Урок "Царство Древнего Египта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Технологическая карта урока истории 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_5_klass.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Хорюшина Ирина Германовна, учитель истории

МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области

 Предмет  история

Класс -5

Автор УМК – Вигасин   Годер

Тема урока-  Царство Древнего Египта

Тип урока –изучение нового материала

 Задачи урока

1.Из фактов истории эпохи Древнего царства Египта научить выделять

признаки цивилизации, обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних египтян. Используя понятия: города-государства, свободные граждане, рабы, царская власть, научить объяснять, как происходило образование Древнеегипетского государства.

Научить объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта.

Анализируя управление в древнеегипетском обществе, научить высказывать своё оценочное мнение о деспотичной власти фараона

Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, свободные граждане и рабы, царская власть, фараон, появление иероглифической письменности). 3000 г. до н.э. – образование Древнеегипетского государства.

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности  

Предметные  развитие умений работать с учебником ,картой  , овладение понятиями  

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный,  поисковый

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник , карта , рабочие тетради , доска  

 

 I. Учебная проблема: почему Египет считается даром Нила?

II. Поиск решения проблемы:

1. Природные условия Египта.

Предполагаемый вывод по проблеме: наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.

2. Что давал Нил для всех четырёх сфер общества?Предполагаемый вывод по проблеме: Нил давал всё необходимое для жизни:

В хозяйстве – воду и плодородный ил; разливы Нила способствовали освоению египтянами орошаемого земледелия.

В общественном устройстве – порядок; регулярность разливов Нила заставляла египтян вести размеренный образ жизни, где у каждого было своё дело.

В управлении – объединение племён в один народ, в одну страну, где всё подчинялось власти фараона.

В культуре – папирус, который использовали для записи своих знаний, египтяне делали из листьев тростника, произрастающего по берегам реки Нил.


Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.  Организационный  момент и целеполагание

2 .Мотивация

Приветствие учащихся  

Откройте учебник на с. 49. Давайте

узнаем, чему, с точки зрения авторов,

мы должны научиться, изучая раздел

«Цивилизации Древнего Востока».

Фиксирует на доске:

Цивилизации Древнего Востока.

– Что нам поможет добиться поставленных целей?

– По оглавлению на с. 3 определите,

какое содержание нам предстоит

освоить

– Проверьте, готовы ли вы овладеть

умениями этого раздела. Для этого заполните таблицу на

с. 49

– Обратите внимание на уровни

успешности. Попробуйте справиться

с заданием на необходимом уровне, а

затем переходите к повышенному и

максимальному уровню.

– Если не удаётся выполнить задание, возникают трудности, то напишите, каких вам знаний и умений не

хватает.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Спрашивает детей кто был  в Египте  ,показывает слайды и несколько слов о Египте

 Приветствие детей

 Один из учеников читает содержание рубрики «Главное, чему необходимо научиться» (1-й абзац на с. 49).

– Материал в учебнике.

Класс в течение минуты читает

оглавление и определяет темы, которые необходимо освоить.

Дети в течение 5 минут индивидуально, самостоятельно выполняют

задание в своих тетрадях или на заранее заготовленных листах.

Познавательные УУД

1. Выделять причины и следствия.

2. Находить в разных источниках достоверную информацию.

3. Анализировать, выделять главное.

4. Определять понятия.

5. Делать выводы.

 3. Создание проблемной ситуации. Формулиро-вание проблемы

– Первой цивилизацией Древнего Востока, с которой сегодня мы начинаем знакомиться, является Древний Египет.

– Я вам предлагаю попутешествовать по карте.

– Рассмотрите карту на с. 51. Что можете сказать о географическом местоположении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние

государства, племена?  

– Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать

– Кто хочет поделиться своими мыслями?

– Как же появился Египет?

– Открываем с. 52. Читаем разговор

главных героев.

– Какой вывод сделал Антошка?      

Фиксирует на доске:

Египет появился благодаря богу

Осирису.

– Читаем дальше.

– Какие факты привёл Археолог?      

Фиксирует на доске:

«Египет – дар Нила».

– Сравните вывод Антошки и факты, приведённые Археологом.

– Какой у вас возникает вопрос?        

Вместе с учениками выбирает наиболее удачный вариант формулировки проблемы и фиксирует на доске:

Почему Египет считается даром  Нила  ?  

 -Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы?      

Фиксирует на доске:

Нил давал всё необходимое для жизни.

 

Предполагаемый ответ учеников:

– Египет находится на северо-востоке Африки в пустыне Сахара.

– Вдоль всего Египта протекает река

Нил, которая впадает в Средиземное море. К востоку от Египта расположено Красное море. По соседству находится Аравийский полуостров, где проживают семитские племена.

Читают вслух текст от слов:

«А как появился Египет…» и до слов:

«…Он им был как отец».

– Всему, что необходимо для жизни,

египтян научил бог Осирис.

Ученики вслух продолжают читать текст – слова Археолога.

– Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни.

– Благодаря чему египтяне смогли

создать своё государство?

– Что помогало египтянам жить в пустыне?

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

 4. Выдвигать версии.

 5. Оценивать степень и способ достижения цели.

 4 Формирование новых знаний

 - Используя словарь, объясните значение слова цивилизация как ступень развития общества.         

– С помощью схемы на с. 47 объясните, как меняется общество при переходе к цивилизации

Другой вариант работы – предложить выполнить задание 1 из Рабочей тетради

(с. 30).                

Работают со словарём.

Работают во фронтальном диалоге.

Письменно выполняют задание в Рабочей тетради.

Коммуникативные

Умеют формулировать собственное мнение

 

– Вспомните, что такое орошаемое земледелие и как оно изменило жизнь людей.              

Поможет вам ответить на этот вопрос материал §6, с. 43.

– Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?

Какие изменения происходят в жизни людей?            

– Итак, мы с вами выяснили, что при переходе от первобытности к цивилизации происходят изменения во всех сферах общ– Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?      

Фиксирует на доске:

Надо узнать

природные условия Египта и посмотреть,

что давал Нил для:

а) хозяйства,

б) общества,

в) управления,

г) культуры.

 ) Природные условия Египта.

– Прочитайте текст §7, п. 1, с. 52–53 (1-й и 2-й абзацы), проанализируйте природные условия Египта, выделите среди них благоприятные и неблагоприятные для первобытных земледельцев.        

– Запишите ключевые слова в две колонки (см. задание 2 в Рабочей тетради):

Природные условия Египта.

«+» «–»

В процессе ответа ученика фиксирует ключевые слова на доске в два

столбика:

Природные условия Египта.

«+» «–»

– Итак, мы с вами проанализировали природные условия Египта. Сделайте вывод о роли реки Нил.

– Но река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.

– Как египтяне приспособились к таким природным условиям? Как это

повлияло на их жизнь?

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?     

2) Что давал Нил для всех четырёх

сфер общества?

– Используя п. 2, докажите, что египтяне взошли на ступень цивилизации. Для этого найдите для каждой сферы соответствующие факты

   

Можно организовать проверку по парам: например, одна пара приводит признаки цивилизации в хозяйстве, другая –

в управлении и т.д

Фиксирует ключевые слова в схеме

«Цивилизация Египта»:

Хозяйство – орошаемое земледелие.

Деление – общественные группы

(граждане общин, правитель-вождь,

знатные помощники, воины-охранники, рабы).

Управление – царь нома.

Культура – иероглифы

Ответы детей

Надо узнать, что давал Нил египтянам во всех сферах общества

Дети в течение 3 минут индивидуально, самостоятельно читают текст на

с. 52–53.

Записывают ключевые слова в два столбика.

 

– Благодаря реке Нил египтяне могли заниматься земледелием.

– Египтяне научились строить преграды – дамбы, бассейны, отводные каналы, чтобы подвести воду к полям. Одному племени было не под силу справиться с такими работами. Египтяне сливаются в единый народ, а долина и дельта Нила превращаются в одну страну – Египет.

– Река Нил давала возможность племенам, проживающим на этой

территории, заниматься земледелием и объединиться в единый народ, в единую страну – Египет.

Ответы детей

Коммуникативные

Умение задавать вопросы

Коммуникативные

Умение правильно излагать свои мысли

Выражение решения проблемы.

   

 

– Какой ещё один признак цивилизации мы не назвали?

– Давайте с вами вспомним признаки государства и попробуем найти их

в устройстве Древнего Египта.     

– Я вам буду называть признак государства, а вы попробуйте найти его в схеме на с. 56.

Учитель либо называет признак, либо демонстрирует признак в виде опорного сигнала на доске.

Признаки государства:

1. Организация управления обществом, людьми, проживающими на одной территории.

2. Аппарат управления (правители-чиновники).

3. Система законов (право).

4. Армия для защиты границ.

5. Сбор налогов с населения.

 

– Какие ещё факты доказывают, что

у египтян сложилось своё государство? Найдите их в тексте на с. 55–56.

Фиксирует на доске:

3000 г. до н.э. – создание объединённого египетского царства.

– Рассмотрите внимательно стрелки

в схеме (с. 56.) Используя условные

знаки на с. 6, сравните власть фараона и

вождя племени в схеме (с. 36). Что заметили?

– Найдите в тексте параграфа объяснение слова деспотия.

– Как вы считаете, на чём основано

утверждение, что власть фараона –

это деспотия?         

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?  

– Чьи версии подтвердились?

 

 

 

Ученики соответственно признаку

находят нужные названия в схеме на

с. 56.

– Египтяне жили в долине Нила, образуя номы.

 – Фараон, правители номов, жрецы,

писцы, верховный чиновник, ведомства.

– Фараон сам издавал законы.

– Армия.

– Ведомство сбора налогов.

– Жизнь египтян была сосредоточена вдоль линии течения реки Нил.

Самостоятельно работают с текстом

на с. 55–56, зачитывают ключевые слова.

Работа детей в парах

– Власть фараона сильно отличается от власти вождя племени. Если вождь племени должен был советоваться и принимать все важные решения вместе с советом старейшин,

то фараон сам принимал законы.

– Вождя племени выбирало народное

собрание, фараон сам назначал и руководил чиновниками. Любой приказ фараона считался волей богов.

Высказывают своё мнение, подтверждая словами из текста

(c. 56–57).

 

Примерный вывод по проблеме:

– Египет считают даром Нила, так

как благодаря природным особенностям этой местности, разливам реки Нила египтяне научились строить

оросительные сооружения, что заставило племена слиться в единый

народ и создать своё государство.

– Подтвердилась версия о том, что Нил давал всё необходимое для жизни во всех сферах общества.

– О том, как египтяне создали своё

государство.

 

 

 

Коммуникативные

Умение приходить к общему решению

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Осознавать себя гражданином России

5.Применение новых знаний .

  6.Рефлексия

7. Домашнее задание

 

Можно выполнить задание 3 из Рабочей тетради, с. 31.

Задание 6 на с. 32.

– Какие порядки  в Древнем Египте неприменимы в жизни современного человека?      

-– Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Кому было интересно на уроке  

-Захотелось ли вам там побывать  

– Рассмотрите иллюстрации к §8.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке?

– Дома прочитайте §8 и проверьте свои предположения.

– Чтобы усвоить и понять следующую тему, ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».

Самостоятельно выполняют задания из Рабочей тетради.

Аргументированно высказывают своё мнение.

 Можно использовать цвета

жетоны

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта;            сформировать представление о символике украш...

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции».

Материал для уроко изобразительного искусства в 5 классе....

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...