Урок истории по теме "НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ". 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Цель урока: рассмотреть причины, ход и последствия нашествия монголо-татар на Русь
Задачи урока:
Обучающие
- познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами,
-рассмотреть причины покорения Руси монголо-татарами;
Развивающие:
- совершенствовать умения работы с картой, историческими документами;
- способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать
собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и формы обучения:
Методы и приёмы обучения :
- эвристический
- частично-поисковый
- метод проблемного изучения в обучении.
- репродуктивный
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, карта, документ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._nashestvie_mongolo-tatar_na_rus_6_kl.doc | 78 КБ |
prezentatsiya_-_nashestvie_mongolo-tatar_na_rus.pptx | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ
Класс: 6
Цель урока: рассмотреть причины, ход и последствия нашествия монголо-татар на Русь
Задачи урока:
Обучающие
- познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами,
-рассмотреть причины покорения Руси монголо-татарами;
Развивающие:
- совершенствовать умения работы с картой, историческими документами;
- способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать
собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и формы обучения:
Методы и приёмы обучения :
- эвристический
- частично-поисковый
- метод проблемного изучения в обучении.
- репродуктивный
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, карта, документ.
План урока:
1. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке.
2. Вторжение в Рязанскую землю.
3. Разгром Владимирского княжества.
4. Поход на Новгород.
Ход урока:
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент | 1 мин. | Добрый день, ребята! ( учитель отмечает отсутствующих) | Приветствуют учителя |
2.Мотивация | 5 | -Я хочу начать наш урок со стихотворения. А вы, попробуйте сформулировать тему нашего урока. Был страшный год, когда все страны - Какова тема нашего урока? Откройте тетради и запишите тему урока. - давайте вместе с вами сформулируем план урока - учитель озвучивает план урока и называет задачи - в конце урока вы должны будете ответить на вопрос: Почему монголо-татарам удалось завоевать Русь? | Ученики формулируют тему урока Учащиеся записывают Учащиеся высказывают свои предложения |
3. Изучение нового материала | 3 мин. 4 мин. 1 мин. 1 мин. 3 мин 10 мин. 4 мин. 2 мин. 2 мин. | 1) Учитель по карте рассказывает об образовании монгольского государства во главе с Чингисханом. 2) предоставляет слово ученику, подготовившему сообщение о Чингисхане и о битве на р.Калке 3) Какие княжества существовали на Руси в начале ХIII в. ? 4) Разорение Рязанской земли 1237 г.- разорение Рязани монголо-татарами Стр. 13. – индивидуальная работа с документом «Повесть о разорении Рязани Батыем» - Кто такой Евпатий Коловрат? -В чём состоит его подвиг? 5) Работа в группах ( каждая группа в течении 5 мин. изучает текст, источник. Затем один представитель от каждой группы характеризует полученный материал. Учитель по карте показывает основные этапы завоевания Руси моноло-татарами) 1-я группа стр. 14-15 «Разгром Владимирского княжества» ( Какие города Владимиро-Суздальского княжества оказали наибольшее сопротивление врагу? - Назовите предводителей русского войска) 2-я группа стр. 15 « Поход на Новгород» ( Почему Новгороду удалось избежать разорения? - Почему Козельск прозвали ,, злым городом” ?) 3-я группа стр. 18 – работа с документом «Летопись о взятии монголами Киева» ( -Как киевляне защищали город? - О каком вооружении говорится в документе? ) 6) Запишем основные даты этого периода. 1237-1240 - завоевание монголами Руси 1237 - завоевание Рязанской земли февраль 1238 - разгром Владимирского княжества март 1238 - поход Батыя на Великий Новгород март 1238 - оборона г. Козельска 1239–1242 - второй поход Батыя на Русь 1240 - завоевание г. Киева весна 1241 г. - поход Батыя в Европу 7) Подумайте, в чём состояла особенность монгольского войска? 8) Почему монголо-татарам удалось завоевать Русь? Назовите главные причины побед войска Батыя. 9) Объясните термины: Ярлык, баскаки | - слушают рассказ учителя - один ученик рассказывает сообщение, другие учащиеся слушают выступающего - называют основные княжества Читают и отвечают на вопросы Учащиеся изучают текст и поочерёдно выступают с сообщением. - Москва, Рязань, Владимир - воевода Филипп Нянька, воевода Пётр Ослядюкович. - Действие жителей Торжка ( упорное сопротивление и уничтожение складов с зерном) - Недостаток продовольствия и боеприпасов - Боязнь действий в условиях весенней распутицы и лесистой местности. Особенности монгольского войска: 1. Жёсткая дисциплина 2. Строгая подчинённость. 3.Коллективная ответственность в бою. 4.Тактика ложного отступления. 5.Заманивание врага под удар главных сил. 6.Использование осадной техники. 1. Военная и политическая разобщённость русских земель 2. Недостаток военных сил русских земель 3. Наличие сильной армии у монголо-татар |
4.Закрепление | 2 мин. | 1. Чингисхана звали: А) Батый Б) Шибан В) Тахтамыш Г) Темучин 2. .Битва на Калке состоялась в: А) 1221г Б) 1245г В) 1223г Г) 1224г 3. Второй поход Батыя на Русь начался в: А) 1239г Б) 1236г В) 1238г Г) 1240г 4. 4 марта 1238 года на р.Сити вместе со своей дружиной погиб князь: А) Юрий Всеволодович Б) Святослав Игоревич В) Всеволод «Большое гнездо» Г) Мстислав Тмутараканский | |
5. Рефлексия | 1 мин. | - Достигли ли вы поставленных в начале урока целей? - Что для вас было интересным? - Что показалось сложным? | |
6. Домашнее задание | 1 мин. | & 16, вопрос 2-5 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нашествие монголо-татар на Русь Шембелиди Елена Григорьевна учитель истории МБОУ СОШ № 2
ЗАДАЧИ УРОКА: Обучающие - познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, -рассмотреть причины покорения Руси монголо-татарами; Развивающие : - совершенствовать умения работы с картой, историческими документами; - способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других. Воспитывающие : - воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга.
Был страшный год, когда все страны Боялись больше , чем огня, Батыя – внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня… Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой, Топча сухие ковыли. Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города
ПЛАН УРОКА Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. 2. Вторжение в Рязанскую землю. 3. Разгром Владимирского княжества. 4. Поход на Новгород.
Создание державы Чингисхана. В центре Азии с древнейших времён кочевали монгольские племена. Энергичный и беспощадный властелин Темучин принял имя Чингисхана – небесного хана и сумел подчинить себе монгольские племена и соседние тюркские. В начале XIII века на съезде монгольской знати Темучин был провозглашён правителем Монгольского государства.
БАТЫЙ – ВНУК ЧИНГИСХАНА В 1235 году совет монгольских ханов решил начать поход на Запад. Войско возглавил внук умершего к тому времени Чингисхана Батыя.
Вторжение в Рязанскую землю Город был стёрт с лица земли. По преданию, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат.
ПОХОД НА НОВГОРОД
Особенности монгольского войска: 1. Жёсткая дисциплина 2. Строгая подчинённость. 3.Коллективная ответственность в бою. 4.Тактика ложного отступления. 5.Заманивание врага под удар главных сил. 6.Использование осадной техники.
ПРИЧИНЫ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ РУСИ 1. Военная и политическая разобщённость русских земель 2. Недостаток военных сил русских земель 3. Наличие сильной армии у монголо-татар
ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Чингисхана звали: А) Батый Б) Шибан В) Тахтамыш Г) Темучин 2. .Битва на Калке состоялась в: А) 1221г Б) 1245г В) 1223г Г) 1224г 3. Второй поход Батыя на Русь начался в: А) 1239г Б) 1236г В) 1238г Г) 1240г 4. 4 марта 1238 года на р.Сити вместе со своей дружиной погиб князь: А) Юрий Всеволодович Б) Святослав Игоревич В) Всеволод «Большое гнездо» Г) Мстислав Тмутараканский
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я узнал о… Мне было интересно … Я попробую… Меня удивило…
Домашнее задание & 16, вопрос 2-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."
На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...
Тематическое планирование уроков истории и формирование антикоррупционного мировоззрения в 10 классе
Примерное планирование но интегрированному курсу Всеобщей и Российской истории 10 класс. (70 часов) Учебник «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века». / О.В.Волобуев, В.А...
"Финикийские мореплаватели" - урок истории по методике Ривина - Дьяченко в 5 классе "
Данный урок разработан для класса с небольшим количеством учеников по методике Ривина - Дьяченко. Урок предполагает изучение нового материла в интерактивной форме, когда за урок дети побывают и в роли...
УРОК ИСТОРИИ АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А.СТОЛЫПИНА 9 КЛАСС
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ....
Урок истории "И будет помнить вся Россия...", 9 класс
Конспект открытого урока по истории России для учащихся 9 класса...
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...
Совмещенный урок истории в 9 –м и 11-м классе «История зарубежных стран сквозь призму художественной литературы и киноискусства»
Конспект совмещенного урока истории в 9-м и 11-м классе является итоговым при изучении Новейшей истории. В начале курса ребятам было предложено подготовить мини-проект по фильму (9класс), книге (11 кл...