Урок "Царство Древнего Египта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_5_klass.docx | 39.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Хорюшина Ирина Германовна, учитель истории
МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области
Предмет история
Класс -5
Автор УМК – Вигасин Годер
Тема урока- Царство Древнего Египта
Тип урока –изучение нового материала
Задачи урока
1.Из фактов истории эпохи Древнего царства Египта научить выделять
признаки цивилизации, обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних египтян. Используя понятия: города-государства, свободные граждане, рабы, царская власть, научить объяснять, как происходило образование Древнеегипетского государства.
Научить объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта.
Анализируя управление в древнеегипетском обществе, научить высказывать своё оценочное мнение о деспотичной власти фараона
Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, свободные граждане и рабы, царская власть, фараон, появление иероглифической письменности). 3000 г. до н.э. – образование Древнеегипетского государства.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности
Предметные развитие умений работать с учебником ,картой , овладение понятиями
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник , карта , рабочие тетради , доска
I. Учебная проблема: почему Египет считается даром Нила?
II. Поиск решения проблемы:
1. Природные условия Египта.
Предполагаемый вывод по проблеме: наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.
2. Что давал Нил для всех четырёх сфер общества?Предполагаемый вывод по проблеме: Нил давал всё необходимое для жизни:
В хозяйстве – воду и плодородный ил; разливы Нила способствовали освоению египтянами орошаемого земледелия.
В общественном устройстве – порядок; регулярность разливов Нила заставляла египтян вести размеренный образ жизни, где у каждого было своё дело.
В управлении – объединение племён в один народ, в одну страну, где всё подчинялось власти фараона.
В культуре – папирус, который использовали для записи своих знаний, египтяне делали из листьев тростника, произрастающего по берегам реки Нил.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент и целеполагание 2 .Мотивация | Приветствие учащихся Откройте учебник на с. 49. Давайте узнаем, чему, с точки зрения авторов, мы должны научиться, изучая раздел «Цивилизации Древнего Востока». Фиксирует на доске: Цивилизации Древнего Востока. – Что нам поможет добиться поставленных целей? – По оглавлению на с. 3 определите, какое содержание нам предстоит освоить – Проверьте, готовы ли вы овладеть умениями этого раздела. Для этого заполните таблицу на с. 49 – Обратите внимание на уровни успешности. Попробуйте справиться с заданием на необходимом уровне, а затем переходите к повышенному и максимальному уровню. – Если не удаётся выполнить задание, возникают трудности, то напишите, каких вам знаний и умений не хватает. – Давайте проверим, как вы справились с заданием. Спрашивает детей кто был в Египте ,показывает слайды и несколько слов о Египте | Приветствие детей Один из учеников читает содержание рубрики «Главное, чему необходимо научиться» (1-й абзац на с. 49). – Материал в учебнике. Класс в течение минуты читает оглавление и определяет темы, которые необходимо освоить. Дети в течение 5 минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание в своих тетрадях или на заранее заготовленных листах. | Познавательные УУД 1. Выделять причины и следствия. 2. Находить в разных источниках достоверную информацию. 3. Анализировать, выделять главное. 4. Определять понятия. 5. Делать выводы. |
3. Создание проблемной ситуации. Формулиро-вание проблемы | – Первой цивилизацией Древнего Востока, с которой сегодня мы начинаем знакомиться, является Древний Египет. – Я вам предлагаю попутешествовать по карте. – Рассмотрите карту на с. 51. Что можете сказать о географическом местоположении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние государства, племена? – Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать – Кто хочет поделиться своими мыслями? – Как же появился Египет? – Открываем с. 52. Читаем разговор главных героев. – Какой вывод сделал Антошка? Фиксирует на доске: Египет появился благодаря богу Осирису. – Читаем дальше. – Какие факты привёл Археолог? Фиксирует на доске: «Египет – дар Нила». – Сравните вывод Антошки и факты, приведённые Археологом. – Какой у вас возникает вопрос? Вместе с учениками выбирает наиболее удачный вариант формулировки проблемы и фиксирует на доске: Почему Египет считается даром Нила ? -Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Фиксирует на доске: Нил давал всё необходимое для жизни.
| Предполагаемый ответ учеников: – Египет находится на северо-востоке Африки в пустыне Сахара. – Вдоль всего Египта протекает река Нил, которая впадает в Средиземное море. К востоку от Египта расположено Красное море. По соседству находится Аравийский полуостров, где проживают семитские племена. Читают вслух текст от слов: «А как появился Египет…» и до слов: «…Он им был как отец». – Всему, что необходимо для жизни, египтян научил бог Осирис. Ученики вслух продолжают читать текст – слова Археолога. – Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни. – Благодаря чему египтяне смогли создать своё государство? – Что помогало египтянам жить в пустыне? |
Регулятивные УУД 1. Определять цель. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Выдвигать версии. 5. Оценивать степень и способ достижения цели. |
4 Формирование новых знаний | - Используя словарь, объясните значение слова цивилизация как ступень развития общества. – С помощью схемы на с. 47 объясните, как меняется общество при переходе к цивилизации Другой вариант работы – предложить выполнить задание 1 из Рабочей тетради (с. 30). | Работают со словарём. Работают во фронтальном диалоге. Письменно выполняют задание в Рабочей тетради. | Коммуникативные Умеют формулировать собственное мнение |
| – Вспомните, что такое орошаемое земледелие и как оно изменило жизнь людей. Поможет вам ответить на этот вопрос материал §6, с. 43. – Под силу ли было одной общине построить оросительную систему? Какие изменения происходят в жизни людей? – Итак, мы с вами выяснили, что при переходе от первобытности к цивилизации происходят изменения во всех сферах общ– Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Фиксирует на доске: Надо узнать природные условия Египта и посмотреть, что давал Нил для: а) хозяйства, б) общества, в) управления, г) культуры. ) Природные условия Египта. – Прочитайте текст §7, п. 1, с. 52–53 (1-й и 2-й абзацы), проанализируйте природные условия Египта, выделите среди них благоприятные и неблагоприятные для первобытных земледельцев. – Запишите ключевые слова в две колонки (см. задание 2 в Рабочей тетради): Природные условия Египта. «+» «–» В процессе ответа ученика фиксирует ключевые слова на доске в два столбика: Природные условия Египта. «+» «–» – Итак, мы с вами проанализировали природные условия Египта. Сделайте вывод о роли реки Нил. – Но река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей. – Как египтяне приспособились к таким природным условиям? Как это повлияло на их жизнь? – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 2) Что давал Нил для всех четырёх сфер общества? – Используя п. 2, докажите, что египтяне взошли на ступень цивилизации. Для этого найдите для каждой сферы соответствующие факты
Можно организовать проверку по парам: например, одна пара приводит признаки цивилизации в хозяйстве, другая – в управлении и т.д Фиксирует ключевые слова в схеме «Цивилизация Египта»: Хозяйство – орошаемое земледелие. Деление – общественные группы (граждане общин, правитель-вождь, знатные помощники, воины-охранники, рабы). Управление – царь нома. Культура – иероглифы | Ответы детей Надо узнать, что давал Нил египтянам во всех сферах общества Дети в течение 3 минут индивидуально, самостоятельно читают текст на с. 52–53. Записывают ключевые слова в два столбика.
– Благодаря реке Нил египтяне могли заниматься земледелием. – Египтяне научились строить преграды – дамбы, бассейны, отводные каналы, чтобы подвести воду к полям. Одному племени было не под силу справиться с такими работами. Египтяне сливаются в единый народ, а долина и дельта Нила превращаются в одну страну – Египет. – Река Нил давала возможность племенам, проживающим на этой территории, заниматься земледелием и объединиться в единый народ, в единую страну – Египет. Ответы детей | Коммуникативные Умение задавать вопросы Коммуникативные Умение правильно излагать свои мысли |
Выражение решения проблемы.
| – Какой ещё один признак цивилизации мы не назвали? – Давайте с вами вспомним признаки государства и попробуем найти их в устройстве Древнего Египта. – Я вам буду называть признак государства, а вы попробуйте найти его в схеме на с. 56. Учитель либо называет признак, либо демонстрирует признак в виде опорного сигнала на доске. Признаки государства: 1. Организация управления обществом, людьми, проживающими на одной территории. 2. Аппарат управления (правители-чиновники). 3. Система законов (право). 4. Армия для защиты границ. 5. Сбор налогов с населения.
– Какие ещё факты доказывают, что у египтян сложилось своё государство? Найдите их в тексте на с. 55–56. Фиксирует на доске: 3000 г. до н.э. – создание объединённого египетского царства. – Рассмотрите внимательно стрелки в схеме (с. 56.) Используя условные знаки на с. 6, сравните власть фараона и вождя племени в схеме (с. 36). Что заметили? – Найдите в тексте параграфа объяснение слова деспотия. – Как вы считаете, на чём основано утверждение, что власть фараона – это деспотия? – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? – Чьи версии подтвердились?
|
Ученики соответственно признаку находят нужные названия в схеме на с. 56. – Египтяне жили в долине Нила, образуя номы. – Фараон, правители номов, жрецы, писцы, верховный чиновник, ведомства. – Фараон сам издавал законы. – Армия. – Ведомство сбора налогов. – Жизнь египтян была сосредоточена вдоль линии течения реки Нил. Самостоятельно работают с текстом на с. 55–56, зачитывают ключевые слова. Работа детей в парах – Власть фараона сильно отличается от власти вождя племени. Если вождь племени должен был советоваться и принимать все важные решения вместе с советом старейшин, то фараон сам принимал законы. – Вождя племени выбирало народное собрание, фараон сам назначал и руководил чиновниками. Любой приказ фараона считался волей богов. Высказывают своё мнение, подтверждая словами из текста (c. 56–57).
Примерный вывод по проблеме: – Египет считают даром Нила, так как благодаря природным особенностям этой местности, разливам реки Нила египтяне научились строить оросительные сооружения, что заставило племена слиться в единый народ и создать своё государство. – Подтвердилась версия о том, что Нил давал всё необходимое для жизни во всех сферах общества. – О том, как египтяне создали своё государство.
|
Коммуникативные Умение приходить к общему решению Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. 2. Осознавать себя гражданином России |
5.Применение новых знаний . 6.Рефлексия 7. Домашнее задание |
Можно выполнить задание 3 из Рабочей тетради, с. 31. Задание 6 на с. 32. – Какие порядки в Древнем Египте неприменимы в жизни современного человека? -– Что нового мы сегодня узнали на уроке? Кому было интересно на уроке -Захотелось ли вам там побывать – Рассмотрите иллюстрации к §8. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке? – Дома прочитайте §8 и проверьте свои предположения. – Чтобы усвоить и понять следующую тему, ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем». | Самостоятельно выполняют задания из Рабочей тетради. Аргументированно высказывают своё мнение. Можно использовать цвета жетоны |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.
Одна из важнейших тем на уроках Изо 3 четверти 5 класса «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского ) о понимании ...
« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Данный материал будет предложен вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта
Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта; сформировать представление о символике украш...
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции».
Материал для уроко изобразительного искусства в 5 классе....
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".
Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...