Урок по истории Древних веков: «Нашествие персидских войск на Элладу».
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

 

Урок по истории Древних веков: «Нашествие персидских войск на Элладу».

 

Тема урока: «Нашествие персидских войск на Элладу».

Адресат: 5 класс.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок предъявления и изучения нового материала.

Метод: объяснительно-иллюстративный метод.

Цели и задачи урока:

  1. Образовательная цель:

На данном уроке необходимо показать учащимся героическую победу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве; рассмотреть героическую борьбу греческих полисов с державой персов в битвах при Фермопильском проходе и острове Саламин.

  1. Воспитательная цель:

На данном уроке необходимо воспитать у учащихся интерес к историческим событиям.

  1. Развивающая цель:

На данном уроке необходимо сформировать у учеников умение слушать, конспектировать рассказ учителя.

 

Оборудование урока: доска, мел, конспект урока, учебник, раздаточный материал, компьютер.

 

Устраивая Олимпийские игры, эллины демонстрировали свою силу, ловкость и упорство. Все эти качества так нужны были войнам при защите своей Родины от нападения персов. Дело в том, что в начале 5 в. до н.э. владыка огромной Персидской державы, могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе всю Элладу. Первым серьезным испытанием для греков стало Марафонское сражение. В ходе которого они показали, на что способны греки.

Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это понимали немногие афиняне. Среди них был и Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.

 

Изложение нового материала, организация его усвоения.

План урока:

1. Угроза порабощения греков

2. Марафонская битва.

3. Подготовка эллинов к новой войне.

4. Бой в Фермопильском ущелье.

5. Саламинское сражение.

 

Конспект урока «Нашествие персидских войск на Элладу».

Работа с картой:

Стр. 162.

- Где находится территория, на которой проживали племена персов? (Это побережье Персидского залива).

- Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Вавилон, Лидию, Египет).

- Кто был самым могущественным царем Персидской державы? (Дарий Первый)

- Какие государства Балканского полуострова покорили персы? (Фракию, Македонию, Фессалию)

- К границам какого государства приблизились персы? (К границам Греции)

- Почему персы стремились к новым завоеваниям? (Новые земли, богатства нужны были персидской знати)

 

В начале 5-го века до н. э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе новые страны.

В города Эллады прибывали персидские послы. Они нагло заявляли: «Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды...» Жители многих полисов считали безнадежным сопротивляться персам и покорились Дарию. Лишь в двух крупнейших городах — Афинах и Спарте — поступили иначе. Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: «Там на дне вы найдете достаточно и земли и воды!» Царь Дарий отправил военный флот для покорения Эллады.

 

Организация первичного закрепления нового учебного материала.

Теперь повторим то, что мы свами прошли сегодя на уроке.

Беседа по вопросам:

- Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств – сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою Родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла).

- Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость).

 

Организация домашнего задания.

Параграфы 34, 35 подготовить пересказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashestvie_persidskikh_voysk_na_elladu.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории Древних веков: «Нашествие персидских войск на Элладу».

Тема урока: «Нашествие персидских войск на Элладу».

Адресат: 5 класс.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок предъявления и изучения нового материала.

Метод: объяснительно-иллюстративный метод.

Цели и задачи урока:

  1. Образовательная цель:

На данном уроке необходимо показать учащимся героическую победу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве; рассмотреть героическую борьбу греческих полисов с державой персов в битвах при Фермопильском проходе и острове Саламин.

  1. Воспитательная цель:

На данном уроке необходимо воспитать у учащихся интерес к историческим событиям.

  1. Развивающая цель:

На данном уроке необходимо сформировать у учеников умение слушать, конспектировать рассказ учителя.

Оборудование урока: доска, мел, конспект урока, учебник, раздаточный материал, компьютер.

1 этап: Организационный этап:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приветствие учеников на уроке

«Здравствуйте, ребята».

Ученики поднимаются с места и приветствуют учителя.

Посадить учеников на места.

«Присаживайтесь»

Ученики присаживаются на места

Проверка посещаемости учеников.

Ученики отвечают кто на месте, а кого нет.

2 этап: Повторение, опрос по теме предыдущего урока.

На прошлых уроках вы проходили такую тему, как «Олимпийские игры в древности».

Давайте проверим домашнее задание и вспомним основные положения данной темы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1 вариант:

1. Причины переселения греков за пределы Родины.

2. Виды состязаний на Олимпийских играх.

2 вариант:

1. Описание мест, где греки основывали свои колонии.

2. Процесс подготовки к Олимпийским играм.

3 этап: Формирование мотивации и определение основных целей занятий.

Устраивая Олимпийские игры, эллины демонстрировали свою силу, ловкость и упорство. Все эти качества так нужны были войнам при защите своей Родины от нападения персов. Дело в том, что в начале 5 в. до н.э. владыка огромной Персидской державы, могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе всю Элладу. Первым серьезным испытанием для греков стало Марафонское сражение. В ходе которого они показали, на что способны греки.

Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это понимали немногие афиняне. Среди них был и Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.

4 этап: Изложение нового материала, организация его усвоения.

План урока:

1. Угроза порабощения греков

2. Марафонская битва.

3. Подготовка эллинов к новой войне.

4. Бой в Фермопильском ущелье.

5. Саламинское сражение.

Конспект урока «Нашествие персидских войск на Элладу».

Работа с картой:

Стр. 162.

- Где находится территория, на которой проживали племена персов? (Это побережье Персидского залива).

- Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Вавилон, Лидию, Египет).

- Кто был самым могущественным царем Персидской державы? (Дарий Первый)

- Какие государства Балканского полуострова покорили персы? (Фракию, Македонию, Фессалию)

- К границам какого государства приблизились персы? (К границам Греции)

- Почему персы стремились к новым завоеваниям? (Новые земли, богатства нужны были персидской знати)

В начале 5-го века до н. э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе новые страны.

В города Эллады прибывали персидские послы. Они нагло заявляли: «Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды...» Жители многих полисов считали безнадежным сопротивляться персам и покорились Дарию. Лишь в двух крупнейших городах — Афинах и Спарте — поступили иначе. Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: «Там на дне вы найдете достаточно и земли и воды!» Царь Дарий отправил военный флот для покорения Эллады.

2.

Летом 490 года до н. э. гонец из прибрежного селения принес в Афины страшную весть: «В Марафонской бухте показались корабли персов. Вооружайтесь!»

Все способные сражаться встали в строй. На должность стратега1 Народное собрание избрало Милътиада, хорошо знавшего военные приемы персов. Десятитысячное пешее войско двинулось навстречу врагу.

За помощью послали в Спарту. На второй день пути афинский скороход прибежал в Лаконию. «Не дайте поработить древнейший в Элладе город!» — взывал он к спартанцам. Те пообещали помочь, но не теперь, а позже. Ссылались на старинный обычай, запрещавший спартанцам до полнолуния выступать в поход. Не помогли афинянам и остальные греки. Лишь пограничный с Аттикой город Платёи отважился на борьбу и прислал отряд воинов.

От Марафона до Афин около сорока километров. Когда греческое войско достигло холмов, окружающих Марафонскую бухту, стали видны обширный лагерь и вытащенные на берег корабли. Временами слышались ржание коней и звуки речи чужеземцев. Очевидным было численное превосходство персов.

Мильтиад преградил путь врагам на Афины, но сойти с холмов на равнину, удобную для действий персидской конницы, поостерегся. День шел за днем. Наконец персидский военачальник решился на опасный шаг.

Ночью часть персидского войска, включая конницу, была посажена на корабли. План был прост: обогнуть Аттику и ворваться в беззащитные Афины. Другая часть войска осталась на равнине.

Узнав об этом, Мильтиад отважился на сражение.  Выйдя на равнину, греки построились фалангой — тесными, сомкнутыми рядами. Их боевая линия равнялась по длине персидской, но в центре было меньше рядов, чем у противника.

Мильтиад дал команду к бою. И тут персам показалось, что греки обезумели. Не имея конницы и лучников, они под вражескими стрелами бросились в атаку. Так началось Марафонское сражение.

Персам удалось прорвать боевую линию греков в центре, но края устояли. Вообразив, что одержали победу, персы бросились вглубь к греческому лагерю. Тогда стоявшие на краях фаланги греки напали на персов сзади. В ожесточенной схватке эллины обратили врагов в бегство и погнали их к морю. Семь кораблей захватили греки. На остальных персы поспешно отплыли, взяв курс на Афины. Разгадав замысел противника, афиняне устремились со всех ног на защиту родного города. Когда персидский флот, обогнув Аттику, приблизился к афинской гавани, то на берегу уже стояло готовое к новому бою афинское войско. Персы не стали испытывать судьбу и уплыли прочь.

Между тем в Аттику после полнолуния прибыли две тысячи спартанцев. Опоздав к сражению, они все же отправились к Марафону, где с любопытством рассматривали павших персидских воинов, которых видели впервые.

Отныне персы перестали считаться непобедимыми. Афиняне первыми одержали над ними победу.

3.

Афиняне были горды Марафонской победой. Но не все понимали, что впереди новые тяжкие бои с персами.

Одним из тех, кто предвидел вторжение в Элладу войск персидского царя, был умный и энергичный афинянин Фемистдкл. Он выступал в Народном собрании, утверждая, что спасение Эллады в создании военного флота. Фемистокл предложил афинянам незамедлительно строить боевые корабли. Так афиняне и поступили. За короткий срок они построили двести триер — военных кораблей с тремя рядами весел. Паруса на триерах играли вспомогательную роль: перед боем их обычно убирали. Триера благодаря согласованным действиям ста восьмидесяти гребцов развивала скорость до восемнадцати километров в час. Греб-цами на триерах служили афинские бедняки.

Фемистокл убеждал греков, живших в разных городах, прекратить вражду и объединиться для борьбы с опасным врагом. В результате усилий Фемистокла тридцать эллинских государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов.

После смерти Дария властителем Персидской державы стал его сын Ксеркс.

В 480 году до н. э. царь Ксеркс повел свои полчища на Элладу. Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покоренных народов. Им были чужды интересы персидского царя и знати.

Огромное войско вторглось в Северную Грецию. За ним следовал обоз с продовольствием, гнали стада быков. Вдоль берега шел персидский флот, в которомбыло много финикийских и египетских кораблей.

4.

Греки решили защищать узкий Фермопйлъский проход между горами и морем. Это был единственный на суше путь, ведущий из Северной Греции в Среднюю Грецию. Объединенное войско под командованием спартанского царя Леонида заняло Фермопильское ущелье и преградило путь врагам.

Когда к Фермопилам подошли главные силы персидских войск, Ксеркс послал их в лобовую атаку, но обратить греков в бегство не удалось. Начальники персидских отрядов кнутами гнали воинов в теснины. Персы несли серьезные потери. Наблюдавший за сражением Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за свое войско.

Все попытки персов овладеть ущельем ни к чему не приводили. На третий день к царю пришел местный житель, готовый за награду стать предателем. Он показал обходную тропу, ведущую через горы. Ксеркс обрадовался и послал отряд в тыл защитникам Фермопил.

Разведчики эллинов заметили идущий через горы вражеский отряд. Спасая войско, Леонид приказал всем отступать. Сам же вместе с тремястами спартанцами остался на верную смерть, чтобы прикрыть отход греческих отрядов. Триста спартанцев совершили подвиг, оставшийся в веках. В яростных схватках герои проявили величайшую доблесть и мужество. Ломались мечи и копья — спартанцы дрались руками и зубами, пока не погибли все до единого.

На месте битвы и сегодня стоит поставленный в древности памятник со стихами: «О путник, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли».

Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10000 человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались – в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых войнов.

Леонид  знал про обходную тропу и заранее поставил на ней отряд в 1000 воинов. Но охранявшие ее греки потеряли бдительность, так как здесь было тихо и спокойно. Поэтому, когда персы неожиданно подошли, греки, не выдержав натиска, бежали.

5.

Завладев Фермопилами, полчища Ксеркса хлынули в Среднюю Грецию. Грабя ее области, вытаптывая поля, вырубая виноградники и оливы, захватчики приближались к Афинам.

По решению Народного собрания жители Аттики спешно покидали свои дома. Множество женщин, стариков и детей перебрались на остров Саламйн под защиту флота. Способные носить оружие мужчины вступили на корабли.

Вся Аттика опустела. Персы вошли в Афины, предали их огню, разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин.

Рядом, в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около четырехсот кораблей. Отсюда было видно, как пылал прекраснейший из городов Эллады.

На общем совете военачальников многие командиры настаивали на отводе флота к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Лишь афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в Саламинском проливе, где эллинам знаком каждый подводный камень, все направлеия ветров. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей.

Долго спорили греки, не зная, к ак поступить. Но на рассвете увидали, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом. Сражение стало неизбежным.

За его ходом, восседая на золотом троне, с высокого берега Аттики наблюдал Ксеркс. Превосходство в численности кораблей создавало уверенность в победе. Между тем поднялся сильный ветер. Он р аск ачив ал высокопалубные суда персов, однако не был опасен низким триерам. Греки нанесли врагам первые удары.

Сражение описал его участник поэт Эсхил. «Был слышен громкий крик: «Вперед, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жен, детей своих, богов отцовских храмы, гробницы предков: бой теперь — за все!» ...Сперва стояло твердо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же — все тогда они погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мертвых — скрылась гладь морская».

Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войн. После поражения Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии. А через год в битве при Платеях и она была разбита. Греки в тяжелой и длительной борьбе отстояли свою независимость.

Саламинское сражение было решающим в ходе греко-персидских войн. Среди афинян нашлись 500 греков, которые заявили, что они отказываются оставлять город со всеми вместе, укрепились на акрополе и все героически погибли.

Заполнение таблицы по ходу урока:

Дата

Сражение

Результат сражения

1) 490 г до н.э.

2) 480 г. до н.э.

3) 480 г. до н.э.

Марафонская битва

Бой в Фермопильском ущелье

Саламинское сражение

Победа греков

Победа персов

Победа греков

Греческие военный суда.

Самый мощный и наиболее известный военный корабль в Древнем мире был изобретением греков, он назывался триерой. Став богатыми и могущественными, греческие города построили флот, состоящий из триер, чтобы господствлвать в Восточном Средиземноморье и вести войну с врагами.

В бою триеры наводили ужас на врагов, потому что они были быстроходными и маневренными. Хотя триеры были снабжены парусами, в битве они всегда шли на веслах, потому что так было легче приводить судно в движение, останавливать его и разворачивать. Гребцы разгоняли корабль по воде со скоростью 15 км/ч, это немного быстрее, чем может плыть лодка. Перед началом сражения паруса убирали, а мачты укладывали на палубу.

Команда триер насчитывала около 200 человек, большинство из них составляли гребцы. Название корабля произошло от латинских слов «три весла», потому что внутри корабля гребцы сидели на трех уровнях. На борту также были морские офицеры, рядовые воины, лучники и палубные матросы.

В 1985 году группа энтузиастов со всего мира, страстных поклонников древних кораблей, построила копию триеры в натуральную величину, которую назвали «Олимпиада». Строительство корабля помогло его создателям лучше понять, как сооружались и оснащались боевые суда в древности. Во время путешествия по морю группа любителей узнала о том, что собой представляла триера и ее команда.

«Олимпиада» находится на постоянной экспозиции в Новом Фалероне, неподалеку от порта Пирей в Греции.

У меня все, по данной теме. Имеются ли у Вас какие-либо вопросы по выше изложенному

5 этап: Организация первичного закрепления нового учебного материала.

Теперь повторим то, что мы свами прошли сегодя на уроке.

Беседа по вопросам:

- Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств – сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою Родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла).

- Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость).

6 этап: Организация домашнего задания.

Параграфы 34, 35 подготовить пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нашествие персидских войск на Элладу»

Данный урок может быть использован на уроках посвященных греко-персидским войнам....

Нашествие Персидских войск на Элладу.

История Древнего мира 5 класс.Тема посвящена нашествию персов на Элладу. Рассказать о двух величайших сражениях: при Фермопилах и о. Саламин и о победе греков над персами....

Разработка урока по истории "Нашествие персидских войск на Элладу"

Урок для учащихся 5 класса, разработан по требованиям ФГОС....

Конспект урока "Нашествие персидских войск на Элладу"

Цели урока:- Образовательные:v Обобщить, систематизировать, закрепить знания по предыдущей теме – «Марафонская битва»v Завершить формирование у учащихся представления о ходе, причинах и итоге греко-пе...

Урок истории в 5 классе «Нашествие персидских войск на Элладу»

Показана героическая борьба греческого народа за независимость своей родины - Эллады....

Презентация к уроку истории в 5 классе на тему "Нашествие персидских войск на Элладу""

   Самым героическим периодом в истории Греции были греко-персидские войны, когда Греция выдвинула героев, равных героям своей мифологии – Гераклу и Тесею. Персия в то время был...