Нашествие с Востока
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Ф.И.О. учителя: Решетникова Анна Степановна
Класс: 6 «А» кол-во детей на уроке _______
Дата: 29.01 2016 г.
Урок истории
Тема раздела: Политическая раздробленность Руси — 11 часов
Цель раздела: Сформировать представление о процессе распада Древнерусского государства как закономерном периоде всемирной истории и его последствиях.
Тема урока, цель | Требования ФГОС | ||||||
Тема урока: Нашествие с Востока (Монголо-татарское нашествие)
Цель урока: Дать представление о последствиях распада Руси на отдельные княжества, об иноземных захватчиках в XIII веке, причинах поражения русских земель.
Тип урока: урок ввода и формирования новых знаний
Кол-во часов данной темы - 2
№ урока в разделе: 5 | Предметные знания и умения | Метапредметные знания и умения | Личностные качества | Универсальные учебные действия | Деятельность учащегося | Деятельность учителя | Контроль учителя |
Объяснять значение понятий: - политическая раздробленность - положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности - причины поражения русских войск на Калке | а) формирование причинно-следственных связей: - почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
б) формирование понятий и вычленение главного в тексте о причинах поражения Руси в борьбе с монголо-татарами.
в) умение сравнивать, обобщать, делать выводы о причинах и взаимодействиях исторического процесса в Монгольском государстве и Руси. | Развитие интереса и мотивации к истории. Формирование убеждения о необходимости единства (объединения) перед лицом внешней опасности. | Понимание целей и способов усиления Монгольского государства и причин неуспешности Руси во взаимоотношениях с монголами. Уметь определить факт (явление) в его исторических условиях.
| - Работа с притчей - Сравнение летописных высказываний - Работа с текстом учебника (103-105) - Работа с дополнительной литературой - Работа с картой (атлас) - Выступление по вопросам, высказывание мнения - Работа с тестом | - Использование презентации, сравнительных данных о процессе развития Монгольской державы и Руси - Организация деятельности по поиску и обработке информации - Дать тест | Дать определение термину — феодальная раздробленность и знать его отрицательные последствия. Причины поражения Руси на Калке. Тест. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppa_1.doc | 14.5 КБ |
gruppa_2.doc | 15 КБ |
gruppa_3.doc | 14 КБ |
gruppa_4.doc | 15 КБ |
ss_12._nashestvie_s_vostoka.ppt | 2.48 МБ |
chingishan.ppt | 917.5 КБ |
urok.doc | 34 КБ |
test.doc | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Группа 1 «Монголы в конце XII в.»
- Как появилась Монгольская держава
- Есть ли общее в причинах появления Монгольского и Русского государств?
- В чем особенности природных условий, в которых создавалась Монгольское государство, в устройстве жизни и занятиях ее жителей
Литература:
- учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
- Кацва Л.А. «История России», стр.117
- А.Н.Сахаров «История России», стр.147-148
Группа 1 «Монголы в конце XII в.»
- Как появилась Монгольская держава
- Есть ли общее в причинах появления Монгольского и Русского государств?
- В чем особенности природных условий, в которых создавалась Монгольское государство, в устройстве жизни и занятиях ее жителей
Литература:
- учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
- Кацва Л.А. «История России», стр.117
- А.Н.Сахаров «История России», стр.147-148
Предварительный просмотр:
Группа 2 «Военное дело у монголов»
- Военная организация монголо-татар.
- Рода войск. Реформа армии
- Вооружение: личное, для штурма
- Тактика ведения боя
Литература:
- учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
- Методическое пособие по истории, стр.107
- А.Н.Сахаров «История России», стр.149
Группа 2 «Военное дело у монголов»
- Военная организация монголо-татар.
- Рода войск. Реформа армии
- Вооружение: личное, для штурма
- Тактика ведения боя
Литература:
- учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
- Методическое пособие по истории, стр.107
- А.Н.Сахаров «История России», стр.149
Предварительный просмотр:
Группа 3 «Завоевания монголов (до битвы на Калке)»
- Какие территории (до битвы на Калке) были завоеваны монголами (дата - территория)
- Последствия монгольских завоеваний
Литература:
- учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
- атлас, стр.
- А.Н.Сахаров «История России», стр.149-150
- Л.А.Кацва «История России», стр. 116-117, 118-119
Группа 3 «Завоевания монголов (до битвы на Калке)»
- Какие территории (до битвы на Калке) были завоеваны монголами (дата - территория)
- Последствия монгольских завоеваний
Литература:
- учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
- атлас, стр.
- А.Н.Сахаров «История России», стр.149-150
- Л.А.Кацва «История России», стр. 116-117, 118-119
Предварительный просмотр:
Группа 4 «Встреча на Калке»
- Встреча послов монголов
- Соотношение сил накануне битвы
- ход битвы (видеоролик)
- Итоги битвы
- Причины трагического исхода для Руси битвы на Калке?
Литература:
- Кацва Л.А. «История России», стр.121-124
- А.Н.Сахаров «История России», стр.150-152
Группа 4 «Встреча на Калке»
- Встреча послов монголов
- Соотношение сил накануне битвы
- ход битвы (видеоролик)
- Итоги битвы
- Причины трагического исхода для Руси битвы нв Калке?
Литература:
- Кацва Л.А. «История России», стр.121-124
- А.Н.Сахаров «История России», стр.150-152
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Притча
Удельная Русь
"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Кочевники
Нашествие с Востока(Монголо-татарское нашествие).
*
РУСЬ IX век
Монгольское государство XIII век
?
Как монголо-татары смогли покорить Русь,находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Работа групп
1 группа — Монголы в XII в. Индивидуальное выступление2 группа — Военное дело у монголов3 группа — Завоевания монголов4 группа — Первая встреча монголов с русскими — на Калке
Почему русскиепотерпелипоражение?
1. Монголы в XII веке
Центральная Азия – монголы – кочевники – скотоводы
кон.XII - нач. XIII векаМонгольское государство
Рис. 3. Передвижение юрт
Рис. 1. Монгольская конница
Почему русскиепотерпелипоражение?
Почему русскиепотерпелипоражение?
1. Монголы в XII веке
Центральная Азия – монголы – кочевники – скотоводы
Нач. XIII века. Курултай: Темучин – правитель. Чингисхан (Небесный хан)
кон.XII - нач. XIII векаМонгольское государство
Войско (конница) – все взрослое население страны
10
100
1000
Нукеры – ханские дружинники
Рис. 3. Передвижение юрт
Рис. 1. Монгольская конница
Индивидуальное выступление - Чингисхан
2. Военное дело у монголов
тьма
Почему русскиепотерпелипоражение?
3. Завоевания монголов
Кто-то в гости к нам стучится
4. Битва на Калке.
«Пришла неслыханная рать. Их никто не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая вера их»
Рис. 1. Битва на реке Калке
Уроки поражения на Калке
Причины поражения Руси от монголов
Причины поражения Руси
Нет военного единства
многочисленна и хорошо обучена, использовала опыт завоеванных стран
Русь
Монгольская армия
Решаем проблему
С. 1. Из современной школьной энциклопедии «Российская история».«Повесть о погибели Рязанской земли» рассказывает, как рязанский боярин Евпатий Коловрат собрал дружину в составе 17ОО человек и начал сражаться с завоевателями, устраивая засады. Чтобы изловить отряд Коловрата, Батый остановил свои войска. Окруженные противником рязанцы храбро бились, победить их монголы смогли лишь с помощью камнеметов. Хан отпустил немногочисленных пленников из отряда Евпатия, разрешив похоронить погибших.1. Как ты думаешь, почему хан отпустил пленников и разрешил похоронить погибших? 2. Как этот поступок соотнести с поведением монголов - завоевателей?
Тесты
А. 1. Исключи лишнее: Чингисхан включил в состав своей державы народы:а) Северного Китая в) Средней Азии б) Персии г) Юго-Западной Руси2. В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Русские выступили вместе с половцами против монголов: на рекеа) Калке б) Волге в) Сить г) Днепр3. В 1223 г. хан Батый нанес первый удар по:а) Киеву б) Рязани в) Владимиру г) МосквеВ. 1. Соотнеси понятия и их значение:
Понятия
Значение
1
курултай
А
Небесный хан
2
Чингисхан
Б
Монгольские завоеватели
3
татары
В
съезд монгольской знати
1
2
3
Ответ В1
В
А
Б
Проверить А 1 - 3
1 – г; 2 – а; 3 - б
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Монголы и татары Происхождение Чингисхана Быт Детство Чингисхана Великий хан Чингисхан
Монголы и татары
Быт
Происхождение Чингисхана
Детство Чингисхана
Великий хан Чингисхан
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Структура урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Здравствуйте, ребята! Очень рада всех вас видеть. У нас сегодня гости, а гости — это радость. С хорошим настроением приступим к работе. | |
Начну я с притчи. Старик-отец, умирая, призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил детей развязать ветки и переломать его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец произнес: «Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. Поодиночке каждого из вас легко сломать» - О чем эта притча? Приведите пример из своего личного опыта. - Какое отношение эта притча имеет к нашему уроку? К тому периоду который мы рассматриваем? - Что такое политическая раздробленность? - Назовите отрицательные последствия политической раздробленности. | Ученики высказыват мнение — только общими усилиями можно решать трудные задачи. Ученики высказывают свое мнение: в XII в. на Руси наступила феодальная раздробленность. Феодальная раздробленность — период в развитии государства, когда центральная власть слаба, а власть на местах сильна. Междоусобная война, потеря экономических связей между отдельными землями, снижение обороноспособности страны в целом. |
Современники так воспевали свою эпоху: О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами преиполненная... Всем ты наполенна, земля Русская» Следующее описание тоже относится к Руси XIII века: «Погибло огромное количество людей, навсегда исчезли с лица могучие города, уничтожены драгоценные фрески, утрачены секреты многих ремесел...» - Почему произошла такая метаморфоза (превращение), что случилось на Руси? Ваши предположения. | Ученики высказывают свое мнение: не смогли противостоять внешней опасности из-за раздробленности. |
- Какая внешняя опасность всегда имела место быть со дня образования Древнерусского государства? | Опасность с юга - степняки-кочевники |
Тема сегодняшнего урока: Нашествие с Востока (Монголо-татарское нашествие на Русь) - | |
- Когда было образовано государство Русь? В каком веке? - Государство у монголо-татар было образовано только в XIII в. Нет ли здесь противоречия? Проблемы? - Цель определили. А какие задачи вы ставите перед собой сегодня на уроке? Что вы лично хотите узнать, понять, сделать? | 882 г. (IX в.) цель урока: Как монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? Определяют задачи — фиксирую их на доске. |
Чтобы решить данную проблему, вы сегодня будете работать в группах. Вы это делали не один раз, но все-таки очень кратко вспомните правила работы в группе (не перебивать, выслушивать мнение каждого Молодцы! Дома вы часто готовитесь, используя дополнительную литературу, вот и сегодня на уроке вы будете работать с дополнительными источниками. Алгоритм работы заложен в перечне вопросов для каждой группы. Групп будет 4: 1. - Монголы в конце XII в. Чингисхан. 2. - Военное дело у монголов. 3. -Завоевания монголов. 4. - Первая встреча монголов с русскими — на Калке. Время для работы ограничено - _______ мин. После чего каждая группа представит нам результат своей работы. Я — консультант. | Каждая группа получает перечень вопросов, литературу и прорабатывает свое задание. |
В XIII веке кочевники Великой степи создали мощную военную державу, каких раньше в Степи не было, и которая завоевала половину Евразии. Как это было. Выступление первой группы: Монголы в конце XII века. | 1. Как появилась монгольская держава? 2. Есть ли общее в причинах и процессе появления Монгольского и Русского государств? 3. В чем особенности природных условий, в которых создавалась Монгольская держава, в устройстве жизни и занятиях ее жителей? |
Перед вами портрет человека, которого я опишу стихами. Попробуйте угадать, кто это? Мой дерзкий взгляд раскосых умных глаз, Я специально не дочитала последнюю строку — кто это? - Кем же был этот человек, который сумел объединить разрозненные монгольские племена и создал огромную державу? Об этом человеке нам расскажет Аким, который подготовил специальное выступление. | Инд. Выступление — Халиуллин Аким «Чингизхан» |
Цель Чингисхана в этот момент, в общем, достаточно ясна – стать единоличным «владыкой поколения людей, живущих в войлочных кибитках». Сам кочевник, он стремился объединить всех кочевников, установить в степи твердый порядок и, в пределах возможного, сделать своих степных подданных богатыми и довольными жизнью. Набеги на соседние государства главной своей целью имели грабеж. Чтобы грабить и побеждать более развитыйх соседей необходимо иметь сильную армию. Была ли она у Чингисхана? Выступление группы 2: Военное дело у монголов | 1. Военная организация монголо-татары. 2. Рода войск 3. Вооружение: оборонительное, наступательное, для штурма городов. 4. Тактика ведения боя |
По словам Чингисхана: цель жизни воина-монгола оружием добиваться богатства, славы, власти, чтобы насладиться гибелью и позором врага. Надо презирать оседлую жизнь, но покорять оседлые народы. И дойти до "моря франков". Создав мощную армию, Чингисхан приступил к выполнению задачи — завоевать мир. Выступление 3 группы: Завоевания монголов | 1. Какие территори (до битвы на Калке) были завоеваны монголами (дата — территория). 2.Последствия монгольских завоеваний. |
Физкультминутка | |
В 20-е годы XIII века в русских летописях было записано: «Пришла неслыханная рать. Их никто не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая вера их». Русь еще не знала ничего о монголо-татарах, а они включили в свои завоевательные планы ее земли (улус Джучи). Угроза нависла над русскими землями. Поэтому некоторые князья ответили согласием на приглашение половцев принять участие в битве с монгольским войском. Тем более, что Русь имела многовековой опыт борьбы с кочевниками. Как проходила битва и чем она закончилась выступление группы 4: Битва на Калке | 1. Соотношение сил 2. ход битвы - видеоролик 3.Чем можно, на Ваш взгляд, объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке? |
Уже почти что восемь сотен лет - Как вы считаете, какие уроки должна была вынести Русь из трагедии на Калке? | Обсуждения в группах: 1. Нельзя убивать послов. Ведь посол — это гость, а гостю по востояным обычаям оказывают почести. За убийство посла на Востоке жестоко мстят. 2. Следует изучать заранее тактику врага, чтобыне попасть в смертельную ловушку. 3. Нельзя действовать разрозненно, идя в бой с таким серьезным противником. |
Предположите, сделали ли выводы русские князья? Правильно ли они поняли, что произошло на Калке? Действительно, к сожалению, русские князья не сделали правильных выводов из трагедии на Калке. Монголы же приняли окончательное решение о походе на Русь в 1235 г. Батыю, внуку Чингизхана, предстояло выполнить волю своего деда, организовав поход на Русь. - Вы ответили сегодня, почему русские рати проиграли монголам на Калке. Дальше работать над проблемой:Как монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?- мы продолжим на следующем уроке. Цель урока достигли. Кто решил сегодня поставленные перед собой задачи? | Рассуждения учеников. Индивидуальные ответы |
Переходим к проверке понимания темы — тестам. И внизу нарисуйте смайлик — ваше самочувствие на начало урока, ваше настроение — в конце урока. | |
Д/з стр.112 «Учимся быть историками» вопр.1 (письм.) |
Предварительный просмотр:
Тест «Нашествие с Востока»
А1. Кто был союзником русских князей в битве на реке Калка:
а) волжские булгары в) печенеги
б) половцы г) касоги
А2. Причина победы монгольского войска в битве на Калке была в:
а) несогласованности действий русских войск;
б) наличии у монголов огнестрельного оружия;
в) снижении уровня воды в реке из-за засушливого лета;
г) отказе русских князей прийти на помощь половцам.
3. Отметьте особенность монгольской армии:
а) морской флот
б) пехота
в) жесткая дисциплина
г) отсутствие единого командования
4. Титул «Чингисхан» на русский язык переводится как:
а) знатный человек
б) великий правитель
в) сильный воин
5. Феодальная раздробленность Русских земель это
а) территориальная организация государства, направленная на отражение внешней агрессии;
б) порядок занятия престолов князьями;
в) закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода;
г) форма организации боярской вотчины.
В.1. Установите соответствие между конкретными проявлениями последствий раздробленности Руси и их характеристиками.
Тест «Нашествие с Востока»
А1. Кто был союзником русских князей в битве на реке Калка:
а) волжские булгары в) печенеги
б) половцы г) касоги
А2. Причина победы монгольского войска в битве на Калке была в:
а) несогласованности действий русских войск;
б) наличии у монголов огнестрельного оружия;
в) снижении уровня воды в реке из-за засушливого лета;
г) отказе русских князей прийти на помощь половцам.
3. Отметьте особенность монгольской армии:
а) морской флот
б) пехота
в) жесткая дисциплина
г) отсутствие единого командования
4. Титул «Чингисхан» на русский язык переводится как:
а) знатный человек
б) великий правитель
в) сильный воин
5. Феодальная раздробленность Русских земель это
а) территориальная организация государства, направленная на отражение внешней агрессии;
б) порядок занятия престолов князьями;
в) закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода;
г) форма организации боярской вотчины.
В.1. Установите соответствие между конкретными проявлениями последствий раздробленности Руси и их характеристиками.
ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕР ПОСЛЕДСТВИЙ
1) сохранение всех богатств в отдельных
княжествах и землях; А) отрицательные;
2) ослабление обороноспособности; Б) положительные.
3) рост междукняжеских усобиц;
4) развитие местных школ книжности,
архитектуры, иконописи.
1 | 2 | 3 | 4 |
ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕР ПОСЛЕДСТВИЙ
1) сохранение всех богатств в отдельных
княжествах и землях; А) отрицательные;
2) ослабление обороноспособности; Б) положительные.
3) рост междукняжеских усобиц;
4) развитие местных школ книжности,
архитектуры, иконописи.
1 | 2 | 3 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"
Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...
Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"
Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с историческими документам...
Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)
Материал предназначен учителям истории...
Нашествие с Востока
1) Познакомить с ходом монгольского нашествия на Русь;2) Определить особенности военных успехов монголо-татар;3)...
"Нашествие с Востока"
Разработка учебного занятия по истории России в 6 классе....
методическая разработка урока в 6 классе "Нашествие с Востока"
Данный урок посвящён теме борьбы Руси со степными кочевниками в XIII веке. Урок сопровождается презентацией и кроссвордом....
Презентация по теме "Нашествие с Востока" (история России, 6 класс)
Данная презентация может быть использована на уроках истории в 6 классе к теме "Походы Батыя на Русь"...