Урок по теме"«Европеизация быта и нравов российского общества в петровскую эпоху», 7 класс
план-конспект урока по истории на тему
Данный урок посвящён изменениям и преобразованиям в быту и культурре в эпоху Петра 1. Изучение новой темы опирается на работу с историческими документами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Европеизация быта и нравов российского общества в петровскую эпоху»
Цель:
Образовательная: выявить новые явления в быту и жизни населения петровской эпохи;
Развивающая: продолжить формировать навыки работы с историческим текстом, умение выделять главное и анализировать, обобщать знания и делать выводы
Воспитательная:прививать интерес к истории и культуре русского народа
Оборудование:
- карта «Расширение территории Российского государства
в XVIII вв.»;
- иллюстрации из жизни российского общества XVIII века;
- исторические документы;
- таблица – схема: «Быт российского общества»;
- учебник А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России Конец XVI- XVIII вв. 7 класс»;
- адаптированный исторический документ: «Из указа Петра I»(1700 год), «Из дневника камер-юнкера Ф. В. Берхгольца,1722, февраль», «Юности честное зеркало»
I Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач урока.
(Слайд №1)
- Перед вами портрет великого исторического деятеля XVIII века. Назовите его имя.
Сегодня мы совершим путешествие в петровскую эпоху и узнаем о новых явлениях в быту российского общества. Тема нашего урока указана на слайде.
(Слайд №2)
А помогут нам в этом исторические документы, созданные при жизни Петра I.
По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории. I
II. Новый материал.
Своё ознакомление с жизнью людей в первой четверти XVIII века начнем с указа Петра I. Познакомимся с ним.
1.Работа с историческим документом. «Из указа Петра I»(1700 год, исходные данные: учебник А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России Конец XVI- XVIII вв. 7 класс», стр. 144)
ИЗ УКАЗА ПЕТРА I (1700 год)
Бояром и окольничим, и думным, и ближним людем, и стольникам, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком и жильцом, и всех чинов служилым и приказным, и торговым людем, и людем боярским на Москве, и в городех носить платья венгерские, кафтаны: верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием, и то платье кто успеет сделать, носить с Богоявлениева дни нынешняго 1700 года, а кто к тому дни сделать не успевает, и тем делать и носить, кончав с нынешния сырныя недели ...
На Москве и во всех городах царедворцам и дворовым, и городовым и, приказным всяких служивым чинов людям и гостям и гостинной сотни И черных слобод посадским людям всем сказать: чтоб впредь с сего Его великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороды и усы брить не похотят, а похотят ходить с бородою и с усами и с тех имать... по 60 рублей с человека ...
Тогдаж за благо разсудил старинное платье российское
(которое было наподобие польскаго платья) отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды повелел брить.
- Каким годом датируется документ? Перечислите представителей сословий русского общества в петровскую эпоху.
(Слайд № 3)
Запись в тетради:
«Российское общество на рубеже XVII - XVIII вв.»
Бояре и окольничие
Думные и ближние люди
Дворяне московские
Царедворцы
Стольники и стряпчие
Дьяки, чины служилые и приказные
Торговые люди и люди боярские
Гости
Посадские люди чёрных слобод
- Какие изменения произошли в облике и одежде людей?
- Почему новые элементы быта Пётр вводил силой?
- Как, вы думаете, почему решения, изложенные в указе Петра I, были приняты именно в 1700 году?
Выводы:
- Новшества в быту Пётр начал вводить едва ли не в первую очередь. В 1698 году, вернувшись из «Великого посольства», царю захотелось, чтобы его подданные внешне были похожи на европейцев.
- По воле Петра I Россия перешла на европейское летоисчисление от Рождества Христова. Начиная с 1 января 1700 г. в стране стали отмечать Новый год по новому календарю. Символично и то, что именно в этом году вышел указ царя о новом внешнем виде своих подданных.
2. Работа с историческим документом «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»
( исходные данные: учебник А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России Конец XVI- XVIII вв. 7 класс», стр. 145)
- Новшества коснулись воспитания детей, в частности, дворяне должны были отличаться от окружающих не только внешностью, но и прекрасными манерами, образованностью, поэтому понадобились специальные пособия, которые рассказывали о правилах хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»
Запись в тетради.
1717г. - выпуск издания «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению.
(учащиеся делают соответствующую запись в тетрадь)
Юности честное зерцало.
5. Не прилично им [детям] руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.
27. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать
- Какие правила прививали молодым дворянам?
- Какие обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?
(Слайд № 4)
Выводы:
Помимо «Юности честное зерцало» издавались и другие труды по руководству воспитанием детей. В наставлении внушалась мысль о трудолюбии: выполнение служебных обязанностей, обучение грамоте, танцам, в верховой езде – всё это связывалось с представлениями о гражданском долге и достоинстве. При Петре I шло формирование нового поколения дворян
3. Работа учащихся по составлению сравнительной таблицы.
- При Петре I начинает формироваться политика в области образовании. Впервые было положено начало профессиональному обучению.
- Какие изменения произошли в образовании в XVIII в?
(заполнение таблицы учащимися)
Линии сравнения | Образование в XVII в. | Образование в XVIII в. |
Цели образования | ||
Названия главных учебных заведений | ||
Чему учили |
Выводы:
- Царь-реформатор прекрасно понимал , что школы основанные на церковных знаниях, а также обучение молодёжи за границей не могут дать хорошего результата.
- В стране формируется профессиональное образование.
- Учёба становится одним из видов государственной службы, запрещено было давать разрешение на брак дворянам, не имеющим свидетельство об образовании.
- Однако обучение носило сословный характер. Дети крепостных обучаться не могли.
4.Работа с историческим документом. ИЗ ДНЕВНИКА КАМЕР-ЮНКЕРА Ф. В. БЕРХГОЛЬЦА 1722, февраль
(исходные данные: учебник А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России Конец XVI- XVIII вв. 7 класс», стр. 144)
- Изменилось и представление о дворянском досуге. Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией т фейерверками, маскарады.
ИЗ ДНЕВНИКА КАМЕР-ЮНКЕРА Ф. В. БЕРХГОЛЬЦА 1722, февраль
Придти на ассамблею имеет право всякий … Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы тот был и сам император … В комнате, где танцуют, должны быть приготовлены: стол с трубками, табаком и деревянными лучинками (которые употребляют здесь вместо бумажек для закуривания трубок) и еще несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на ассамблеях не терпятся и не подаются … Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт, англез или польский по желанию … Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию, вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получить требуемое. Но хозяин не обязан, да и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу… Собрания эти, начинающиеся около 5 часов, продолжаются не далее 10, и тогда все должны разъезжаться по домам.
(Слайд № 5)
- О какой форме публичного общения идёт речь в документе?
- Как ассамблеи изменили жизнь русских женщин?
Запись в тетради:
Ассамблея – собрание – бал в домах российской знати.
5. Работа в группах.
Исправьте ошибки в тексте.
Вернувшись из первого путешествия за границу. Пётр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Остальным разрешалось бриться только после уплаты специальной пошлины. Крестьян обучали хорошим манерам и правилам этикета по книге «Юности честное зерцало». Новой формой публичного общения стали ассамблеи, куда приглашали только лиц мужского пола.
(учащиеся находят ошибки в тексте)
Обобщающая беседа и рефлексия.
- Какие преобразования были проведены Петром I в быту?
- Как отнеслись к изменениям в быту различные слои общества?
Выводы:
- Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.
- Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности
- Поведение Петра I, вся его манера действовать показывали, что он не просто видоизменяет старые порядки, но питает к ним страстную вражду и борется с ними ожесточенно
- Преобразования Петра I разделили русское общество на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационный урок на тему:"Кем быть?Каким быть?Портрет математика"
Никто не может рассказать о школьной дисциплине и его влиянии на выбор будущей профессии лучше, чем учитель-предметник. Каждый новый учебный год учитель начинает вводным или заканчивает итоговым уроко...
Конспект урока по теме Роль иностранных языков в современном обществе. Знакомство с понятием франкофонии. 7 класс.
Урок разработан для 7-х классов, но материалы и упражнения могут использоваться и в более старших классах, поскольку предполагают развитие навыков агрументированного высказывания собственного мнения, ...
Конспект урока на тему «Право, его роль в жизни общества и государства» 9 класс
Конспект урока на тему«ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА»Цель урокаСоздать условия для формирования представления о значении права в жизни человека, общества, государств...
Российское общество в Петровскую эпоху
Российское общество в Петровскую эпоху8 классИстория России Текст, выделенный красным цветом, дети не записывают в конспект...
Открытый урок по теме "Российское общество в петровскую эпоху"
Урок "Российское общество в Петровскую эпоху" для 8 класса...
Тест по истории России на тему "Изменения в социальной структуре российского общества "
Проверочный тест для учебника по истории России 7 класс в 2 ч., Ч. 2 (Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева) под ред. Торкунова для параграфа 19 "Изменения в социальн...
"Российское общество в Петровскую эпоху»
Открытый урок по истории 8 класс "Российское общество в Петровскую эпоху»...