Рабочая программа по предмету "История православной культуры земли Смоленской"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Программа составлена для 5-6 классов коррекционной школы 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ipk_dlya_5-6_klassov.docx | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено: на заседании МО протокол №_____ от «__»__________20__г. | Согласовано: Зам. Директора по УВР: __________/___________/ «__»_________20__г. | Утверждаю: Директор школы _______/Голубева Л.И./ «__»_________20__г. |
Рабочая программа
по предмету «История православной культуры земли Смоленской»
для 5-6 классов
на 2015/2016 учебный год
Программу составила учитель
Авсюкова Валентина Андреевна
2015 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации программы
Цель курса:
- ознакомление учащихся с историей православной культуры вообще и земли Смоленской, в частности, это способствует формированию мировоззрения с развитым моральным чувством, совестью, личностной позицией, которые основаны на любви к ближнему, Отечеству, на идеалах Добра и Справедливости.
Реализация цели осуществляется за счет решения следующих задач:
- приобщение учащихся к нравственным основам православной культуры;
- формирование представлений о культурных ценностях;
- создание условий для духовного воспитания личности;
- воспитание уважения к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
- формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- развитие способности воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;
- развитие умений ориентироваться в информации, жизненных ситуациях с помощью полученных знаний и моральных норм православной культуры.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
- Закон РФ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ».
- Конституция РФ (ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего общего образования.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.
- Программа составлена на основе учебного пособия «История православной культуры земли Смоленской», авторами которого являются М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Курс «История православной культуры земли Смоленской» для второй ступени обучения специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида является светским курсом, направленным на получение знаний о православной культуре и разработанным в рамках религиозного компонента на основании приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной культуры на Смоленщине.
Назначение курса: содействие получению целостного представления о православной культуре.
Курс выполняет следующие функции:
- культурно-историческую;
- познавательную;
- духовно-нравственную.
Построение основано на концентрированном принципе, что необходимо для учащихся VIII вида: разделы ежегодно повторяются в установленной последовательности, что позволяет постепенно увеличивать количество вопросов тем и терминов, расширять круг понятий и способствовать формированию учебных навыков.
В процессе теоретического обучения предполагается не только знакомство с православной литературой, живописью, архитектурой, но и формирование духовно-нравственных понятий.
Практический раздел предполагает знакомство с традициями православия. Он может сочетаться с другими темами (по усмотрению учителя), т.е. идти параллельно.
Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Образовательной программой ОГБОУ СКОШИ VIII вида
Работа по названной программе очень важна для обучения учащихся, имеющих нарушения интеллектуального развития, так как усвоение систематических знаний об истории православной культуры земли Смоленской способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях среднего возраста интерес к истории родного края.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком, и количестве часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, и др.
На предмет «История православной культуры земли Смоленской» в учебном плане отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год в каждом классе. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
Формы организации образовательного процесса
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарно-трудовой, конструктивной; а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения.
Технологии обучения
Обучение на II ступени (в 5-7-ом классах) начинается с изучения раздела «Наши предки», затем «Библия как литературный православный памятник». Целесообразно построить программу таким образом, чтобы логика изложения учебного материала строилась от общего к частному. Такое изложение учебного материала позволяет раскрыть необходимые причинно-следственные связи, что помогает учащимся развивать умение анализировать, сравнивать, способствует более сознательному усвоению знаний, повышает интерес к учебным предметам. На уроках необходимо чаще применять активные методы обучения – проблемные и частично-поисковые, т.к. использование в процессе обучения только объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов снижает уровень работы по развитию мыслительных операций и приучает ребенка только к наглядному мышлению. На уроках необходимо так построить процесс усвоения новых знаний, чтобы дети сами принимали участие в поиске ответов.
Актуальность образовательной программы «История православной культуры земли Смоленской», заключается в том, что в числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли». Н.И. Пирогов.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школы. Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В каждой четверти рассматриваются новые аспекты основной темы года. В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:
Связь православной культуры с жизнью современного ребенка.
Опора на образно-эмоциональные качества учебного материала.
Такой подход дает большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся, умения «творить» самостоятельно, создавать красивое.
Чтобы дети полноценно воспринимали православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе рекомендуются произведения, которые дают основу для всестороннего ознакомления детей с различными видами православной культуры. Это религиозная символика и религиозный канон; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; филология; музыкальное искусство.
Соответственно с требованиями программы дети должны получить элементарные базовые знания (представления) о православной культуре на основе художественных впечатлений, научиться разбираться в ее разных формах и видах, в различных выразительных средствах. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать свои эстетические впечатления.
Умение видеть красоту Божьего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка, имея Божественную основу, способна откликнуться на отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии развития у него нравственных и эстетических чувств. Данный материал закладывает основу для развития этих способностей.
Таким образом, исходя из особенностей и возможностей детского восприятия православной культуры, определяется тематика: это годовой круг – календарь основных церковных православных праздников, отразивших христианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и рассмотренных сквозь призму восприятия православного ребенка.
В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления ее постижения.
1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.
2. Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, сочинение сказок и стихов, пение). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) – создателей объектов православной культуры.
3. Православная культура, как язык (способ) выражения, осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов – цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства – жанров, интонации; религии – через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.
Программный материал включает в себя компоненты всех трех направлений и по уровню сложности соответствует возможностям школьников. Материал отобран с учетом возрастных ценностных ориентаций и психологических особенностей школьников, для которых главными ценностями являются семья и любовь. Исходя из этого в качестве ведущих базовых понятий изучаются такие, как Бог-Творец, творение, красота.
Таким образом, исходя из особенностей и возможностей детского восприятия православной культуры, определяется тематика: это годовой круг – календарь основных церковных православных праздников, отразивших христианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и рассмотренных сквозь призму восприятия православного ребенка.
В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает формирование УУД
Личностных:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и историю России;
- развитие и уважение к истории и культуре всех народов;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;
- развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- установление личных связей ребенка с православной культурой;
- развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира;
- увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры
Предметных:
- знакомство с основными нормами религиозной морали;
- понимание значения веры, религии и нравственности;
- формирование первоначальных представлений о православной культуре, ее роли в становлении нравственности;
- осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметных:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей;
- овладение навыками смыслового чтения текстов;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
Методы реализации программы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).
2. Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Формы работы с детьми:
- индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
- Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.
- Проведение праздников и мероприятий.
- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
- Проектная деятельность учащихся.
- Экскурсии.
- Организация выставок.
- Участие в конкурсах.
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец курса.
- Усвоение учащимися добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Потребность к сопереживанию.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
- Приобщение к опыту православной культуры.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Календарно - тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
I. Введение | 4 часа | ||
1. | Наши предки. Языческие верования кривичей. | ||
2. | Знакомство с понятием «Христианство» и «Православие». | ||
3. | Суть учения Христа. | ||
4. | Крещение Руси и жителей Смоленщины | ||
II. Библия как литературный православный памятник | 7 часов | ||
5. | Сотворение мира Адам и Ева. Дерево познания. | ||
6. | Каин и Авель. Каинова Печать. | ||
7. | Вавилонская башня (Вавилонское столпотворение) | ||
8. | Содом и Гоморра. | ||
9. | Ноев ковчег. | ||
10. | Радуга в библейских мифах. | ||
11. | Сюжеты Ветхого Завета в живописи и музыке. | ||
III. Икона. Иконопись | 7 часов | ||
12. | Что такое икона? Канон, по которому пишется икона. | ||
13. | Отличие иконы от портрета. | ||
14. | Спас нерукотворный. Туринская плащаница. | ||
15. | Иконы Иисуса Христа. | ||
16. | Иконы Иисуса Христа. | ||
17. | Иконы Иисуса Христа (стихи русских поэтом). | ||
18. | Экскурсия в музей «Русская старина». Смоленская иконописная школа. | ||
IV. Зодчество | 7 часов | ||
19. | Устройство храма. | ||
20. | Алтарь. | ||
21. | Церковь Петра и Павла, Вавилонская церковь. | ||
22. | Церковь Иоанна Богослова. | ||
23. | Церковь Михаила Архангела (Свирская церковь) | ||
24. | Шейновская церковь. | ||
25. | Поведение в храме. | ||
V. Жития святых как литературный памятник православия | 4 часа | ||
26. | Святость как феномен духа. Понятие «смирение» и его смысловое значение. | ||
27. | Святые Борис и Глеб. | ||
28. | Преподобный Исаакий и Прохор – Лебедник. | ||
29. | Преподобный Аркадий Вяземский. | ||
VI. Экскурсии в православные храмы и монастыри | 4 часа | ||
30. | Шейновская церковь. | ||
31. | Церковь Петра и Павла, Вавилонская церковь. | ||
32. | Церковь Иоанна Богослова. | ||
33. | Конкурс рисунков «Православный Смоленск» | ||
VII. Итоговый урок | 1 час |
Календарно - тематическое планирование
6 класс (34 часа)
I. Повторение | 3 часа | ||
1. | Крещение Руси и святость. | ||
2. | Икона, ее значение для православия. | ||
3. | Устройство храма. Повторение в церкви | ||
II. Библия как литературный православный памятник | 6 часов | ||
4. | Евангелие и его составители (апостолы) | ||
5. | Норма веры как норма жизни (10 заповедей). | ||
6. | Молитва «Отче наш». | ||
7. | Земной путь Иисуса Христа. | ||
8. | Выражение «Фома Неверующий». | ||
9. | Выражение «Иудино дерево» (осина), 30 серебряников. | ||
III. Икона. Иконопись | 6 часов | ||
10. | Иконы Богоматери и портреты Мадонны. | ||
11. | Иконы Богоматери и портреты Мадонны. | ||
12. | Иконы Богоматери и портреты Мадонны. | ||
13. | История Смоленской иконы Богоматери Одигитрии. | ||
14. | Экскурсия в музей «Русская старина» | ||
15. | Стихотворения русских поэтов об иконах Богоматери. | ||
IV. Зодчество | 7 часов | ||
16. | Болдинский монастырь. | ||
17. | Вяземский Иоанна Предтечи монастырь | ||
18. | Троицкий монастырь. | ||
19. | Успенский собор в Смоленске. | ||
20. | Плащаница Свято- Успенского кафедрального собора. | ||
21. | Экскурсия в Успенский собор. | ||
22. | Конкурс рисунков и фотографий «Православный Смоленск» | ||
V. Жития святых как литературный памятник православия | 7 часов | ||
23. | Климентий Смолятич. | ||
24. | Жизненный путь Авраамия Смоленского и его ученика Ефрема. | ||
25. | Святитель Игнатий, епископ Смоленский. | ||
26. | Меркурий Смоленский. | ||
27. | Благоверный князь Андрей. | ||
28. | Святые благоверные князь Симеон и княгиня Иулиания | ||
29. | Преподобный Герасим Болдинский. Монашество и юродство «Христа ради» | ||
VI. Экскурсии в православные храмы и монастыри | 4 часа | ||
30. | Экскурсия в Вознесенский монастырь. | ||
31. | Церковь преподобного Авраамия Смоленского. | ||
32. | Экскурсия в Исторический музей, «оформление древних книг». | ||
33. | Экскурсия по городу: «Отличие православных храмов от костела и кирхи». | ||
VII. Итоговый урок. | 1 час | ||
34. | Библейские сюжеты в живописи. Урок в музее «Русская старина» |
ЛИТЕРАТУРА
- Андрицова, М.Ю. История православной культуры земли Смоленской /М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий. – Смоленск: «Универсум», 2004.
- Дорофеев, В. (протоиерей). Основы православной культуры /В. Дорофеев (протоиерей), О.Л. Янушкявичене. – М.: «Про-пресс», 2008.
- Наперстникова, С.Э. Основы православной культуры и этики. – Смоленск, 2004.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины Православная культура земли Смоленской профессия: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Смоленское областное государственное бюджетноеПрофессиональное образовательное учреждения«Козловский многопрофильный аграрный колледж»УЦПК г. Ельня...
Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской"
Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской" для 8 класса является гуманитарным, светским курсом, направленным на получение знаний о православной культуре как учебны...
Рабочая программа по истории православной культуры земли Смоленской 8 класс
Ученик научится: - характеризовать основные события и этапы истории православной культуры Смоленщины; - определять и оценивать значение памятников истории православной культуры Смоленщины; - анал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История православной культуры земли Смоленской»
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО и Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ЯСШ №2, составлена на осно...
Рабочая программа по предмету "История православной культуры земли Смоленской" 2020-2021 уч.год
Рабочая программа по истории православия культуры земли Смоленской для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29 де...
Рабочая программа по предмету "История православной культуры земли Смоленской" 2021-2022 уч. год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2021-2022 учебный год по предмету «История православной культуры земли Смоленской» Класс 8Количество часов на год всего 34 ч. в неделю...
Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской"
Данная рабочая программа по учебному предмету «Православная культура Смоленской земли» разработана на основе:Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образов...