Рабочая программа "История мировых цивилизаций" 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Ефимец Ольга Александровна

 Рабочая программа курса «История мировых цивилизаций» для учащихся 5Г класса разработана на основе авторской программы под редакцией А.А. Ви-гасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» (М.: «Просве-щение», 2014 г.), в соответствии с Календарным учебным графиком МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими норматив-но-правовыми актами:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации»;
• Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
• Примерная основная образовательная программа основного общего об-разования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по об-щему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
• приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стан-дарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
• приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к исполь-зованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реали-зующих образовательные программы общего образования и имеющих государ-ственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
• приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ос-новным общеобразовательным программам - образовательным программам на-чального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реали-зации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
• приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении измене-ний в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных про-грамм начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Феде-рации от 31 марта 2014 г. № 253»;
• письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федераль-ном перечне учебников»;
• Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пуш-кина»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_mts_5.doc414.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

            г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С. Пушкина»

«Утверждаю»

Директор МБОУ г.Шахты

«Гимназия имени А.С. Пушкина»

Приказ от«28» августа 2015 г. № 190

______________  /Демина Л.И./

             ФИО                                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории мировых цивилизаций

Уровень общего образования (класс)

Основное общее образование, 5Г класс

Количество часов: 35 часов, 1 час в неделю

Учитель: Ефимец Ольга Александровна

Программа разработана на основе

авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» (М.: «Просвещение», 2014 г.)

2015 - 2016 учебный год



1. Пояснительная записка.

        Рабочая программа курса «История мировых цивилизаций» для учащихся 5Г класса разработана на основе авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» (М.: «Просвещение», 2014 г.), в соответствии с Календарным учебным графиком МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  • приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
  • письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
  • Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
  • Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С. Пушкина» на 2015-2016 учебный год;
  • Календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С. Пушкина» на 2015-2016 учебный год;
  • Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С. Пушкина» на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом: 

- Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. Для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2013.

- Г.И. Годер.  Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2013. 

Целью курса является формирование знаний у учащихся о древнейших цивилизациях, которые послужат одной из основ их обще образованности.

Задачи курса:

  1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.
  2. Показать вклад мировых цивилизаций в культурное наследие человечества.
  3. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.

 

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Целью данного курса является расширение и углубление содержания истории в 5 классе. В процессе изучения предполагается не только освоение учащимися определенной суммы фактов о историческом прошлом, но и формирование приемов учебной деятельности (умение выделить главное  второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т. д.).

Содержание курса реализует две взаимосвязанные задачи: познавательную и развивающую. Решение их подразумевает предварительную подготовку учащихся к более глубокому и осмысленному пониманию исторического материала в последующие годы изучение истории, общие гуманитарное развитие учащихся. Реализация этих задач в содержании данного курса осуществляется на основе раскрытия учащимися общего представления о некоторых вспомогательных исторических дисциплинах, таких, как археология, генеалогия, топонимика.

Курс «История мировых цивилизаций» тесно связан с курсом всеобщей истории «История древнего мира», изучаемом в 5 классе в рамках учебного предмета «История».

 Изучение истории мировых цивилизаций позволяет систематизировать  опыт человечества, представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

В 5 классе, в ходе изучения курса ходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).    

Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности,   создать  более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном  изложении учителя. Раскрыть содержание иллюстрации;

- умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя свойства и различия;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения спорить и отстаивать свои взгляды;

- умения анализировать исторический источник;

- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периодам до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей  истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем  мире и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,  анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах  Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные  результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

-  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом гимназии на изучение курса «История мировых цивилизаций» выделено в 5Г классе 35 часов в год из расчета 1 учебный час в неделю.

Данная программа рассчитана в 5Г классе на 35 часов.

4. Содержание учебного предмета, курса.

Темы разделов программы

Кол-во часов

Терминологический диктант

Творческое задание: работа по карте, схеме, карточкам.

Введение. Что изучает история.

10

1

Глава I  Цивилизации Древнего Востока.

14

1

Глава II Древняя Греция и эллинистический мир.

6

1

Глава III Древний Рим

5

1

Итого

35

2

2

Введение. История как наука. Вспомогательные дисциплины. Исторические источники. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Ход времени и способы его измерения. Летосчисление исторические события Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Вещественные источники, письменные источники, археология как наука. О чем рассказывает карта. Топонимы- географические названия.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Глава 1.Цивилизации Древнего Востока.

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности.

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности.

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Глава3. Древняя Греция.

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла). Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского  полиса:  граждане,  переселенцы,  рабы.   Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 4. Древний Рим

Местоположение   и   природные   особенности   Италии.   Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение   в  правах  патрициев  и   плебеев.   Отмена  долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств  Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.


5. Тематическое планирование

Универсальные учебные действия

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Введение. Что изучает история.

1.Личностные:

 самостоятельно  ставить учебную задачу урока.

2.Метапредметные:

способность самостоятельно и под руководством учителя определять  цели и задачи своей деятельности и группы в целом.

Самостоятельно планировать  действия в новом учебном материале.

3.Предметные:

характеризует исторические источники.

Что изучает история.

Измерение времени в истории (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).

 Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Источники по истории Древнего мира.

Раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Объяснять, как ведется счет лет «до н.э.» и «н.э.»,

используя «линию времени».

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.

Цивилизации Древнего Востока.

1.Личностные:

высказывать суждения о поступках, нравственном содержании информации, значении и месте в жизни людей. Определять цели и задачи своей деятельности и группы в целом.

2.Метапредметные:

подбирать  наиболее эффективные действия, способствующие решению задачи.

Проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывает  её в соответствии с темой и познавательными заданиями.

3.Предметные: сравнивать простые однородные факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.

Владеет рядом общих признаков решения задач. Аргументировать свои действия, опираясь на общие приёмы решения задач.

Западная Азия в древности»

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства.

Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон.

Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона

Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах древней Месопотамии. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Характеризовать источники (материальные и письменные; законы Хаммурапи), рассказывающие о древних цивилизациях

1.Личностные:

высказывать суждения о поступках, нравственном содержании информации, значении и месте в жизни людей.

2. Метапредметные::

определять цели и задачи своей деятельности и группы в целом.

Удерживать цель деятельности до получения её результата.

3.Предметные:

 сравнивать простые однородные факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.

Анализировать и обобщать данные карт, задач, схем диаграмм, рисунков, портретов.

Древний Египет

Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Военные походы.

Рабы.

Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды

Восточное Средиземноморье в древности

Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии; гибель империи.

Персидская держава: военные походы, управление подвластными территориями. Зороастризм

Показывать на карте территорию и центры Древнеегипетского государства.

Раскрывать значение понятий и терминов: фараон, жрец, рабу пирамида, папирус.

Характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.;

2) особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах

Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.

1.Личностные:

определять  цели и задачи своей деятельности и группы в целом.

Подбирать материал к уроку, выставке. презентации, проекту.

Метапредметные:

подбирать наиболее эффективные действия, способствующие решению задачи.

3.Предметные:

 сравнивать простые однородные факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.

Владеет рядом общих признаков решения задач. Аргументирует свои действия, опираясь на общие приёмы решения задач.

Древняя Индия

Природные условия, занятия населения. Древние города- государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания.

Возникновение буддизма.

Культурное наследие Древней Индии

Древний Китай  Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения.

Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь

Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст).

Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.

Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения об ее вкладе в мировую культуру.

Объяснять значение понятий: империя, конфуцианство.

Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае.

Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждение об их вкладе в мировую культуру.

Древняя Греция.

1.Личностные:

определять цели и задачи своей деятельности и группы в целом.

2.Метапредметные:

подбирать наиболее эффективные действия, способствующие решению задачи.

Проводит поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывает  её в соответствии с темой и познавательными заданиями.

3.Предметные:

овладеть целостным представлением.

Древнейшая и архаическая Греция 

Условия жизни и занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены и др.). Троянская война; «Илиада», «Одиссея».

Верования древних греков.

Сказания о богах и героях.

Полисы Греции

Греческие города-государства (политический строй, аристократия и демос).

Развитие земледелия и ремесел. Великая греческая колонизация. Афины. Утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Культура Древней Греции

Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура.

Быт и досуг древних греков.

Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.

Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

Характеризовать общественно-политическое устройство древнегреческих городов-государств (Афины и Спарта); давать сравнительную характеристику.

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах; каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему

Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции.

Представлять описание произведений древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.

Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие.

Древний Рим

1.Личностные:

определять цели и задачи своей деятельности и группы в целом.

2.Метапредметные:

подбирать наиболее эффективные действия, способствующие решению задачи. Предлагать пути выхода из сложившейся проблемной ситуации в виде проекта или алгоритма.

Проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывает  её в соответствии с темой и познавательными заданиями.

3.Предметные:

 сравнивать простые однородные факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.

партнёром.

Рим от его возникновения до установления господства над Италией

 Население древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски.

Легенды об основании Рима.

Рим эпохи царей.

Римская республика.

Патриции и плебеи.

Управление и законы.

Религиозные верования

Завоевание Италии Римом. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.

Установление господства Рима в Средиземноморье.

Реформы Гракхов.

Рабство в Древнем Риме

Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения древней Италии.

Раскрывать значение понятий: патриций, плебс, республика.

Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.

Характеризовать верования древних жителей Италии

Раскрывать значение понятий: консул, трибун, сенат, диктатор, легион.

Использовать карту при характеристике военных походов Рима.

Характеризовать причины и итоги войн Рима. Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов

Показывать на карте владения Римской империи, территории Западной и Восточной частей империи после ее разделения; направления переселения варварских племен и их вторжения на территорию Римской империи.

6. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые результаты

Отслеживание результатов обученности учащихся

(формы контроля)

1

5г 03.09.

История как наука

1

Дать представления о предмете изучения истории, истории Древнего мира. Многозначность понятия «история». Важнейшие периоды всемирной истории. Краткая характеристика истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории.

Что означает любить историю. Знать факты и события. Понимать связь событий и явлений прошлого. Уметь делать достоверные выводы.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников.

Метапредметные: оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера. Оценивать свою работу на уроке.

Фронтальный опрос

2

10.09

Исторические источники

1

Раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник. Работать с письменными источниками:  договоры, указы, летописи, хроники, дневники и т. д. Алфавит. Анализировать устные источники знаний о прошлом.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться работать с письменными источниками.

Метапредметные: оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера. Оценивать свою работу на уроке.

Терминологический

 диктант

3

15.09

Археология как наука

1

 Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о науке Археология.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять понятия: раскопки, археология как наука, вещественные источники. Как появилась археология. Из истории открытия Трои.

От собирателя к ученому. Археологическая разведка. Раскопки. Виды археологических памятников. Погребальные памятники.

Антропология. М.М. Герасимов - советский антрополог и скульптор.

Метапредметные: самостоятельно выделять и формулировать цели. Составлять план последовательности действий.

Фронтальный опрос.

4

24.09

Генеалогия. Происхождение имен и фамилий.

2

Определять, что такое генеалогия, древо жизни, поколенная роспись.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять понятия: древо жизни, поколенная роспись.

Метапредметные: формулировать проблемные вопросы по  теме урока; задавать вопросы собеседнику; находить необходимую информацию в разных источниках.

Составить

 родословное  древо.

5

01.10.

Географические названия-свидетели прошло. Историческая карта.

2

Определять, что такое топонимика.

Вести диалог. Работать с исторической картой.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: Научиться определять, что такое топонимика. Получат возможность научиться получать историческую информацию, работать с исторической картой.

Метапредметные: сравнивать различные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность.

Подготовить сообщение о

географических названиях

родного края.

 Составить таблицу.

8

08.10

Хронология как вспомогательная историческая дисциплина. Cчет лет в истории.

1

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Объяснять, как ведется счет лет «до н.э.» и «н.э.»,

используя «линию времени».

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять событие по ленте времени. Рассмотреть хронологию как науку об историческом времени. Счет лет в истории. Линия времени. Как найти дату на линии времени.Календарь- система исчисления продолжительности промежутков времени, основанная на периодичности явлений природы, связанной с движением небесных светил. Часы - прибор для измерения времени. Разновидности часов.

Метапредметные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Решать  исторические задачи.

Составить историческую задачу

 с использованием

«ленты времени».

9

15.10

Причинные связи между событиями.

Самостоятельная работа.

1

Называть и кратко характеризовать исторические события, исторические факты. Причинно-следственные связи между событиями. Географическое пространство.

Личностные: самостоятельно устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: самостоятельно работать с документами.

Метапредметные: оценивать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Работа по карточкам.

10

22.10

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Что изучает история»

1

 Работать с исторической картой, решать исторические кроссворды. Получать возможность научится работать с контурной картой.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность.

Предметные: научиться решать исторические кроссворды, работать с исторической картой.

Метапредметные: решать проблемные вопросы.

Терминологический

 диктант.

Игра « вопрос-ответ».

11

29.10.

Неолитический кризис. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.

1

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность.

Предметные: научиться определять понятия: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старшина, совет старейшин, идол, боги.

Метапредметные: самостоятельно анализировать исторический текст, решать проблемные вопросы

Фронтальный опрос.

Знать понятийный минимум.

12

12.11

Что такое цивилизация. Ранние цивилизации.

1

 Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять понятия: цивилизация, речные, очаговые, первичные цивилизации, ирригационное земледелие, деспотия.

Метапредметные: выделять особенности и признаки климатических условий и проживания людей на полуострове Индостан.

Подготовить

 индивидуальное

творческое  задание.

13

19.11

Древнейшие цивилизации Востока.

1

 Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях Востока.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять термины: сельская община, домашнее рабство, обычное и письменное право.

Метапредметные: оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера. Оценивать свою работу на уроке.

Работа с картой.

Составить таблицу.

14

26.11

Древний Египет

1

Показывать на карте территорию и центры Древнеегипетского государства.

Раскрывать значение понятий и терминов: фараон, жрец, рабу пирамида, папирус.

Характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.;

2) особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон.

Метапредметные: выявлять особенности жизни древних египтян, приводить примеры в качестве доказательства

Составить таблицу.

15

03.12

Государства Междуречья. Ассирия и Вавилон.

1

Показывать на карте территорию и центры Древнеегипетского государства.  Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Ассирии и Вавилона.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья

Метапредметные: выявлять особенности жизни древних египтян, приводить примеры в качестве доказательства

Работа с контурной картой.

 Составить рассказ.

16

10.12.

 Ассирия и Вавилон.

1

Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы). Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: Определять термины: клинопись, сыновья школы. Получат возможность научиться: называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья.

Метапредметные: выявлять особенности жизни древних египтян, приводить примеры в качестве доказательства

Работа с картой.

 Составить сравнительную

 таблицу.

17

17.12

Вклад Древней Финикии в мировую цивилизацию.

1

Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй. Объяснять, какую роль играли идеи финикийских мореплавателей. Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.

Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять понятия: благовония, пурпур, колония, алфавит

Метапредметные: формлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера. Оценивать свою работу на уроке.

Устный индивидуальный опрос.

18

24.12

Древнееврейские государства. Палестина.

1

Характеризовать общественно-политическое устройство Древнееврейского государства.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Предметные: объяснять значение понятий: единобожие, монотеистическая религия.

Метапредметные: выявлять особенности жизни древних египтян, приводить примеры в качестве доказательства

Работа в  атласе. Составить

 сравнительную таблицу:

 « Египетская и

древнееврейская религия».

19

12.01

Моральные норма библейских заповедей.

1

 Характеризовать Моральные нормы библейских заповедей.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять главное отличие религии евреев от религий других древних народов и находить общие черты. Определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали.

Метапредметные: оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера. Оценивать свою работу на уроке.

Выполнить  творческое

задание по выбору.

 

20

19.01

Работа в рабочих тетрадях по истории древнего мира.

1

Выделять общие черты и особенности, выделять признаки для сравнения, решать исторические кроссворды. Самостоятельно находить на исторической карте объекты.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Предметные: научиться самостоятельно находить на исторической карте объекты.

Метапредметные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Выполнить задания в тетради по изученным вопросам.

21-22

26.01

02.02

Цивилизации Юго-Восточной Азии.

2

Показывать на карте Индию, реки Инд, и Ганг, характеризовать природу и климат Индии.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться: показывать на карте Индию, реки Инд, и Ганг, характеризовать природу и климат Индии.

Метапредметные: выявлять особенности жизни древних египтян, приводить примеры в качестве доказательства

Работа  с  картой

 «Индия и Китай

 в древности».

 Подготовить презентацию.

23

09.02

Культурное наследие цивилизации древнего Востока.

1

Познакомить с Библией, рассказать

о моральных нормах, заложенных в Библии. Показывать на карте Китай и его важнейшие географические объекты, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать учение Конфуция.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: Основные понятия: кочевники, единобожие, заповеди, завет. Получат возможность научиться: показывать на карте Китай и его важнейшие географические объекты.

Метапредметные: выявлять особенности жизни древних египтян, приводить примеры в качестве доказательства

Составить

 кроссворд.

 

24

16.02

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток»

1

 Определять изученные термины. Показывать на карте государства Древнего востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций Востока.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться: показывать на карте государства Древнего востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций Востока

Метапредметные: воспринимать по памяти информацию, необходимую для решения задач.

Терминологический

диктант.

25

23.02

Возникновение античной цивилизации.

1

Определять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа о Минотавре. Получат возможность научиться: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: определять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа о Минотавре.

Метапредметные: оценивать свою работу на уроке.

Работа  с  картой.

Подготовить

 индивидуальное

творческое задание.

26

2.03

Древняя Греция- колыбель западной цивилизации.

1

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.

Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: Определять понятия: «Морские» цивилизации, колонии, полис, демократия, натуральное хозяйство, эллинизм.

Метапредметные: анализировать причинно-следственные связи.

Индивидуальный

опрос.

27

9.03

Культура Древней Греции.

1

Давать описание древнегреческого театра. Работать с иллюстративным материалом.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять понятия: термины: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия.

Метапредметные: выявлять особенности жизни древних греков, приводить примеры в качестве доказательства

Составить план ответа.

28

16.03

Поэмы Гомера «Илиада» и Одиссея как памятники культуры и исторические источники.

1

Давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята». Раскрыть суть содержания «Илиады» и « Одиссей», имена главных героев. Рассказывать отрывки и анализировать.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята

Метапредметные: описывать картину, получать историческую информацию.

 Составить план ответа.

29

06.04

Эллинистический период древнегреческой цивилизации.  

1

Показывать на карте Македонское царство- природа, особенности хозяйства, организация войска. Походы Александра Македонского. Выделить причины создание и распада его державы.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: особенности хозяйства, организация войска. Походы Александра Македонского.

Метапредметные: выявлять особенности жизни древних народов

 Составить план ответа.

30

13.04

Наследие древнегреческой цивилизации.

1

Описывать географические, политические, экономические, культурные  особенности развития Греции.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять Географические, политические, экономические, культурные  особенности развития Греции

Метапредметные: 

Описать географические,

 политические,

 экономические,

 культурные

особенности развития Греции.

31

20.04

Становление Римской цивилизации.

1

Показывать по карте. Рассказывать о природных условиях и наследие древней Италии, о легендах  основания Рима. Установление республики в Риме.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять Природные условия и наследие древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Установление республики в Риме.

Метапредметные: Составление портрета исторической личности. Анализ и сравнение исторических документов

Работа с картой.

32

27.04

Могущество и гибель Римской империи.

1

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения древней Италии.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: Анализировать причины восстания Спартака. Военное дело в римском обществе. Войны с Карфагеном. Значение рабства в экономике Рима. Кризис полисной организации. Восстание Спартака- причины, ход, значение.

Метапредметные: приводить примеры в качестве доказательства

Работа с картой.

 Исторический

диктант.

33

04.05.

Римская держава- мировая держава.

1

Характеризовать особенности развития соседей Римской империи. Характеризовать исторические личности: Октавиана Августа,  его законодательную деятельность, армию, ее комплектование.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.

Предметные: научиться определять особенности развития соседей Римской империи. Октавиан, Август. Его законодательная деятельность.

Метапредметные: вступать в коллективное обсуждение, уметь оценивать свою деятельность.

Составить  конспект.

34

11.05

Наследие римской цивилизации и современность.

1

Характеризовать

географические, политические, экономические, культурные особенности развития Рима.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: научиться определять географические, политические, экономические, культурные особенности развития Рима

Метапредметные: выявлять особенности развития Рима

Составить кроссворд.

35

25.05

Итоговое повторение. Особенности истории древних мировых цивилизаций.

1

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные: самостоятельно анализировать особенности развития человека в древнем мире.

Метапредметные: выявлять особенности жизни древних египтян, приводить примеры в качестве доказательства

Тестовая работа.


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

Изучение истории  предполагает оптимальное оснащение учебного процесса, методически грамотное использование разнообразных средств, обогащающих урок, позволяющих организовать внеурочную работу по предмету. Рабочая программа обеспечена соответствующей программе учебно-методическим комплексом:

7.1 Учебно-методическое обеспечение  образовательного процесса.

  • - Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2013.
  • - Г.И. Годер.  Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2013. 
  • Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 2011
  • Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,2011
  • Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.,2012.
  • Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,2011
  • Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2012
  • Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2012.
  • Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2011
  • Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира -М., 2011
  • Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,2012
  • Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.,2011
  • Рони-Старший Ж. Борьба за огонь М., 2012

7.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  •  Настенные исторические карты (4 шт.)
  •  Атлас по истории Древнего мира. (2шт.)
  • Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (4 шт.); (синхронистические, хронологические,  сравнительные, обобщающие).
  • Атлас по истории Древнего мира с комплектом контурных карт (15 шт.)
  • Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории (4 шт.)
  • Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.)

  • Электронные учебники: Всеобщая история, 5 класс; Древний человек, Древний Египет.
  • БЭНП «История Древнего мира и средних веков»
  • Презентации по курсу Древнего мира.
  • Мультимедийный атлас Древнего мира. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
  • Видеофильмы по всеобщей истории и истории России
  • Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде
  • Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России
  • Слайды (диапозитивы) по тематике курсов истории России и всеобщей истории.
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • компьютер
  • экран
  • УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
  • Шкаф (ящик) для хранения карт
  • Ящики для хранения таблиц


7.3. Использование электронных образовательных ресурсов и  Интернет-ресурсов

№ урока (уроков) по календарно – тематическому планированию

Тема урока (раздела)

Наименование ЭОР, Интернет-ресурса

Расположение ЭОР, Интернет-ресурса (URL-адрес)

На каком этапе используется

1

Что изучает история.

Источники знаний о прошлом

Nsportal.ru

Http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-uroku-chto-izuchaet-istoriya

“Что изучает история»

2

Счет лет в истории. «Лента времени»

Nsportal.ru

Http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-uroku-chto-izuchaet-istoriya 

«Счет лет истории»

3-4

Генеалогия. Происхождение имен и фамилий

Viki.rdf.ru

Http://viki.rdf.ru/item/636 

«Генеалогическое дерево, “Что изучает история»

5-6

Географические названия-свидетели прошлого. Историческая карта

Venedia.ru

Http://venedia.ru/news 

Исторические карты, карточки с географическими названиями.

14

Древний Египет.

Www.uchportal.ru

Http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-4527 

Карта «Древний Египет» или «Египет и Междуречье». Презентация «Государство на берегах Нила»

15-16

Государства Междуречья. Ассирия и Вавилон.

Powerpt.ru

Http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii/1444-vavilonskiy-car-hammurapi-i-ego-zakony.html 

Карта «Междуречье и Восточное Средиземноморье». Презентация «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

21-22

Цивилизации Юго-Восточной Азии.

Мирпрезентаций.рф

http://мирпрезентаций.рф/load/istorija/priroda_i_ljudi_drevnej_indii/1-1-0-80    

Карта «Индия и Китай в древности».

Презентация «Природа и люди древней Индии».

29

Эллинистичекий период древнегреческой цивилизации.

Presentacii.com

Http://presentacii.com/istorii/155-v-gavanyah-afinskogo-portapirey/html 

Презентация «В гаванях афинского порта Пирей»

33

Римская держава- мировая держава.

Powerpt.ru

Http://Powerpt.ru/prezentacii-po-istorii/1446-gospodstvo-rima-nad-sredizemnomorem.html 

Презентация «Установление господства рима во всем средиземноморье»



8. Результаты освоения учебного предмета, курса и система их оценки

   8.1. Планируемые образовательные результаты обучающихся.

                 Требования к уровню подготовки.

Должен знать:

основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников.

 Должен уметь;

• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

• умение оперировать историческими датами;

• умение анализировать исторические источники

• определять последовательность и длительность важнейших событий древней  истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• использовать приобретенные знания при написании творческих работ

• выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

• группировать исторические явления и события по заданному признаку;

• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

• выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;

 - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

8.2. Система оценки индивидуальных достижений обучающихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме.

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и  внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу.  Первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требования

Оценка «4» - в изложенном материале допущены незначительные ошибки неточности.

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  6. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  7. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых исторических явлений;
  8. Понимание основных исторических взаимосвязей;

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся),  в ответе имеются существенные ошибки.

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное  значение в этом тексте;

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

8.3. Контрольно-измерительные материалы

Самостоятельная работа по карте.

(определить территорию, основные направления походов)

Творческое задание. Составить кроссворд, чайнворд.

Самостоятельная работа№1

Что произошло в пещере  Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?

  1. Известно, что в древности одни племена добывали огонь трением, другие — высеканием искры путем удара камень о камень. Во время праздников вторые добывали огонь трением. Какой способ добывания огня более древний?
  1. Во время археологических раскопок, археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его — остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В  другом — только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?
  1. Каким словом можно заменить следующие выражения:
  1. Вера в богов и духов - _________________________________
  2. Изображения почитаемых богов и духов —        ____________________
  3. Подношения богам и духам — ______________________________
  4. Поражение копьями нарисованное животное —         __________________
  1. Вставьте вместо пропусков:

 Древнейшие    люди    появились    около  _____________ лет назад. Древнейшим коллективом людей было (-а) _________________. Основными занятиями вплоть до возникновения земледелия и скотоводства были ______________        , ____________________и ______________________.

  1. Установите связь между явлениями.

        Земледелие и постоянные поселения:

        а)        земледелие сделало возможным появление постоянных поселений

      б) появление постоянных поселений было причиной возникновения земледелия

        в)        эти явления никак не связаны

Самостоятельная работа №2

  • Определите,  по какому принципу образованы ряды (какое понятие объединяет все приведенные слова) и какое понятие является лишним?
  • 7.1. Ткачество, гончарное производство, собирательство, кузнечное дело.
  • 7.2. Духи, икона, оборотни, тотем, магия.
  • 8.Выберите несколько правильных вариантов ответа:        
  • 8.1. Определите характерные черты образа жизни древнейшего   человека (питекантропа):
  • А) жил в праобщине (первобытном стаде)
  • Б) изготавливал простейшие орудия труда
  • В) пользовался луком и стрелами
  • Г) занимался собирательством, рыболовством
  • Д) жил в семье, входящей в родовую общину
  • Е) общался с помощью звуков
  • Ж) использовал шлифованные каменные орудия труда
  • З) умел пользоваться огнем
  • И) ходил на охоту
  • 8.2. Определите характерные черты родовой общины:
  • А) все трудятся сообща
  • Б) все имущество общее
  • В) добыча делится поровну между членами общины
  • Г) каждая семья имеет свое имущество и распоряжается им по своему усмотрению
  • Д) наличие более богатых и бедных семей
  • Ж) величина богатства и достаток определяют положение человека в общине
  • З) управление общиной старейшинами
  • И) люди происходят от одного предка

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ г.Шахты

«Гимназия имени А.С. Пушкина»

от «28» августа 2015 г. № 1

_______________  /Ткаченко В.А./

Подпись руководителя МС, ФИО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________/Ткаченко В.А./

                        ФИО

«28» августа 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-дебаты по всеобщей истории "Холодная война могла перерасти в третью мировую" 9 класс

                           Дебаты как форма урока требуют достаточно длительной  подготовки. Данный урок  предста...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа «Мировая Художественная Культура» для 10-11 классов

Рабочая программа учебного курса«Мировая Художественная Культура»для 10-11  классов...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа «Мировая художественная культура» 11 класс

       Рабочая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

Мировой океан. ? класс

Характеристика океанов, География материков и океанов. 7 класс...