Мастер – класс «Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР».
методическая разработка

Викулина Оксана Николаевна

Зональный семинар «День открытых дверей». Мастер – класс «Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР». Статьия,  опубликованная  в сборнике методических материалов «Особое детство», №2.«Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

20190916_134158.jpg

20190916_134626.jpg20190916_134143.jpg

Мастер – класс для педагогов «Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР».

Цель: представление педагогического опыта по формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР на интегрированном занятии учителя – логопеда и  инструктора АФК.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятием «коммуникативные учебные действия».
  2. Познакомить участников мастер – класса с методами и приёмами, применяемыми на интегрированных уроках с использованием логоритмики.

Оборудование:

веточка вербы, маски животных и колобка для театрализации, картинки по лексическим темам, компьютер, пальчиковый бассейн.

  1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые коллеги, гости! Очень рады видеть вас у нас в гостях. Меня зовут Оксана Николаевна, я учитель – логопед, Олеся Геннадьевна – инструктор АФК.A сейчас познакомимся с вами, передаём букетик друг другу из рук в руки и представляемся.

Психогимнастика.

К солнышку потянулись (тянем руки вверх),

Лучик взяли ( сжали руки в кулак),

К сердцу прижали (прижимаем к груди),

Людям отдали (протягиваем руки вперед),

И всем улыбнулись.

  1. Вводная часть.

Тема нашего мастер – класса «Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР».

 Мы познакомим вас с приемами и упражнениями, которые мы применяем в своей работе, как на интегрированных занятиях, так и на логопедических занятиях или адаптивной физкультуре.

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. В педагогике «коммуникативные умения» объединяют более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности.

Опыт работы показывает, что именно общение служит основной движущей силой ребенка. Дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости смогут адаптироваться к  окружающему миру, если будут способны выразить свои желания сказать о своих потребностях, попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними людей.

Поэтому необходимо учить детей доступным технологиям общения.

Особенно остро вопрос формирования коммуникативных навыков стоит применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), так как овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в значительно поздние сроки, по сравнению со сверстниками. У детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя.

Мы применяем разные технологии для формирования коммуникативных умений, например такие как, игровые технологии ,жесты, предметы-символы, фотографии, рисунки, пиктограммы и т.д.

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по формированию всех компонентов речи, в том числе и коммуникативных, мы применяем такой метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, укрепление костно – мышечного аппарата, развитие дыхания, слухового, зрительного внимания, развитие чувства ритма, фонематического слуха, воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, уверенности в себе.

Игровые занятия мы строим с учетом педагогических принципов последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается структура слова, и четкое произношение доступных звуков, обогащается словарь детей, что способствует формированию коммуникативных умений.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  1. Оздоровительные.

В результате оздоровительных задач укрепляется костно – мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка. А также во время звукоподрожаний повышается нагрузка мышцы артикуляционного аппарата.

  1. Образовательные.

Осуществление образовательных задач способствует формированию пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов.

  1. Воспитательные.

Позволяют воспитывать чувство коллективизма, действовать согласно правилам игр и упражнений.

  1. Коррекционные.

Развитие артикуляционной моторики, дыхания, слухового внимания и фонематического слуха. Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, формирование, развитие и коррекция слух-зрительно – двигательной координации.

Интегрированные занятия проводим раз в неделю совместно с инструктором АФК.

Мы практикуем такую форму работы, как сквозное планирование. Берём определенную лексическую тему, которую отрабатываем на всех уроках и коррекционных занятиях.

Возможно, некоторые задания вам покажутся сложными, но уже к концу 2 класса практически все приемы отработаны постепенно, последовательно, и ребята уже неплохо с ними справляются.

Сегодня покажем вам примерные виды упражнений, которые применяем на занятиях.

Сейчас вы побудите нашими обучающимися. Предлагаю поделиться на две группы детей: речевые и без речевые, так как в наших классах дети разные. Речевые дети, то есть, вы гости, будете отвечать словами, а без речевые – жестами, при помощи наглядного материала, звукоподражания, мимики.

  1. Практическая часть.
  1. Введение в тему.

                Начнем наше занятие с загадки.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

Солнце припекает,

Когда это бывает?

Речевые дети отвечают: весной.

Без речевые дети: выбирают картинку из двух предложенных (лето, весна).

  1. Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в весенний лес. А чтобы быстрее попасть в лес, поедем на поезде.

Постройтесь как паровозик, Олеся Геннадьевна будет паровозиком, а вы вагончики.

Если я хлопну в ладоши один раз, паровозик двигается медленно, если хлопну два раза, мы двигаемся быстрее.

По сигналу логопеда поезд начинает двигаться по кругу, подражая вращению колес и издавая звук «ч-ч-ч».

Под хлопки логопеда поезд движется то быстрее, то медленнее, по сигналу останавливается «ту-ту».

Вот мы и на месте. Прислушайтесь, что мы слышим? (музыка кукушка). Артикуляционные упражнения: ку – ку тянем губки без звука, ку – ку произносим голосом то громко, то тихо.

  1. Работа по теме.

На доске висит картинка или картинки с птицами.

Посмотрите на картинку, что вы видите? Говорящие дети отвечают словами и показывают взмахи крыльев. Неговорящие дети показывают.

  1. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек».

Давайте вспомним, какие птицы живут в нашем лесу с помощью нашего стихотворения и пальчиков.

Дети вместе с педагогом произносят текст стихотворения, выполняя движения пальцами:

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

Молодцы, похлопали друг другу.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, давайте вспомним, какая погода бывает весной?

Картинки для безречевых детей (солнышко улыбается, солнышко за тучкой, снег).

Речевые дети отвечают, остальные – показывают картинки.

Давайте изобразим солнечную погоду. Широко улыбаемся, ручки поднимаем вверх и тянемся к солнышку и радостно машем.

А теперь изобразим пасмурную погоду. Ротик вниз и ручки вниз.

Теперь поочередно показываем то пасмурную, то солнечную погоду.

  1. Логоритмическое упражнение «Дождик».

Ребята, что бывает из – за пасмурной погоды, какое явление природное? Картинка – дождь.

- «Дождик, дождик кап-кап-кап (шаги на месте).

- Ты не капай громко так (руки согнуты в локтях, махи кистями вправо, влево).

- Мы по лужицам бежим (бег на месте).

- В доме спрятаться спешим (шаги на месте, руки «домиком над головой»).

8. Упражнение на развитие фонационного дыхания «Подуем на плечо».

И снова выглянуло солнышко и нам стало жарко. Давайте охладимся немного.

Педагог читает текс стихотворения, дети сопровождают движения выдохом.

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимаем голову вверх),

Подуем мы на грудь (опускаем голову вниз к груди),

И грудь свою остудим,

Подуем мы на облака. (поворот головы от правого плеча к левому).

И становимся пока. (голова прямо).

9.Театральный этюд.

А теперь ребята, давайте превратимся в лесных животных и поиграем в сказку.

Мы показываем картинку с изображением животных, говорящие называют словом и выбирают соответствующую маску, неговорящие могут изобразить жестом и тоже выбрать подходящую маску.

Догадайтесь, из какой сказки эти герои.

Безречевым детям предлагается выбрать сказку из трех сюжетных картинок.

Из масок осталась одна лишняя, как вы думаете из какой сказки этот персонаж, выберите картинку.

Начинаем наш спектакль.

Я читаю сказку, а вы выполняете действия по моим словам. Речевые дети могут повторять за учителем простые фразы, безречевые показывают жестами, звуками, мимикой.

Играет музыка «Прыг скок, колобок», колобок скачет по кругу.

Музыка завершается и сказку читает автор.

Катитсяколобок катится, а навстречу ему заяц. Ребята покажите как прыгает зайчик. Молодцы. Зайчик говорит колобку: Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок отвечает: Не ешь меня, я тебе песенку спою. И запел. Петь будем все вместе, повторяем за мной. ЛЯ_ЛЯ_ЛЯ под ритм хлопаем в ладоши. Покатился колобок дальше, а заяц ускакал в лес.

Катится колобок катится, а навстречу ему волк.Давайте покажем как волк воет, у-у-у-у-у протяжно, на выдохе. Говорит волк колобку: Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок отвечает: Не ешь меня, я тебе песенку спою. И запел, снова все вместе: ЛА_ЛА_ЛА, отхлопываем по ногам, язычок держим между зубками. Покатился колобок дальше, а волк ушел в лес. Катится колобок катится, а навстречу ему медведь. Давайте изобразим как медведь ходит по лесу. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок отвечает: Не ешь меня, я тебе песенку спою. И запел.Снова все вместе: ЛЯ_ЛЯ_ЛЯ и топаем ногами в ритм. Покатился колобок дальше. А медведь ушел восвояси. Катится колобок катится, а навстречу ему лиса. Давайте покажем как ходит лисичка. Колобок, колобок, я тебя съем. А колобок отвечает: Не ешь меня, я тебе песенку спою. И запел, снова все вместе: ЛА_ЛА_ЛА, язычок держим между зубками, перебираем кистями рук. Лисичка говорит колобку: стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на носок, да пропой еще разок. Колобок прыгнул лисе на нос, а лиса его АМ и съела. Как лиса съела колобка? АМ! С открытым ртом. Упражнение Вкусное варенье.

10. Итог занятия. Наше путешествие подошло к концу и мы возвращаемся обратно в школу. По дороге домой давайте вспомним, что происходило с нами в лесу. Дети показывают жестами, звуками, мимикой…

Когда мы попали в лес, что мы услышали. (КУ – ку - ку). Какая погода нас встретила?  А кого мы видели в лесу? Показывают всех животных. Молодцы. Ну вот мы и пришли в класс. Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

За ваше старание и внимание сюрпризный момент.

(Достают из пальчикового бассейна конфеты).

11.

Релаксация под музыкальное сопровождение.?

Птички”.

Представьте, что вы маленькие птички, которые прилетели только что из леса. И летаете по душистому весеннему лесу, вдыхаете его ароматы и любуетесь его красотой. Вот вы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый весенний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, вы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

  1. Итог.

Таким образом, на сегодняшний день актуальным является проведение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, а так же проведение коррекционной деятельности по устранению различных нарушений. Такие возможности дает для нас логоритмика.

Логоритмика содействует решению задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

В результате системы проведения логоритмических занятий у наших детей, мы уже видим, что формируется чувство коллективизма, дети научились играть друг с другом, ориентируются в помещении школы, могут обратиться с просьбой к другому, либо жестами, либо отдельными звукокомплексами, научились понимать простые инструкции, выполнять посильные задания……

 - что вы получили для себя на нашем мастер – классе?

 - чем можете поделиться?

Мы желаем вам профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Формирование Универсальных Учебных Действий на образовательном занятии вокального объединения «Серебряные нотки»

Мастер-класс на вокальном кружке посвящен знакомству участников мастер-класса с комплексом упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий...

Методическая разработка мастер-класса "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО"

Мастер-класс по теме "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО" был проведен с учителями математики в рамках районного семинара. Ц...

Проектная деятельность в процессе формирования коммуникативных учебных действий на уроках технологии в 5 классе.

В статье рассматриваются этапы проектной деятельности, расктрывается роль ученика и учителя в проектной деятельности, затрагиваются особенности групповых проектов. Также большое внимание в статье ...

Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе групповой работы

Развитие коммуникативных умений и овладение коммуникативными навыками у обучающихся с ОВЗ является важнейшей составляющей в процессе обучения. От того насколько развиты коммуникативные умения ...

Мастер-класс "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики"

              Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:...

Мастер – класс «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР 5 – 7 классов при работе с текстом на уроках русского языка»

Познакомить коллег с опытом работы по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР....