Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Цели урока.
1. На основании проблемного диалога, исследования, схемы, учебника, актуализации знаний привести к пониманию:
а) признаков централизованного государства и его отличия от раздробленного;
б) исторического значения объединения государств и их последствия;
в) что такое монархия и парламентская монархия.
2. Продолжить работу по формированию навыков и умений по целеполаганию и рефлексии, установлению причинно - следственных связей.
3. Продолжить работу по технологии проблемно- диалогического обучения школьников посредством чтения и проектирования.
Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.
Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений, навыков.
Оборудование урока:
• карта Европы конца XV века;
• учебник “История средних веков” под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе, авторы Е.В. Агибалова и Г.М. Донской;
• презентация по теме «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках».
Понятийный аппарат: раздробленное государство, централизованное государство, сословная монархия, монархия, междоусобные войны, Генеральные штаты, парламент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstva_ostavshiesya_razdroblennymi.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Алина Анатольевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Новобуяновская СОШ»
Сценарий урока по истории средних веков в 6 классе
на тему «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках».
Цели урока.
1. На основании проблемного диалога, исследования, схемы, учебника, актуализации знаний привести к пониманию:
а) признаков централизованного государства и его отличия от раздробленного;
б) исторического значения объединения государств и их последствия;
в) что такое монархия и парламентская монархия.
2. Продолжить работу по формированию навыков и умений по целеполаганию и рефлексии, установлению причинно - следственных связей.
3. Продолжить работу по технологии проблемно- диалогического обучения школьников посредством чтения и проектирования.
Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.
Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений, навыков.
Оборудование урока:
• карта Европы конца XV века;
• учебник “История средних веков” под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе, авторы Е.В. Агибалова и Г.М. Донской;
• презентация по теме «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках».
Понятийный аппарат: раздробленное государство, централизованное государство, сословная монархия, монархия, междоусобные войны, Генеральные штаты, парламент.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть на нашем уроке. Давайте начнем наш урок с хорошим настроением, а чтобы у всех было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.
II. Актуализация знаний по теме «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове».
1. Фронтальный опрос:
Вопросы:
1) Что такое Реконкиста? (обратное отвоевывание христианами захваченных мусульманами территорий).
2) Какова продолжительность Реконкисты? (около восьми столетий)
3) Кто из жителей Пиренейского полуострова участвовали в реконкисте? (феодалы, крестьяне, рыцари, священнослужители).
4) Какие самостоятельные государства появились на пиренейском полуострове? (Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия, Испания).
5) Как называлось собрание представителей сословий в Испании? (кортесы).
2. Индивидуальная работа у доски, выполнение теста (1 ученик).
1. Реконкиста в Испании завершилось
а) в 1453 г.; б) в 1492 г., в) в 1479 г.
2. Кортесы в отличие от английского парламента:
а) состояли из трех палат;
б) утверждали новые налоги;
в) участвовали в издании законов.
3. Как назывался орган сословного представительства в Испании?
а) Парламент; б) Кортесы; в) Генеральные штаты.
4. Выберите признаки централизованного государства:
а) единая централизованная власть;
б) независимый правитель;
в) единые налоги и законы;
г) борьба сословий;
д) постоянная армия
5. Расположите правильной последовательности следующие события:
а) война Алой и Белой розы. (в 1455-1485 гг.)
б) объединение Кастилии и Арагона в единое государство. (в 1479 г.)
в) создание парламента в Англии. (в 1265 г.)
III. Постановка учебных задач и проблемы урока.
- Молодцы, ребята, справились с заданиями.
- Ребята, я предлагаю вашему вниманию два небольших текста. Прочитайте, пожалуйста.
1 текст
В XI- XV веках в странах Западной Европы быстро развивалась торговля, различные ремесла, появлялись новые города. Особенностью развития Англии в XI - начале XIV в. было формирование централизованного государства с сословным представительством - парламентом. В конце XV века во Франции, король Людовик XI , одержав победу в войне над герцогом Бургундским, сумел завершить объединение страны и превратить ее в централизованное государство.
2 текст
С XI века, как и других странах Западной Европы, в Германии и Италии начался подъем хозяйства: возрождались и возникали новые города, развивалась торговля. Вместо единого централизованного государства, и в Германии, и в Италии возникли множества небольших государств во главе с независимыми от короля князьями и своими столицами. В XI- XV веках эти государства остались раздробленными.
- Какой вопрос у вас возник по прочитанному? Сформулируйте проблемный вопрос. ( Проблема учащихся: Почему в Германии и Италии в XII- XV веках не произошло образование централизованных государств?)
Проблемный вопрос: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличии от других государств?
- Проблему сформулировали, теперь назовите тему урока. (учащиеся называют тему)
Тема урока: Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.
- Итак, чтобы понять, почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличии от других государств, мы должны вспомнить то, что знаем. А именно:
- Что такое раздробленное государство? (Расколотое государство на более мелкие самостоятельные государства).
- Признаки раздробленного государства. (Разделение территории, нет единого правительства, нет единых законов, нет единого постоянного войска, нет единой системы мер и весов, нет единых денежных знаков, свой суд, свои налоги и сборы, власть богатых, борьба сословий).
- Что такое централизованное государство? (Государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти).
- Признаки централизованного государства. (Государство управляется из единого центра, единые органы управления, аппарат чиновников, единые законы, единые налоги, единые денежные знаки, единая система мер и весов, постоянная армия, единый суд, усиление королевской власти).
- Объяснить понятия:
- парламент, генеральные штаты, кортесы. (собрания представителей сословий в Англии, Франции, Испании);
- монархия (форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит единоличному наследственному правителю);
- сословная монархия (централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий);
IV. Изучение нового материала. Решаем проблему, открываем новые знания.
- Для того, чтобы разрешить нашу проблему, мы будем работать с вами по следующему плану:
1. Особенности развития торговли.
2. Причины сохранения раздробленности в этих государствах.
3. Последствия феодальной раздробленности.
1. Особенности развития торговли.
Работа в группах:
1 группа- работает по п.1 и выделяет особенности развития торговли в Германии.
2 группа- работает по п. 4 и находит особенности развития торговли в Италии.
Ответы учащихся:
1 группа: Особенность развития торговли в Германии- крупные города больше торговали с другими странами.
2 группа: Особенность развития торговли в Италии- многие города разбогатели от выгодных сделок с крестоносцами.
- Ребята, обратите внимание на нашу проблему: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств?
Сделайте вывод по первому вопросу: Особенности развития торговли.
Вывод: В каждом из этих стран, и в Германии, и в Италии существовали свои особенности в развитии торговли, поэтому горожане не стремились к созданию единого государства.
Физминутка «Пожелаем друг другу...»
- Давайте ребята немного отвлечемся. Проведем физминутку «Пожелаем друг другу...».
(учащиеся передают друг другу мяч с пожеланием: удачи, здоровья, хорошего друга, получить «5», счастья, успехов, хорошего настроения, добра, мира, все получилось на уроке, стать отличником).
- Пожелали друг другу все хорошее, ребята, а теперь садимся. Продолжаем урок.
2. Причины сохранения раздробленности в этих государствах.
Работа в группах:
1 группа- работает по п.1-3 и определяет причины сохранения раздробленности в Германии.
2 группа- работает по п. 4-6 и находит причины сохранения раздробленности в Италии.
Ответы учащихся:
1 группа: Причины сохранения раздробленности в Германии:
1) объединение земель вокруг многих центров, а не вокруг одного;
2) слабость средних и мелких феодалов;
3) завоевательные походы славянских земель;
4) усиление власти князей, а не короля;
5) продолжение княжеских междоусобиц.
2 группа: Причины сохранения раздробленности в Италии:
1) борьба городов с сеньорами, появление коммун;
2) превращение коммун в города- государства или городские республики;
3) противоборство пап и императоров раскололо жителей государства (гвельфы и гибеллины);
4) утверждение тирании в городах Северной и Средней Италии, непризнание сословных собраний;
5) борьба богатых семей за власть в государстве.
- Ребята, снова обращаем свое внимание на нашу проблему и сформулируем вывод по второму вопросу: Причины сохранения раздробленности в этих государствах.
Вывод: Главными причинами сохранения раздробленности в этих государствах стали. В Италии жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти.
3. Последствия феодальной раздробленности.
Работа в группах:
1 группа- работает по п.1-3 и выясняет, что стало последствием феодальной раздробленности в Германии.
2 группа- работает по п. 4-6 и выясняет, что стало последствием феодальной раздробленности в Италии.
Ответы учащихся:
1 группа: Последствием феодальной раздробленности в Германии стало то, что Германия теряла боеспособность, терпела неудачи в борьбе с другими государствами.
2 группа: Последствием феодальной раздробленности в Италии стало то, что Италия стала добычей других, более сильных государств (Испании).
- Ребята, обращаемся к нашей проблеме: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств? Вывод по третьему вопросу.
Вывод: Последствием феодальной раздробленности в Германии и Италии стало потеря боеспособности и неудачи в борьбе с другими государствами. Распад Германии и Италии на ряд удельных княжеств привел к фактическому распаду этих государств вплоть до периода объединения в 19 веке.
V. Разрешение проблемного вопроса.
- Итак, ребята, мы с вами должны разрешить нашу проблему, сформулированную в начале урока: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств?
- Для этого вам предстоит вспомнить, выводы, сделанные после каждого рассмотренного вопроса.
Выводы:
1. В каждом из этих стран, и в Германии, и в Италии существовали свои особенности в развитии торговли, поэтому горожане не стремились к созданию единого государства.
2. Главными причинами сохранения раздробленности в этих государствах стали. В Италии жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти.
3. Последствием феодальной раздробленности в Германии и Италии стало потеря боеспособности и неудачи в борьбе с другими государствами. Распад Германии и Италии на ряд удельных княжеств привел к фактическому распаду этих государств вплоть до периода объединения в 19 веке.
Ответ на проблемный вопрос:
На землях Германии и Италии централизованные государства не появились, потому что существовали свои особенности в развитии торговли. В Германии крупные города торговали больше с городами других стран, чем со своими. В Италии многие города стали сильными, т. к. разбогатели от выгодных сделок с крестоносцами, освободились от власти своих сеньоров и стали городами- государствами. Кроме того, в Италии раздробленность сохранялось еще и потому, что жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти. Таким образом, в результате этих главных причин в Германии и Италии сохранялась феодальная раздробленность, которая ослабляла обороноспособность этих государств.
VI. Закрепление изученного материала.
- Ребята, выполните следующее задание «Да или нет»
1) Славянский город Бранибор был захвачен князем Альбрехтом по прозванию Медведь. (да)
2) Сторонников императора в Италии называли гвельфы. (нет, гибеллины)
3) Знаменитого правителя Флоренции из знатного рода Медичи звали Лоренцо Великолепный.(да)
4) Кортесы – князья избиратели в Священной Римской империи.(нет, собрание представителей сословий в Испании; князья- избиратели – курфюрсты)
5) На гербе правителей итальянского города Милан красовались пилюли. (нет, на гербе Флоренции).
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята, закончите предложения: • На уроке я работал (а)...
• Своей работой на уроке я ...
• Урок мне показался...
• На уроке я узнал (а)...
• Мне запомнилось больше всего...
• Материал урока мне был...
VIII. Домашнее задание.
- Прочитайте параграф 23;
- Составить кроссворд (не менее из 10 слов) по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии.
План-конспект урока истории в 9 классе по учебнику Загладина Н.В....
Проверочный тест по теме « Германия и Италия после объединения».
Данный тест возможно использовать после изучения тем, связанных с образованием единых государств в Германии и Италии, Составлен к материалу учебника Юдовской А.Ю ,Баранова П.А. "Новая история 1800-191...
Тесты к темам "Объединение Германии и Италии", "Франко-прусская война"
Для использованияна уроке в 8 классе....
Проверочный тест по теме « Германия и Италия после объединения»
« Германия и Италия после объединения»...
Тест Германия и Италия в 12-15 вв
Проверка д/з...
Рабочий лист урока по всеобщей истории в 6 классе «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках»
Рабочий лист урока для самостоятельной работы по учебнику "Истрия Средних веков"...
Италия в 18-19 веке.
Разработка урока...