Рабочая программа «Мировая художественная культура» 11 класс
рабочая программа по мхк (11 класс)

Ивакина Людмила Сергеевна

   

      Рабочая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы для общеобразовательных учреждений.    «Мировая художественная культура  5-11 класс»  /составитель Г.И.Данилова. Москва. Дрофа 2010, методического пособия

к линии учебников  «Искусство». Базовый уровень.10-11классы». Автора Г.И.Даниловой.

 Программа предназначена для учащихся 11 класса  средней полной школы и рассчитана на 1год обучения.

 

Общая характеристика учебного предмета

              Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории,  формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека.

    Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость.  Изучение МХК осуществляется в рамках базового курса.

Система изучения на каждом из этапов имеет свою специфику, обусловленную психолого-педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведения искусства.

   Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 11 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры. Избранный исторический путь изучения позволяет уч-ся обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Такой путь позволит учащимся понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

    Особое внимание в программе уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение.

   Специфика изучаемого материала: интегрированный курс рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла.

Учитывая специфику предмета, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (активный зритель /слушатель) и интерпретаторских способностей  (исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими приемов анализа произведений искусства.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных и групповых видах учебной деятельности. Написание рефератов, защита творческих проектов, участие в диспутах, дискуссиях, экскурсиях  призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей и контроля знаний учащихся.

Содержание программы дает возможность реализовать цели художественного образования и эстетического воспитания в средней полной школе:

   Целью данного курса является приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры как части духовной культуры, к общечеловеческим  и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего.

 

Задачи  курса:

- развитие чувств, эмоций, образно - ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

-  изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

-  осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

-  формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

-  постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

-  знакомство с классификацией искусств, общими закономерностями создания художественного образа;

-  освоение  основных этапов развития художественной культуры;

-  помочь уч-ся выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

-  -способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры, развитию умения быть слушателем, зрителем, вести диалог;

-  развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности.

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mhk_11kl.docx194.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красносельская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Михаила  Дмитриевича Цыкина

                 C:\Users\Людмила\Pictures\2020-10-10\001.jpg

Рабочая программа

 «Мировая художественная культура»

11 класс

Среднее (полное) общее образование

Количество часов: всего 34 ч в год

(1 ч в неделю)

Учитель: Ивакина Л.С.

1 категория

13 разряд

с.Красное

2019 -2020 год

Пояснительная записка

      Рабочая программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы для общеобразовательных учреждений.    «Мировая художественная культура  5-11 класс»  /составитель Г.И.Данилова. Москва. Дрофа 2010, методического пособия

к линии учебников  «Искусство». Базовый уровень.10-11классы». Автора Г.И.Даниловой.

 Программа предназначена для учащихся 11 класса  средней полной школы и рассчитана на 1год обучения.

Общая характеристика учебного предмета

              Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории,  формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека.

    Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость.  Изучение МХК осуществляется в рамках базового курса.

Система изучения на каждом из этапов имеет свою специфику, обусловленную психолого-педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведения искусства.

   Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 11 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры. Избранный исторический путь изучения позволяет уч-ся обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Такой путь позволит учащимся понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

    Особое внимание в программе уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение.

   Специфика изучаемого материала: интегрированный курс рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла.

Учитывая специфику предмета, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (активный зритель /слушатель) и интерпретаторских способностей  (исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими приемов анализа произведений искусства.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных и групповых видах учебной деятельности. Написание рефератов, защита творческих проектов, участие в диспутах, дискуссиях, экскурсиях  призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей и контроля знаний учащихся.

Содержание программы дает возможность реализовать цели художественного образования и эстетического воспитания в средней полной школе:

   Целью данного курса является приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры как части духовной культуры, к общечеловеческим  и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего. 

Задачи  курса:

- развитие чувств, эмоций, образно - ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

-  изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

-  осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

-  формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

-  постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

-  знакомство с классификацией искусств, общими закономерностями создания художественного образа;

-  освоение  основных этапов развития художественной культуры;

-  помочь уч-ся выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

-  -способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры, развитию умения быть слушателем, зрителем, вести диалог;

-  развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности.

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 70 часов на изучение курса  «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

 Данная рабочая программа  предусматривает возможность изучения  предмета в

11 классе в объеме 34 часов в год, из расчета 1 час в неделю.

По мере производственной необходимости в программе вносятся необходимые коррективы.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 В этом направлении приоритетами для учебного курса «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

 -умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

-оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

-осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа;

-владеть основными формами публичных выступлений;

-понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства.

Формы и методы контроля знаний учащихся.

   

Традиционный опрос учащихся - фронтальный, зачетный урок, семинар, дискуссия. Работа по слайду, ответ (анализ) по репродукции, монологическое

эссе о картине или архитектурном памятнике.

    Формой контроля за усвоением материала является визуальный диктант, позволяющий проследить знание учащимися видеоряда уроков, перечня произведений, имен авторов.

    Творческие работы по изучаемым темам позволяют выявить умение учащихся анализировать произведения, сравнивать произведения разных стилей, направлений, школ.

    Планируемые сочинения содействуют выработке у учащихся навыков логично, эмоционально выражать в письменной речи знания искусствоведческого материала.

   Срезы знаний, тестовые контрольные задания уместны при изучении данного курса избирательно.

    Домашнее задание связано с возможностью работы с дополнительной литературой, конспектом, выработкой привычки работать с научными источниками.  

Результаты обучения

    В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость; развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире,  выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Содержание курса

(34, по I ч в неделю)

11класс  «От 17 века до современности».

1. Художественная культура  17-18 вв. (12 ч).

Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса.

Творчество Рембрандта X. ван Рейна как пример психологического реализма

XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-77. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

2.Художественная культура  19 века (9 ч).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера).

Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля.

3. Художественная культура  20 века (13ч).

Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина).

Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня

III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств — особенная черта культуры XXвека: кинематограф («Броненосец Потёмкин» СМ. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»): электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Учебно – тематический план - 11 класс

п/п

Тема раздела

Содержание

Кол-во часов

1

Художественная культура 17-18 вв. – 12ч

Стилевое многообразие искусства 17-18 вв.

Искусство маньеризма.

Архитектура барокко.

Изобразительное искусство барокко.

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

Шедевры классицизма в архитектуре России.

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

Реалистическая живопись Голландии.

Русский портрет 18 века.

Музыкальная культура барокко.

Композиторы Венской классической школы.

Театральное искусство 17-18 вв.

Обобщение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Художественная культура 19 века

 - 9ч

Романтизм.

Изобразительное искусство романтизма.

Реализм - художественный стиль эпохи.

Изобразительное искусство реализма.

«Живописцы счастья» (художники импрессионизма).

Многообразие стилей зарубежной музыки.

Русская музыкальная культура.

Пути развития западноевропейского театра.

Русский драматический театр.

Обобщение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Художественная культура 20 века

 - 13ч

Искусство символизма

Триумф модернизма.

Архитектура: от модерна до конструктивизма.

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

Мастера русского авангарда.

Зарубежная музыка 20 столетия.

Русская музыка 20 столетия.

Зарубежный театр 20 века.

Русский театр 20 века.

Становление и расцвет зарубежного кинематографа.

Шедевры отечественного кино.

Обобщение по темам курса.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

34

Тематическое планирование уроков по МХК в 11 классе.

Художественная культура: от 17 века до современности.

урока

Тема

Содержание материала

Характеристика деятельности учащихся

1

Стилевое многообразие искусства XVII—XVIII вв.

Искусство маньеризма

Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве.

Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII— XVIII вв.

Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей

Архитектура маньеризма. Стремление поразить эффектами и оригинальной манерой. Интерпретация классической ордерной системы. Маньеризм в изобразительном искусстве – орнаменталь-ность и декоративность, изысканность и утонченность, оригинальность  образов.

Особенный мастер Эль Греко.

Понимать роль искусства в жизни человека и общества

Приобретать представление о художественных стилях и направлениях в искусстве

Называть  краткую характеристику новых стилей.

Разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха», составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа

Называть характерные черты искусства маньеризма, знать художников и их работы

Понимать, объяснять и оценивать художественные особенности произведений

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

2

Архитектура барокко

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко

Объяснять характерные особенности архитектуры барокко, шедевров итальянского, русского барокко

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

 Размышлять о произведениях искусства, оценивать их художественную значимость

Участвовать в обсуждении содержания и художественных средств выразительности произведений искусства

3

Изобразительное

искусство

барокко

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение.

П. П. Рубенс — «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные  особенности  живописной манеры. Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса

Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику;

Участвовать в беседе по данному материалу

Определять художественные произведения барокко по характерным особенностям, анализировать и высказывать своё мнение при  анализе произведений изобразительного искусства.

Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре

4

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля (ансамбли Парижа). Прогулка по Версалю — зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия о регулярных (французских) парках (обобщение ранее изученного). Архитектурные творения

К. Рена. Собор Святого Павла — главное творение архитектора

Знать характерные особенности искусства классицизма в архитектуре, выдающиеся произведения искусства

Анализировать произведения архитектуры с точки зрения их художественной ценности; пользоваться справочной литературой, проводить самостоятельную исследовательскую работу

Приобретать навыки работы по отбору информации на заданную тему.

5

Шедевры классицизма в архитектуре России

«Архитектурный   театр»   Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно — лучшие творения В. И. Баженова. Классический   облик   Москвы   в творчестве М. Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика «русского Пантеона» (по выбору). «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный    облик    Северной Пальмиры и его блистательные зодчие (по выбору). Архитектурные пригороды   Санкт-Петербурга.   Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини, Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор А. Н. Воронихина

Понимать непреходящую ценность шедевров классицизма в России

Уметь характеризовать историческую и культурную эпоху,  рассказывать об архитектурных произведениях московского классицизма на примере творчества В.И. Баженова, М.Ф. Казакова.

Пользоваться справочной литературой

Приобретать навыки восприятия и эстетического переживания от произведений искусства

6

Изобразительное

искусство классицизма и рококо

От классицизма к академизму в живописи.   Пуссен   как   основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений  Творчество Ж. Л. Давида. Мастера «галантного жанра» (рококо): А. Ватто, Ф. Буше (по выбору)

Получать представление  о Н. Пруссене  как основоположнике классицизма, о произведениях Кановы, Торвальдсена, Фальконе, Гудона; характерных чертах  рококо.

Проводить сравнительную характеристику произведений искусства разных художественных стилей от классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова.

7

Реалистическая живопись Голландии

Многообразие   жанров   голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта — вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы Рембрандт — блестящий мастер портретной живописи (по выбору)

Различать многообразие   жанров   голландской живописи, узнавать  ее знаменитых  мастеров,  давать оценку их произведениям

Называть представителей голландской реалистической  живописи (Ф.Халс, Рембрандта)

Соотносить художников в соответствии с их принадлежностью к определенному жанру живописи.

8

Русский портрет

XVIII в.

У истоков портретного искусства. Шедевры   русских   портретистов: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В.   Л.   Боровиковского.   Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский

Знать  истоки портретного искусства, шедевры русских портретистов

Анализировать произведения искусства, приобретать навыки восприятия и эстетического переживания, выражать свое отношение,  давать эстетическую оценку

Узнавать шедевры русских портретистов,  

9

Музыкальная

культура

барокко

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера.

Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность   и   разнообразие творческого наследия композитора. Русская музыка барокко

Иметь представление о расцвете  гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди )и свободной полифонии в творчестве

(И.С. Бах)

Называть характерные черты музыкальной культуры барокко, знать, чем она отличается от музыки эпохи Возрождения

Приобретать умения и навыки  быть слушателем, адекватно воспринимать музыкальные произведения

10

Композиторы Венской классической школы

Музыка Венской классической школы — высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма.

Музыкальный мир В. А. Моцарта.

Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии.

Оперные шедевры Моцарта (по выбору).

Л. ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски.

Разнообразие музыкального наследия композитора

Объяснять суть реформы оперного стиля, созданного  Глюком, называть черты нового стиля; понимать значение творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена в истории мировой музыкальной культуре, особенности классического типа симфоний Гайдна.

Рассуждать о классических жанрах и принципах симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения

11

Театральное искусство XVII—XVIII вв.

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.

Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы.

Мольер — создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества

Пути развития русского драматического театра

Называть художественные принципы, составляющие основу западноевропейского театра барокко, знать особенности театра Кальдерона и сценического действа в театре барокко вообще, причины определения 17 в. как «золотого» века французского театра классицизма, эволюцию русского драматического театра в допетровскую эпоху, во время царствования Петра I; историю рождения профессионального театра в России

Рассказывать, давать оценку, развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию, самостоятельно делать выводы

12

Обобщение по теме: «Художественная культура 17 – 18 вв

Тест «Стили и направления в искусстве»

Сообщение об одном из художников

Конкурс на лучшего знатока русской духовной музыки

13

Романтизм

Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII — начала XIX в. «Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран (по выбору). Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры

Объяснять  историю происхождения термина «Романтизм», определение этого понятия в широком и узком смысле, а также его значение в дальнейшем пути развития мировой художественной культуры

Приобретать навыки поиска необходимой информации на заданную тему, уметь пользоваться справочной литературой

14

Изобразительное искусство романтизма

Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, Э. Делакруа, О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков

Узнавать и называть изученные произведения, приобретать навыки восприятия и эстетического переживания от произведений искусства

Участвовать в обсуждении содержания и художественных средств выразительности

15

Реализм — художественный стиль эпохи

Изобразительное искусство реализма

«Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства). Реализм и романтизм, их связь и отличие

Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье, художников-передвижников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность

Знать причины появления термина «реализм» применительно к сфере художественной культуры, отличительные особенности реализма и романтизма Называть художественные принципы реализма

Сопоставлять произведения искусства разных направлений.

Определять социальную тематику  в живописи реализма: специфику французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ..

Узнавать и называть изученные произведения

Ориентироваться при работе с текстом, дополнительной литературой

 Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Сообщение об одном из художников  

16

«Живописцы счастья» (художники импрессионизма)

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм В. ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена

Характеризовать открытия в области импрессионизма, объяснять особенности пейзажной живописи импрессионистов и постимпрессионистов, творческую  манеру Сезана, Ван Гога, основные темы, сюжеты их произведений

Называть основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, П. Сезанна. 

Уметь оценивать, выражать собственное суждение о произведениях художников.

Отзыв о понравившейся картине

17

Многообразие стилей зарубежной музыки

Западноевропейская музыка романтизма.

Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза (по выбору).

Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля (по выбору)

Получать представление о характерных чертах западноевропейской музыки, о связи музыки с литературой и живописью.

Рассуждать о средствах выразительности в музыке, передавать своё впечатление о прослушанном музыкальном  произведении

Определять музыкальные жанры

18

Русская

музыкальная

культура

Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики.

Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-

Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского

Рассказывать о зарождении русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка), развитии русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Понимать и видеть фольклорные традиции в симфонической музыке

Приобретать умения и навыки  быть слушателем, адекватно воспринимать музыкальные произведения

Конкурс на лучшего знатока творчества композиторов  «Могучей кучки»

19

Пути развития западноевропейского театра

«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре

Знать эстетические принципы натуралистического театра, разработанные Эмилем Золя, их воплощение в современном театре

Уметь самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность

Составить «визитную карточку» одного из прославленных театров начала 19 века

20

Русский

драматический

театр

Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги (по выбору, с обобщением ранее изученного). М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова (обобщение ранее изученного). Рождение МХТ

Знать репертуар и актерское мастерство в русском театре начале 19 века, характеристики театральных спектаклей этого времени

Характеризовать основные этапы становления русского реалистического  театра, драматическую и театральную деятельность

Выполнять творческие и учебные задания

21

Обобщение по теме:  «Художественная культура 19 века».

Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Тест: «Искусство реализма и импрессионизма»

22

Искусство символизма

Художественные   принципы   символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова - Мусатова

Называть художественные принципы символизма, мастеров живописи и их работы

Анализировать изученные произведения, раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения

23

Триумф модернизма

Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства (по выбору)

Определять характерные признаки стиля модерн в искусстве, знать  общность и отличие модернизма и символизма, находить отражение модерна в произведениях изобразительного искусства.

Сочинение «Мир вещей в эпоху модерна»

24

Архитектура: от модерна до конструктивизма

Идеи и принципы архитектуры начала XX в.

Мастера  и  шедевры  зарубежной архитектуры: А.  Гауди,  В.  Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер (по выбору). Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма

Знать и называть идеи и принципы архитектуры начала XX века, мастеров и шедевры зарубежной архитектуры, архитектурные достижения России

Давать характеристику архитектурному произведению искусства

Узнавать изученные произведения  и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

25

Стили

и направления зарубежного изобразительного искусства

Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали

Иметь представление разнообразие художественных направлений изобразительного искусства

Понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими

 Самостоятельная работа

Основные направления в развитии живописи 20 столетия

26

Мастера русского авангарда

Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма

Называть основные принципы абстракционизма, супрематизма, аналитического искусства

Анализировать изученные произведения

Давать собственную оценку представителям художественного направления и их работам

Доклады уч-ся

27

Зарубежная музыка XX в.

Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза  и  его  истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера

Знать стили и направления музыкального мира 20 в, искусство джаза и его истоки, характерные черты рок и поп-музыки

Осуществлять поиск. Отбор и обработку информации в области искусства в различных источниках и литературе

Сообщения об исполнителях

джазовых композиций

28

Русская музыка

XX столетия

Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина.

Многообразие творческого наследия

С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского (по выбору). Творчество С. С. Прокофьева,

Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке

Приобретать опыт восприятия  достижений композиторов русского авангарда, самобытный путь отечественной музыкальной культуры XX века,

Выражать свою точку зрения о музыкальном

произведении.

Репортаж о любимых исполнителях авторской песни

29

Зарубежный театр

XX в.

Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене.

Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет

Понимать основные пути развития зарубежного театра главных режиссёров, артистов

Сравнивать театральные системы и выделять в

них главные аспекты.

Сообщение. Творческий портрет одного из режиссеров зарубежного театра

30

Русский театр XX в.

К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского» (обобщение ранее изученного). Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова (по выбору, с обобщением ранее изученного). Мастера современного отечественного театра

Называть реформаторов русской сцены, новые принципы сценичности, законы сотрудничества актера и режиссера, представителей современного театра

Сравнивать театральные системы и выделять в

них главные аспекты.

Сообщение. Творческий портрет одного из режиссеров отечественного театра

31

Становление и расцвет зарубежного кинематографа

Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С.Чаплин - выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард

20 века. Рождение национального кинематографа.

Называть этапы развития мирового кино, популярные жанры современного кино (фэнтези, детективы, фильмы  ужасов, катастроф, триллер, мелодрама, боевик, вестерн, мюзикл, «мыльная опера»;

Сообщение о творческом пути Эйзенштейна

32

Шедевры отечественного кино

Первые шаги отечественного кино. Документальная хроника, фильмы -  репортажи. Игровое кино А.О. Дранкова, немые экранизации произведений русской классики. Феномен советской музыкальной комедии. Фильмы о ВОВ. Их роль в воспитании патриотизма и веры в победу над фашизмом.

Объяснить жанровую принадлежность фильма.

Знать и называть  достижения шедевры отечественного кино, шедевры, его режиссеров и исполнителей

Осуществлять поиск. Отбор и обработку информации в области искусства в различных источниках и литературе

33

34

Обобщение по темам курса

Обобщение по темам курса.

Итоговый тест по художественной культуре 17-20вв.

(Представление проектов, исследовательских работ, презентаций учащихся по курсу МХК от XVII века до современности)

Просмотр отрывков из любимых фильмов учащихся, прослушивание музыкальных композиций современности 

Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, сочинений) и их защита по изученной теме курса

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.

В результате изучения мировой художественной культуры уч-ся должны:

Знать/понимать:

-  основные виды и жанры искусства;

-  основные эпохи в художественном развитии человечества;

-  эстетические идеалы различных эпох и народов;

-  основные стили и направления в мировой художественной культуре;

-  шедевры мировой художественной культуры;

-  особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

-  узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

-  эмоционально откликаться на произведения искусства, быть слушателем, зрителем;

-устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;

-использовать различные виды самообразования;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения)

-выполнять исследовательскую работу в форме учебного проекта;

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

-выбора путей своего культурного развития;

-организации личного и коллективного досуга;

-выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

-самостоятельного художественного творчества.

Учебно-методическое обеспечение

Учебник

 «Мировая художественная культура» 11 класс. От 17 века до современности». Москва. Дрофа. 2013г.

Программы для общеобразовательных учреждений.

«Мировая художественная культура» 5-11 класс. /Автор Г.И.Данилова / Москва. Дрофа. 2010.

Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень)

Тематическое и поурочное планирование  «Мировая художественная культура»

10-11 класс./ Автор Г.И.Данилова /  Москва. Дрофа. 2010.

Методическое пособие   к линии учебников  «Искусство». Базовый уровень.10-11классы». Автор  Г.И.Данилова. 2014г

Методическая литература

Химик И.А. «Как преподавать мировую художественную культуру»

М.Алпатов «Немеркнущее наследие»

Платонова Н.И. «Энциклопедический словарь юного художника»

                                Энциклопедия «Искусство»

Т.П.Каптерева «Искусство средневекового Востока»

Н.А.Дмитриева «Античное искусство»

Журнал «Юный художник» , «Эскиз»

Мультимедийные пособия:

«Мировая художественная культура» (от наскальных рисунков до киноискусства)

«Мировая художественная культура» (культура стран Древнего и средневекового Востока)

«Азбука искусства» (как понимать картину)

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

«Большая энциклопедия живописи» (шедевры мировой живописи)

 «Популярная художественная энциклопедия» - электронная библиотека (архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство)

«Шедевры русской живописи»

«Искусство Западной Европы»

«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

«Мировая художественная культура» – электронная библиотека

Фонохрестоматия музыкального материала.

Интернет-ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki Википедия

http://www.museum –online.ru Виртуальный музей искусств

http://www.museum.ru  - Музеи мира

http://www.sozvuchie.ucoz.ru-музыкальный  портал

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы

http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК

http://www.school.edu.ru/catalog - (мировая художественная культура. Энциклопедии и библиотеки)

http://www.sozvuchie.ucoz.ru-музыкальныйпортал

http://www.zavuch.info-музыкальный портал

http://www.artprojekt.ru  - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы.

 http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям

Календарно – тематическое планирование уроков по МХК в 11 классе

Художественная культура:  от 17 века до современности.

34 часа(1 час в неделю)

№ п/п

урока

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт

Художественная культура 17 – 18 вв.

(12ч)

1.

1.

Стилевое многообразие искусства 17 – 18 вв.

Искусство маньеризма.

1

2.

2.

Архитектура барокко.

1

3.

3.

Изобразительное искусство барокко.

1

4.

4.

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

1

5.

5.

Шедевры классицизма в архитектуре России.

1

6.

6.

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

1

7.

7.

Реалистическая живопись Голландии.

1

8.

8.

Русский портрет 18 века.

1

9.

9.

Музыкальная культура барокко.

1

10.

10.

Композиторы Венской классической школы.

1

11.

11.

Театральное искусство 17- 18 вв.

1

12.

12.

Обобщение по теме: «Художественная культура 17 – 18 вв.

 Тест «Стили и направления в искусстве»

1

Художественная культура 19 века.

(9ч)

13.

13.

Романтизм.

1

14.

14.

Изобразительное искусство романтизма.

1

15.

15.

Реализм – художественный стиль эпохи.

Изобразительное искусство реализма.

1

16.

16.

«Живописцы счастья» (художники импрессионизма).

1

17.

17.

Многообразие стилей зарубежной музыки.

1

18.

18.

Русская музыкальная культура.

1

19.

19.

Пути развития западноевропейского театра.

1

20.

20.

Русский драматический театр.

1

21.

21.

Обобщение по теме:  «Художественная культура 19 века».

Тест: «Искусство реализма и импрессионизма»

1

Художественная культура 20 века.

(13ч)

22.

22.

Искусство символизма.

1

23.

23.

Триумф модернизма.

1

24.

24.

Архитектура: от модерна до конструктивизма.

1

25.

25.

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

1

26.

26.

Мастера русского авангарда.

1

27.

27.

Зарубежная музыка 20 века.

1

28.

28.

Русская музыка 20 столетия.

1

29.

29.

Зарубежный театр 20 века.

1

30.

30.

Русский театр 20 века.

1

31.

31.

Становление и расцвет зарубежного кинематографа.

1

32.

32.

Шедевры отечественного кино.

1

33-

33-

Итоговый тест по художественной культуре 17-20вв.

1

34

34

Обобщение по темам курса. (Информационные  проекты,

презентации  учащихся по курсу МХК от XVII века до современности)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Рабочая программа «Мировая Художественная Культура» для 10-11 классов

Рабочая программа учебного курса«Мировая Художественная Культура»для 10-11  классов...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Темы для презентаций обучающихся по программе : "Мировая художественная культура"

Для расширения кругозора обучающихся в целях самообазования и формирования навыков самостоятельного получения информации  для дополнения тем по программе "Мировая художественная культура&quo...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, Предмет, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Класс,5 – 9 классы

     Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии  с требованиями Федерального  государственного образовательного ста...