01_02_5класс_нашествие персидских войск на элладу технологическая карта
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

01_02_5класс_нашествие персидских войск на элладу технологическая карта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

                                Нашествие персидских войск на Элладу

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели темы

Образовательная  получение  систематических знаний  о  причинах войн, их характере, основных сражениях, о причинах победы народа, сражавшегося за свою свободу, независимость.

 Деятельностная -  совершенствование  навыков  проектирования заданий для   решении  учебных задач, работы с картой, таблицей.

Планируемый результат

Научить, используя различные источники информации, характеризовать страны, определить их сильные и слабые стороны.

Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении победы греков над персами.

Предметные умения

УУД

Научиться: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности:

-показывать на карте территорию Персидской державы, Древней Греции;

-объяснять причины греко-персидских войн;

- описывать армии персов и греков, сравнивая их;

-характеризовать самых известных правителей Персии и Греции;

Личностные: -самоопределяются по отношению к завоевательной политике персов; осознают свою ответственность за собственные знания; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других;

  Регулятивные: - осуществляют целеполагание;

-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока; - самоорганизуются;

-осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;

 Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; составляют таблицу; определяют понятия; ориентируются по атласу и исторической карте; делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи;

 Коммуникативные: - дискутируют; осуществляют смысловое чтение; -сотрудничают в парах, группах;

- выслушивают мнения других, договариваются;

Основные понятия,

 термины, даты, личности

Персидская держава, Древняя Греция, Афины, Марафон, Фермопилы, Саламин,  ДарийI, Ксеркс, Мильтиад, Фемистокл, полис, демократия, гоплиты, фаланга, триеры, 500-449 г. до н.э.; 490 г.до н.э., 480 г.до н.э., 479 г.до н.э.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Учебник: В.И.Уколова, Л.П.Маринович «История Древнего мира», атласы, историческая карта «Древняя Греция», презентация «Нашествие персидских войск на Элладу», интерактивная доска.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Включаются в деловой ритм урока.

 

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: организация своего рабочего места.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

1.Организует повторение домашнего материала:

Метод группового тестирования (6 мин.) слайд№3,4

2. Актуализация знаний (2мин.) слайд№2

Вперёд, сыны Эллады! Спасайте Родину, спасайте жён, детей своих, Богов отцовских храмы, гробницы предков: Бой теперь–за всё!                                                          /Эсхил/.

О чем эпиграф к уроку? Что означают слова Эсхила? О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О войне). Мы совершим виртуальное путешествие в V век до н. э., в далекую и загадочную страну – Древнюю Грецию.

Отвечают на вопросы теста в  маршрутных листах з. №1, оценивают: «5» - нет ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки; «2» - 5 и более ошибок

Определяют по словарю значение слова «война»

- работают в парах по атласу и исторической карте;

Регулятивные УУД:

-самоорганизация

-самооценка

Коммуникативные УУД:

- коррекция ошибок;

-взаимопроверка; самопроверка

3. Определение темы урока

Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока

Персы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной.

Почему? Хотите узнать?

Чему сегодня посвящаем урок?

Что будем исследовать?

-Как сформулируем тему урока?

- Каковы будут сегодня цели нашего урока?

-вступают в диалог с учителем;

-пытаются определить тему урока;

- вовлекаются в активную познавательную деятельность

Познавательные УУД:

-через анализ языкового материала определяют тему урока

4.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Если сегодня вы будете работать с интересом, дружно и оперативно -нам удастся узнать о воинственной стране под названием Персия, которая в страхе держала многие древние народы и о победе маленькой страны Древней Греции.

Создает проблемную ситуацию: Почему греки сумели победить огромную Персидскую державу? Слайд№5,6

-Выяснить, где находилась страна Персия,  какие она вела войны и с кем воевала?

- Узнать, кто управлял державой и каким образом управлялась вся держава?

- Сравнить территории, армии, подготовленность к войне Персии и Греции?

- Кто должен был победить? Почему?

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

5. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой  темы и новых источников информации:

Корректирует  план урока слайд№7

1. Причины нашествия персов на Элладу.

2. Подготовка сторон к войне.

3.  Основные события.

4. Итоги и значение.

-по 1 вопросу: (1-2 мин.)

-организует фронтальную работу с классом: - Что означает для Персии и Греции участие в войне?

- -по 2 вопросу: Работа в группах с источником информации: 1 группа («Афиняне») с. 176-177 Роль Фемистокла; 2 группа («Спартанцы») с. 178-179 Роль  Ксеркса.

- организует работу в группах.

Задание: определить роли Фемистокла и Ксеркса.

-проверка задания (5 мин.) 

-организует закрепление вопроса по презентации/слайды №8-9/ (2 мин.)

-как действовал Фемистокл?

- какие мероприятия он провел для подготовки греческой армии?

-как выглядел Ксеркс?

-характеристика Ксеркса.

-по 3 вопросу: организует работу в группах с дополнительными текстами, атласами и исторической картой: проработать соответствующий пункт параграфа, опираясь на карту атласа заполнить пропуски в тексте, чтобы составить полную картину происходящего. 

составить таблицу исследования: «Основные события греко-персидских войн» (10 мин.)

- организует закрепление вопроса по презентации /слайды №10-22/ (4 мин.)

Физминутка (1 мин.)

Встали ровненько, ребята, 
Пошагали как солдаты. 
Влево, вправо наклонись, 
На носочках потянись.

Взяли в руки лук и стрелы,

Можно копья: 
Раз - рывок, 
Два – рывок. (несколько раз) 
Отдохнул ли ты, дружок? 
Помаши кистями дружно 
И садись, работать нужно.

Преодоление проблемы: слайд№23 (5 мин.) Почему Греция,  небольшая по размерам страна, сумела дать отпор могущественной Персидской державе? 

- какие личные качества греков проявились в трагических событиях Фермопильской битвы, Саламинского сражения?

--по4 вопросу:  (2 мин.)/презентация;  

-организует работу по учебнику, с. 181 и слайду №25

Задание: «Каковы итоги и значение победы греков в войне?» (найти ответ в учебнике и сравнить с информацией слайда)

-проверка задания

Предлагают план урока

Определяют цели и причины войны

-самост. чтение, находят ответ на вопрос, выделяют главное, обсуждают, выбирают выступающего для защиты задания от своей группы;  -оценивают, дополняют ответы в ходе прослушивания;

-закрепляют знания, комментируют слайды презентации «Нашествие персидских войск на Элладу»

- работа в парах устная

- работа в парах письменная (работают по дополнительным текстам), м/л, з. № 3,4

- проверка задания по эталону

-закрепляют знания, комментируют слайды презентации «Нашествие персидских войск на Элладу», видео

- дают предполагаемый вывод по проблеме:

– объединение греческих полисов,

их стремление защитить свою родину, независимость и свободу, а также

умелые тактические действия полководцев, быстроходные корабли – триеры, мужество и отвага греческих граждан – всё это помогло грекам одержать победу над персами. 

-самостоятельное чтение §36, стр.181

-отвечают в м/л, з. № 5

Итоги войны:

Персия признала независимость греческих городов в Малой Азии.

Персидскому флоту запрещалось плавать в Эгейском море.

Афины вышли из войны сильнейшим морским государством Греции.

Значение: в ходе войны греки смогли отстоять свою независимость!

-Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, организуют себя для работы по плану

Познавательные УУД:

-выбор в тексте главного по вопросу учителя;

-определяют роли Фемистокла и Ксеркса.

Коммуникативные УУД:

-взаимопомощь и сотрудничество в группе;

- выслушивание ответов:

-корректировка и оценивание

Коммуникативные УУД: оказывают помощь в парах при определении направлений походов персов и основных сражений греков;

-осуществляют смысловое чтение;

Познавательные УУД:

-обрабатывают доп. информацию;

-выделяют главное, делают выводы;

Личностные УУД:

-самоопределяются  по отношению к завоевательной политике персов и освободительной борьбе  греков; высказывают собственные суждения и выражают свое отношение к предательству

Личностные УУД:

-самоопределяются  по отношению к причинам победы греков;

6.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

- организует работу в парах: (2 мин.) высказать своё мнение: какие качества, на ваш взгляд, проявленные древнегреческими гражданами в войнах с персами, необходимы современным гражданам и почему?  

  - организует работу с помощью белых и черных карточек: дать ответ, согласен с утверждением или нет: (2 мин.)

(рефлексия содержания учебного материала)

  • Стратега, который построил греческий флот, звали Фемистокл.
  • Саламинское сражение произошло в 490 г. до н.э.
  • В битве при Фермопилах победили греки.
  • Фермопильское ущелье защищали спартанцы во главе с царем Леонидом.
  • Значение победы греков в греко-персидских войнах велико, т.к. персы перестали считаться непобедимыми.
  • Греки победили, т.к. мужественно защищали свободу и независимость своего государства.

- организует работу с Линией времени: (2 мин.) расставить сражения греко-персидской войны в последовательности, т.е., определить так, как они происходили, слайд№24.

- работают в парах: - обсуждают и продумывают аргументы в доказательство своей позиции;

- аргументированно высказывают своё мнение;

Работают индивидуально, поднимая ту или иную карточку;

- работа с Линией времени; - взаимопроверка;

 - проверка по эталону; выполняют з. № 6 в м/л

Личностные УУД:

- высказывают собственные суждения и выражают свое отношение к изученным фактам

Регулятивные УУД:

-самооценка

Коммуникативные УУД:

- коррекция ошибок;

-взаимопроверка; самопроверка

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

- Что изучили сегодня на уроке?

 Оценить отдельных учащихся

Подводят итог урока

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание: §36, вопросы на с. 182, тест «Нашествие персидских войск на Элладу»

- работают с дневниками, фиксируют домашние задания

Регулятивные:

-организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Рефлексия деятельности (2 мин.)

А сейчас я попрошу всех поставить руки на локти, “открыв” мне ладони. Я буду произносить  поочередно несколько предложений. Если вы согласны полностью с предложением, то ладони открыты, если совсем не согласны – два кулачка.  Всем понятно?  Итак,

  • мне понравилось работать на уроке в группе;
  • мне понятна тема урока;
  • я разобрался с новыми понятиями;
  • я смогу объяснить другим новые понятия;
  • мне было интересно на уроке.

Выбор смайликов.  Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Спасибо за урок.

- Анализируют свою деятельность на уроке и содержание урока

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.



Предварительный просмотр:

Урок истории

тема: «Нашествие персидских войск на Элладу»

Цели урока:

Образовательные:

  • формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом, с исторической картой на уроках
  • анализировать исторический  источник

Развивающие: 

  • формирование умений обобщать
  • использование отображенной информации в различных знаковых системах - таблица, карта, аудиовизуальный ряд

Воспитывающие:

  • развитие познавательной активности
  • умение общаться в группах

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация к уроку «Нашествие персидских войск на Элладу».

Ход урока:

I.

Организационный момент.

II.

Повторение изученного материала:

  • Какая угроза нависла над Грецией в начале V в. до н.э.?
  • В каком году была марафонская битва?
  • Дайте определение термину стратег.

III

Знакомство с новым материалом:

1.Подготовка Греции к новой войне с персами.

          Многие греки считали поражение персов при Марафоне концом войны, но наиболее дальновидные из них думали иначе. Чтобы отстоять свою независимость, греческим городам нужно было забыть о внутренних раздорах, объединить свои силы и создать одно большое мощное войско. В эти годы выдвинулся  умный и энергичный гражданин Афин Фемистокл. Он был участником Марафонской битвы и хорошо понимал, что вскоре персы вновь вторгнуться в Грецию.  Выступая на Народном собрании, он  говорил : «Наша родина – Эллада – разделена  на десятки государств, которые часто воюют с друг другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться». Фемистокл ездил по разным городам Греции,  в  конце концов, военный союз, к которому он призывал, был создан. Командование объединённым войском поручили спартанцам, так как у них была лучшая пехота. С именем Фемистокла связано создание флота.  Выступая на народном собрании,  он говорил:

         - Если   персидский царь двинется на Элладу со своими главными силами, на суше нам его не победить. Наше спасение в создании могучего флота, потому, что эллины лучше остальных народов умеют водить корабли и сражаться в море.

         - Но  где взять деньги, чтобы построить флот?- спрашивали афиняне.

         - Вы все знаете, - отвечал Фемистокл,- что на юге Аттики имеются серебряные рудники, принадлежащие афинскому государству. Обычно мы делим добытое серебро между всеми гражданами. Я предлагаю отказаться от этих денег и построить на них военные корабли.

         Народное собрание приняло предложение Фемистокл, и к началу новой войны с персами у афинян было двести триер. Триера была мелкосидящим кораблём с тремя рядами вёсел. Паруса играли вспомогательную роль: перед боем их обычно убирали триера, благодаря согласованным действиям 180 гребцов и рулевого, развивала по тем временам скорость  (до 18 км), была подвижна, способна делать резкие повороты, проходить через узкие проливы, не сев на мель.

 Учащимся на экране предоставлены изображения триер.  

Предлагаются следующие вопросы:

  1. Какие мероприятия по подготовке к новой войне с персами были осуществлены по предложению Фемистокла?
  2. В чём суть объединения греческих полисов в единое войско?

2.Вторжение войск Ксеркса в Грецию.

       Новый поход на Грецию организовал ставший царём после смерти Дария его Ксеркс. Это произошло через 10 лет после Марафонской битвы. У Ксеркса было много кораблей и бесчисленные войска, набранные из покорённых народов. Из города Сарды и Малой Азии выступило громадное войско персов. Оно подошло к проливу Геллеспонт. (какие две части Евразии разделяет пролив?). по приказу Ксеркса был построен мост длинной более километра. Но поднялась сильная буря и разрушила мост. Ксеркс пришёл в ярость, он приказал казнить строителей моста, отстегать не послушное море кнутами и в виде наказания, опустить в него железные цепи. Другие мастера выстроили новый мост. Они поставили 360 кораблей вплотную друг к другу на якорях и связали их для прочности между собой. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

          Далее войско двинулось по европейскому побережью, а вдоль берега шёл флот (персидские корабли были тяжёлые и неповоротливые, приспособленные для плавание в открытом море). За армией следовал обоз с продовольствием. Войско Ксеркса вторгалось в северную Грецию и стало занимать область за областью. Греки не отважились на открытый бой. Единственный проход между северной Грецией и средней был Фермопильский. Узкий  Фермопильский проход было удобно защищать: слева от греков поднимались вверх почти отвесные скалы, справа был обрыв к морю. Греки  построили оборонительные стены и башни. Ксерксу доложили, что объединённое греческое войско заняло Фермопильское ущелье и преградило персам дальнейший путь. Учащимся на экране  дана карта №1.Вторжения войск Ксеркса в Грецию.

Работа с исторической картой:

  1. Какие две части Евразии разделяет пролив Геллеспонт?
  2. Показать границы персидской державы до начало войны?
  3. Перечислите греческие города-государства, принявшие активное участие в войне с Персией?

3.Бой в Фермопильском ущелье.

          К Фермопилам греческие полководцы послали отряд, в котором было всего лишь несколько тысяч воинов.  Командовал им спартанский царь Леонид.  Он так умело направлял действия своих воинов, что огромная армия персов целых четыре дня пыталась завоевать ущелье, которое защищал только небольшой отряд.  Охваченные страхом персидские воины перестали подчиняться своим полководцам, и их гнали в атаку ударами кнутов. Ксеркс был в ярости: его необъятная армия терпела поражение.

Учащимся на экране  даны фрагменты из труда Геродота «История» о битве при Фермопилах для проведения анализа исторического источника.

VII.212…Варвары нападали в расчёте на то, что при малочисленности врагов они все будут изранены и не смогут сопротивляться, но эллины сражались сменяя друг друга, кроме фокийцев. Фокийцы были отосланы охранять горную тропу.

213.Между тем персидский царь не знал , что делать . Тогда явился к нему некий Эпиальт и за награду указал персам тропу, ведущую через горы в Фермопилы, и тем погубил бывших  там эллинов.

220. Леонид отослал союзников, чтобы спасти их от гибели. Ему же самому и его спартанцам не подобает покидать место, на защиту которого его как раз и послали…

222…только одни феспийцы и фиванцы остались с лакедемонянами. Эллины знали о грозящей им верной смерти  от врага, обошедшего гору. Поэтому они и проявили величайшую боевую доблесть и бились с врагом отчаянной с безумной отвагой.

 Для проведения анализа исторического источника предлагается пользоваться памяткой  для работы  с текстом.

     Содержание памятки:

  • Прочитайте текст
  • Разделите текст на части и выделите в каждой главную мысль
  • Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане
  • Запишите получившийся план в тетрадь

 Ни один из спартанцев не остался в живых. Подвиг спартанцев греки помнили на протяжении многих веков.  На месте битвы они воздвигли памятник, на постаменте которого поместили строки своего лучшего поэта, посвященные погибшим героям:

                               О путник, поведай спартанцам о нашей кончине:

                               Верны законам своим, мы здесь костьми полегли.

Венчала памятник фигура сидящего льва как напоминание о спартанском царе Леониде, чье имя означает «подобный льву». Героическая смерть защитников Фермопильского ущелья в 480 г. до н. э. стала в мировой истории символом воинского мужества.

4.Саламинское сражение.

         Завладев Фермопилами, персидская армия устремилась вглубь Греции. Греческие полководцы понимали, что городу не удастся выдержать длительную осаду мощного войска. Поэтому по решению Народного собрания жители города были переправлены на остров Саламин под защиту греческого флота. Когда персы вошли в Афины, город был пуст. Тогда воины Ксеркса предали его огню.  Греки не считали себя побежденными. Их армия и флот были сохранены. Фемистокл считал, что в первую очередь нужно разрушить сильный персидский флот. Поэтому битва должна была происходить на море в узком Саламинском проливе.  Здесь было достаточно места для легких и быстроходных греческих триер, но громоздкие персидские корабли не могли двигаться там свободно. Морская победа греков должна была решить судьбу всей войны.

         Однако греки сомневались в том, что Фемистокл прав. Тогда Фемистокл решил прибегнуть к хитрости. Он тайно послал в лагерь персов воина-лазутчика. Тот должен был сообщить Ксерксу будто бы правдивые сведения о том, что греческий флот собирается уходить от острова Саламин. Персидский царь поверил донесению и приказал преградить путь кораблям греков. Выходы из Саламинского пролива были закрыты персидскими судами. Сражение в Саламинском проливе стало неизбежным.

Изложение и план сражение представлен на слайде.

Осознав, что потерпел поражение, Ксеркс опасался, что греки отрежут ему путь обратно в Персию. В Греции он оставил только несколько отрядов во главе с опытными полководцами.  Местом сражения были выбраны окрестности города Платеи.  Войском греков командовал выдающийся спартанский военачальник Павсаний. Сражение при Платеях завершило войну греков с персами на Балканском полуострове.  Победа в войнах досталась грекам не случайно. Сплоченность греческих полисов помогла победить страшного врага, намного превосходящего их силой.

IV.

Закрепление нового материала:

Задание: Учащимися  заполняется следующая таблица.

Таб. №1. Причины и результаты греко-персидских войн.

                       Даты

Критерии

490 г. до.н.э.

480г.до н.э.

Причины  

Ход

Результаты

5.

   Инструктаж домашнего задания: параграф 35, ответить на вопросы.

6.

Творческое задание: Представите  себя в роли афинского ремесленника, который стал гребцом или воином на триере. Опишите, как прошла ночь перед Саламинской битвой.  Какую роль  сыграл ваш корабль в сражении? Ученики выполняют работу в группах. После подготовки дети «защищают» свою работу.

7.

Итог урока:  подведение итогов, озвучивание  и аргументируются оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нашествие персидских войск на Элладу»

Данный урок может быть использован на уроках посвященных греко-персидским войнам....

Нашествие Персидских войск на Элладу.

История Древнего мира 5 класс.Тема посвящена нашествию персов на Элладу. Рассказать о двух величайших сражениях: при Фермопилах и о. Саламин и о победе греков над персами....

Урок по истории Древних веков: «Нашествие персидских войск на Элладу».

Урок по истории Древних веков: «Нашествие персидских войск на Элладу». Тема урока: «Нашествие персидских войск на Элладу».Адресат: 5 класс.Тип урока: комбинированный урок.Форма урока: урок ...

Нашествие персидских войск на элладу

Урок истории в 5 классе по теме "Нашествие персидских войск на Элладу"...

Разработка урока по истории "Нашествие персидских войск на Элладу"

Урок для учащихся 5 класса, разработан по требованиям ФГОС....

Конспект урока "Нашествие персидских войск на Элладу"

Цели урока:- Образовательные:v Обобщить, систематизировать, закрепить знания по предыдущей теме – «Марафонская битва»v Завершить формирование у учащихся представления о ходе, причинах и итоге греко-пе...