русь приняла христианство.

Задание. Исправьте ошибки в тексте

«Рюрик умер в 862 году, а через три года его родственник Мирослав с дружинниками и малолетним сыном Рюрика, Олегом, двинулся вниз по Днепру и подошёл к Киеву. Расправившись с Аскольдом и Диром, Игорь  захватил власть в Киеве. Таким образом, в 988году  под властью одного князя объединились Киев и Чернигов, образовалось Древнерусское государство. Важное значение для развития Древнерусского государства сыграло правление княгини Ольги, которая провела первую государственную реформу. Она установила точный размер дани – тягло и место сбора дани – полюдье. А  При Игоре произошло еще одно из величайших событий многовековой русской истории – Русь приняла христианство.

1 - Выражение «чур, меня!»               1 - Выражение «чур, меня!»

1 - Выражение «чур, меня!»                1 - Выражение «чур, меня!»

2 - «красная строка»                                2 - «красная строка        

2- «красная строка                                   2 - «красная строка        

4-«прочитал от доски до доски»         4-«прочитал от доски до доски»

4 -«прочитал от доски до доски»          4 -«прочитал от доски до доски»

3- «спустя рукава»                              3 - «спустя рукава»        

3- «спустя рукава»                                3 - «спустя рукава»

5 -«работает закатав рукава»           5 -«работает закатав рукава»

5 -«работает закатав рукава»            5 -«работает закатав рукава»

Конкурс 6.  ИСТОРЧИЕСКАЯ МАТЕМАТИКА: решите исторические уравнения и запишите событие, которое получилось в ответе

  1.  1350 – (ДАТА ПРИЗВАНИЯ ВАРЯГ НА Русь  - 500) = ???    

Решение:

  1.  371 * 5 --- дата II похода кн. Игоря в Византию = ???  

Решение:    

  1. (дата II  похода кн. Игоря в Византию  --- дата похода I  похода Игоря в Византию) * 10  + дата образования Древнерусского государства = ???        

Решение:

  1. Дата крещения кн. Ольги + дата крещения Руси – тысячилетие = ??    

Решение:

Конкурс 6.  ИСТОРЧИЕСКАЯ МАТЕМАТИКА: решите исторические уравнения и запишите событие, которое получилось в ответе

  1.  1350 – (ДАТА ПРИЗВАНИЯ ВАРЯГ НА Русь  - 500) = ???    

Решение:

  1.  371 * 5 --- дата II похода кн. Игоря в Византию = ???  

Решение:    

  1. (дата II  похода кн. Игоря в Византию  --- дата похода I  похода Игоря в Византию) * 10  + дата образования Древнерусского государства = ???        

Решение:

  1. Дата крещения кн. Ольги + дата крещения Руси – тысячилетие = ??    

Решение:

Конкурс 6.  ИСТОРЧИЕСКАЯ МАТЕМАТИКА: решите исторические уравнения и запишите событие, которое получилось в ответе

  1.  1350 – (ДАТА ПРИЗВАНИЯ ВАРЯГ НА Русь  - 500) = ???    

Решение:

  1.  371 * 5 --- дата II похода кн. Игоря в Византию = ???  

Решение:    

  1. (дата II  похода кн. Игоря в Византию  --- дата похода I  похода Игоря в Византию) * 10  + дата образования Древнерусского государства = ???        

Решение:

  1. Дата крещения кн. Ольги + дата крещения Руси – тысячилетие = ??    

Решение:

Конкурс 6.  ИСТОРЧИЕСКАЯ МАТЕМАТИКА: решите исторические уравнения и запишите событие, которое получилось в ответе

  1.  1350 – (ДАТА ПРИЗВАНИЯ ВАРЯГ НА Русь  - 500) = ???    

Решение:

  1.  371 * 5 --- дата II похода кн. Игоря в Византию = ???  

Решение:    

  1. (дата II  похода кн. Игоря в Византию  --- дата похода I  похода Игоря в Византию) * 10  + дата образования Древнерусского государства = ???        

Решение:

  1. Дата крещения кн. Ольги + дата крещения Руси – тысячилетие = ??    

Решение:

Конкурс 5. Шарады

  1. ЛИДО
  2. СВОТЯЧЕЗЫ
  3. СЕВЛЯНА
  4. СТОГОП
  5. ШИЛЕЙ
  6. ЖАРДУНИ
  7. ДОЛЬЮПЕ
  8. АКСУРАЛ
  9. ЕГЕЧИПЕН
  10. ЗАМЛЕНЯК
  11. СЕПОТИЛЬ
  12. ОВТСАНИТСИРХ

Конкурс 5. Шарады

  1. ЛИДО
  2. СВОТЯЧЕЗЫ
  3. СЕВЛЯНА
  4. СТОГОП
  5. ШИЛЕЙ
  6. ЖАРДУНИ
  7. ДОЛЬЮПЕ
  8. АКСУРАЛ
  9. ЕГЕЧИПЕН
  10. ЗАМЛЕНЯК
  11. СЕПОТИЛЬ
  12. ОВТСАНИТСИРХ

Конкурс 5. Шарады

  1. ЛИДО
  2. СВОТЯЧЕЗЫ
  3. СЕВЛЯНА
  4. СТОГОП
  5. ШИЛЕЙ
  6. ЖАРДУНИ
  7. ДОЛЬЮПЕ
  8. АКСУРАЛ
  9. ЕГЕЧИПЕН
  10. ЗАМЛЕНЯК
  11. СЕПОТИЛЬ
  12. ОВТСАНИТСИРХ

Конкурс 5. Шарады

  1. ЛИДО
  2. СВОТЯЧЕЗЫ
  3. СЕВЛЯНА
  4. СТОГОП
  5. ШИЛЕЙ
  6. ЖАРДУНИ
  7. ДОЛЬЮПЕ
  8. АКСУРАЛ
  9. ЕГЕЧИПЕН
  10. ЗАМЛЕНЯК
  11. СЕПОТИЛЬ
  12. ОВТСАНИТСИРх

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"

Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"

Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская  национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...