Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Петрова Алина Анатольевна

Цели урока.

1. На основании проблемного диалога, исследования, схемы, учебника, актуализации знаний привести к пониманию:

а) признаков централизованного государства и его отличия от раздробленного;

б) исторического значения объединения государств и их последствия;

в) что такое монархия и парламентская монархия.

2. Продолжить работу по формированию навыков и умений по целеполаганию и рефлексии, установлению причинно - следственных связей.

3. Продолжить работу по технологии проблемно- диалогического обучения школьников посредством чтения и проектирования.

Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.

Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Оборудование урока:

•  карта Европы конца XV века;

•  учебник “История средних веков” под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе, авторы Е.В. Агибалова и Г.М. Донской;

•  презентация  по теме «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках».

Понятийный аппарат: раздробленное государство, централизованное государство, сословная монархия, монархия, междоусобные войны, Генеральные штаты, парламент. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstva_ostavshiesya_razdroblennymi.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Алина Анатольевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Новобуяновская СОШ»

Сценарий урока по истории средних веков в 6 классе

на тему «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках».

Цели урока.

1. На основании проблемного диалога, исследования, схемы, учебника, актуализации знаний привести к пониманию:

а) признаков централизованного государства и его отличия от раздробленного;

б) исторического значения объединения государств и их последствия;

в) что такое монархия и парламентская монархия.

2. Продолжить работу по формированию навыков и умений по целеполаганию и рефлексии, установлению причинно - следственных связей.

3. Продолжить работу по технологии проблемно- диалогического обучения школьников посредством чтения и проектирования.

Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.

Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Оборудование урока:

•  карта Европы конца XV века;

•  учебник “История средних веков” под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе, авторы Е.В. Агибалова и Г.М. Донской;

•  презентация  по теме «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках».

Понятийный аппарат: раздробленное государство, централизованное государство, сословная монархия, монархия, междоусобные войны, Генеральные штаты, парламент.

ХОД УРОКА:

 

I.  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть на нашем уроке. Давайте начнем наш урок с хорошим настроением, а чтобы у всех было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.

II. Актуализация знаний по теме «Реконкиста и образование централизованных государств на  Пиренейском полуострове».

1. Фронтальный опрос:

Вопросы:

1) Что такое Реконкиста? (обратное отвоевывание христианами захваченных мусульманами территорий).

2) Какова продолжительность Реконкисты? (около восьми столетий)

3) Кто из жителей Пиренейского полуострова участвовали в реконкисте? (феодалы, крестьяне, рыцари, священнослужители).

4) Какие самостоятельные государства появились на пиренейском полуострове? (Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия, Испания).

5) Как называлось собрание представителей сословий в Испании? (кортесы).

2. Индивидуальная работа у доски, выполнение теста (1 ученик).

    1. Реконкиста в Испании завершилось

        а) в 1453 г.;     б) в 1492 г.,     в) в 1479 г.

    2. Кортесы в отличие от английского парламента:

        а) состояли из трех палат;    

        б) утверждали новые налоги;    

        в) участвовали в издании законов.

    3. Как назывался орган сословного представительства в Испании?

        а) Парламент;    б) Кортесы;    в) Генеральные штаты.

    4. Выберите признаки централизованного государства:

        а) единая централизованная власть;

        б) независимый правитель;

        в) единые налоги и законы; 

        г) борьба сословий;       

        д) постоянная армия

    5. Расположите правильной последовательности следующие события:

        а) война Алой и Белой розы. (в 1455-1485 гг.)

        б) объединение Кастилии и Арагона в единое государство. (в 1479 г.)

        в) создание парламента в Англии. (в 1265 г.)

 

III. Постановка учебных задач и  проблемы урока.

- Молодцы, ребята, справились с заданиями.

- Ребята, я предлагаю вашему вниманию два небольших текста. Прочитайте, пожалуйста.

1 текст

В XI- XV веках в странах Западной Европы быстро развивалась торговля, различные ремесла, появлялись новые города. Особенностью развития Англии в XI - начале XIV в. было формирование централизованного государства с сословным представительством - парламентом. В конце  XV века во Франции, король Людовик XI , одержав победу в войне над герцогом  Бургундским, сумел завершить объединение страны и превратить ее в централизованное государство.

2 текст

С XI века, как и других странах Западной  Европы, в Германии и Италии начался подъем хозяйства: возрождались и возникали новые города, развивалась торговля. Вместо единого централизованного государства, и в Германии, и  в Италии возникли  множества небольших государств во главе с независимыми от короля князьями и своими столицами. В XI- XV веках эти государства остались раздробленными.

- Какой вопрос у вас возник по прочитанному? Сформулируйте проблемный вопрос. ( Проблема учащихся: Почему в Германии и Италии в XII- XV веках не произошло образование централизованных государств?)

Проблемный вопрос: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличии от других государств?

- Проблему сформулировали, теперь назовите тему урока. (учащиеся называют тему)

Тема урока: Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.

- Итак, чтобы понять, почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличии от других государств, мы должны вспомнить то, что знаем. А именно:

- Что такое раздробленное государство? (Расколотое государство на более мелкие самостоятельные государства).

- Признаки раздробленного государства. (Разделение территории, нет единого правительства, нет единых законов, нет единого постоянного войска, нет единой системы мер и весов, нет единых денежных знаков, свой суд, свои налоги и сборы, власть богатых, борьба сословий).

- Что такое централизованное государство? (Государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти).

- Признаки централизованного государства. (Государство управляется из единого центра, единые органы управления, аппарат чиновников, единые законы, единые налоги, единые денежные знаки, единая система мер и весов, постоянная армия, единый суд, усиление королевской власти).

- Объяснить понятия:

  • парламент, генеральные штаты, кортесы. (собрания представителей сословий в Англии, Франции, Испании);
  • монархия (форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит единоличному наследственному правителю);
  • сословная монархия (централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий);

IV. Изучение нового материала. Решаем проблему, открываем новые знания.

- Для того,  чтобы  разрешить нашу проблему, мы будем работать с вами по следующему плану:

1. Особенности развития торговли.

2. Причины сохранения раздробленности в этих государствах.

3. Последствия феодальной раздробленности.

1. Особенности развития торговли.

Работа в группах:

1 группа- работает по п.1 и выделяет особенности развития торговли в Германии.

2 группа- работает по п. 4 и находит особенности развития торговли в Италии.

Ответы учащихся:

1 группа: Особенность развития торговли в Германии- крупные города больше торговали с другими странами.

2 группа: Особенность развития торговли в Италии-  многие города разбогатели от выгодных сделок с крестоносцами.

- Ребята, обратите внимание на нашу проблему: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств?

Сделайте вывод по первому вопросу: Особенности развития торговли.

Вывод: В каждом из этих стран, и в Германии, и в Италии существовали свои особенности в развитии торговли, поэтому горожане не стремились к созданию единого государства.

 

Физминутка «Пожелаем друг другу...»

- Давайте ребята немного отвлечемся. Проведем физминутку «Пожелаем друг другу...».

(учащиеся передают друг другу мяч с пожеланием: удачи, здоровья, хорошего друга, получить «5», счастья, успехов, хорошего настроения, добра, мира, все получилось на уроке, стать отличником).

- Пожелали друг другу все хорошее, ребята, а теперь садимся. Продолжаем  урок.

2. Причины сохранения раздробленности в этих государствах.

Работа в группах:

1 группа- работает по п.1-3 и определяет причины сохранения раздробленности в Германии.

2 группа- работает по п. 4-6 и находит причины сохранения раздробленности в Италии.

Ответы учащихся:

1 группа:  Причины сохранения раздробленности в Германии:

1) объединение земель вокруг многих центров, а не вокруг одного;

2) слабость средних и мелких феодалов;

3) завоевательные походы славянских земель;

4) усиление власти князей, а не короля;

5) продолжение княжеских междоусобиц.

2 группа: Причины сохранения раздробленности в Италии:

1) борьба городов с сеньорами, появление коммун;

2) превращение коммун в города- государства или городские республики;

3) противоборство пап и императоров раскололо жителей государства (гвельфы и гибеллины);

4) утверждение тирании в городах Северной и Средней Италии, непризнание сословных собраний;

5) борьба богатых семей за власть в государстве.

- Ребята, снова обращаем свое внимание на нашу проблему и сформулируем вывод по второму вопросу: Причины сохранения раздробленности в этих государствах.

Вывод: Главными причинами сохранения раздробленности в этих государствах стали. В Италии жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти.

3. Последствия феодальной раздробленности.

Работа в группах:

1 группа- работает по п.1-3 и выясняет, что стало последствием феодальной раздробленности  в Германии.

2 группа- работает по п. 4-6 и выясняет, что стало последствием феодальной раздробленности  в Италии.

Ответы учащихся:

1 группа:  Последствием феодальной раздробленности  в Германии стало то, что Германия теряла боеспособность, терпела неудачи в борьбе с другими государствами.

2 группа:  Последствием феодальной раздробленности  в Италии стало то, что Италия стала добычей других, более сильных государств (Испании).

- Ребята, обращаемся к нашей проблеме: Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств? Вывод по третьему вопросу.

Вывод: Последствием феодальной раздробленности  в Германии и Италии стало потеря боеспособности и неудачи в борьбе с другими государствами. Распад Германии и Италии на ряд удельных княжеств привел к фактическому распаду этих государств вплоть до периода объединения в 19 веке.

V. Разрешение проблемного вопроса.

- Итак, ребята, мы с вами должны разрешить нашу проблему, сформулированную в начале урока:  Почему в XII- XV веках Германия и Италия остались раздробленными в отличие от других государств?

- Для этого вам предстоит вспомнить, выводы, сделанные после каждого рассмотренного вопроса.

Выводы:

1.  В каждом из этих стран, и в Германии, и в Италии существовали свои особенности в развитии торговли, поэтому горожане не стремились к созданию единого государства.

2. Главными причинами сохранения раздробленности в этих государствах стали. В Италии жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти.

3. Последствием феодальной раздробленности  в Германии и Италии стало потеря боеспособности и неудачи в борьбе с другими государствами. Распад Германии и Италии на ряд удельных княжеств привел к фактическому распаду этих государств вплоть до периода объединения в 19 веке.

Ответ на проблемный вопрос:

    На землях Германии и Италии централизованные государства не появились, потому что существовали свои особенности в развитии торговли. В  Германии крупные города торговали больше с городами других стран, чем со своими. В Италии многие города стали сильными, т. к. разбогатели от выгодных сделок с крестоносцами, освободились от власти своих сеньоров и стали городами- государствами. Кроме того, в Италии раздробленность сохранялось еще и потому, что жители были расколоты противоборством пап и императоров за главенстве в государстве. В Германии усиливалась власть князей, а не короля. Мелкие и средние феодалы были слабы, чтобы поддерживать короля и стать опорой центральной власти. Таким образом, в результате этих главных причин в Германии и Италии сохранялась феодальная раздробленность, которая ослабляла обороноспособность этих государств.

VI. Закрепление изученного материала.

- Ребята, выполните следующее задание «Да или нет»

1) Славянский город Бранибор был захвачен князем Альбрехтом по прозванию Медведь. (да)

2) Сторонников императора в Италии называли гвельфы. (нет, гибеллины)

3) Знаменитого правителя Флоренции из знатного рода Медичи звали Лоренцо Великолепный.(да)

4) Кортесы – князья избиратели в Священной Римской империи.(нет, собрание представителей сословий в Испании; князья- избиратели – курфюрсты)

5) На гербе правителей итальянского города Милан красовались пилюли. (нет, на гербе Флоренции).

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, закончите предложения:      • На уроке я работал (а)...

• Своей работой на уроке я ...

• Урок мне показался...

• На уроке я узнал (а)...

• Мне запомнилось больше всего...

• Материал урока мне был...

VIII. Домашнее задание.

- Прочитайте параграф 23;

- Составить кроссворд (не менее из 10 слов) по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии.

План-конспект урока истории в 9 классе по учебнику Загладина Н.В....

Проверочный тест по теме « Германия и Италия после объединения».

Данный тест возможно использовать после изучения тем, связанных с образованием единых государств в Германии и Италии, Составлен к материалу учебника Юдовской А.Ю ,Баранова П.А. "Новая история 1800-191...

Рабочий лист урока по всеобщей истории в 6 классе «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках»

Рабочий лист урока для самостоятельной работы по учебнику "Истрия Средних веков"...

Италия в 18-19 веке.

Разработка урока...