Статья на тему "Проблема формирования УУД в деятельности учителя истории"
статья по истории по теме
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_formirovaniya_uud_v_deyatelnosti_uchitelya_istorii.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема формирования УУД в деятельности учителя истории.
Соловьёва Екатерина Александровна.
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 191 с углубленным изучением иностранных языков.
В условиях перехода общеобразовательных школ на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт перед учителями ставятся задачи по формированию универсальных учебных действий, то есть формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализацию этих задач осуществляет системно-деятельностный подход.
Данный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку - на теорию отечественного психолога Л.С. Выготского и его учеников П.Я Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Г. Асмолова.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания учащиеся не принимают в готовом виде, а получают их самостоятельно в процессе исследовательской деятельности. Первостепенная задача учителя изменяется, если раньше при введении нового материала педагог должен был наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, то теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в данных условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика набором предметных знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, саморазвиваться, работать в команде. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, то есть универсальных учебных действий (УУД).
В широком смысле УУД - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
В узком - совокупность способов действий учащегося.
Согласно номенклатуре УУД можно выделить следующие основные действия и умения:
- Познавательные
- Коммуникативные
- Личностные
- Регулятивные
Возникает главная проблема – как сформировать эти умения?
Педагог должен так формировать процесс обучения, чтобы на уроке развивать у учащихся не только предметные компетенции, но и надпредметные. Учитель в данном случае выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления, самобытности выводов.
Я бы хотела затронуть тему развития коммуникативных умений на уроках истории. Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития у современного ребенка недостаточен, так как дети и подростки предпочитают проводить внеучебное время у компьютера, где им нет необходимости говорить, рассказывать, объяснять. Произошла смена способов восприятия информации, в связи с чем у детей сформировалось клиповое восприятие, а это, безусловно, обедняет речь и тормозит мыслительный процесс. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и письменные ответы. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи словами-паразитами.
Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и методами развития речи у детей в рамках учебной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории, цель ее – формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами не только во время ответа на уроке истории, но и употреблять новые слова на других уроках и в обыденной речи. Необходимо добиваться, чтобы у учащихся сформировалось внутреннее умение анализировать, делать выводы, формулировать свои мысли. Вот один из приемов работы с новыми понятиями и терминами, которые можно использовать на уроках истории:
- Определение понятий по формуле: П=Р+ВО, где П – само понятие, Р – родовое понятие, ВО – видовое отличие.
Как пример, Святейший синод = один их высших государственных органов (Р), учрежденный для управления делами Русской Православной Церкви, созданный по приказу Петра I в 1721 г. и просуществовавший до 1918 г. (ВО)
Ваучер = название ценной бумаги (Р), предназначенной для передачи гражданам объектов государственной собственности (ВО).
Инспектор = должностное лицо (Р), проверяющее правильность чьих-либо действий (ВО).
Тип урока: Совершенствование знаний
Здесь можно использовать прием «Историческая лингвистика», который развивает и увеличивает словарный запас ученика, его самостоятельное мышление, кругозор, грамотность и энциклопедические знания.
- впишите правильные буквы и поставьте ударения
м_ркант_лизм
ц_вил_зация
патр_ _ тизм
- соотнесите исторические фразеологизмы и их описание; фразеологизмы и их современное использование.
Ученикам дается конкретный исторический фразеологизм, они должны объяснить его значение, используя знания, полученные не только на уроках истории.
Примеры: СТОИТ КАК ВКОПАННЫЙ (При царе Алексее Михайловиче в 1649 г. было принято Соборное уложение, одна из статей которого предписывала в качестве наказания за определенные виды преступлений закапывание живьем в землю. Отсюда ведет свое происхождение выражение стоит как вкопанный).
ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ (во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы. Кстати, шиворот - это воротник)
- вычеркните лишнее и объясните выбор
Шуба, кожух, летник, однорядка (Летник – парадное женское платье, а все другие термины обозначают верхнюю мужскую одежду)
Данные приемы сформируют у ребенка не только предметные, но и надпредметные компетенции, они помогут ученикам избежать речевых ошибок, в частности таких, как употребление слова в несвойственном ему значении, из-за непонимания толкования слова.
Тип урока: обобщение и систематизация материала.
Для данного типа урока характерно использование такого метода как «Учебная дискуссия», который помогает формировать грамотную, аргументированную речь у учащихся. Ученики учатся формулировать проблему, структурировать знания, искать необходимую информацию, и результатом дискуссии будет являться умение ребенком выражать свои мысли. В современной педагогической практике накопилось множество разнообразных вариантов организации групповой дискуссии: «Круглый стол», «Форум», «Симпозиум», «Судебное заседание», «Дебаты», «Эстафета». Для каждого из видов дискуссии характерны свои правила и соответственно форма подготовки к ним. Очень часто при организации дискуссии используются атрибуты имитации деловой игры, позволяющей создать ситуацию позиционного ролевого противостояния. Темы к дискуссиям обычно выбираются неоднозначные, спорные и вызывающие наибольший интерес в современном мире. Вот некоторые из примеров: «Роль варягов в образовании Древнерусского государства», «Нападение Германии на СССР в 1941 было внезапным», «Н. С. Хрущев «Оттепель»: миф или реальность».
Даная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в первую очередь коммуникативных УУД, так как направлена на развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других.
В заключении хочется добавить, что формированию универсальных учебных действий в значительной степени способствует методика изучения материала крупными блоками. Основная цель данной методики направлена на повторное обращение к учебному материалу: 1) изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты, а представляется целиком на лекционном занятии, 2) затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы (дискуссии, работа с терминами, фразеологизмами) и, 3) наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (вписать правильные буквы, написать правильное значение слова, вычеркнуть лишнее и объяснить свой выбор, описать историю возникновения термина). Такие блоки хорошо создаются на основе интеграции школьных уроков. Значительных как предметных, так и надпредметных результатов можно добиться интегрируя уроки истории с уроками литературы, иностранного языка, предметов эстетического цикла.
На данном этапе введения ФГОС мы все сталкиваемся с различными трудностями, но нельзя стоять на месте и стараться вернуть классическую советскую систему образования. Да, эта система была продуктивна и показывала хорошие результаты, но в свое время. На мой взгляд, не стоит бояться переходить на новую систему образования, а надо смело в ногу со временем шагать в «школу будущего», пробовать совмещать классические приемы и методы с современными, интегрировать курсы, широко использовать ИКТ.
Успехов и спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
1) Андреевская Т.П., Журавлёва О.Н., Искровская Л.В., Шевченко С.В. Методические рекомендации. История. Традиции и инновации в преподавании общественно–научных (социальных) дисциплин. Санкт-Петербург, 2014
2) Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. СПб.: КАРО, 2014.
3) Сборник выступлений участников Четвертой Всероссийской педагогической конференции «Методы, приемы и средства повышения эффективности педагогической деятельности» (июнь – ноябрь 2012 г.)
4) Сетевое педагогическое сообщество для поддержки внедрения ФГОС общего и среднего профессионального образования http://www.fgos-spb.ru/
5) Шарманова Т.В. Развитие речи на уроках истории// Преподавание истории в школе.
№ 10, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование методов социального проектирования в предметной деятельности учителя истории, как средство формирования гражданской ответственности и патриотического воспитания»
I. Проблема исследования. ...
проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания. Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...
самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"
Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...
Статья по теме: «Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения»
Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования мотивации учащихся к обучению, поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению обр...
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...
Об участии в конкурсном отборе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности учителя истории и обществознания Усенко Светланы Сергеевны
Информация о публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя истории и обществознания Усенко С.С....
Статья по теме "Формирование метапредметных результатов на уроках истории"
Обзор некоторых технологий формирования метапредметных результатов на уроках истрии...