Роль Музея Боевой Славы гимназии в духовно-нравственном воспитании обучающихся
учебно-методический материал по истории на тему

Барабаш Лариса Васильевна

В современных условиях  роль  школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс.

На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.

Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzeya_boevoy_slavy_mou.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Роль  Музея  Боевой Славы МОУ «Гимназии №7 г. Буденновска» в духовно – нравственном воспитании учащихся

Бударина Елена Михайловна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7 г. Буденновска»

Здесь память о прошлом,

как книгу листаешь.

Здесь время застыло,

Лежит под стеклом.

Здесь с трепетом

старые письма читаешь,

Здесь каждая вещь

Говорит о былом…

   В современных условиях  роль  школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс.

На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.

Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм,  как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. И я думаю, что решению данной задачи должны служить обязательно  школьные музеи, деятельность которых  направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становился патриотизм — любовь к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям.

Меняются политические режимы, экономические системы, а Родина остается.

Патриотизм — это любовь к Родине. Готовность к защите Отечества — святое чувство, уходящее корнями в седую даль, свойственное всем поколениям нашего народа.

Большую роль в патриотическом воспитании призваны сыграть школьные музеи, которые можно назвать своеобразной «книгой памяти», где хранится и передается как эстафета потомкам память прошлого, поддерживается и развивается связующая нить времен и поколений.

    Я. Бударина Елена Михайловна работаю учителем истории и являюсь руководителем Музея Боевой Славы.

Наш Музей Боевой Славы был открыт 6 мая 2005 года в канун празднования 60-летия Великой Победы. Его открытию предшествовала большая поисковая работа учащихся, педагогов и родителей. Инициатор создания Музея – директор гимназии Будникова Валентина Николаевна.     В 2006 году  Музею Боевой Славы гимназии №7 было присвоено первое место в смотре школьных музеев города Будённовска и Будённовского района.  

     В марте 2007 года Музей занял третье место в краевом смотре-конкурсе в честь 20-летия Ставропольской краевой общественной организации ветеранов войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.  

    В 2007 году Музей был зарегистрирован Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения как военно-патриотический Музей Боевой Славы.  

Текущую работу осуществляет Совет музея, состоящий из 20 человек. В их числе - ветераны Великой Отечественной войны и труда: Николай Алексеевич Писоцкий, Николай Константинович Пазенко, Михаил Иванович Коробейник, Аким Григорьевич Маркаров, а также учащиеся и педагоги  гимназии.

   В фондах   музея  более 200 подлинных экспонатов периода от Великой Отечественной войны до второй Чеченской компании. Четвертый    год  в Музее работает кружок, экскурсии для посетителей проводят юные экскурсоводы – учащиеся 5-11 классов.

   В музее часто проводятся Уроки Гражданственности, Уроки Мужества, классные часы, экскурсии, выставки, встречи с ветеранами Отечественной и локальных войн, тематические мероприятия, видеоконференции.

За семь лет музей посетило более пяти тысяч человек. Это не только гимназисты, но и учащиеся многих учебных заведений города, в том числе воспитанники детских садов, а также гости из других городов России: Тулы, Екатеринбурга, Тобольска, Петербурга. Особенно частыми гостями в Музее Боевой Славы являются ветераны Великой Отечественной войны, они являются почетными членами Совета музея и участвуют во всех мероприятиях.

Члены Совета и экскурсоводы кружка   представляют музей в смотрах и конкурсах городского, краевого и  всероссийского уровня.      В феврале 2008 года учащийся гимназии, экскурсовод  Васканов Владимир принял участие и стал лауреатом Всероссийского конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Национальное Достояние России», г. Москва. Его работа называлась «Школьный музей как средство патриотического воспитания молодежи».

В ноябре 2008 года, член Совета музея, ученица Буримова Александра заняла первое место в городском конкурсе, посвященном 210-летию города Буденновска «Я в этом городе живу…». Свою исследовательскую работу девочка посвятила своему прадедушке - ветерану Великой Отечественной войны, Почетному гражданину города Буденновска Коробейнику Михаилу Ивановичу, который в годы войны служил радистом на подводной лодке С-13 под командованием Героя Советского Союза А. И. Маринеско и участвовал в легендарной «Атаке века».

   С данной работой в апреле 2009 года Буримова Александра стала победителем  III Всероссийской детской конференции «Первые шаги в науке» (г. Москва), организованной по инициативе Государственной Думы и администрации Президента РФ.  Александра получила Диплом I степени и Золотой знак отличия «За победу!» - высшую награду победителей очного мероприятия Всероссийского детского конкурса.

В ноябре 2009 года Буримова Александра по приглашению из г. Санкт-Петербурга участвовала в  Межрегиональном историко-патриотическом конкурсе «Морской венок славы: вклад моряков и судостроителей в Победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны», на котором  завоевала почетное второе место.

В ноябре 2009 года экскурсовод музея Берестенников Александр с исследовательской работой «Равнение - на Героя!.. Герой России Нечаев Иван Владимирович»,принял участие и стал лауреатом Федерально-окружного Соревнования «Шаг в будущее, Юг России» в городе Ставрополе.

      В апреле 2010 года  Александр стал лауреатом Всероссийского конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Национальное Достояние России», г. Москва.

По решению Президиума Ставропольского краевого Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов в январе 2010 года Музей Боевой Славы МОУ  «Гимназии №7 города Буденновска» стал призером «Краевого смотра - конкурса историко-патриотических музеев учебных учреждений, посвященного 65-летнему юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 2011году на районном  туристско – краеведческом слете «Отечество» Аракелян Альбина ,учащаяся 11 А класса заняла 2 место, выступив с  научно –исследовательской работой  по теме: «Ты помнишь, и буду помнить я». Работа посвящалась ветерану Великой Отечественной войны Николаю Николаевичу Золину.

Бударина Елизавета, учащаяся 9 Б класса, участвовала в районном конкурсе экскурсоводов по теме «70 лет битве за Кавказ» заняла 3-е место.

В мае 2012 года на краевом туристско –краеведческом слете «Отечество» (с. Казинка, Шпаковского района) Аракелян  Альбина  защитив научно –исследовательскую работу«Ты помнишь, и буду помнить я», заняла 3–е место. Была награждена Дипломом третьей степени.

Наш Музей Боевой Славы имеет свой сайт в интернете. В мае 2012 года учащиеся нашей гимназии  приняли участие в конкурсе «Виртуальный музей».

Музей работаем под девизом: «Есть память, которой не будет забвенья, и память, которой не будет конца!» - эти слова  остаются главными в  работе нашего Музея по воспитанию настоящих патриотов своей Отчизны.

Большая часть экспозиций Музея посвящена Великой Отечественной войне.  И в год 68 –летия Великой Победы, мы говорим: «Для нас Великая Отечественная война – история, но ее должен знать каждый, уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких».
 
Таким образом, работа школьного музея, внеклассная работа по изучению истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями своей малой родины, воспитания любви к ней и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Да и сама обстановка в музее, его многочисленные экспонаты имеют сами по себе воспитательное воздействие на ребят.

Музей для нас – это гордость, это память, это дань уважения живым и мертвым. Память тем, кто творит историю нашей Родины – России.

Музей – это то место, где переплетается наше прошлое, настоящее и формируется наше будущее поколение.

Завершить свою статью я хочу словами Януария Михайловича Неверова, которые напоминают  всем нам –педагогам о том, о чем  в свое время мечтал и желал воплотить в образовании на Кавказе Я.М. Неверов (Кодекс Неверова). Покидая Ставрополь, он оставил педагогам и воспитанникам «Нравственный кодекс», не утративший значения доныне. «Кодекс» предусматривает разумные, педагогически обоснованные требования к ученикам, воспитывающие сознательную дисциплину, учит нормам общечеловеческой морали, вменяет в обязанности наставников направлять подопечных по пути добра и гуманности, поощрять к труду, внушать любовь ко всему благому и прекрасному. И сам Януарий Михайлович показывал примеры нравственной чистоты и благородства.

Как и многие прогрессивные русские деятели культуры, Неверов понимал назначение учителя в обществе, поэтому требовал для него соответствующего материально-правового положения. «Где та внимательность, та предупредительность, то нужное участие, – писал Неверов, – которыми вознаграждают наставника за его труд у наших западных соседей?». Вместе с тем он предъявлял высокие требования и к учителю, его образовательной, профессиональной подготовке, нравственным качествам.

«Кто любит Россию, тот должен, прежде всего, желать распространения в ней образования» – эти слова принадлежат Я. М. Неверову, известному просветителю, педагогу-гуманисту, другу Т. Н. Грановского, Н. В. Станкевича, И. С. Тургенева. Чей вклад в развитие просвещения на Ставрополье трудно переоценить.

Литература

  1. Алексеева Е.В. Музей в школе: перспективы развития.Москва.2006.4 с.
  2. Белкин П.Ю. Интернет как ресурс в исследовательской деятельности школьного музея. Москва.2006. 24 с.
  3. Кирпитнева Л.Б. Поиск новых перспективных форм в работе школьного музея. Москва.2006.9 с.
  4. Кодекс Неверова / «Ставропольская правда» от 11 июня 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"

в файле  находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...