Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
план-конспект урока по истории на тему
Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории, 8 класс
Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 года»
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны;
- дать оценку реформе 1861 года;
- обратить внимание на различные, зачастую полярные, оценки проводимой земельной реформы;
- продолжить формирование основных умений у учащихся: самостоятельно получать новые знания по источникам; систематизировать информацию, анализировать и обобщать фактический материал.
План урока:
- Подготовка крестьянской реформы.
- Крестьянская реформа 1861 г.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: практикум
Оборудование урока, средства обучения:
- учебное пособие История России, XIX век. 8 класс/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М., Просвещение, 2009;
- мультимедийное оборудование; раздаточный материал.
Основные термины и понятия: «Манифест 19 февраля 1861 года», «Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «временнообязанные» крестьяне, Уставная грамота, мировые посредники.
Ход урока:
- Организационный момент
- Новая тема
Вступительное слово учителя. (слайд №1) 18 февраля 1855 года после непродолжительной болезни скоропостижно скончался император Николай I. «Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжёлое, оставить тебе царство мирное, устроенное, счастливое. Проведение судило иначе. Теперь я иду молиться за Россию и за вас. После России я вас любил более всего на свете. Служи России!» - таковым было последнее отцовское напутствие цесаревичу Александру.
(слайд №2) На престол вступил император Александр II, вошедший в историю с именем «Царь Освободитель».
- Активизация познавательного интереса. Постановка проблемных вопросов.
- У вас на партах лежат фрагменты исторических документов. Я даю вам время 1 минуту, чтобы выполнить задание к документам. (Задание: 1. Как называется документ, с фрагментами из которого вы познакомились? Когда он был составлен? . 2. Объясните суть (главное содержание) приведённых статей).
Проверка задания. Обобщение ответов учащихся (1 документ- Судебник Ивана III, 2 – Судебник Ивана IV, 3- Соборное Уложение 1649 года. Во всех этих документах - этапы закрепощения крестьян с XV – XVII вв. Оформление крепостного права в России).
- (слайд №3)Назовите причины отмены крепостного права.
- Как вы думаете , о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? ( Об отмене крепостного права)
Формулируется тема урока (слайд №4) и записывается учащимися в тетрадь.
План урока (слайд №5)
19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости». Манифест современниками был воспринят по-разному. Одни называли 19 февраля «великим днём», сам Александр II назвал этот день «лучшим днём» своей жизни; другие – «чистым обманом, издевательством над крестьянами».
Проблемный вопрос. ( слайд №6) Почему, на ваш взгляд, разнятся оценки этого события? Какая из оценок Крестьянской реформы вам кажется наиболее точной?
- Подготовка крестьянской реформы (по ходу беседы заполнить таблицу в рабочих листах) (слайды №8-15)
В январе 1857 года был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, в который вошли высшие представители государства и который в течении года рассматривал проекты крестьянской реформы, разработанные в период предыдущих царствований.
В ноябре 1857 года Александр II подписал рескрипт (письмо монарха к подданному) генерал-губернатору В.Н. Назимову об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. В декабре этого же года рескрипт был подписан генерал-губернатору Петербурга П.И. Игнатьеву. В течение 1858 г. похожие рескрипты были даны и остальным губернаторам. В 46 губерниях были учреждены «комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян».
Февраль 1858 год - Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому вопросу. Начало открытого и гласного обсуждения вопросов отмены крепостного права.
Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками (2 минуты).
1) Проанализируйте помещичьи проекты Крестьянской реформы и ответьте на вопросы: а) Какие варианты Крестьянской реформы предлагали дворяне? Б) Какой из проектов, на ваш взгляд, в большей степени отвечал интересам крестьянства?
Проверка задания. Обобщение ответов учащихся.
В феврале 1859 года создание редакционной комиссии при Главном комитете во главе с генералом Я. И. Ростовцевым для рассмотрения материалов, представленных губернскими комитетами.
Октябрь 1861 года роспуск редакционных комиссий и передача документов по крестьянской реформе вначале в Главный комитет, а затем в Государственный совет.
19 февраля 1961 года подписание императором основных правовых документов по крестьянской реформе (всего 17), главными из которых были:
- Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»;
- Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости;
- Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости…»
V. Крестьянская реформа 1861 г.
Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками и текстом учебника.
Задания.
1) Прочитайте текст документа и раздел учебника «Основные положения крестьянской реформы 1861 г.» (стр. 141 – 142). (5 минут)
2) На основе анализа источников ответьте на вопросы и запишите в рабочих листах основные положения крестьянской реформы 1861 года: А) Какие права получали крестьяне по новому закону? (производить сделки, выступать от своего имени в суде, не могли подвергать телесному наказанию, переходить в другие сословия, поступать на службу)
- Получение крестьянами личной свободы и общегражданских прав (слайд №16)
- Освобождение крестьян с землёй, т.е. с полевым наделом (слайд ) размер полевого надела зависел от региона России (чернозёмные, нечернозёмные, степные губернии) был разный и колебался от 3-12 десятин.
Б) В чьей собственности находилась земля после Крестьянской реформе 1861 года? (помещиков)
В) При каких условиях крестьяне становились сельскими собственниками? (крестьяне должны были выкупить у помещиков свою землю).
- Получение крестьянами земли не безвозмездно, а за выкуп у помещика. (слайд ) До совершения выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и должны были выполнять прежние повинности – барщину и оброк.
Г) Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли? (нет)
- Установление размера выкупа на землю в зависимости от величины денежного оброка крестьянина и приравнивание его к капиталу, который в банке должен приносить доход в размере 6% годовых. Например, если в нечернозёмных губерниях оброк равнялся в среднем 10 рублей в год, то выкупная сумма должна была составлять:
10 руб. = 6%
X руб. = 100%
(10 100) : 6= 166 руб. 66 коп.
При этом 20% выкупной суммы крестьянин должен был единовременно выплатить помещику самостоятельно, а 80% давало в долгосрочный кредит (на 49 лет) государство при 6% годовых.
- В течении девяти лет (до 1870 г.) крестьяне не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину. (слайд )
3) Объясните термины:
А) Временнообязанный крестьянин (лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп). (слайд №17)
Б) «Отрезки»
В) «Прирезки»
Г) Уставная грамота (договор помещика с крестьянином)
Д) Мировые посредники (должностное лицо, назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками).
- Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся? (без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами).
VI. Подведение итогов урока
Возвращение к вопросам, поставленным перед классом в начале урока:
Почему, на ваш взгляд, разнятся оценки этого события? Какая из оценок Крестьянской реформы вам кажется наиболее точной?
Работа с текстом (документ №3)
VI I. Домашнее задание: Параграф 20, вопросы, понятия. Задание: Значение отмены крепостного права. (слайд №18)
Подведение итогов урока и выставление оценок (самооценка и оценка учителем) (1 минута)
Критерии оценки эффективности работы на уроке:
высокая активность – 5,
средняя активность – 4,
пассивное слушание -3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН- конспект урока с применением ЭОР по истории в 8 классе : « Крестьянская реформа 1861 года»
Для учителей истории....
Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс
Преподаватель: ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...
Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"
Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...
Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.
Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...
конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
Данный урок был проведён как открытый урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории и обществознания"...
Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс
Цель: Познакомить учащихся с личностью Александра II.-Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.-Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогресс...