План-конспект урока "Сословный быт XVII века"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Разработка урока "Сословный быт XVII века". План-конспект и самоанализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 22.08 КБ |
tablitsa.docx | 13.83 КБ |
samoanaliz.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 7 классе «Сословный быт XVII века»
Цель урока: охарактеризовать особенности быта различных сословий российского обществаXVIIвека
Задачи:
- познакомить с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий
- развивать умения анализировать и делать выводы, навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника
- формировать эстетическое восприятие к традиционным ценностям
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, интерактивная доска, наглядность, схема «Сословия России XVII века»
Основные понятия: изразцы, парча, тафта
План изучения новой темы на уроке:
- Быт царского двора
- Боярский и дворянский быт
- Жизнь посадского населения
- Крестьянство: быт и обычаи
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент (1 мин) | ||
Мотивационная установка | - здравствуйте, дети! Присаживайтесь. (Проверка отсутствующих). Сегодня с вами мы вновь окунемся в прошлое. | Настраиваются на работу |
2.Актуализация знаний(5 мин) | ||
Игра «Понятия» | На листах понятия, вы должны назвать понятие и объяснить его. (Барщина, оброк) | Обучающиеся называют понятие и объясняют его значение |
Фронтальный опрос | Скажите, а сколько всего сословий было в российском обществе в XVII веке? | В российском обществе в XVII веке было 5 сословий |
Перечислите их | Дворяне, крестьяне, посадские люди, духовенство и казачество | |
Какое из этих сословий было самым малочисленным? | Самым малочисленным сословием было дворянство | |
Какое сословие было самым бедным? | Самым бедным сословием было крестьянство | |
Какое сословие сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны, донские земли, а большую часть своих доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи? | Сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны, донские земли, а большую часть своих доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи казачество | |
Вывод | Следовательно, в России XVII века сословия различались как своим финансовым положением и количественным составом, так и положением в государстве | |
3.Изучение нового материала (30 мин) 10 мин чтение и запись в таблицу + 5 мин выступление групп | ||
Рассказ учителя | Так как, различия были в финансовом положении и положением в обществе, то соответственно и жили представители сословий по-разному. | |
Посмотрите на доску. На доске термины. Что они означают? (Еда, одежда, жилье, отдых) | Еда-то, что мы едим. Одежда-то, что мы одеваем и носим. Жилье-то, где мы живем. Отдых-то, как мы развлекаемся. | |
Цель | Следовательно, сегодня мы будем знакомиться с особенностями повседневной жизни различных сословий | |
Работа в группах | И сейчас, что бы достичь нам цели, мы с вами поработаем по группам. Ваша задача: выделить особенности быта сословия и записать их в таблицу. Выступить с кратким рассказом о повседневной жизни сословия | |
1 группа | Царский двор | Был многолюдным. Охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Дворцы отличались великолепием. Внутренние росписи дворцов поражали воображение. Состояли из трех частей: жилых комнат, парадных залов и хозяйственных помещений. На обед подавали по 500 блюд. Царь увлекался ловчей (псовой) и соколиной охотой. Был создан придворный театр царя Алексея Михайловича |
2 группа | Боярский и дворянский быт | Дворы представляли собой подобие царского двора, только меньшего масштаба. Наличники, балконы, крыльцо были украшены богатыми резными украшениями. Дома раскрашивали в разные цвета. Ковры из Персии, Турции, Крыма. Мода на зеркала, картины и библиотеки. Посуда была золотой и серебряной. Появилась мода на стеклянную посуду. Одежда была традиционной. Новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар, колбаса. Появились кареты. Отдыхали на пирах, охоте, наблюдали за кулачными боями. |
3 группа | Посадское население | Скромный быт, но с большим количеством построек. Домашняя обстановка и утварь (столы и сундуки). Были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями и речным жемчугом |
4 группа | Крестьянство | В состав двора входили: изба, клеть, хлев, сарай. Избы топились «по-черному». Для освещения использовали лучину. В избе были простые столы и лавки, закрепленные вдоль стен. Зимой спали на печи. Обувью служили лапти. Зажиточные носили поршни (моршни), а порой и сапоги. Из ржи и пшеницы пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисель, пиво и квас. Ели капусту, морковь, свеклу, редьку, огурцы, репу. По праздникам – мясо, а чаще рыбу. Ели грибы и лесные орехи. |
После выступления групп делаем вывод | Несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное так и западное влияние | |
4.Физминутка (1 мин) | ||
Дети давайте с вами немного отдохнем и выполним небольшие упражнения (вращение головой стоя, вращение кистевым суставом, стряхивание рук, руки поднимаем вверх и опускаем вниз) | Выполняют упражнения | |
5.Закрепление (2 мин) | ||
Фронтальный опрос | Итак, что же нового появилось в быту у различных сословий? | Новая еда, стекло, ковры |
Как отдыхали в то время представители богатых сословий? | Охотились, устраивали пиры, наблюдали за кулачными боями | |
Работа с интерактивной доской | Ребята, сейчас ваша задача соотнести картинки быта крестьянина и дворянина | Выходят по очереди к доске и выполняют задание |
Все ли согласны? Если нет, то почему? | ||
6.Домашнее задание (1 мин) | ||
Дома прочитаете параграф 11 и заполните в своих таблицах пустые колонки по тем сословиям, с которыми вы не работали | Записывают в дневниках домашнее задание | |
7.Рефлексия (1 мин) | ||
«Гусли» | Интересным ли был урок? Прикрепите ваши нотки на струны у гуслей, по вашим ощущениям. | Прикрепляют нотки и уходят из класса |
Сословия России XVII века
Феодалы (дворяне и бояре) | Духовенство | Посадское население | Крестьяне | Казачество |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока истории в 7 классе
Учителя истории и обществознания
Долгушина Михаила Валерьевича
Урок «Сословный быт XVII века» проводился в 7 классе.
В 7 классе 8 обучающихся. Обучающиеся имеют средний уровень мотивации. Класс к уроку готов: имеются необходимые учебные принадлежности, психологический настрой положительный.
Цель урока: охарактеризовать особенности быта российского общества XVII века
Задачи:
- знакомить с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий.
- развивать умения анализировать и делать выводы, навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника.
- формировать эстетического восприятия к традиционным ценностям.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, наглядность, схема «Сословия России».
Тип урока – комбинированный. На данном уроке использовались различные средства и формы обучения.
Данный урок восьмой из девяти в теме «Россия в XVII веке». На предыдущем уроке изучались сословия России в XVII веке.
Для достижения поставленной цели, активизации учебной и познавательной деятельности применялись следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя, ориентированный на учебник);
репродуктивный (запись в тетради полученных знаний);
частично-поисковый (работа с текстом учебника, постановка проблемных вопросов). Эффективность использованных методов и приемов, их соответствие содержанию и цели урока.
Новый материал излагался по плану:
1. быт царского двора
2. боярский и дворянский быт
3. жизнь посадского населения
4. крестьянство: быт и обычаи
Постановка проблемных вопросов, использование цифровых образовательных ресурсов соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Материал представлен в доступной для обучающихся форме, с учетом их возрастных и психологических особенностей.
На данном занятии использовались:
- технологии личностно-ориентированного образования,
- интерактивные технологии.
В ходе урока сочетались фронтальная работа и работа в группах.
Были соблюдены структурные компоненты урока, целесообразно распределено время:
Этап 1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. (1 мин).
Развитие личностных УУД (развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний)
Этап 2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос (5 мин.)
Развитие личностных УУД (формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием)
Этап 3. Изучение нового материала. Работа в группах (30 мин.)
Развитие познавательных и коммуникативных УУД (формирование навыка расширенного поиска информации, навыка изучающего и поискового чтения, умения выделять главное и второстепенное, коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса).
Этап 4. Физминутка. (1 мин)
Этап 5. Закрепление. Опрос и работа с интерактивной доской(2 мин)
Развитие личностных УУД (формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных, способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.)
Этап 6. Домашнее задание. (1 мин)
Развитие личностных УУД (развитие способности к самоорганизации и самоконтролю).
Этап 7. Рефлексия. (1 мин)
Развитие личностных УУД (развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели, формирование позитивной моральной самооценки)
План урока выполнен, задачи реализованы. Таким образом, поставленная в начале урока цель была достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Культура России в XVII веке"
Презентация содержит сведения по архитектуре, живописи, просвещению России в XVII веке. Предназначена для учащихся 7 класса....
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
План конспект урока Тема: Социальные движения второй половины XVII в.
Социальные движения второй половины XVII в....
План-конспект урока МХК в 11 классе: «АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ КОНЦА XV-XVII ВЕКОВ»
На уроке раскрываются особенности архитектуры Московского Кремля. В основе урока - поисковая деятельность учащихся....
План-конспект урока литературы "Поэзия Серебряного века" (11 класс)
Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтиче...
План-конспект.Россия в начале 20 века.Стебенёв.
План-конспект урока по теме Россия в начале 20 века.Учитель Стебенёв А.В....
План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны
Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...