Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Стародубец Яна Александровна

правление Ярослава Мудрого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastsvet_drevnerusskogo_gosudarstva_pri_yaroslave.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

 

Цель:

  1. Познакомить учащихся с правлением князя Ярослава, показав, что благодаря его мудрой политике наступает расцвет Древнерусского государства.
  2. Рассказать учащимся о борьбе за власть сыновей Владимира, привнося в сознание учащихся понимание негативных последствиях вражды между братьями.
  3. Продолжить развитие умения работать с текстом в учебнике, с понятиями, картой, с карточками

Оборудование:

  • учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина с. 44-45, 50-52
  • карта «Русь в 10- начале 12 вв.» в учебнике с.52
  •  хронологические карточки
  •  карточки – понятия
  •  доска, магниты.

План занятия:

  • Борьба за власть между сыновьями Владимира.
  • Политика Ярослава.
  • Земельные отношения и основные слои населения.

Задача: Почему княжение Ярослава Мудрого называют расцветом Древнерусского государства?

Ход урока.

Орг. Момент. Здравствуйте! Подровнялись, улыбнулись. Рада всех вас видеть. Садитесь.

Опрос. Давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Вы получили задание на дом, готовились и сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденное.

Раздаются карточки для индивидуального опроса.

1.Расскажите о русской православной церкви (После принятия христианства на Руси сложилась чёткая церковная организация. Во главе церкви стоял митрополит (присылался из Константинополя). Русь разделялась на Церковные округа во главе с епископом. Духовенство: белое – священники, черное – монахи. При Владимире принят церковный устав. Церковь имела собственный суд. Судили за ереси и поступки нравственного характера).

2. Объясните значение слов.

        Епископ – высшее духовное лицо в православной и других церквях, глава церковного округа.

        Ересь – учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения, считающихся непреложной истиной и не подлежащих критике.

        Митрополит – титул главы Русской православной церкви.

        Церковный устав – свод правил, регулирующий деятельность церкви.

3.Найди соответствия

882  Олег объявил Киев «матерью городов русских»

907         Крещение Руси

988                            Поход Олега на Царьград

Молодцы, вы хорошо подготовились к этому уроку.

Мостик. И так, мы помним, что в 988 году киевский князь Владимир крестил Русь. Сегодня нам предстоит узнать о ситуации в государстве, которая сложилась после княжения Владимира.

Актуализация. Обратите внимание на доску. Тема нашего урока «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». Ярослав Мудрый вошел в русскую историю как крупный государственный деятель, при котором Русь укрепила своё международное положение, одержала ряд побед над своими врагами. На сегодняшнем уроке мы с вами ближе познакомимся с великим князем. Перед вами стоит задача, на которую вы ответите в конце занятия -  Почему княжение Ярослава Мудрого называют расцветом Древнерусского государства?

Объяснение новой темы.

1.Рассмотрим первый вопрос плана нашего занятия.  Владимир по примеру своего отца Святослава, отправил своих 12 сыновей в разные земли Руси, чтобы проводить там его политику. Таким путём Владимир хотел ослабить власть племенных князей и укрепить единство государства.

Но между сыновьями Владимира происходят раздоры, которые получили название усобицы (прикрепить на доску.)

                Один из сыновей Владимира Святополк в борьбе за киевский престол отнял жизнь у 3 своих братьев – Бориса, Глеба и Святослава. В дальнейшем Борис и Глеб были причислены церковью к лику святых. Откройте учебник §6 страница 44. В учебнике изображена икона 15 века «Борис и Глеб».

За такую жестокость, проявленную к своим братьям Святополку в народе дали прозвище Окаянный. Святополк Окаянный осел в Киеве и намеривался стать киевским князем.

        Узнав о гибели своих братье Ярослав, князь новгородский, стал собираться  в поход против брата.  После продолжительного противостояния, Святополк бежал в Польшу. В 1036 году Ярослав стал единоличным правителем Руси.

  • С какой целью Владимир отправил своих сыновей в разные земли Руси?
  • Что стало причиной разлада между братьями?

2. Ярослав стал спокойно и мудро править в своем государстве. Время княжения Ярослава стало годами расцвета Древнерусского государства. Как вы понимаете слово расцвет государства?        

        Князь многое сделал для распространения на Руси христианства. Он строил новые церкви, открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. При нём был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь. Ярослав был грамотным и образованным человеком. Покупал за границей много книг, читал их «и днём и ночью». За это он получил в народе прозвище Мудрого.

        Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода (сборника) законов, который получил название РУССКАЯ ПРАВДА (прикрепить на доску). Документ предусматривал строгие наказания за драки, оскорбления, обман и другое. Принятие единого законно имело огромное значение для объединения и укрепления Древнерусского государства.

  • объясните, почему в народе Ярослава прозвали Мудрым?
  • скажите, как называется сборник законов созданный Ярославом Мудрым?
  •  Значение принятия единого свода законов?

Вывод: И так, Ярослав стал мудро править в государстве. Он первый из князей на Руси, который создал письменный свод законов.

Откройте §6 страницу 47 пункт называется «Внешняя политика Ярослава Мудрого». Прочтите  пункт.

  • Чем  внешняя политика Ярослава отличалась от политики первых русских князей?

        Таким образом, Ярослав расширил территорию государства и укрепил безопасность его северо-западных границ. Укрепил свою власть на западном берегу Чудского озера, основав город Юрьев. Произошло последнее столкновение Руси с Византией. Страны заключили мирный договор, скрепив его браком сына Ярослава и дочерью византийского императора. Ярослав Мудрый стремился укрепить положение Руси с помощью династических браков, т.е. брак между представителями правящих династий разных государств.

3. Переходим к третьему вопросу плана нашего занятия «Земельные отношения и основные слои населения».

Земельная собственность (меловые записи)

ОБЩИННАЯ

Собственность была совместная и делилась между всеми семьями, входившими в общину. За пользование землёй должны были платить дань в пользу государства.

Таким образом, гос-во утверждало своё право собственности на землю.

Княжеская

Первыми феодалами были князья. Они присваивали себе общинные земли и объявляли её своей собственностью. На землю сажали своих пленных и превращали их в работников.

Вотчина

Вотчина – наследственное земельное держание, которое князь мог пожаловать за верную службу, а также мог отобрать её за различные провинности и передать другому.

Перестав, делится по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Правящую верхушку составляли киевские князья. Князь опирался на дружину.

Основную часть населения составляли свободное население, но появляется и зависимое население.

Откройте  с. 51 найдите в тексте категории зависимого населения.

Бесправным население считались рабы, которые на Руси получили название холопы (челядь). Не смотря, на появление знатных и зависимых в государстве основная часть населения, состояла из свободных людей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

 

Вернёмся с вами в начало урока. Мною были поставлена задача, которую вы видите на доске.

Вывод: Действительно, время правления Ярослава стало временем расцвета Древнерусского государства. Он много времени уделял внутренним делам в государстве, положил начало русскому письменному законодательству. Расширил и укрепил границы государства, положил конец набегам печенегов, укрепил международный авторитет Руси.

Д/З: §6 в.1,2,6,7 слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Му...

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.

Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид  урока: урок изучения нового материала.Форма  урока: урок-путешествие.Исполь...

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Тема урока: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Цели: Обучающая: рассмотреть вопросы об усобицах в  русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особе...