Урок по теме"«Европеизация быта и нравов российского общества в петровскую эпоху», 7 класс
план-конспект урока по истории на тему

Крупенина Ирина Георгиевна

Данный урок посвящён изменениям и преобразованиям в быту и культурре в эпоху Петра 1. Изучение новой темы опирается  на работу с историческими документами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Европеизация быта и нравов российского общества в петровскую эпоху»

Цель:

Образовательная: выявить новые явления в быту и жизни населения петровской эпохи;

Развивающая: продолжить формировать навыки работы с историческим текстом, умение выделять главное и анализировать, обобщать знания и делать выводы

Воспитательная:прививать интерес к истории и культуре русского народа

Оборудование:

- карта «Расширение территории Российского государства

в XVIII вв.»;

- иллюстрации из жизни российского общества XVIII века;

- исторические документы;

- таблица – схема: «Быт российского общества»;

- учебник  А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России  Конец XVI- XVIII вв. 7 класс»;

- адаптированный исторический документ: «Из указа Петра I»(1700 год), «Из дневника камер-юнкера Ф. В. Берхгольца,1722, февраль», «Юности честное зеркало»

I Вступительное слово  учителя.  Постановка цели и задач урока.

                                               

(Слайд №1)

-        Перед вами портрет великого исторического деятеля XVIII века.  Назовите его имя.  

        Сегодня мы совершим путешествие в петровскую эпоху и узнаем о новых явлениях в быту российского  общества. Тема нашего урока указана на слайде.

                                                 (Слайд №2)

 А помогут нам в этом исторические документы, созданные при жизни Петра I.

         По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории. I

II. Новый материал.

        Своё ознакомление с жизнью людей в первой четверти  XVIII века начнем с указа Петра I. Познакомимся с ним.

1.Работа с историческим документом. «Из указа Петра I»(1700 год, исходные данные: учебник  А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России  Конец XVI- XVIII вв. 7 класс», стр. 144)

ИЗ УКАЗА ПЕТРА I (1700 год)

Бояром и окольничим, и думным, и ближним людем, и стольникам, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком и жильцом, и всех чинов служилым и приказным, и торговым людем, и людем боярским на Москве, и в городех носить платья венгерские, кафтаны: верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием, и то платье кто успеет сделать, носить с Богоявлениева дни нынешняго 1700 года, а кто к тому дни сделать не успевает, и тем делать и носить, кончав с нынешния сырныя недели ...

На Москве и во всех городах царедворцам и дворовым, и городовым и, приказным всяких служивым чинов людям и гостям и гостинной сотни И черных слобод посадским людям всем сказать: чтоб впредь с сего Его великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороды и усы брить не похотят, а похотят ходить с бородою и с усами и с тех имать... по 60 рублей с человека ...

Тогдаж за благо разсудил старинное платье российское

(которое было наподобие польскаго платья) отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды повелел брить.

- Каким годом датируется документ? Перечислите представителей сословий русского общества в петровскую эпоху.

                                          (Слайд № 3)

 Запись в тетради:

«Российское общество на рубеже XVII - XVIII вв.»

Бояре и окольничие

Думные и ближние люди

Дворяне московские

Царедворцы

Стольники и стряпчие

Дьяки, чины служилые и приказные

Торговые люди и люди боярские

Гости

Посадские люди чёрных слобод

- Какие изменения произошли в облике  и одежде людей?

          - Почему новые элементы быта Пётр вводил силой?

- Как, вы думаете, почему решения, изложенные в указе Петра I,     были приняты именно в 1700 году?

Выводы:

- Новшества в быту Пётр начал вводить едва ли не в первую очередь. В 1698 году, вернувшись из «Великого посольства»,  царю захотелось, чтобы его подданные внешне были похожи на европейцев.

- По воле Петра I  Россия перешла  на европейское  летоисчисление от Рождества Христова. Начиная с 1 января 1700 г. в стране  стали отмечать Новый год по новому календарю. Символично и то, что именно в этом году вышел указ царя о новом внешнем виде своих подданных.

2. Работа с историческим документом «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»                                                                                                              

( исходные данные: учебник  А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России  Конец XVI- XVIII вв. 7 класс», стр. 145)

- Новшества коснулись воспитания детей, в частности, дворяне должны были отличаться от окружающих не только внешностью, но и прекрасными  манерами, образованностью, поэтому понадобились специальные пособия, которые рассказывали о правилах  хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое  «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»  

Запись в тетради.                  

 1717г. - выпуск издания «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению. 

(учащиеся делают соответствующую запись в тетрадь)

Юности честное зерцало.

5. Не прилично им [детям] руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.

27. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать

-  Какие правила прививали молодым дворянам?

-  Какие обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?

(Слайд № 4)

Выводы:

Помимо «Юности честное зерцало» издавались и другие труды по руководству воспитанием детей. В наставлении внушалась  мысль о трудолюбии: выполнение служебных обязанностей, обучение грамоте, танцам, в верховой езде – всё это связывалось с представлениями  о гражданском долге и достоинстве. При Петре I шло  формирование нового поколения дворян

3. Работа учащихся по составлению сравнительной таблицы.

- При Петре I  начинает формироваться  политика в области образовании. Впервые было положено начало профессиональному обучению.

- Какие  изменения произошли в образовании в XVIII в?

                                                    (заполнение таблицы учащимися)

Линии сравнения

Образование

в XVII в.

Образование

в XVIII в.

Цели образования

Названия главных учебных заведений

Чему учили

Выводы:

- Царь-реформатор прекрасно понимал , что школы основанные на церковных знаниях, а также обучение молодёжи за границей не могут дать хорошего результата.

- В стране формируется профессиональное образование.

- Учёба становится одним из видов государственной службы, запрещено было давать разрешение на брак дворянам, не имеющим свидетельство об образовании.

- Однако обучение носило сословный характер. Дети крепостных  обучаться не могли.

4.Работа с историческим документом. ИЗ ДНЕВНИКА КАМЕР-ЮНКЕРА Ф. В. БЕРХГОЛЬЦА 1722, февраль

 (исходные данные: учебник  А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России  Конец XVI- XVIII вв. 7 класс», стр. 144)

- Изменилось и  представление о дворянском досуге. Из Европы царь привез и внедрил в России  новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией т фейерверками, маскарады.

ИЗ ДНЕВНИКА КАМЕР-ЮНКЕРА Ф. В. БЕРХГОЛЬЦА 1722, февраль

Придти на ассамблею имеет право всякий … Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы тот был и сам император … В комнате, где танцуют, должны быть приготовлены: стол с трубками, табаком и деревянными лучинками (которые употребляют здесь вместо бумажек для закуривания трубок) и еще несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на ассамблеях не терпятся и не подаются … Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт, англез или польский по желанию … Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию, вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получить требуемое. Но хозяин не обязан, да и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу… Собрания эти, начинающиеся около 5 часов, продолжаются не далее 10, и тогда все должны разъезжаться по домам.

(Слайд  № 5)

- О какой форме публичного общения идёт речь в документе?

-  Как ассамблеи изменили жизнь  русских женщин?

Запись в тетради:

Ассамблея – собрание – бал в домах российской знати.

5. Работа в группах.

Исправьте ошибки в тексте.

Вернувшись из первого путешествия за границу. Пётр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Остальным разрешалось бриться только после уплаты специальной пошлины. Крестьян обучали  хорошим манерам и правилам  этикета по книге «Юности честное зерцало». Новой   формой публичного общения стали ассамблеи, куда приглашали только лиц мужского пола.                      

           (учащиеся находят ошибки в тексте)

Обобщающая беседа и рефлексия.

- Какие преобразования были проведены Петром I в быту?

- Как отнеслись к изменениям в быту различные слои общества?

Выводы:

- Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра в области культуры.

- Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности

- Поведение Петра I, вся его манера действовать показывали, что он не просто видоизменяет старые порядки, но питает к ним страстную вражду и борется с ними ожесточенно

- Преобразования Петра I разделили  русское общество на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационный урок на тему:"Кем быть?Каким быть?Портрет математика"

Никто не может рассказать о школьной дисциплине и его влиянии на выбор будущей профессии лучше, чем учитель-предметник. Каждый новый учебный год учитель начинает вводным или заканчивает итоговым уроко...

Конспект урока по теме Роль иностранных языков в современном обществе. Знакомство с понятием франкофонии. 7 класс.

Урок разработан для 7-х классов, но материалы и упражнения могут использоваться и в более старших классах, поскольку предполагают развитие навыков агрументированного высказывания собственного мнения, ...

Конспект урока на тему «Право, его роль в жизни общества и государства» 9 класс

Конспект урока на тему«ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА»Цель урокаСоздать условия для формирования представления о  значении права в жизни человека, общества, государств...

Российское общество в Петровскую эпоху

Российское общество в Петровскую эпоху8 классИстория России Текст, выделенный красным цветом, дети не записывают в конспект...

Открытый урок по теме "Российское общество в петровскую эпоху"

Урок "Российское общество в Петровскую эпоху" для 8 класса...

Тест по истории России на тему "Изменения в социальной структуре российского общества "

Проверочный тест для учебника по истории России 7 класс в 2 ч., Ч. 2 (Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева) под ред. Торкунова для параграфа 19 "Изменения в социальн...

"Российское общество в Петровскую эпоху»

Открытый урок по истории 8 класс "Российское общество в Петровскую эпоху»...