Конспект урока истории в 8 классе "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Тема урока «Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»

Цели урока:

Образовательная (дидактическая):

  • создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности   курса  Петра I;
  • охарактеризовать  Петра I  как государственного деятеля;

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения   положительного и отрицательного результата  в условиях необходимости модернизации государства.
  • подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным  человеком;

Развивающие:

  • содействовать развитию навыков работы с историческими  высказываниями и документами;
  • продолжать формирование оценочных суждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znachenie_petrovkih_reform.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шаркиева Диана Сериковна

Место работы: МБОУ «Сагарчинская средняя общеобразовательная школа Акбулакского района Оренбургской области»

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: история                                                        

Класс: 8

Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./Под ред. Торкунова А.В. История России. 8 класс. М., «Просвещение», 2019

Уровень обучения: базовый

Тема урока «Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»

Цели урока:

Образовательная (дидактическая):

  • создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности   курса  Петра I;
  • охарактеризовать  Петра I  как государственного деятеля;

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения   положительного и отрицательного результата  в условиях необходимости модернизации государства.
  • подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным  человеком;

Развивающие:

  • содействовать развитию навыков работы с историческими  высказываниями и документами;
  • продолжать формирование оценочных суждений.

Оборудование урока:

  • рабочие листы;
  • карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;
  • учебники «История России 8 класс» под ред. Торкунова А.В.

Эпиграфы к уроку:

Эпиграфы на доске:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А. С. Пушкин)

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А. С. Пушкин)

Проблемный вопрос: Почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывает яростные споры историков?

Материал урока условно можно разделить на несколько частей:

  1. Актуализация ранее полученных знаний
  2. Определение  темы занятия, выдача рабочих листов к уроку.  Определение задания к уроку.
  3.  Работа в группах.  Учитель сочетает   исследовательский  и частично-поисковый  метод, организует  беседу и обсуждение материала.     На этом этапе дети, отвечая на вопросы, могут проверить себя: насколько хорошо они поняли   материал.
  4. Рефлексия.  Аргументированные ответы на вопросы.

Ход урока

I. Актуализация ранее полученных знаний.

Вспомните, какие  ключевые проблемы стояли перед Россией в к   XVII века.

  1. Укрепление обороноспособности страны.
  2. Преодоление экономической отсталости
  3. Создание предпосылок для развития торговли и  связей с другими странами.
  4. Развитие просвещения
  5. Изменение положения классов.

II. Работа по теме урока. Ребята, тема урока « Значение петровских преобразований в истории страны».

Эпиграфы на доске:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А. С. Пушкин)

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А. С. Пушкин)

Проблемный вопрос: Почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывает яростные споры историков?

Подумайте, что положительного и отрицательного было достигнуто в решение ключевых  проблем России?

( работа в группахпо учебнику, заполнение  таблицы), обсуждение

+ петровских реформ

-  петровских реформ

Создание регулярной армии и флота

Создание отечественной промышленности

Политика меркантилизма

Выход к Балтийскому морю, строительство каналов

«Табель о  ранга»  дал возможность представителям  народа дослужиться  до высших чинов

Попытка ликвидировать неграмотность, открытия школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев

пожизненная служба, крестьян отрывали от земли

Рост налогов, рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам

Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов

 

Усиление закрепощение крестьян

 

насильно

Учитель:  Характеристики Петра в русской мысли — самые противоположные. Он — то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, то душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.

О личности Петра I отзывы неоднозначны:

-отец Отечества

-Царь Антихрист, который нарушил естественный ход развития истории

Работа с текстами в группах, по заданиям, выскажите свою оценку.

Историки о Петре I – работа по учебнику, стр.80 – 81.

1) Как описывает солдат Никита Кашин Петра 1? Как он относится к царю?

2)  На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

3) В чем суть позиции А.И. Уткина?   П.Н. Милюкова? С.Ф. Платонова?

4) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

5) Что привлекает историков в личности Петра I?

6) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?

Работа по карте. Покажите на карте страны – союзницы России в Северной войне. Найдите на карте Швецию, Турцию, Персию

III. А сейчас  мы с  вами проведём аукцион знаний: (вопросы группам)

1. Пётр  I в своё царствование при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам (белорусам, украинцам). Почему?

Ответ: Пётр I  не доверял великороссийским архиереям, которые были приверженцами и защитниками старины, противниками всего нового, идущего с запада. Пётр, насаждая реформы западного образца вызывал недовольство со стороны великорусской церкви. Малороссы были ближе к Европе ( они длительное время находились под властью Литвы), были терпимее к западному образу жизни.

2. Кто он?

В 1698 году пожалован сержантом, в 1702 году  - графом, 1707 г.- светлейшим князем. Командовал армией в Польше, Курляндии, Померании, дослужился до высшего чина. Был губернатором шлиссельбургским и С-Петербургским, президентом военной коллегии. Состоял под  судом за казнокрадство, уплатил 200 тыс. рублей штрафа.

По счетам видно, что с 1705-1711года потратил лично на себя 45 тысяч рублей. Владел более  чем 150 тыс. крепостных.

Пётр I : «… в беззаконии зачат, во грехах родила его мать и в плутовстве скончает живот свой (окончит жизнь свою); если не исправится, быть ему без головы».

Ответ: А. Д. Меньшиков.

3. Обычай дарить младенцам одежду голубого ( для мальчиков) и розового ( для девочек) цвета  укоренился от Петра I . Почему?

Ответ: Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой  лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой.

4.Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.

Ответ: погоны.

5. Когда в России наступил  XVIII век? Какой век был до этого?

Ответ: Пётр ввёл новый календарь с 1 января 1700 года. До этого в России шёл 7208 год от Сотворения мира – он начался 1 сентября 1699г.

6.Какими ремёслами владел Пётр I?

Ответ:  Всего Пётр I освоил около 15 профессий,  в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.

7. Какие иностранные языки знал Пётр I?

Ответ: Пётр I говорил  по-голландски  и по- немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного – татарский, английский, читал по-латыни. Правда с грамматикой (всех языков) у Петра I дело обстояло неважно.

8. Какой вид казни впервые ввёдён при Петре I?

Ответ: расстрел.

9. Почему говорят, что мастера, приезжавшие при Петре I, были  «худшего качества», чем те, которые приезжали при  Иване  Великом?

Ответ: Во времена Ивана  Великого в Россию приезжали мастера из среды гуманистов, имевшие энциклопедическое образование. Они были  универсальными мастерами, в то время, как  в эпоху Петра I  энциклопедисты остались только в науке.

10. В каких государствах побывал Пётр I  и  почему?

Ответ: Пётр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).

4.Рефлексия.  

Учитель: Ребята, вернёмся  к эпиграфам  к уроку,  как Вы понимаете слова  А.С. Пушкина.(ответы  учащихся)

Благодаря реформам Петра I преодолена  экономическая и  культурная   отсталость России.  Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России  в  мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя- реформатора.  «До чего мы дожили, погребаем, слава и сила при нас».

Задание группам, написать  синквейн  на тему «Пётр1  в истории России» 

Домашнее задание: §12 читать, составить кроссворд по теме «Эпоха Петра Великого» 

Использованные ресурсы

  • Смирнов  С.Г. «Задачник по истории России» Изд-ва «Международные отношения», 1995г.
  • Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец  XVI-XVIII век. 7 класс . –М.: ВАКО, 2006г.
  • ru.wikipedia.org/wiki/
  • www.rulex.ru/01160320.htm
  • rulers.narod.ru/petr/petr.htm  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"

«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого  и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...

План-конспект урока по истории на тему: "Реформы Петра I в экономике".

План-конспект по теме Петровских преобразования предназначен для 7 класса, урока изучения нового материала, рассчитан на 2 часа....

«Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»

Обобщающий урок истории в 7 классе, с применением Сингапурской системы преподования.Цель урока: обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны....

Урок-обобщение по теме: "Значение петровских реформ.Роль Петра I в истории"

В основе урока лежит групповая форма работы учащихся....

Конспект урока истории 9 класс тема: Реформы М.М.Сперанского.

Конспект урока истории 9 класс тема: Реформы М.М.Сперанского....

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...

Конспект урока по теме "Реформы управления Российским государством при Петре I". История России. 8 класс.

Учебный предмет: ИсторияУчитель: Диваева Елизавета АндреевнаКласс: 8 классАвтор и название УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. Под редакцией академика РАН А.В. Торкуно...