Урок по Истории православной культуры Земли Смоленской "Смоленская епархия в 1812 году"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Миронова Анастасия Стефановна

Урок по региональному предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii_pravoslavnoy_kultury_zemli_smolenskoy.rar1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Смоленская епархия в 1812 году»

Автор-разработчик: А.С. Миронова (МОУ СОШ № 12, г. Смоленск)

Цели урока:

- показать роль церкви в Отечественной войне 1812 года, рассказать о разорении французскими войсками православных святых;

- развивать умение анализировать, самостоятельно работать с текстом учебника и документами, делать выводы;

- формировать жизненные ценности на примере верности убеждениям, самоотверженности и патриотизма священнослужителей и защитников Смоленской земли; прививать любовь к духовным ценностям русского народа.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Видеосюжеты: «Никифор Мурзакевич», «Одигитрия».

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Изучение новой темы:

      а) разорение французскими войсками православных святынь;

      б) участие Православной Церкви  в борьбе против французского нашествия

      в) Никифор Мурзакевич

      г) икона Одигитрии в войне 1812 года.

3. Рефлексия.

4. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Знакомство учащихся с темой урока, целеполагание.

Можно попросить учащихся самим сформулировать цели урока.

Отрывок из солдатской песни, петой во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года.

Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть—чем в рабстве жить.

Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!

Под смоленскими стенами,
Здесь, России у дверей,
Стать и биться нам с врагами!..
Не пропустим злых зверей!

В 1812 году для Смоленщины настали страшные времена. К Смоленску подошла армия Наполеона. Но смоляне бесстрашно встали на защиту своей земли, отстаивали храмы и монастыри, православную веру и святыни.

2. Изучение нового материала.

а) разорение французскими войсками православных святынь:

Вот рыдают наши жены,
Девы, старцы вопиют,
Что злодеи разъяренны
Меч и пламень к ним несут.

Враг строптивый мещет громы,
Храмов божьих не щадит;
Топчет нивы, палит домы,
Змеем лютым в Русь летит!

Захватчики пренебрежительно относились к религиозным чувствам русского народа. Они разоряли храмы и монастыри, уничтожали православные святыни.

Самостоятельная работа ребят с текстом учебника (стр.142-143) и документом (приложение 1).

Задания:

- какие последствия имело вторжение французских войск в 1812 году для смоленской земли?

- как описывает разорение Смоленска очевидец событий, французский офицер Лабом?

б) участие Православной Церкви  в борьбе против французского нашествия:

Русь святую разоряет!..
Нет уж сил владеть собой:
Бранный жар в крови пылает,
Сердце просится на бой!

Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!

В эти суровые дни, как и в былые времена, народ поднялся на защиту своего Отечества, своей веры и церкви.

Рассказ учителя в соответствии с текстом учебника (стр. 143), с привлечением документов (приложение 2 и документ на стр. 145)

Задания:

- какой пастырский долг был возложен императором Александром I на священнослужителей Смоленской епархии?

- как смоленские священнослужители сопротивлялись врагам?

в) Никифор Мурзакевич:

Рассказ учителя о Никифоре Мурзакевиче по материалу учебника (стр. 143)

Просмотр видеосюжета «Никифор Мурзакевич», чтение документа (Приложение 3, 4)

Задание: как вы думаете, в чем заключался смысл жизни для Н. Мурзакевича?

г) икона Одигитрии в войне 1812 года:

Просмотр видеосюжета «Икона Одигитрия»

Задания:

- почему икону, вывезенную из Смоленска, возили за собой войска?

- какой смысл вкладывали русские люди, восклицая: «Матушку несут! Ззаступницу!»

- о чем просили, на что надеялись Кутузов и все русское войско, молясь перед иконой?

3. Рефлексия.

Учитель предлагает дописать предложения (одно или несколько – по желанию учащихся:

1) Оказывается в 1812 году, когда французские войска вторглись на Смоленщину …

2) Я понял, что смоляне…

3) Я узнал, что смоленские священнослужители…

4) Огромное значение в войне 1812 года имела…

5) Несмотря на то, что прошло столько лет …

4. Домашнее задание:

Глава 6, § 1, письменно ответить на вопрос «Какова роль церкви в Отечественной войне 1812 года».

Приложение 1

На другой день (19 августа) мы вошли в Смоленск по предместью, идущему вдоль реки; мы шли среди развалин и трупов; дворцы еще догорали и представляли собою только стены, потрескавшиеся от пламени; под их обломками виднелись почерневшие от дыма скелеты сгоревших жителей. Немногие уцелевшие дома были заняты солдатами, а на пороге их стояли их прежние хозяева с оставшимися членами своей семьи и оплакивали или умерших детей своих, или гибель всего имущества, добытого долгим и тяжелым трудом. Одни церкви доставляли некоторое утешение несчастным, оставшимся без крова. Собор, известный в Европе и очень почитаемый русскими, сделался убежищем бесприютных жителей, бежавших с пожарища. В этой церкви, возле самых алтарей, целые семьи лежали на лохмотьях; в одном месте умирающий старик вглядывался потухающим взором в лики святых, которым он молился всю жизнь; в другом невинные младенцы сосали грудь у матери, поблекшей от горя и обливавшей их слезами.
Вся эта картина бедствия представляла поражающий контраст с видом армии, вступавшей во внутреннюю часть города. С одной стороны было горе побежденных, с другой — гордость победителей; одни все потеряли, другие обогатились добычей и, не испытав ни одного поражения, шли горделиво под звуки военной музыки, поражая ужасом и восхищением несчастные остатки покоренного населения.

Лабом. Фрагмент воспоминаний опубликован в кн.: Французы в России. 1812 г. По воспоминаниям современников-иностранцев. Составители А.М.Васютинский, А.К.Дживелегов, С.П.Мельгунов. Части 1-3. Москва. Издательство "Задруга". М., 1912; Современное правописание выверено по кн.: Наполеон в России в воспоминаниях иностранцев. В 2 кн. М., Захаров, 2004.

Приложение 2

«…Неприятель, вошедший в Смоленскую древнюю Российскую Губернию, опустошает земли, делает все рода насилия жителям
и убивает их, и что еще жесточае, ругается святынею, грабит
церкви и делает из них неприличное употребление. Русские
солдаты должны отмстить злодеям, истребляющим православную
веру их, и Бог будет им помощником».
Из приказа №75 по 1-й Западной армии от 27 июля 1812 года.

Каменный храм в честь Преображения Господня построен в 1786 году майором Н.А.Глинкой. Владелец усадьбы, капитан Глинка при нашествии неприятеля, «вынужденный удалиться с семейством своим», поручил церковь «охранению и заботливости» местного священника. Престарелый отец Иоанн Стабровский «принял близко к сердцу святость своего долга; и, наблюдая за целостию храма, успел вразумить крестьян, обольщенных врагами порядка, и воодушевить в них мужество для борьбы с мародерами». По преданию, 30 августа 1812 года, французский отряд из семидесяти человек окружил церковь, в которой шла Божественная литургия. Мародеры «ломились в двери храма, но железные затворы и решетки не поддались их усилиям». «Народ, пораженный ужасом, готов был бежать из церкви; но в эту минуту священник вышел из алтаря, остановил бегущих: «Стойте – и молитесь!», сказал он им; «Оружие наше – крест и молитва; силою этого священного меча обратятся в прах нечестивцы, дерзающие возстать на храм Господень». При этих словах французы отступили от церкви и стали грабить усадебный дом и жилища священно-церковно-служителей. Удовлетворенные найденным имуществом враги покинули село, а отец Иоанн перенес утварь и иконы в безопасное место в лес. «Церковь Божия была спасена неустрашимостию и самоотвержением доблестнаго пастыря».

Грачев В.Н. Смоленск и его губерния в 1812 году. Смоленск, 1912, с. 271-272.

Болдин монастырь. Село Болдино, Дорогобужского уезда. Монастырь основан в 1528 году преподобным Герасимом Болдинским. В 1812 году обитель подверглась сильному разорению от французов. «Один инок сего монастыря, Алексий, бывший после 1812 года иеродиаконом, оказал ревность, достойную истинного сына Церкви и Престола. По вступлении неприятельской армии в монастырь один офицер ея, увидев в соборной церкви монаха, сказал ему, требуя от него повторения: «Виват Наполеону!». Монах Алексий смелым голосом отвечал: «Виват Александру!». За такой ответ монах немедленно получил от офицера удар по щеке саблею. Потом офицер опять вскричал: «Виват Наполеону!». Монах вторично отвечал: «Виват Александру!». Тогда офицер опять схватился за саблю, но не ударил, а только с презрением плюнул в лицо монаху».

Соборный Троицкий храм был ограблен и обращен в тюрьму для пленных русских, иконы употреблялись французами для устройства себе шалашей. Введенскую церковь они ограбили и осквернили.

В монастыре хранилась древняя чтимая икона Казанской Божией Матери, которую по промыслу Божию, по изгнании неприятеля из древней столицы, нашел иеродиакон Владимир «на одной из Московских улиц на кирпичах».

РГИА, ф. 834, д. 1797, л. 47- 47об.// ИИМК РАН, ф. 67, д. 10, л. 1об.// Грачев В.И. Смоленск и его губерния в 1812 году. Смоленск, 1912, с. 259.

©http://www.voskres.ru/army/church/1812.htm

Приложение 3

Никифор Адрианович Мурзакевич

Приложение 4

Отечественная война 1812 г. в пределах Смоленской губернии. 1812-1912. Вороновский В.М., 1912. 

Владимир Михайлович Вороновский – историк-краевед, активный деятель Краснинского уездного земства. Обладал литературными способностями. Избирался в число гласных Смоленского губернского земского собрания, был представителем его в губернском по земским и городским делам присутствии.
По поручению губернского земства В.М.Вороновский написал книгу «Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской губернии», посвященную столетнему юбилею изгнания армии Наполеона из России, хорошо документированную и роскошно иллюстрированную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "История православной культуры земли Смоленской"

Программа составлена для 5-6 классов коррекционной школы 8 вида....

Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской"

Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской" для 8 класса является гуманитарным, светским курсом, направленным на получение знаний о православной культуре как учебны...

Рабочая программа по истории православной культуры земли Смоленской 8 класс

Ученик научится: - характеризовать основные события и этапы истории православной культуры Смоленщины; - определять и оценивать значение памятников истории православной культуры Смоленщины; - анал...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....

Конспект урока по предмету « История православной культуры земли Смоленской». 8 класс.

Конспект урока по предмету « История православной культуры земли Смоленской».   8 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История православной культуры земли Смоленской»

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО и Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ЯСШ №2, составлена на осно...

Рабочая программа по предмету "История православной культуры земли Смоленской" 2020-2021 уч.год

Рабочая программа по истории православия культуры земли Смоленской для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29 де...