"Нашествие с Востока"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Разработка учебного занятия по истории России в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uchebnogo_zanyatiya_po_istorii_rossii_v_6_klasse.doc | 63.5 КБ |
nashestvie_s_vostoka.ppt | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Чеботаева Т.Н. учитель истории и обществознания
МОУ сош №11 г.Сатка
Конспект учебного занятия по истории России в 6 классе
Авторы учебной программы по истории:
Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России с древнейших времен до к ΧVI в. 6 класс, М.: Просвещение, 2006 г.
Тема урока: « Нашествие с Востока»
Цель учебного занятия: знакомство учащихся с монгольским нашествием на Русь, причинами и последствиями этого события.
Задачи учебного занятия:
- воспитание патриотизма на материале истории, непримиримости к врагам, формирование нравственных качеств;
- формирование у учащихся представлений о походах монголов на Русь, о героической борьбе русского народа и последствиях монгольского нашествия;
- оказание помощи учащимся в раскрытии их индивидуальных познавательных интересов;
Оборудование и средства обучения:
- мультимедийный проектор с экраном;
- карта «Русские земли в XII-XIII вв, карта 3 учебника;
- мультимедийная презентация.
Основные понятия: тьма (тумен), порок, стан.
Важнейшие даты:
1211-1227 гг. – создание империи Чингисхана
1223 г. – битва на Калке
1236 г. – завоевание Волжской Булгарии
1237-1240 гг. завоевание монголами Руси
Март 1238 г. – битва на р. Сить
Выдающиеся личности:
Чингисхан (Темучин), Евпатий Коловрат, Батый, киевский воевода Димитр, московский боярин Филипп Нянько.
Использованная литература:
- Б.Н. Серов, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до к XVI в. 6 класс. М.: Веко, 2006 г.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до к XVI в. (учебник). М.: Просвещение, 2006г.
- А.А. Преображенский,, Б.А.Рыбаков. История Отечества. 6 класс (учебник). 2005г.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до к XVI в. (рабочая тетрадь). М.: Просвещение, 2006г.
- Ян В. Батый.М.:1972г.
- История в художественно-исторических образах стр. 83-84 М.:1986г.
- Энциклопедия для детей. История России. М.: «Аванта+», 1998 г.
Ход учебного занятия
“Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили… Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе’’.
Герцен А.И.
- Организационный этап
Приветствие, проверка отсутствующих, подготовка учащихся к работе на уроке, психологический настрой на предстоящее занятие.
- Мотивационный этап
Учитель:
- Вспомните тему прошлого урока (феодальная раздробленность Руси)
- Каковы последствия феодальной раздробленности?(не прекратились усобицы между крязьями, княжества продолжались дробиться, ослабление обороноспособности, княжеством меньших размеров легче управлять, поэтому это было время расцвета хозяйства и культуры)
Обращаем внимание на положительные стороны обособления.
- Этап сообщения нового учебного материала
Звучит музыкальный фрагмент и слова: « Русские земли …находились на очень высоком уровне культурного развития, не уступая передовым странам мира».
Светлая, мажорная музыка обрывается и звучит полная драматизма мелодия из сюиты Прокофьева « Мертвое поле», которая служит фоном для эпиграфа данного урока и следующего текста:
«погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел».
- Кто такие монголо-татары, нанесшие сокрушительный удар русским землям?
(Учащиеся дают ответы, использую знания, полученные ранее из художественной литературы, фильмов и т.д.).
- Демонстрация слайдов
Учитель дополняет ответы учащихся, рассказывает о создании Монгольской империи, о занятиях, о вооружении и тактике войска, объясняет причины завоевательных походов, показывает на карте границы государства Чингисхана.
Учащиеся находят границы государства на карте в учебнике стр.103
Закрепление материала проводится поэтапно, по ходу изучения темы.
- Каким видом хозяйственной деятельности занимались монголы? (скотоводством)
- Где их родина? (Центральная Азия, вокруг озера Байкал)
- Какие племена и государства они успели завоевать до нападения на Русь? (Китай, Хорезм, Иран, Ср. Азию и др)
- Кто возглавил монголов? (Чингисхан)
- В чем была сила монгольского войска? (в организации и дисциплине)
- Сообщение учащегося о Чингисхане. Просмотр слайдов.
(самостоятельная работа, работа учащихся с учебником, стр.97, заполнение таблицы)
Битва на реке Калке
- Демонстрация слайда(казнь князей)
Дата | 31 мая 1223 г. |
Место | На берегу р. Калки |
Противоборствующие силы | Монголо-татары, русские и половецкие князья |
Исход битвы | Победа монголо-татар |
Причины поражения | Отсутствие согласованности в действиях князей, не было общего командования, некоторые князья уклонились от участия. |
Значение | Ослабленные войска монголов вернулись с Монголию |
Вопрос учащимся: Какой отклик вызвало на Руси это поражение? Научило ли это чему-либо князей? (После битвы на Калке ничего принципиально не изменилось).Проводится коллективная проверка заполнения таблицы. Выполнившие задание первыми получают оценки.
- Просмотр слайда. Сообщение учащегося о Батые.
Учитель рассказывает о первом походе Батыя на Русь, о взятии Рязани, завоевании городов северо-восточной Руси,о подвиге Евпатия Коловрата,о героизме защитников.
- Просмотр слайдов(Евпатий Коловрат, гибель княгини Евпраксии)
Работа учащихся с учебной картиной «Оборона города Владимира»
- Какие приемы использовали монголы для взятия городов?(сосуды с зажигательной смесью, стрелы обернутые горящей паклей, пороки, метательные орудия)
Рассказ учителя о втором походе Батыя на Русь в 1239-1240гг. и походе в Европу
- В чем была заслуга Руси перед народами Европы?(Русские княжества оказали серьезнейшее сопротивление монголам , истощили силы войска Батыя)
Этап закрепления обучающимися нового материала.
- Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
- Объясните слова Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Россией»
Тест: Нашествие с Востока.
1.Расставьте в хронологической последовательности названия кочевых народов, сменявших друг друга у границ Руси:
1 хазары 3 половцы
2 монголо-татары 4 печенеги
2.Монгольское государство во главе с Чингисханом образовалось в
1 начале XIII век 3 конце XII века
2 середине XIII века 4 середине XII века
3. Битва на берегу реки Калка произошла в
1. 1211 году 3. 1206 году
2. 1223 году 4. 1235 году
4. Батый, возглавивший поход на Русь был:
1 сыном Чингисхана 3 внуком Чингисхана
2 правнуком Чингисхана
5. Какой город может называться «Злым городом»?
1 Коломна 3 Киев
2 Козельск 4 Владимир
Самопроверка и самооценка тестов учащимися.
Правильные ответы:
1. 1 4 3 2
2. 1
3. 2
4. 3
5. 2
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания
Творческое задание. Написать сочинение от имени жителя Владимиро-Суздольского княжества 13 века “ Каким я увидел монголов?”
Читать документ на стр.105-106.Вопросы к нему.
- Что нового вы узнали на уроке? Что особенно вам запомнилось? Выскажите свое мнение об уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«О, светло, светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская…» Так далекие предки гордились своей отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты «узорочье» - ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения создавались в разных княжествах. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры.
“ Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили… Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе ’’ . Герцен А.И.
Кто такие монголо-татары, нанесшие сокрушительный удар русским землям?
План Создание державы Чингисхана Сражение на Калке Вторжение на Рязанскую землю Разгром Владимирского княжества Поход на Новгород Нашествие на Юго-Западную Русь и центральную Европу
Чингисхан (Тимучин) Основатель и великий хан Монгольской империи(1206), талантливый полководец, создавший сильное и многочисленное конное войско, отличавшееся железной дисциплиной. Смелый, мужественный, расчетливый и жестокий человек, был лишен чувства сострадания. С 1211 по 1227 полчищами Чингисхана были завоеваны и разорены многие земли и народы. Хан и его потомки грабили всех и вся, ничего не оставляли после себя, кроме тяжких воспоминаний о реках проливной крови.
Доспехи русского воина: шлем, латы, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры
Заполните таблицу «Битва на Калке» Дата Место Противоборствующие силы Исход битвы Причины поражения Значение
Сражение на Калке.
Батый Батый(1208-1255) – (Бату, Саин-хан монгол. – Хороший государь). В 1235г было принято решение о общемоногльском походе на запад. Главой похода – внук Чингисхана - Батый. Его военный советник – Субедей. Первый поход на Русь начался в 1236г. Примерная численность войска была 300-500 тыс. всадников. По национальному составу армия была многоязычной. Собственно монголов в ней уже было мало. (Древний монгольский боевой клич – ур-ра-а-гх!)
Княгиня Евпраксия Жена рязанского князя Федора была знатного рода и славилась красотою. Муж ее еще до разорения Рязани решил ехать на переговоры с Батыем, чтобы тот не учинял погром Рязанской земли, но так и не вернулся. Напрасно ждала его Евпраксия, подолгу у окна высокого терема и вглядывалась вдаль. И вот гонец привез ей скорбную весть: случилась беда, Федор убит в стане Батыя, а тело мертвого князя даже не погребено, ибо хан велел отдать его на растерзание диким зверям и хищным птицам. От горя помутился разум у княгини, с малолетним сыном на руках бросилась она из окна своей светлицы и разбилась насмерть вместе с ребенком . Лишить себя жизни – большой грех, но Евпраксия бесчестию и позору предпочла смерть.
Евпатий Коловрат Рязанский богатырь, собрал дружину в 2000 человек. И бился с монголами, до тех пор пока не стало бездыханным его тело. Он был исполинского роста, такого, что не всякий конь его выдерживал. Меч, который он держал одной рукой, ратники не могли держать и двумя. Одним ударом он рассекал монголов от головы до седла.
Оборона города Владимира
Град Китеж Бытует легенда о чудесном граде Китеже. Будто бы, во время вражеского нашествия, город Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светояр. А когда беда миновала, поднялся он из вод озера, и стал во сто крат лучше, чем был.
Монголы беспощадно уничтожали русские города и крестьянские поселения. Жители некоторых городов откупались от кочевников, отдавая тем лошадей, продовольствие или каждую десятую женщину. Из летописи известен случай, как одна деревня, жители которой сотрудничали с врагами, была переименована соседями в Поганкино.
«Злой город» 49 дней продолжалась битва за Козельск. Воинам Батыя через сделанный ими пролом в стене удалось ворваться в город, но там сражение разгорелось с новой силой. Лишь когда все защитники, которые еще могли держать оружие, пали, Козельск оказался в руках врага. Русских пленных не оказалось. Козельцы погибали, но не сдавались. По приказу Батыя, который не знал, на ком выместить свою злобу, мертвым русским отрубили головы и сложили их в высокую пирамиду, а сам Козельск был уничтожен.
«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, фрески, утрачены секреты многих ремесел…» Герцен А.И .
Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? Объясните слова Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Россией»
1.Расставьте в хронологической последовательности названия кочевых народов, сменявших друг друга у границ Руси: 1 хазары 3 половцы 2 монголо-татары 4 печенеги 2.Монгольское государство во главе с Чингисханом образовалось в 1 начале XIII век 3 конце XII века 2 середине XIII века 4 середине XII века 3 . Битва на берегу реки Калка произошла в 1. 1211 году 3. 1206 году 2. 1223 году 4. 1235 году 4. Батый, возглавивший поход на Русь был: 1 сыном Чингисхана 3 внуком Чингисхана 2 правнуком Чингисхана 5. Какой город может называться «Злым городом»? 1 Коломна 3 Киев 2 Козельск 4 Владимир
Правильные ответы: 1. 1 4 3 2 2. 1 3. 2 4. 3 5. 2
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"
Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...
Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"
Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с историческими документам...
Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)
Материал предназначен учителям истории...
Нашествие с Востока
1) Познакомить с ходом монгольского нашествия на Русь;2) Определить особенности военных успехов монголо-татар;3)...
методическая разработка урока в 6 классе "Нашествие с Востока"
Данный урок посвящён теме борьбы Руси со степными кочевниками в XIII веке. Урок сопровождается презентацией и кроссвордом....
Презентация по теме "Нашествие с Востока" (история России, 6 класс)
Данная презентация может быть использована на уроках истории в 6 классе к теме "Походы Батыя на Русь"...
Методическая разработка урока на тему:"Нашествие с Востока"(6 класс)
Технологическая карта составлена к уроку на тему: "Нашествие с Востока" (с использованием электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России. С древнейших времен до...