Реформы Петра I в общественной жизни
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Разработка интегрированного урока (история+русский язык) "Реформы Петра Первого в общественной жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_uroka_volotovskaya_yu.a._skvirskaya_m.a.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (история + русский язык) "Реформы Петра I в общественной жизни "
Методическая разработка интегрированного урока (история и русский язык) в 10 классе по теме: ) "Реформы Петра I в общественной жизни ".
Вариация современного урока, составленного в соответствии с требованием ФГОС, урок – изучение нового материала, на котором учитель направляет деятельность учащихся, помогая освоить новую тему и сформулировать собственное отношение к теме урока.
Изучение нового материала предлагается в работе группами по два человека, что помогает снизить стрессовую составляющую, задания составлены таким образом, чтобы каждый учащийся мог работать в своем темпе в соответствии со своими способностями.
Презентация к уроку составлена таким образом, чтобы любой обучающийся мог сам выявить необходимую для себя информацию. Также в презентации использованы видеофрагменты, позволяющие глубже изучить тему урока. На протяжении всего урока обучающиеся выполняют задание, в виде кроссворда, ответы на который они получают в ходе урока. После самооценивания своей работы на уроке, кроссворд сдается учителю. Составленная презентация полностью раскрывает весь объем материала, который может быть изучен на уроке и сокращает время учителя, необходимое на подготовку.
- Методическая разработка интегрированного урока история + русский язык в 10 кл. по теме "Реформы Петра I в общественной жизни ".
- 1.Информация об участниках
- 1.полное название и адрес образовательного учреждения: ГБОУ ЦО №133
- 2.фамилия, имя, отчество авторов разработки: Волотовская Юлия Александровна, Сквирская Мария Алексеевна.
- 3.контактные телефоны: 8-921-770-06-44, 8-951-675-58-85
- 4.рабочая программа, по которой работает учитель (прилагается),
- тема урока: «Электромагнитная индукция», 9 класс (базовый/профильный).
- 1.Методическая разработка интегрированного урока, включающая
- 1.цели и задачи урока:
Цель урока: дать представление о проведённых Петром реформах в общественной жизни, сформулировать значение реформ в развитии России, продолжить формирование умения определять собственное отношение к историческим событиям.
Задачи:
1. Изучить новые явления в области общественной жизни, быта и языка, введенные Петром I.
2. Оценить влияние проведенных преобразований и значение реформ.
3. Сформировать исследовательские умения, связанные с работой с документами, словарными статьями, специальной литературой
4. Организация проектной деятельности учащихся по отдельным вопросам темы урока с применением ИКТ.
2.содержание учебного материала урока;
Структура учебного занятия:
- Организационный момент: (2 мин.)
- Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания: фронтальный опрос (5 мин.).
- Мотивационный этап (2 мин.)
Работа с высказыванием: «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями». (А.Н. Толстой, писатель)
4. Изучение нового материала:;
- Начало реформ быта;
- Введение нового календаря;
- Появление первых музеев;
- Введение гражданского шрифта (сравнительный анализ старого и нового шрифта с учителем русского языка)
- «Юности честное зерцало» (анализ названия).
- Ассамблея Петра Первого
- Закрепление: (5 мин.) – Возвращение к высказыванию, проблеме поставленной в начале урока. Самоанализ обучающихся того, на сколько совпадали взгляды учащихся в начале и в конце урока, относительно проблемы урока.
- Контроль – кроссворд (в течение урока);
- Д/задание: проектная деятельность.
На уроке используются раздаточные материалы:
- Кроссворд
- Кириллическая азбука
- Гражданский шрифт
- Отрывки из «Юности честное зерцало»
- Текст XVIII века на кириллице и набранный гражданским шрифтом.
- 3. этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1 | Организационный момент | Учитель истории: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Вы видите перед собой не одного, а двух учителей. При изучении истории нам часто приходится обращаться к другим наукам. Сегодня нам понадобится помощь такой науки как филология. В этом нам поможет учитель русского языка и литературы. | Настраиваются на работу | |
2 | Повторение пройденного | На уроке вы будете работать вдвоем. У каждой пары будет кроссворд, заполнить который следует на протяжении урока, по мере получения новой информации. Также у вас на партах лежат вспомогательные материалы, которые нам пригодятся сегодня на уроке. Прежде, ем мы узнаем тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что мы изучили на предыдущих уроках. Опрос по пройденному материалу: 1. Кем считал себя Петр I? 2. Историк Е. Анисимов писал, что: «своим каждодневным трудом Петр показывал подданным пример того, как нужно служить ему, российскому самодержцу» Приведите пример «службы» Петра. 3. Цель своей службы Петр видел в достижении «общего блага». Как вы думаете, что Петр I подразумевал под «общим благом»? | Отвечают на вопросы учителя. | |
3 | Тема урока. | Формулирование темы урока: Учитель истории: мы с вами изучили многие сферы, которых коснулись изменения Петра I. Но одну сферу, мы еще не рассмотрели – какую? Исходя из этого. Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока и попытаемся обозначить цели и задачи нашего урока. На экране вы видите высказывание известного писателя А.Н.Толстого: «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями».(А.Н. Толстой, писатель) Сформулируйте отношение автора к реформам Петра Первого. Давайте запишем эту цитату в тетрадь и вернемся к ней в конце урока, когда вы сформулируете собственное отношение к реформам Петра первого. | Обучающиеся формулируют тему урока, ставят цели и задачи. Работа с цитатой: анализ высказывания. | |
4 | Изучение нового материала | Учитель истории: Давайте просмотрим небольшие видеофрагменты и вы мне назовете. Какие изменения в общественной жизни произошли. Учитель выслушивает ответы обучающихся. Учитель истории: дайте посмотрим на мужской и женский костюм XVII и XVIII века и сравним их. Учитель выслушивает ответы обучающихся. Учитель истории: на прошлом уроке, вам было предложено подготовить небольшие сообщения по следующим темам: «Изменение календаря Петром I», «Кунсткамера – первый музей России». Учитель истории: Также Петр Первый реформировал шрифт, на котором печатали книги. Учитель русского языка предлагает обучающимся сравнить старый и новый шрифты и ответить на вопросы: Каковы особенности кириллического шрифта? Чем была вызвана необходимость реформы шрифта? Какой шрифт на ваш взгляд удобнее и почему? Учитель русского языка предлагает обучающимся прочитать текст написанный кириллицей и новым гражданским шрифтом и сделать выводы. Учитель истории дает информацию о том, что появляется первая книга по этикету – «Юности честное зерцало» Учитель русского языка предлагает обучающимся проанализировать название «Юности честное зерцало» и, воспользовавшись словарной статьей, понять, в каком значении здесь было использовано слово «зерцало». Учитель русского языка предлагает обучающимся прочитать отрывки из «Юности честное зерцало» и подумать, какое средство выразительности речи любит использовать автор и почему? Учитель истории рассказывает о том, где можно было применить знания, полученные из «Юности честное зерцало». Небольшая информация об ассамблеях Петра Великого. | Обучающиеся просматривают видеофрагменты и выписывают в тетрадь, изменения, произошедшие в общественной жизни. После этого называют, что они записали. Обучающиеся работают с иллюстративным материалом, показанном на экране и проводят сравнительный анализ. Выступление обучающихся с небольшим сообщением, сопровождаемое презентацией. Обучающиеся сравнивают Кириллицу и гражданский шрифт и отвечают на вопросы учителя русского языка и литературы. Обучающиеся читают текст написанный кириллицей и новым гражданским шрифтом Обучающиеся работают, отвечая на вопросы учителя русского языка и литературы, анализируют название «Юности честное зерцало» используя словарную статью. Обучающиеся читают отрывки из текста и называют средство выразительности речи – сравнение. Объясняют, почему именно сравнение использует автор. | |
5 | Закрепление | Учитель предлагает вернуться к высказыванию, записанному в начале урока, и сравнить свое отношение к данному высказыванию в начале урока и в конце. | Обучающиеся высказывают свое отношение к высказыванию, соглашаются с ним или нет, аргументируя свое мнение. Обучающиеся высказываются, что нового они узнали на уроке. | |
6 | Контроль – кроссворд | По просьбе учителя, на листочках с кроссвордом, который заполняли на уроке, обучающиеся ставят себе оценку за урок. | Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке и сдают кроссворд. | |
7 | Д/задание: | Обучающимся предложено выбрать заинтересовавшее их преобразование и подготовить по нему реферат. | Записывают домашнее задание. Выбирают темы для реферата. |
- 4.пояснение того, на достижение каких результатов освоения ООП ООО направлен урок (предметных, надпредметных).
- В ходе урока учащиеся должны знать основные понятия по теме.
- Уметь анализировать высказывания автора.
- Учатся работать с историческим текстом.
- Ожидаемые предметные результаты: формулирование своего взгляда на историческое событие
Внутрипредметные связи:
Реформы Петра Первого
Межпредметные связи:
Русский язык – история изменений русского языка. Формулирование своего отношения к данному явлению.
- 3.Методические обеспечение урока и методическое аспекты организации
- урока, включающие
- 1. Видеофрагменты из Истории государства Российского, рассказывающие об изменения в быту.
- 2. Иллюстративные материалы по теме.
- 3. Словарные статьи.
- 4.Раздаточный материал.
- 4.Итоги урока
- 1. анализ результативности деятельности на уроке и примеры выполнения заданий;
- В ходе урока каждая пара отвечает на главный вопрос, поставленный в начале урока, и решает кроссворд. По ходу урока кроссворд заполняется, и каждая пара наглядно видит результаты своей работы.
- 2.рефлексия учащихся и учителя по итогам урока.
- Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Реформы Петра Великого"
Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...
Элективный курс "Реформы Петра Первого"
-помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре Iи его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;-показать, что в ист...
урок "Реформы Петра Первого"
Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....
Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"
«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...
Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)
Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)...
Реформы Петра Великого
Презентация к занятию по истории России в 10 класcе по теме: «Реформы Петра Великого». На изучение данного материала желательно отвести не менее 90 минут. Текст презентации и тест, а...
Реформы Петра I в духовной жизни России I четверти XVIII века
Данный ресурс представляет собой презентацию к уроку по теме "Преобразования Петра I области культуры и быта". Материал включает в себя вопросы для повторения ранее изученного ма...