№ | Ход урока |
1 | 1. Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания (ППЗ). Учитель: “У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет. ППЗ: почему Ярослав – Мудрый; чему мы должны учиться у него?” ( Тема урока и ППЗ обозначены на доске) |
2 | 2. Борьба за киевский престол сыновей Владимира. Учитель обращает внимание детей на раздаточный материал и знакомит с отрывком из “Повести временных лет”. По ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки, акцентирующие внимание детей на землях Древней Руси: “ Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадилВышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярогслава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле”. Вопрос учителя классу: “Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?” (Укрепление государства) В тексте выделено слово “посадил”. Учитель обращает внимание на понятие – посадник. Посадник – назначаемый или выборный глава местной власти. (Понятие записывается в “словарь”, учитель просит подчеркнуть карандашом слова “или выборный” и комментирует, что их смысл будет понятен позднее, при характеристике управления разных земель в период феодальной раздробленности.)
|
3 | Объяснение учителя по плану: - Намерение Ярослава не платить дань Киеву.
- Смерть Владимира Красное Солнышко.
- Святополк Окаянный (1015–1019):
происхождение (сын Ярополка – брата Владимира, убитого им); убийство Бориса и Глеба; Святослава – сыновей Владимира; битва на реке Альте – победа Ярослава. - Мстислав Удалой и раздел Руси между братьями по реке Днепр.
- Начало единоличного правления Ярослава с 1035(36) года.
В ходе рассказа учителя на доске учителем и в тетрадях учащимися рисуется опорный конспект (рис. 1): ![http://festival.1september.ru/articles/533369/img1.gif](https://lh4.googleusercontent.com/-vKPOOYt3fLnBSuyuVmRWEzwtF_Fyrp3STTGoj27RrH3cAKtTLOW21Cdcq6Pm2HvvxGBiFPU00fr9YbFysdYKKYYADFBX2m2mz9kMnv_K622RUU-tsWmQugpwP7RY-tC_2Q0O9vCAzmWduHC4Q)
Рис. 1
|
4 | Вопросы учителя классу: - Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом?
- Какие последствия для Древнерусского государства имело участие кочевников (печенегов) в междоусобных княжеских столкновениях?
- Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.
|
5 | “Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела. Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма и определим те области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый”. Демонстрация фрагмента фильма о Ярославе Мудром. Учитель повторяет задание, данное перед просмотром фильма: перечислите области деятельности, в которых преуспел Ярослав. (Ответ: распространение христианства и грамотности, управление государством и внешняя политика. Учитель делит класс на 6 групп в соответствии с названными областями (2 группы занимаются одним направлением). Каждая группа получает рисованный конспект, который требует доработки и конкретизации. Группы получают задания: в течение 7 минут изучить текст учебника по данному направлению, конкретизировать “конспект” и доработать его, представить свою работу классу. Так как одним направлением занимаются 2 группы, то одна из них представляет работу, а другая – анализирует ее, обращая внимание на полноту, правильность, логику изложения, сделанные выводы.
|
6 |
Названия групп и их направление работы | Моменты, которые должны быть отражены в конспекте (написаны, зашифрованы, нарисованы) | Группа № 1 Управление государством. | ![http://festival.1september.ru/articles/533369/img2.jpg](https://lh5.googleusercontent.com/PJKRDq2F-SnlHudwJYFM3uBwNPhlDKLNADT9Z-JqZ8lkIMn6KIgWYlqE9MstVpV0PReh_04e1CV3lUfXWuSlVb3JvmAsu4Jddem-vV9oQFpDaf89H-SjP-j98zGgWGxOhoJLM3kKTvEB393KkQ)
Рис. 2 | Уточняющий вопрос группам: почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече? (Вече ведало народным ополчением) |
| Группа № 2 Внешняя политика | ![http://festival.1september.ru/articles/533369/img3.gif](https://lh6.googleusercontent.com/T-LtdMFIpfbLflRlTgWkKH3CpV8lEG0tUa5AgambqXnvDpGZ8xi26u-XSIGVJMK4JqhwNlDGHdumNUEb1ZVcKXNHPlLxjQMYZS6GWeZ0sPvzg1D5pdD-EKkwWp982oIMaQ3QVD-SbQ6laQAxQw)
Рис. 3 | Уточняющие задания группам: - сравните внешнеполитическую деятельность Ярослава с политикой его отца и деда – Владимира и Святослава. (С одной стороны, продолжение политики, с другой стороны, осторожность, хитроумие, попытка решения вопросов мирными, компромиссными путями);
- попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ.
|
| Группа № 3 Внутренняя политика | - Распространение христианства (строительство церквей, основание Киево-Печерского монастыря, назначение Ярославом митрополита).
- Распространение грамотности (открытие школ, переводы книг, академия и библиотека).
- Создание свода законов “Русская Правда”
| Задание группам: попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ. |
| Названия групп и их направление работы | Моменты, которые должны быть отражены в конспекте (написаны, зашифрованы, нарисованы) | Группа № 1 Управление государством. | ![http://festival.1september.ru/articles/533369/img2.jpg](https://lh5.googleusercontent.com/PJKRDq2F-SnlHudwJYFM3uBwNPhlDKLNADT9Z-JqZ8lkIMn6KIgWYlqE9MstVpV0PReh_04e1CV3lUfXWuSlVb3JvmAsu4Jddem-vV9oQFpDaf89H-SjP-j98zGgWGxOhoJLM3kKTvEB393KkQ)
Рис. 2 | Уточняющий вопрос группам: почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече? (Вече ведало народным ополчением) |
| Группа № 2 Внешняя политика | ![http://festival.1september.ru/articles/533369/img3.gif](https://lh6.googleusercontent.com/T-LtdMFIpfbLflRlTgWkKH3CpV8lEG0tUa5AgambqXnvDpGZ8xi26u-XSIGVJMK4JqhwNlDGHdumNUEb1ZVcKXNHPlLxjQMYZS6GWeZ0sPvzg1D5pdD-EKkwWp982oIMaQ3QVD-SbQ6laQAxQw)
Рис. 3 | Уточняющие задания группам: - сравните внешнеполитическую деятельность Ярослава с политикой его отца и деда – Владимира и Святослава. (С одной стороны, продолжение политики, с другой стороны, осторожность, хитроумие, попытка решения вопросов мирными, компромиссными путями);
- попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ.
|
| Группа № 3 Внутренняя политика | - Распространение христианства (строительство церквей, основание Киево-Печерского монастыря, назначение Ярославом митрополита).
- Распространение грамотности (открытие школ, переводы книг, академия и библиотека).
- Создание свода законов “Русская Правда”
| Задание группам: попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ. |
| Названия групп и их направление работы | Моменты, которые должны быть отражены в конспекте (написаны, зашифрованы, нарисованы) | Группа № 1 Управление государством. | ![http://festival.1september.ru/articles/533369/img2.jpg](https://lh5.googleusercontent.com/PJKRDq2F-SnlHudwJYFM3uBwNPhlDKLNADT9Z-JqZ8lkIMn6KIgWYlqE9MstVpV0PReh_04e1CV3lUfXWuSlVb3JvmAsu4Jddem-vV9oQFpDaf89H-SjP-j98zGgWGxOhoJLM3kKTvEB393KkQ)
Рис. 2 | Уточняющий вопрос группам: почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече? (Вече ведало народным ополчением) |
| Группа № 2 Внешняя политика | ![http://festival.1september.ru/articles/533369/img3.gif](https://lh6.googleusercontent.com/T-LtdMFIpfbLflRlTgWkKH3CpV8lEG0tUa5AgambqXnvDpGZ8xi26u-XSIGVJMK4JqhwNlDGHdumNUEb1ZVcKXNHPlLxjQMYZS6GWeZ0sPvzg1D5pdD-EKkwWp982oIMaQ3QVD-SbQ6laQAxQw)
Рис. 3 | Уточняющие задания группам: - сравните внешнеполитическую деятельность Ярослава с политикой его отца и деда – Владимира и Святослава. (С одной стороны, продолжение политики, с другой стороны, осторожность, хитроумие, попытка решения вопросов мирными, компромиссными путями);
- попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ.
|
| Группа № 3 Внутренняя политика | - Распространение христианства (строительство церквей, основание Киево-Печерского монастыря, назначение Ярославом митрополита).
- Распространение грамотности (открытие школ, переводы книг, академия и библиотека).
- Создание свода законов “Русская Правда”
| Задание группам: попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ. |
|
|
7 | 4. Власть и законы. “Русская Правда”. Организация работы по тексту “Русской правды”. Учащимся предлагается поэтапно читать текст и комментировать его содержание. Текст | Комментарий | “Если убьет муж мужа, то мстить за убитого отцу, брату, племяннику” | Закон допускает кровную месть, но круг “мстителей” ограничивается | Дополнение учителя: Ярославичи заменили месть вирой. Вира – штраф. | “Если убьет свободный человек свободного…” | Есть свободные и несвободные люди, существует неравенство. | Работа с понятиями, встречающимися в тексте “Русской правды”: - Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом
- Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство
- Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.
- Огнищанин – управляющий хозяйством князя.
- Тиун – управляющий господского дома.
- Вервь – община.
|
|
8 | Вопросы учителя после анализа всего текста документа: - Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? (Община, кровная месть)
- Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? (Социальное расслоение общества)
5. Личность в истории. Учитель приводит два высказывания ученых о деятельности Ярослава и просит сравнить их. С.М.Соловьев “В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории”. Н.М. Карамзин “ Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ” Учитель просит учащихся высказать свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого; решить ППЗ.
|