Конспект урока истории в 8 классе "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"
план-конспект урока по истории (8 класс)
Тема урока «Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»
Цели урока:
Образовательная (дидактическая):
- создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности курса Петра I;
- охарактеризовать Петра I как государственного деятеля;
Воспитательные:
- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения положительного и отрицательного результата в условиях необходимости модернизации государства.
- подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком;
Развивающие:
- содействовать развитию навыков работы с историческими высказываниями и документами;
- продолжать формирование оценочных суждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znachenie_petrovkih_reform.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Шаркиева Диана Сериковна
Место работы: МБОУ «Сагарчинская средняя общеобразовательная школа Акбулакского района Оренбургской области»
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 8
Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./Под ред. Торкунова А.В. История России. 8 класс. М., «Просвещение», 2019
Уровень обучения: базовый
Тема урока «Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»
Цели урока:
Образовательная (дидактическая):
- создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности курса Петра I;
- охарактеризовать Петра I как государственного деятеля;
Воспитательные:
- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения положительного и отрицательного результата в условиях необходимости модернизации государства.
- подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком;
Развивающие:
- содействовать развитию навыков работы с историческими высказываниями и документами;
- продолжать формирование оценочных суждений.
Оборудование урока:
- рабочие листы;
- карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;
- учебники «История России 8 класс» под ред. Торкунова А.В.
Эпиграфы к уроку:
Эпиграфы на доске:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А. С. Пушкин)
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А. С. Пушкин)
Проблемный вопрос: Почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывает яростные споры историков?
Материал урока условно можно разделить на несколько частей:
- Актуализация ранее полученных знаний
- Определение темы занятия, выдача рабочих листов к уроку. Определение задания к уроку.
- Работа в группах. Учитель сочетает исследовательский и частично-поисковый метод, организует беседу и обсуждение материала. На этом этапе дети, отвечая на вопросы, могут проверить себя: насколько хорошо они поняли материал.
- Рефлексия. Аргументированные ответы на вопросы.
Ход урока
I. Актуализация ранее полученных знаний.
Вспомните, какие ключевые проблемы стояли перед Россией в к XVII века.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Преодоление экономической отсталости
- Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.
- Развитие просвещения
- Изменение положения классов.
II. Работа по теме урока. Ребята, тема урока « Значение петровских преобразований в истории страны».
Эпиграфы на доске:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А. С. Пушкин)
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А. С. Пушкин)
Проблемный вопрос: Почему оценка деятельности Петра Великого уже более двух веков вызывает яростные споры историков?
Подумайте, что положительного и отрицательного было достигнуто в решение ключевых проблем России?
( работа в группахпо учебнику, заполнение таблицы), обсуждение
+ петровских реформ | - петровских реформ |
Создание регулярной армии и флота Создание отечественной промышленности Политика меркантилизма Выход к Балтийскому морю, строительство каналов «Табель о ранга» дал возможность представителям народа дослужиться до высших чинов Попытка ликвидировать неграмотность, открытия школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев | пожизненная служба, крестьян отрывали от земли Рост налогов, рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов
Усиление закрепощение крестьян
насильно |
Учитель: Характеристики Петра в русской мысли — самые противоположные. Он — то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, то душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.
О личности Петра I отзывы неоднозначны:
-отец Отечества
-Царь Антихрист, который нарушил естественный ход развития истории
Работа с текстами в группах, по заданиям, выскажите свою оценку.
Историки о Петре I – работа по учебнику, стр.80 – 81.
1) Как описывает солдат Никита Кашин Петра 1? Как он относится к царю?
2) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
3) В чем суть позиции А.И. Уткина? П.Н. Милюкова? С.Ф. Платонова?
4) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
5) Что привлекает историков в личности Петра I?
6) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?
Работа по карте. Покажите на карте страны – союзницы России в Северной войне. Найдите на карте Швецию, Турцию, Персию
III. А сейчас мы с вами проведём аукцион знаний: (вопросы группам)
1. Пётр I в своё царствование при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам (белорусам, украинцам). Почему?
Ответ: Пётр I не доверял великороссийским архиереям, которые были приверженцами и защитниками старины, противниками всего нового, идущего с запада. Пётр, насаждая реформы западного образца вызывал недовольство со стороны великорусской церкви. Малороссы были ближе к Европе ( они длительное время находились под властью Литвы), были терпимее к западному образу жизни.
2. Кто он?
В 1698 году пожалован сержантом, в 1702 году - графом, 1707 г.- светлейшим князем. Командовал армией в Польше, Курляндии, Померании, дослужился до высшего чина. Был губернатором шлиссельбургским и С-Петербургским, президентом военной коллегии. Состоял под судом за казнокрадство, уплатил 200 тыс. рублей штрафа.
По счетам видно, что с 1705-1711года потратил лично на себя 45 тысяч рублей. Владел более чем 150 тыс. крепостных.
Пётр I : «… в беззаконии зачат, во грехах родила его мать и в плутовстве скончает живот свой (окончит жизнь свою); если не исправится, быть ему без головы».
Ответ: А. Д. Меньшиков.
3. Обычай дарить младенцам одежду голубого ( для мальчиков) и розового ( для девочек) цвета укоренился от Петра I . Почему?
Ответ: Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой.
4.Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.
Ответ: погоны.
5. Когда в России наступил XVIII век? Какой век был до этого?
Ответ: Пётр ввёл новый календарь с 1 января 1700 года. До этого в России шёл 7208 год от Сотворения мира – он начался 1 сентября 1699г.
6.Какими ремёслами владел Пётр I?
Ответ: Всего Пётр I освоил около 15 профессий, в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.
7. Какие иностранные языки знал Пётр I?
Ответ: Пётр I говорил по-голландски и по- немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного – татарский, английский, читал по-латыни. Правда с грамматикой (всех языков) у Петра I дело обстояло неважно.
8. Какой вид казни впервые ввёдён при Петре I?
Ответ: расстрел.
9. Почему говорят, что мастера, приезжавшие при Петре I, были «худшего качества», чем те, которые приезжали при Иване Великом?
Ответ: Во времена Ивана Великого в Россию приезжали мастера из среды гуманистов, имевшие энциклопедическое образование. Они были универсальными мастерами, в то время, как в эпоху Петра I энциклопедисты остались только в науке.
10. В каких государствах побывал Пётр I и почему?
Ответ: Пётр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).
4.Рефлексия.
Учитель: Ребята, вернёмся к эпиграфам к уроку, как Вы понимаете слова А.С. Пушкина.(ответы учащихся)
Благодаря реформам Петра I преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя- реформатора. «До чего мы дожили, погребаем, слава и сила при нас».
Задание группам, написать синквейн на тему «Пётр1 в истории России»
Домашнее задание: §12 читать, составить кроссворд по теме «Эпоха Петра Великого»
Использованные ресурсы
- Смирнов С.Г. «Задачник по истории России» Изд-ва «Международные отношения», 1995г.
- Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец XVI-XVIII век. 7 класс . –М.: ВАКО, 2006г.
- ru.wikipedia.org/wiki/
- www.rulex.ru/01160320.htm
- rulers.narod.ru/petr/petr.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"
«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...
План-конспект урока по истории на тему: "Реформы Петра I в экономике".
План-конспект по теме Петровских преобразования предназначен для 7 класса, урока изучения нового материала, рассчитан на 2 часа....
«Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»
Обобщающий урок истории в 7 классе, с применением Сингапурской системы преподования.Цель урока: обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны....
Урок-обобщение по теме: "Значение петровских реформ.Роль Петра I в истории"
В основе урока лежит групповая форма работы учащихся....
Конспект урока истории 9 класс тема: Реформы М.М.Сперанского.
Конспект урока истории 9 класс тема: Реформы М.М.Сперанского....
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...
Конспект урока по теме "Реформы управления Российским государством при Петре I". История России. 8 класс.
Учебный предмет: ИсторияУчитель: Диваева Елизавета АндреевнаКласс: 8 классАвтор и название УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. Под редакцией академика РАН А.В. Торкуно...