разработка урока истории в 10 классе "Оценка деятельности Петра I"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Сильченко Татьяна Викторовна

10 класс. Цель: Сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только суще­ственно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепле­ние крепостничества, временное торможение формирования капи­талистических отношений и сильнейший налоговый, податный гнет на население России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -plan-konspekt_uroka_petr_1.doc333.5 КБ
Office presentation icon -prezentatsiya_petr_1.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по предмету «История» 10 класс

Тема: Оценка деятельности Петра I.

Выполнила:

преподаватель

истории и обществознания

Сильченко Татьяна Викторовна.

ст. Новотитаровская, 2015г.

Цели урока:

Образовательная – сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный гнет на население России.

Развивающая – продолжить формировать, развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, вести дискуссию.

Воспитательная – способствовать утверждению ценности знаний, мысли, ценности образованного, мыслящего, а также воспитанного и высоконравственного человека.

Тип урока: обобщающий, с использованием ИКТ.

Оборудование: проектор, экран.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Приветствие и проверка присутствующих, готовность рабочих мест.

2. Вводная часть:

а) Вступительное слово учителя.

б) Доклад учащегося по теме «Биография Петра І».

3. Актуализация знаний.

Использование экрана.

На экране показаны вопросы для обсуждения (Слайд 2):

  • Задачи, стоящие перед Россией в XVІІІ веке.
  • Военныё преобразования. Развитие промышленности.
  • Реформирование всех сфер государственной жизни.

На экране появляются слайды с обобщением ответов учащихся:

Задачи, стоящие перед Россией в XVІІІ веке. (Слайд 3)

  • Необходимость выхода к морям.
  • Незащищённость южных рубежей.
  • Отсутствие регулярной армии.
  • Отсутствие крупной промышленности.
  • Приказы устарели.
  • Реформа образования.

Военные преобразования. Развитие промышленности. (Слайд 4)

  • Создание регулярной армии.
  • Строительство флота.
  • Промышленность.
  • Покровительство купечеству и промышленности.

Реформирование всех сфер государственной жизни. (Слайд 5)

  • Финансовая реформа 1718г.
  • Государственное управление.
  • 1721г. Церковное управление.
  • Расширение дворянского землевладения.
  • Табель о рангах 1722г.
  • Система образования.

Положительные и отрицательные моменты в деятельности Петра І. (Слайд 6)

Положительные и отрицательные моменты в деятельности Петра І

« + »

« – »

1). Мощный импульс развитию:

  • промышленности;
  • армии;
  • флота;
  • науки;
  • культуры.

2). Сформирован дееспособный государственный аппарат.

3). Россия получает широкое  международное признание.

1). Большие жертвы народа :

  • военные потери;
  • при строительной деятельности.

2). Общая сумма тягот, ложившихся на население, значительно возросла, что вызвало ряд восстаний.

3). Во внешней политике наряду с блестящими результатами были и провалы.

4. Делается вывод.

 Учитель вместе с учащимися даёт оценку деятельности Петра I.

(На экране слайды с изображениями этой эпохи).

        Азовские походы. (Слайд 7)

      Пётр І за границей. (Слайд 8)

     Северная война. (Слайд  9)

    Русско – турецкая война. (Слайд 10)

    Создание русского флота. (Слайд 11)

    Строительство Петербурга. (Слайд 12)

   Военная реформа. (Слайд 13)

   Губернская реформа. (Слайд 14)

Таким образом, благодаря реформам Петра I Россия вошла в число передовых стран Европы. Принятие Петром I императорского титула подтвердило окончательное оформление абсолютизма в России.

Деятельность Петра I стоила народу больших жертв, кроме непосредственно военных потерь, много народа погибло при строительной деятельности: на Воронежских верфях, строительстве Таганрога, Петербурга, Кронштадта и т. д.

Во время правления Петра I общая сумма тягот, ложившихся на население, значительно возросла, что вызвало целый ряд восстаний: стрелецкие мятежи, астраханское восстание, волнение башкир, и, наконец, крестьянская война и восстание казаков под предводительством Кондратия Булавина. Все они были жестоко подавлены.

Во внешней политике наряду с блестящими результатами были и провалы, например, Прутский поход, когда только дипломатическая ловкость Шафирова спасла и царя, и армию. Неудачным можно признать и Персидский поход, который стоил больших жертв, но существенных результатов не принес.

Однако все эти неудачи с лихвой компенсируются тем успехом, который Россия при Петре I одержала на главном направлении - шведском.

В результате деятельности Петра I Россия становится важнейшим фактором европейской политики. При Петре I в Россию начинают активно проникать западноевропейские знания и культура, формируется прослойка общества, которая получает европейское образование, ориентируется на прогрессивные веяния.

Говоря о петровской эпохе, нельзя не отметить и коренные преобразования в культурной сфере.

Петр I явился основоположником светского просвещения в России. В страну вызывались европейские учителя многих специальностей, направлялись заграницу на учебу молодые люди из России.

Создается светская школа, печатаются книги светского содержания, начиная от азбуки, учебников, календаря и заканчивая историческими сочинениями и политическими трактатами.

Петр I положил начало периодической печати в России.

С его царствования начинается и процесс формирования русской интеллигенции.

В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра I оценивается далеко не однозначно. В то время как одни историки делают акцент на преданности Петра отечеству, его реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в стране, другие - в большей степени подчеркивают жестокость и насилие в реализации этих преобразований, критикуют Петра за слепое перенесение опыта Западной Европы на российскую почву.

Как бы ни оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, армии и флота, науки и культуры. В стране был сформирован дееспособный государственный аппарат. При Петре I Россия получает широкое международное признание.

Мы видим, что в реформах Петра I была внутренняя логика. Эта логика бьша подчинена главной цели: выходу к Балтийскому морю, а стало быть, победе в Великой Северной войне и созданию Российской империи.

Разрешение этой цели, победу в Северной войне Петр Великий считал главным делом всей своей жизни.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. 

7. Список источников. (Слайд 16)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оценка деятельности Петра І Выполнила преподаватель истории Сильченко Т.В.

Слайд 2

Задачи, стоящие перед Россией в XV ІІІ веке. Военные преобразования. Развитие промышленности. Реформирование всех сфер государственной жизни. Вопросы для обсуждения:

Слайд 3

Необходимость выхода к морям. Незащищённость южных рубежей. Отсутствие регулярной армии. Отсутствие крупной промышленности. Приказы устарели. Реформа образования. Задачи, стоящие перед Россией в XV ІІІ веке.

Слайд 4

Военные преобразования. Развитие промышленности. Создание регулярной армии. Строительство флота. Промышленность. Покровительство купечеству и промышленности.

Слайд 5

Реформирование всех сфер государственной жизни. Финансовая реформа 1718 г. Государственное управление. 1721 г. Церковное управление. Расширение дворянского землевладения. Табель о рангах 1722 г. Система образования.

Слайд 6

Положительные и отрицательные моменты в деятельности Петра І « + » 1. Мощный импульс развитию: промышленности; армии; флота; науки; культуры. 2. Сформирован дееспособный государственный аппарат. 3. Россия получает широкое международное признание. « – » 1. Большие жертвы народа : военные потери; при строительной деятельности. 2. Общая сумма тягот, ложившихся на население, значительно возросла, что вызвало ряд восстаний. 3. Во внешней политике наряду с блестящими результатами были и провалы.

Слайд 7

Азовские походы

Слайд 8

Пётр І за границей

Слайд 9

Северная война

Слайд 10

Русско – турецкая война

Слайд 11

Создание русского флота

Слайд 12

Строительство Петербурга

Слайд 13

Военная реформа

Слайд 14

Губернская реформа

Слайд 16

Список источников http://istoriyadrevnegomira.ru/epoxa-petra-i-1682-1725-gubernskaya-reforma.html http://istoriyadrevnegomira.ru/epoxa-petra-i-1682-1725-severnaya-vojna.html http://istoriyadrevnegomira.ru/epoxa-petra-i-1682-1725-sozdanie-russkogo-flota.html http://istoriyadrevnegomira.ru/epoxa-petra-i-1682-1725-voennaya-reforma.html http://learning.9151394.ru/login/index.php http://lemur59.ru/node/158 http://lidiya10.uol.ua/text/4424862/ http://sharon357.ya.ru/replies.xml?item_no=722


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории «Петр Первый – итоги реформ»

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальн...

Разработка урока истории для 10 класса "Реформы Петра Первого"

Презентация и конспект урока по истории России для 10 класса...

Разработка урока истории для 7 класса "Эпоха Петра I"

разработка урока включает: презентацию, конспек, самоанадиз урока...

Разработка урока истории "Государственные реформы Петра I" (8 класс)

Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в  области   государственных реформ  Петра I России.Задачи урока:Предметные:-создать условия для осмысления и систематиза...

Методическая разработка урока истории "Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина"

Данный материал поможет учителю провести современный урок истории. В материале пояснительная записка  и презентация урока....

Разработка обобщающего урока истории по теме "Реформы Петра Первого"

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.Форма урока: групповая, число участников -  12 – 14  человек.Технологии: World cafe, ИКТ. Рассадка про...

Учебно-методическая разработка урока истории «Россия в эпоху преобразований Петра Первого»

Материал содержит полный конспект урока по теме  «Россия в эпоху преобразований Петра Первого», включая ТКУ и приложения....