Конспект урока "Пётр Великий. Значение его реформ".
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Конспект урока "Пётр Великий. Значение его реформ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyotr_velikiy._znachenie_ego_reform.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс.
Тема: «Пётр Великий. Значение его реформ».
Цель:
1. Охарактеризовать личность Петра I.
2. Показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики.
3. Определить значение реформ Петра Великого.
Основные понятия: рекруты, регулярная армия, абсолютная монархия.
Оборудование: портрет Петра I, источник «Юности честное зерцало».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Россия на рубеже ХVII-ХVIII вв».
1. Каковы причины отставания России от передовых европейских стран в конце ХVII - начале ХVIII вв.?
Ответ: Россия не имела регулярной армии и флота, выходов к морям. Устарела система государственных учреждений - приказов, была слабо развита промышленность.
III. План изучения нового материала.
1.Пётр I.
А) Учитель: На рубеже ХVII-ХVIII столетий в России созрели необходимые внутренние предпосылки для решительных перемен. И эти перемены наступили. Выдающаяся роль в преобразованиях принадлежала Петру I, его уму, целеустремлённости, решительности, твёрдой воле.
Б) Сообщение учащегося «Личность Петра I».
В) Беседа с учащимися.
1.Как Пётр I создавал регулярную армию?
Ответ: Комплектование войск стало проводиться путём рекрутских наборов. С определённого числа крестьянских и посадских дворов стали брать в солдаты по одному рекруту. Часть церковных колоколов пустили в переплавку, было отлито 300 пушек. Много внимания уделялось обучению войск, разрабатывались военные и морские уставы.
2. Как был завоёван выход к Балтийскому морю?
Ответ: В ходе Северной войны были одержаны победы над сильнейшей шведской армией Карла ХII на суше (Полтавская битва 1709 г.) и на море (у мыса Гангут 1714г. и у острова Гренгам 1720 г.)
3. Какие изменения произошли в системе управления государством?
Ответ: Петром I были организованы коллегии, созданы Сенат и Синод, введена Табель о рангах. В России оформился абсолютизм.
4. Что появилось нового в мануфактурной промышленности?
Ответ: Были построены металлургические, текстильные, суконные мануфактуры для обеспечения армии. На верфях строились корабли.
Г)Учитель: Пётр I стремился привить дворянам хорошие манеры. По его указу перевели с немецкого языка книгу «Юности честное зерцало». По ней усваивали дворяне правила приличия.
д)Работа с источником.
«Юности честное зерцало»
1. Прежде всего дети должны отца и мать уважать и относиться к ним с великим почтением. Все приказы родителей выполнять. Слушая их распоряжения, шляпу всегда надо снимать. Вперёд них не садиться. Стоять не с ними рядом. А позади.
2. За столом руками и ногами не болтать. Сидеть тихо и смирно. Есть надо спокойно. Вилкой и ножом по скатерти не чертить, по тарелке не стучать.
3. Если родители или кто из старших позовёт, нужно тотчас отозваться и спросить: «Что изволите, государь батюшка или государыня матушка?». Нельзя спрашивать: «Что? Чего хочешь?».
4. Мальчик должен быть учтив и вежлив, не драчлив. Здороваться надо, не доходя до знакомого три шага и шляпу приятным образом сняв. Вежливых ценят и говорят: « Он - молодец и смиренный кавалер». Грубиянам же говорят: «Он есть спесивый болван».
5. Если случится в кругу друзей стоять и беседовать или разговаривать, сидя за столом, или же с кем - либо танцевать, то никому нельзя плевать.
6. Неприлично в носу пальцем ковырять или платком нос чистить, особенно при посторонних людях.
7. Сидя за столом, следует соблюдать следующее правило: во - первых, надо обрезать ногти, чтобы не выглядели они, словно бархатом обшитые. Руки надо вымыть и сидеть прямо. Первым еду с блюда не хватать. Есть надо то, что перед тобой лежит. Когда ешь, не чавкай как свинья, головы не чеши. Не проглотя куска, не говори. Зубы надо чистить не ножом, а зубочисткою, прикрыв рот рукой. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Когда перестанешь есть, умой руки и лицо, выполощи рот.
1. Какие правила поведения в обществе значимы и в наше время?
Ответ: по выбору учащихся.
2.Значение реформ Петра Великого.
А) Учитель: Преобразования Петра I изменили все стороны жизни России. Для того чтобы ответить на вопрос «Какое значение имели реформы Петра I?», составим план ответа по последнему пункту § 38 с. 228-229.
Ответ: 1. Россия была признана великой державой.
2. Созданы регулярная армия и флот.
3. Завоёван выход к Балтийскому морю.
4. Произошёл рост мануфактурной промышленности.
5. Усовершенствован государственный аппарат.
6. Россия превратилась в абсолютную монархию.
IV. Закрепление материала.
1. Учитель: Были ли достигнуты цели, стоявшие перед Петром I в начале его царствования? Сравните цели (выписаны на доске) и итоги ( в тетради составлен план) деятельности Петра I. Как видно, Пётр I сделал для России значительно больше, поэтому и носит титул Пётр Великий.
V.Домашнее задание: § 38, вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения на тему: Петр Великий. Значение петровских реформ". 7 класс
на уроке используется раздаточный материал с отрывками исторических источников и вопросами....
конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
Данный урок был проведён как открытый урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории и обществознания"...
«Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»
Обобщающий урок истории в 7 классе, с применением Сингапурской системы преподования.Цель урока: обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны....
Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"...
Урок-обобщение по теме: "Значение петровских реформ.Роль Петра I в истории"
В основе урока лежит групповая форма работы учащихся....
«Пётр Великий. Значение его реформ».
Разработка урока в 8-м классе...
Конспект урока истории в 8 классе "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"
Тема урока «Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»Цели урока:Образовательная (дидактическая):создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности...