«Со-творение» истории: включение школьников в историю Отечества».
статья по истории на тему
Какие изменения ждут учителя при введении ФГОС и Историко-культурного стандарта по истории? Из опыта работы школьного учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
so-tvorenie_istorii_vklyuchenie_shkolnikov_v_istoriyu_otechestva.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Со-творение» истории: включение школьников в историю Отечества».
Введение
Несомненно, что обнародование в июне 2013 года документа под названием «Проект историко-культурного стандарта», разработанного рабочей группой по подготовке нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, является знаковым событием для современного российского общества. После четверти века многоголосия и даже сумбура в изложении и трактовках прошлого реализуется социальный заказ граждан России на поиск точек консенсуса в понимании истории в масштабах всего общества, историко-культурного стандарт может послужить фундаментом для взаимопонимания и диалога всех социальных, этнических, возрастных групп, представителей различных идейных, культурных, конфессиональных течений. При этом речь идет не о том, чтобы дать «единственно правильную» оценку исторического процесса, но и сформировать надежные ориентиры, основанные на научном понимании истории. Граждане России не обязаны придерживаться одинаковой оценки всех событий российской истории, но должны понимать свою причастность к общему прошлому, настоящему, а значит и будущему страны[1].
Что же изменится в преподавании истории в школе? Для меня похоже ничего. Анализируя свою работу в 90-х и 2000-2010, до введения ЕГЭ, когда можно было самостоятельно наполнять предметное содержание, я использовало многое, что требует ИКС, но честно сознаюсь, что требования подготовки ученика к ЕГЭ заставили от многого отказаться в пользу фактов, конкретики, которая и проверяется на экзамене.
Основная часть
Культурно-антропологический подход предполагает, что особое место должно быть уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Довольно часто, заинтересовавшись какой-либо проблемой в истории и обществоведении, мои учащиеся собирают большое количество интересного материала, используют сохранившиеся в семье воспоминания о своих близких, участников эпохальных событий.
Просмотр художественных фильмов, связанных с различными событиями нашей истории, не только расширяет знания учащихся, но и создаёт особое эмоциональное состояние, которое может вызвать настоящее искусство. Кинофильмы «Русь изначальная», «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Князь Серебряный», «Пётр Первый», «А завтра была война» формируют гражданское мировоззрение школьников, заставляют сопереживать своей стране, своему народу. Традиционными являются занятия в комнате Боевой Славы, которые проводят 11-классники для учащихся 1-8 классов. На занятиях школьники знакомятся с событиями Великой Отечественной войны, музыкальными, литературными произведениями, посвящёнными войне, смотрят кадры хроники, отрывки из художественных фильмов. Материал, посвящённый первому, так и не состоявшемуся выпуску, вызывает эмоциональное потрясение. Фотографии, имена школьников, недоучившихся в 41-м, не дают забыть наше героическое и трагическое прошлое. Заканчиваются занятия линейкой памяти, где все присутствующие вспоминают своих близких, воевавших и трудившихся в годы войны. Все это позволяет подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Работы ребят, посвящённые Великой Отечественной войне, участвуют в районных и областных конкурсах.
Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов
Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.
Начинающим изучать историю школьникам всё интересно. Первые уроки, посвящённые первобытному человеку, провожу в краеведческом музее г. Энгельса, где ребята не только своими глазами увидят древнейшие находки, узнают о науках – помощницах истории (археологии, этнографии и т.д.), но и получат задание своими руками, без современных инструментов, сделать орудия труда. Конечно, получится у немногих, но теперь отношение к древним мастерам будет другое.
На основе экспозиций Саратовского краеведческого музея можно провести занятия, посвящённые кочевым народам Поволжья, государству Золотая Орда, основанию Саратова. Целый спектакль разыгрывают сотрудники Энгельсского краеведческого музея, рассказывая об основании нашего города. Побывать в избе русского крестьянина, сравнить обычаи татар, мордвы, поволжских немцев помогают занятия в Этнографическом музее Саратова. Всегда интересно проходят музейные экскурсии, посвящённые П.А.Столыпину, событиям Великой Отечественной войны, освоению космоса и т.д. Вопросы культуры помогает изучать не по учебнику Художественный музей им. Радищева.
Другим требованием ИКС является изучение истории религий, в первую очередь православия, а также включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.
На уроках истории и обществознания есть темы нашествия монголо-татар, присоединения к России новых территорий, принятия христианства и ислама, религиозные войны, национальная политика власти и т. д. которые воспринимаются учащимися по-разному, в зависимости от их воспитания, национального и религиозного мировоззрения. Как, объясняя “сложные” темы, способствовать профилактике межнациональной и межрелигиозной розни или хотя бы не способствовать её разжиганию? Чтобы прийти к определённым выводам и наработкам, я в свое время проанализировала исследования социологов, историков, школьные учебники, статистические данные по стране, городу, школы, роль средств массовой информации, знакомилась с отечественным и зарубежным опытом. Общалась с представителями разных национальностей и религий, но главными моими помощниками стали ученики, которые помогли выработать определённые принципы, которыми я пользуюсь при проведении уроков.
Например, Александра Ишимова, написавшая в 19 веке «Историю России в рассказах для детей», повествуя о событиях Батыева нашествия, предупреждает милых деточек, что речь здесь идёт не о современных татарах, что мирно населяют берега Волги, а о далёких кочевых их предках. Современные историки Кацва Л.А. и Юрганов А.Л., рассказывая об объединении монгольских племён, сообщают, что татары были вырезаны едва ли не поголовно, и добавляют: ”По иронии судьбы имя истреблённого племени перешло на всех монголов”. Т.об., татары Русь не завоёвывали. Этнографическая энциклопедия сообщает, что все тюркоязычные народы Поволжья были записаны как татары, вне зависимости от национальности во время переписи населения в 19 веке. Все перечисленные варианты не учитывают мировоззрение современных татар. Они напрямую связывают своё происхождение с монголо-татарским нашествием. Золотую Орду считают своим государством, гордятся ее могуществом, боеспособностью, а падение переживают. Что касается вреда, причинённого ими русским княжествам, взгляды расходятся в зависимости от воспитания и личных качеств. От явно негативной оценки жестокости до позиции следующего характера: «жестокое обращение послужило русским уроком, отказавшись подчиниться киевскому князю, они были наказаны порабощением».
Как оценивать расширение границ Российской империи? Что это: объективный исторический процесс, несущий прогресс, или насильственная колонизация? Спор, который может начаться на уроке, затронет многих, и главное, чтобы он не стал основой для конфронтации. Представители бывших союзных республик СССР, считающие своей родиной Россию, часто по-разному воспринимают эти события. Это зависит от исторической памяти народа, от тех отношений, которые на данный момент сложились между Россией и бывшей союзной республикой, и от умения и такта учителя, ведущего урок.
Конечно, единого рецепта здесь дать нельзя, но, рассматривая историю католической церкви (крестовые походы, гонения на еретиков и т.д.), всегда говорю, что католическая церковь признала ошибочность своих прежних позиций и выступает сегодня как миротворец. В теме о насильственной исламизации Балканского полуострова не только говорит об отторжении радикальных, воинствующих течений в исламе, но и тех трагических последствиях, которые преследуют бывшую Югославию до сих пор. На основе фильма «Обыкновенный фашизм» смонтировала школьную версию фильма, которая показывает жуткие последствия нацизма и трогает ребят до слёз ...
Сегодня на уроках всегда:
- показываю весь спектр данной проблемы, её современное осмысление,
-привлекаю ребят, не только к негативной оценке данных фактов, но и анализу уровня развития стран и народов, о которых идёт речь,
-говорю о недопустимости подобных этнических и религиозных конфликтов в наше время.
Учащиеся должны понимать, что проблемы национального и религиозного противостояния были и есть, исторический опыт показывает, что конфронтация пользы никому не приносила, здесь не будет победителей и побеждённых.
Заключение
Историко-культурный стандарт, включающий в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, призван содействовать формированию единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Любопытно, но при абсолютном принятии требований ИКС, оценивать работу учителя и школы будут по результатам ЕГЭ, и что сделает педагог в качестве приоритета на мой взгляд очень большой вопрос. Оптимистично в сете этого звучит заявление главы Рособрнадзора Сергея Кравцова: «Многие учителя рассматривают предмет истории не только как формирующий понимание исторического процесса и роли России в мире, но и способствующий индивидуальному развитию школьника».[2] Поживем, увидим.
[1] Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-kulturnyy-standart-kontseptsiya-rekomendatsii-soderzhanie#ixzz44AutFSNK
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Включение школьников в личностно-развивающую среду на уроках музыки"
Научно-методическая статья "Включение школьников в личностно-развивающую среду на уроках музыки"...
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
История моей семьи в истории моего Отечества
данная презентация была представлена на межмуниципальном конкурсе "История моей семьи в истории моего Отечества" в номинации "Юный исследователь"...
Проверочная работа по истории для 6 класса - история Средних веков и история России
Проверочная работа по истории по курсу 6 класса...
Разработка внеклассного мероприятия "История возникновения праздника День Защитника Отечества"
Сразу после победы вооруженного восстания большевиков в Петрограде 7-8 ноября 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу не только с внутренними врагами, не желающими идти в светлое коммунистиче...
Элективный курс по истории для 10 класса "История Отечества в лицах"
Электив для 10 класса. Был составлен во времена работы по концентрической системе....
Элективный курс по истории для 11 класса "История Отечества в лицах"
Электив для 11 класса. Был составлен во времена работы по концентрической системе....