Рабочая программа по истории для 5-х классов
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Йошкар-Олы»
Рассмотрено: на заседании МС Протокол №5 от ____26.05.15__________ Зам. директора по МР ____________________ | Принято: на заседании педагогического совета Протокол №9 от__28.05.15____________ | Утверждено: Директор МБОУ СОШ №15 «___»___________ 2015 г. __________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на ----2015-2016-----------учебный год
по ----------истории---------------
класс ---5а,5б,5в,5г---------
количество часов:
всего ----68-----
в неделю ---2------
Кол-во контрольных работ-----6--
Учебник: :
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. Москва: Просвещение, 2012.
Учитель:
Стрельникова Екатерина Михайловна
г. Йошкар-Ола
2015
1. Пояснительная записка:
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
В учебном курсе «История Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизации древности, их наименование и определение сущности являются спорными и неустановленными). Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В рабочей программе при отборе фактов и явлений основным критерием являлась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - даётся представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем отличается древний мир от мира современного. Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В цели курса входит:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религии - буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся:
- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Раскрыть содержание иллюстрации;
- умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя свойства и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторический источник;
- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периодам до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений;
- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Формы контроля: устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания, самостоятельная работа.
Сроки реализации данной программы: 2015-2016 учебный год.
2.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс рассчитан на два часа в неделю (68 часов) +2 резервных часа. Сокращение объема учебного времени на 2 часа объясняется количеством учебных недель по учебному плану школы. Повторение и обобщение: 6 уроков.
3. Содержание учебного курса
Раздел I. От первобытности к цивилизации (8 ч.)
Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Счет лет в истории.
Раздел II Древний Восток (20 ч.)
Древний Египет (7 ч.)
Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Западная Азия в древности (13ч.)
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Раздел III Античность (40 ч.)
Древняя Греция (21 ч.)
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим (19 ч.)
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Обобщение знаний по разделу. Итоговое повторении по теме: «Наследие Древнего мира»
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения истории Древнего мира
4.1.Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
4.2. Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
4.3. Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
5. Тематическое планирование
№№ | № урока | Тема урока | Кол-во часов | дом.за-дание | примечание |
Раздел I. От первобытности к цивилизации (8 ч) | |||||
1 | 1.1 | Что такое история? | 1 | записи | |
2 | 1.2 | Древнейшие люди | 1 | п.1 | |
3 | 1.3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | п.2, орудия труда | |
4 | 1.4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | п.3,вопросы | |
5 | 1.5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | п.4 | |
6 | 1.6 | Появления неравенства и знати | 1 | п.5,повторить | |
7 | 1.7 | Обобщение по теме: «Жизнь первобытных людей» | 1 | ||
8 | 1.8 | Счет лет в истории | 1 | стр.29-30 | |
Раздел II. Древний Восток (20 ч) | |||||
9 | 2.1 | Государство на берегах Нила | 1 | п.6 | |
10 | 2.2 | Как жили земледельцы и ремесленники | 1 | п.7,сочинение | |
11 | 2.3 | Жизнь египетского вельможи | 1 | п.8 | |
12 | 2.4 | Военные походы фараонов | 1 | п.9 | |
13 | 2.5 | Культура Древнего Египта | 1 | п.10 | |
14 | 2.6 | Культура Древнего Египта | 1 | пп.11-12, повторить | |
15 | 2.7 | Повторение по теме: «Древний Египет» | 1 | ||
16 | 2.8 | Древнее Двуречье | 1 | п.13 | |
17 | 2.9 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | п.14,сочинение | |
18 | 2.10 | Финикийские мореплаватели | 1 | п.15 | |
19 | 2.11 | Библейские сказания | 1 | п.16 | |
20 | 212 | Древнееврейское царство | 1 | п.17,повт. | |
21 | 2.13 | Обобщение знаний по теме: «Месопотамия, Финикия» | 1 | ||
22 | 2.14 | Ассирийская держава | 1 | п.18 | |
23 | 2.15 | Персидская держава «царя царей» | п.19 | ||
24 | 2.16 | Природа и люди Древней Индии | 1 | п.20 | |
25 | 2.17 | Индийские касты | 1 | п.21 | |
26 | 2.18 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | п.22 | |
27 | 2.19 | Первый властелин единого Китая | 1 | п.23,повт. | |
28 | 2.20 | Повторение по теме: «Древний Восток» | 1 | ||
29 | 3.1 | Греки и критяне | 1 | п.24 | |
30 | 3.2 | Микены и Троя | 1 | п.25 | |
31-32 | 3.3-4 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 2 | пп.26,27 | |
33 | 3.5 | Религия древних греков | 1 | п.28 | |
34 | 3.6 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | п..29 | |
35 | 3.7 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | п.30 | |
36 | 3.8 | Древняя Спарта | 1 | п.31 | |
37 | 3.9 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | п.32 | |
38 | 3.10 | Олимпийские игры в древности | 1 | п.33,соч. | |
39 | 3.11 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | п.34 | |
40 | 3.12 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | п.35 | |
41 | 3.13 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | п.36 | |
42 | 3.14 | В городе богини Афины | 1 | п.37 | |
43 | 3.15 | Культура Древней Греции | 1 | пп.38-39 | |
44 | 3.16 | Афинская демократия при Перикле | 1 | п.40 | |
45 | 3.17 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | п.41 | |
46 | 3.18 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | п.42 | |
47 | 3.19 | В Александрии Египетской | 1 | п.43 | |
48 | 3.20 | Обобщающий урок по теме «Древняя Греция» | 1 | ||
Раздел IV. Древний Рим (20 ч) | |||||
49 | 4.1 | Древнейший Рим | 1 | п.44 | |
50 | 4.2 | Завоевание Римом Италии | 1 | п.45 | |
51 | 4.3 | Устройство Римской республики | 1 | п.46 | |
52 | 4.4 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | п.47 | |
53 | 4.5 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | п.48 | |
54 | 4.6 | Рабство в Древнем Риме | 1 | п.49 | |
55 | 4.7 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | п.50 | |
56 | 4.8 | Восстание Спартака | 1 | п.51 | |
57 | 4.9 | Единовластие Цезаря | 1 | п.52 | |
58 | 4.10 | Установление империи | 1 | п.53 | |
59 | 4.11 | Соседи Римской империи | 1 | п.54 | |
60 | 4.12 | В Риме при императоре Нероне | 1 | п.55 | |
61 | 4.13 | Первые христиане и их учение | 1 | п.56 | |
62 | 4.14 | Расцвет империи во II (2-м) веке н. э. | 1 | п.57 | |
63 | 4.15 | Вечный город и его жители | 1 | п.58 | |
64 | 4.16 | Римская империя при Константине | 1 | п.59 | |
65 | 4.17 | Взятие Рима варварами | 1 | п.60,повт. | |
66 | 4.18 | Обобщающий урок по теме: «Древний Рим» | 1 | сообще-ния | |
67 | 4.19 | Семь чудес света | 1 | повтор. | |
68 | 4.20 | Обобщение знаний по теме: «Наследие Древнего мира» | 1 |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения :
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений / – М.: Просвещение, 2012
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.
- Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток;
- Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.
3) Поурочные разработки по истории Древнего мира. О.В. Арасланова. «Вако» 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)
Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...
Рабочие программы по истории для 10-11 класса (история России и Всеобщая история)
Рабочие программы по истории для 10го и 11го классов составлены на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования науки от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утве...
Рабочие программы по истории , обществознанию для 8 класса и краеведению для 6-10 классов 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по истории для 8 классов....